Новости и аналитика Аналитические статьи Налоговая реформа – 2: увеличение госпошлин, новые правила применения спецрежимов, продление льготных ставок по НДС

Налоговая реформа – 2: увеличение госпошлин, новые правила применения спецрежимов, продление льготных ставок по НДС

Налоговая реформа – 2: увеличение госпошлин, новые правила применения спецрежимов, продление льготных ставок по НДС
dmvasilenko77 /  Фотобанк 123RF.com

После недавних поправок в Налоговый кодекс, установивших в России прогрессивную шкалу НДФЛ, новый туристический налог и повысивших до 25% ставку налога на прибыль, законодатель решил продолжить налоговую реформу. В весеннюю сессию депутаты Госдумы и сенаторы успели рассмотреть и одобрить очередной пакет масштабных налоговых поправок.

Уже 8 августа 2024 года Владимир Путин подписал соответствующий Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса, Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Изменения вносятся в часть первую Налогового кодекса, а также в 18 глав его второй части. 

Ключевые поправки касаются:


Налоговое администрирование

Расширится понятийный аппарат НК РФ. В перечень терминов включат "документ, подтверждающий постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе", перечислив в его определении, какими документами можно подтвердить постановку или снятие с учета в налоговом органе. В первую очередь, речь идет о выписке из Единого государственного реестра налогоплательщиков, содержащей сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе организации или физлица по соответствующему основанию, установленному кодексом.

Там же говорится про выписки:

  • из ЕГРЮЛ, содержащие сведения о постановке на налоговый учет российской организации по месту нахождения самой компании или ее филиала (представительства) или иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории России через отделение;
  • из госреестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц, содержащие сведения о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через аккредитованные филиал, представительство;
  • из ЕГРИП, содержащие сведения о постановке на учет в налоговом органе ИП по месту его жительства.

При этом упоминания о свидетельстве и уведомлении о постановке на учет в налоговом органе из списка терминов исчезнут.

Кроме того, стоит отметить продление полномочий Правительства РФ на принятие специальных нормативных правовых актов в рамках налогового администрирования. Разрешение издавать такие акты было предоставлено кабмину временно и должно было закончиться в конце 2024 года. Но теперь решено продлить его еще на несколько лет. Это позволит кабмину и дальше – вплоть до 2028 года – оперативно издавать документы, предусматривающие:

  • приостановление, отмену или смещение сроков проведения мероприятий налогового контроля;
  • продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по ним), сборов, страховых взносов, в том числе сроков уплаты авансовых платежей по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество организаций;
  • продление сроков представления налоговых деклараций, отчетности или иных документов;
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений об их взыскании;
  • основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы налоговых деклараций, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов (сведений);
  • особенности взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) – организации, ИП или налогового агента – юрлица или предпринимателя.

Также до 2028 года Правительству РФ разрешено устанавливать дополнительные основания предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и менять порядок и условия ее предоставления. В части изменения сроков уплаты налоговых платежей (отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита) есть и еще одно изменение – новое полномочие ФНС России по утверждению дополнительных требований к имуществу, которое может быть предметом залога, и оценке платежеспособности лица для целей предоставления отсрочки или рассрочки.

Будет усовершенствован и электронный документооборот между налоговым органом и налогоплательщиком. Вводится единый срок – 6 рабочих дней, после которого направленный налоговым органом в электронной форме документ (например, требование об уплате налогов) будет считаться полученным налогоплательщиком. Этот срок будут исчислять со дня направления документа, который указан в подтверждении даты отправки электронного документа. А само подтверждение даты отправки электронного документа оператор электронного документооборота должен направить в налоговый орган не позже следующего за днем направления документа налогоплательщику дня. Такой порядок устанавливается по аналогии с тем, что сейчас действует при отправке документа заказным письмом.

Сократится перечень случаев приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации. Из него исключат неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган.

Часть поправок относится к вопросам проведения налогового мониторинга. Так, за счет отмены "пороговых" требований его проведения для организаций – бывших участников консолидированной группы налогоплательщиков, операторов лотерей, государственных и муниципальных учреждений, а также холдинговых структур расширяется круг его потенциальных участников. К слову, снизятся и сами общие "пороговые" требования: со 100 млн до 80 млн руб. – по суммам уплаченных налогов; с 1 млрд до 800 млн руб. – по суммам полученных доходов; с 1 млрд до 800 млн руб. – по величине активов. Кроме того, будет уточнен порядок проведения налогового мониторинга для участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений в части проверки фактических затрат, по которым предусмотрено предоставление мер господдержки.

