Как бизнесу избежать налоговых проверок при работе с внештатным персоналом
РЕКЛАМА
Erid: F7NfYUJCUneLtX7fqEbE
© yupiramos / Фотобанк 123RF.com |
Острый дефицит кадров ставит перед бизнесом новые задачи. Когда на рынке труда просто физически не хватает рабочей силы, а производственная необходимость только растет, компании привлекают внештатный персонал – самозанятых, ИП и физлиц без специального налогового статуса. Это выгодное решение для бизнеса: между заказчиком и исполнителем нет трудовых отношений, у организации нет дополнительных обязанностей и кадровых расходов.
Но такое сотрудничество влечет некоторые риски. При некорректном оформлении документов налоговые органы могут переквалифицировать договор в трудовой. Компании грозят доначисления, штраф по ст. 5.27 КоАП РФ и пени. А с 1 января 2025 года в общем доступе появится реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Внесение компании в этот список влечет репутационные риски: контрагенты смогут найти в списке юрлицо или ИП перед началом сотрудничества и отказаться от совместной работы.
Как действует налоговая служба: система мониторинга
В ведомстве разработана специальная скоринговая система "Мобильное автоматизированное рабочее место" (МАРМ НПД). В режиме реального времени она анализирует более 20 параметров, в частности:
- сопоставляет выданные самозанятыми чеки со списком лиц, в адрес которых они пробиты;
- отслеживает частоту и сумму пробитых чеков;
- анализирует периодичность и продолжительность работы самозанятого с одним и тем же заказчиком;
- контролирует количество таких заказчиков у самозанятого и число сотрудников заказчика;
- среднюю заработную плату у работников заказчика, и пр.
После анализа всех параметров система присваивает риск-баллы и, если они превышают установленный порог, ФНС России направляет компании предупреждение о выявленных признаках маскировки трудовых отношений.
В группу риска с так называемыми "прямыми нарушениями" попадают заказчики, выплатившие доход самозанятым, которые ранее (менее двух лет назад) или в настоящее время являются работниками такого заказчика. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" такие доходы не признаются объектом налогообложения НПД, а значит подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
На что обращать внимание при сотрудничестве с внештатным исполнителем
В первую очередь, нужно проверить, нет ли между компанией и внештатным исполнителем-плательщиком НПД признаков трудовых отношений. Они перечислены в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 мая 2018 г. № 15. Проверить следует не только договоры с исполнителями, но и локальные акты.
Трудовые отношения | Сотрудничество с исполнителем на НПД |
Стабильность рабочих отношений | Чаще всего проектная занятость на определенный период |
Зависимость работника от работодателя: обеспечение техникой, работа на территории организации. Отношения руководитель – подчиненный | Исполнитель не зависит от заказчика. Равноправные отношения двух субъектов предпринимательской деятельности |
Есть график работы и отпусков, зарплата, соцгарантии, подчинение ПВТР | Нет графиков и соцгарантий. Не подчиняется ПВТР. Не зарплата, а оплата услуг/работ |
Выплаты работнику – единственный и (или) основной источник дохода | Как правило, есть несколько источников дохода: сотрудничает с разными клиентами одновременно |
Выполнение трудовой функции (проверка документов, ведение блога) | Конкретный результат работы (статья, дизайн обложки) |
Фигурирование имени работника в локальных документах компании (графики отпусков, инструкции и др.) | На исполнителя оформлены только договор, дополнительные соглашения к нему и акты выполненных работ |
Все в порядке, если в документах о сотрудничестве с внештатным персоналом больше признаков из второй колонки. В противном случае, у налоговой могут появиться вопросы.
Для снижения рисков переквалификации и оптимизации работы с внештатным персоналом, используйте сервис "Мои самозанятые". В нем есть конструктор договоров, автоматическая проверка налогового статуса контрагента и онлайн-подписание актов.
Вот еще некоторые показатели, на которые налоговая будет обращать внимание:
- установление ежемесячной определенной суммы оплата труда, которая не меняется в течение календарного года;
- договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
- обеспечение работодателем работника условиями труда;
- инфраструктурная зависимость (работы осуществляются материалами, инструментами, оборудованием и на территории Общества);
- централизованное предоставление отчетности в налоговый орган по телекоммуникационным каналам в один период либо по доверенности сотрудниками Общества.
Важно отметить, что подмена трудовых отношений выявляется не только с самозанятыми, но и с ИП. Закрепление в договоре с исполнителем требования об обязательной регистрации в качестве ИП не поможет избежать налоговой проверки. Даже наоборот, может стать явным "звоночком" для налоговой, особенно если после окончания сотрудничества исполнитель сразу прекратит деятельность ИП.
Что делать заказчику, чтобы отношения не переквалифицировали в трудовые
Вот несколько советов, которые помогут сделать работу с внештатными исполнителями безопасной и снизят риски:
- указывайте в договоре конкретный вид услуг и сроки их выполнения. Такие же услуги должны быть прописаны и в чеке;
- избегайте обязательного условия при заключении договора – получение статуса НПД;
- используйте четкие термины "заказчик" и "исполнитель", не фиксируйте в договоре график работы и другие элементы трудовых отношений;
- разнообразьте формы оплаты: она может быть фиксированной за заказ или зависящей от результата;
- проверяйте статус внештатного контрагента перед каждой выплатой;
- если передаете исполнителю для работы имущество, делайте это по акту приема-передачи на время проведения работ;
- не забывайте собирать чеки с исполнителей-плательщиков НПД и составляйте акт выполненных работ, храните его в течение 5 лет.
- используйте специальный сервис для работы с внештатным персоналом.
Если ваша компания пользуется услугами более десяти внештатных исполнителей, лучше автоматизировать этот процесс с помощью специальных сервисов. Так вы уменьшите нагрузку своего бухгалтера, снизите риски и будете уверены, что не допустили нарушений. Например, с помощью платформы "Мои самозанятые".
Сервис помогает бизнесу сократить на 30% расходы, связанные с привлечением внештатного персонала.
В сервисе есть всё, что нужно для удобной и безопасной работы с массовым внештатным персоналом:
- ЭДО (дистанционное подписание договоров и актов, сбор чеков с самозанятых за минуту);
- автоматическая проверка статуса плательщика НПД;
- моментальные массовые выплаты;
- контроль рисков штрафов и доначислений от ФНС;
- поддержка 24/7.
Оставьте заявку, и эксперт платформы "Мои самозанятые" покажет, как работает сервис.
Справка о компании
Платформа "Мои самозанятые" – это сервис для работы с самозанятыми, ИП и физлицами без специального налогового статуса.
В сервисе есть всё, что нужно для удобной и безопасной работы с массовым внештатным персоналом:
Платформа "Мои самозанятые" помогает компаниям снизить риски претензий от госорганов и сократить на 30% расходы, связанные с привлечением внештатного персонала.
В сервисе есть удобный маркетплейс исполнителей.
Также доступно API-решение: интеграция возможностей сервиса в бизнес-систему клиента (1С и др.)
Сайт: www.mysmz.ru