Также в числе изменений, касающихся налогового администрирования:

  • повышение со 100 руб. до 300 руб. минимальной общей суммы налогов, исчисленных налоговым органом, при которой налогоплательщику не направляется налоговое уведомление;
  • пролонгация на 2024 год "льготной" ставки пени для организаций в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, которую связывают с увеличением размера ключевой ставки;
  • централизованная передача в ФНС России сведений о многодетных семьях для предоставления им налоговых льгот по имущественным налогам в беззаявительном порядке;
  • продление моратория на применение штрафных санкций за непредставление налогоплательщиком – контролирующим лицом документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК из недружественных стран.

Наконец, предусматривается оптимизация количества "нулевой" налоговой отчетности, которую хозяйствующим субъектам нужно сдавать в налоговый орган. Это сделано для снижения административной нагрузки на бизнес.


НДС

Законом расширяется список случаев освобождения от налогообложения НДС. В него включены:

  • услуги по предоставлению в аренду автомобилей скорой медпомощи с экипажем (водителем) медорганизациям государственной и муниципальной систем здравоохранения для оказания ими услуг скорой медицинской помощи населению;
  • услуги по перевозке автомобилями скорой медпомощи бригад скорой медпомощи, включая медицинскую эвакуацию граждан, по договорам с медорганизациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в рамках оказания услуг скорой медицинской помощи населению.

В числе операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на территории России, также окажутся услуги по обращению с ТКО, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами. Но при условии приобретения налогоплательщиками таких услуг у региональных операторов по обращению с ТКО.

Между тем из перечня операций, освобождаемых от налогообложения, исчезнут операции по:

  • выполнению работ в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации таких программ (проектов), включая работы по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры и работы по созданию, строительству и содержанию центров профпереподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • предоставлению услуг по проведению технического осмотра, оказываемых операторами ТО.

Поправками предусмотрено и продление льготных ставок для:

  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа из Крыма, Севастополя, Калининградской области или Дальневосточного федерального округа – ставка НДС в размере 0% будет действовать не до начала 2025 года, а до 1 января 2028 года;
  • услуг по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа через аэропорты Московского авиационного узла – ставку в размере 10% разрешат применять до 31 декабря 2027 года.

Кроме того, расширится перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, за счет включения в него операций по:

  • передаче на безвозмездной основе движимого имущества, оказанию услуг по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества НКО – благотворительного фонда или автономной НКО, образовательной НКО, оказывающей несовершеннолетним детям и детям-сиротам, детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, на безвозмездной основе образовательные услуги;
  • выполнению работ (оказание услуг) на безвозмездной основе автономной НКО по эксплуатации и ремонту такого движимого и недвижимого имущества.

Но есть оговорка – получаемые образовательной НКО доходы, подлежащие налогообложению налогом на прибыль организаций, не должны превышать 1% от суммы целевых поступлений на содержание этой образовательной НКО и ведение ею уставной деятельности. Значение учитывается за налоговый период по налогу на прибыль организаций.

Изменения по НДС начнут действовать через месяц после официального опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по этому налогу.


Налог на прибыль организаций

По этому налогу расширится перечень необлагаемых доходов. В него включат полученные суммы прекращенных в 2024-2025 годах обязательств по договору купли-продажи акций российских организаций, продавцом по которому является иностранная организация. Эти доходы не будут облагать налогом в случае принятия решения о прощении долга. То же касается обязательств, связанных с выплатой иностранному участнику действительной стоимости доли в связи с его выходом или исключением из состава общества в 2022-2025 годах. Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года. Кроме того, скорректированы особенности учета доходов в виде процентов, начисленных по долговым иностранным ценным бумагам.

До конца 2026 года установлены особенности учета доходов и расходов, полученных от предписанных судами после 5 марта 2022 года взысканий с иностранных организаций из недружественных стран, а также российских компаний, являющихся их солидарными ответчиками. При этом особый порядок признания для целей налогообложения прибыли курсовых разниц, возникших в 2022-2024 годах, продлен на 2025-2027 годы.

Из состава необлагаемых доходов исчезнут безвозмездно перечисленные денежные средства энергосбытовой организации, поставляющей электроэнергию на территории новых регионов, в целях возмещения затрат. Размер последних определит Правительство РФ или ФАС России. Такие средства войдут в состав прочих расходов для целей исчисления налога на прибыль. Норма тоже распространяется на правоотношения, возникшие с начала этого года.

Кроме того, при исчислении налога на прибыль не будут учитывать доходы в виде имущества, полученного акционерным обществом, осуществляющим функции по управлению территорией опережающего развития. То же касается дочерних хозяйственных обществ, если им переданы отдельные функции управляющей компании.

Часть изменений затронет порядок учета убытков и их переноса на будущие налоговые периоды при налогообложении прибыли организаций. Например, с 1 января 2025 года действующее ограничение по переносу убытков по некоторым видам деятельности распространено на любую деятельность, прибыль от которой подлежит налогообложению по ставке 0%. А для компаний, применяющих преференциальные налоговые режимы, отменено 50% ограничение по переносу убытков, полученных после 1 января 2025 года. Кроме того, уточняется порядок уменьшения суммы налога на прибыль на сумму торгового сбора – предусматривается возможность уменьшения налога независимо от факта уплаты сбора. Такое положение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.

В числе поправок также:

  • исключение условия о составе активов организации (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории России), необходимого для применения ставки по налогу на прибыль 0% при реализации небольших пакетов акций (не более 1% от общего количества);
  • уточнение условия применения льготной налоговой ставки российскими компаниями, осуществляющими деятельность в области IT-технологий, в части невозможности ее применения иностранной организацией, за исключением КИК;
  • предоставление регионам возможности продлевать на год срок осуществления инвестиций международными холдинговыми компаниями для применения пониженных ставок по налогу;
  • установление возможности для плательщиков КИК использовать для целей определения прибыли данные финансовой отчетности, составленной по Международным стандартам при условии, что в отношении такой организации действовали запреты и ограничения, введенные иностранными государствами, или в случае местонахождения иностранной организации в недружественных странах.

Наконец, из НК РФ исключаются некоторые неактуальные нормы, которые вводились как временные и для которых устанавливались конкретные сроки применения (например, ковидные).


Специальные налоговые режимы

В рамках изменений по спецрежимам ИП, применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", разрешат учитывать в составе расходов страховые взносы. А из состава доходов при применении ЕСХН, УСН и ПСН исключат доходы в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд. Между тем при определении остаточной стоимости основных средств в целях применения УСН не будут учитывать стоимость российского высокотехнологичного оборудования – по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Здесь же предусмотрены послабления для налогоплательщиков из новых субъектов РФ. Те из них, местом нахождения (жительства) которых на дату регистрации ККТ являлась территория ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской области, смогут уменьшить сумму налога по УСН и ПСН за налоговый период 2024 или 2025 года на сумму расходов по приобретению ККТ (но в пределах 28 тыс. руб.). Это должно стимулировать их к добровольному применению контрольно-кассовой техники в рамках интеграции в правовое поле России.

Регионам предоставлено право вплоть до 2027 года вводить "налоговые каникулы" для бизнесменов, устанавливая "нулевую" ставку по УСН и ПСН для вновь зарегистрированных ИП. Уточняются и отдельные параметры АУСН и НПД – плательщикам НПД предоставлена возможность перейти на ПСН и АУСН в случае утраты ими права на применение НПД. А о прекращении применения УСН и ЕСХН при переходе на НПД можно будет уведомить проще – через приложение "Мой налог".


Страховые взносы

Поправками предусмотрена возможность применения пониженных тарифов страховых взносов для организаций из сферы информационных технологий, входящих в одну группу, только российскими организациями, а также только теми иностранными компаниями, контролирующими лицами которых являются российские организации или граждане.

Законом расширяются основания для применения пониженных тарифов страховых взносов социально-ориентированными НКО. В объеме "профильных" доходов будут также учитывать доходы, получаемые ими по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.

Ограничивается срок направления в налоговые органы заявления об освобождении от уплаты страховых взносов за периоды, в которые плательщик не осуществлял деятельность ("нестраховые" периоды). Такое заявление можно будет подать в течение трех лет.

Поправками предусмотрено, что при определении размера дохода для целей уплаты страховых взносов ИП, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой и уплачивающими НДФЛ, учтут профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ. Это позволит снизить нагрузку на данную категорию плательщиков.

Также законом установлен размер страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам. На 2025 год они составят 53 658 руб., на 2026 год – 57 390 руб., на 2027 год – 61 154 руб. в совокупном фиксированном размере. Такие суммы будут актуальны при величине дохода плательщика за расчетный период не более 300 тыс. руб. Если доходы превысят это значение, то взносы на ОПС с суммы сверх этой будут уплачиваться в размере 1%, но не более 300 888 руб. за расчетный период 2025 года, 321 818 руб. за расчетный период 2026 года, 342 923 руб. за расчетный период 2027 года.


НДФЛ

Законом скорректированы особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды. В частности, от НДФЛ освобождаются доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, которые сотрудник получил от своего работодателя на условиях программ льготного кредитования с господдержкой. Предусмотрено признание дохода в виде материальной выгоды при приобретении долей участия в уставном капитале по цене ниже рыночной. Также уточнен порядок расчета НДФЛ с материальной выгоды по займам в рублях – для этого будут использовать минимальное значение ключевой ставки Банка России из действовавших на дату выдачи кредита и на дату уплаты процентов по нему.

В части налогообложения процентных доходов по долгосрочным вкладам теперь можно будет перенести на будущее часть суммы необлагаемого процентного дохода, которая не использована в текущем налоговом периоде. Напомним, сумма процентов рассчитывается как произведение 1 млн руб. и максимального значения ключевой ставки из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в налоговом периоде. Если такая сумма превысит размер доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение этого налогового периода по всем вкладам, то величина такого превышения может уменьшать вплоть до нуля налоговую базу в следующих налоговых периодах, в которых налогоплательщиком получены доходы в виде процентов. Но это касается только вкладов со сроком действия более 15 месяцев, по которым выплата процентов производится в конце срока действия вклада.

Вводится бездекларационный механизм расчета НДФЛ в отношении доходов от продажи недвижимости – налоговый орган будет исчислять подлежащую уплате сумму налога самостоятельно по данным Росреестра. Напомним, сейчас НК РФ обязывает налогоплательщика при продаже недвижимости до истечения предельного минимального срока владения ею задекларировать полученный доход даже при "нулевой" налоговой базе. Непредставление декларации или представление ее с нарушением срока грозит привлечением к налоговой ответственности. Новый механизм позволит исключить такие случаи – налоговый орган сам рассчитает налог и направит налогоплательщику уведомление.

При этом доходы в виде жилого помещения (земельного участка), полученного из государственной или муниципальной собственности с частичной оплатой, освободят от налогообложения. Также уточнят правила освобождения от налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перераспределения, перепланировки и реконструкции) ранее приобретенного жилья. Если речь идет о разделе, объединении, перепланировке или реконструкции ранее приобретенных жилых помещений, выделе доли из исходного жилого помещения, то при продаже в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением вновь образованных жилых помещений, разрешат включать расходы на приобретение исходного жилья. А при продаже жилых помещений или доли в них, образованных в результате раздела исходного помещения, расходы на приобретение последнего можно будет учесть пропорционально площади каждого жилого помещения, образованного в результате раздела.

Что касается доли в объекте недвижимого имущества, приобретенной за счет средств маткапитала, то появится единый срок владения для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации такого жилого помещения. Срок нахождения этой доли в собственности налогоплательщика будут исчислять с даты приобретения объекта в собственность.

При этом регионы получат право уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества для целей налогообложения независимо от оснований их приобретения. Например, предусматривать не 5-летний, как сейчас, а 3-летний срок. Сейчас на такое право есть ограничения.

Предусматривается совершенствование механизма налогового агентирования. В частности, налоговым агентам предоставляется возможность учета расходов налогоплательщика. В целях совершенствования механизмов администрирования НДФЛ законом вводится порядок перерасчета суммы налога налоговым органом по заявлению налогоплательщика.


Налоговые вычеты

Изменения в части налоговых вычетов касаются:

  • стандартного вычета на детей – повышенный размер вычета в сумме 12 тыс. руб. распространен на детей, являющихся инвалидами с детства;
  • инвестиционного налогового вычета по НДФЛ – его можно будет получить в размере положительного финансового результата при владении более 3 лет государственными ценными бумагами РФ, субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами;
  • профессиональных налоговых вычетов – право на их применение предоставлено физлицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юрлица, не зарегистрированным в качестве ИП (для них предусмотрен вычет в размере 20% общей суммы доходов при отсутствии возможности документального подтверждения расходов).

Еще одна поправка – исключение возрастного ограничения на социальный налоговый вычет на лечение детей (подопечных), признанных судом недееспособными. Вычет в сумме расходов на оплату медуслуг, оказанных недееспособным подопечным и детям (в том числе усыновленным) будут предоставлять независимо от возраста пациентов. То же касается лекарств для медприменения, назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за свой счет. Сейчас возраст ограничен 18 годами или 24 годами для обучающихся по очной форме обучения.


Имущественные налоги

Во-первых, расширен список категорий, которым предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. В него включены участники СВО, а именно:

  • лица, проходящие службу в войсках нацгвардии РФ и имеющие специальные звания полиции, сотрудники ОВД;
  • граждане, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании или контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ;
  • лица, выполняющие возложенные на них задачи на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в период проведения спецоперации (сотрудники Следственного комитета РФ, федеральной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения; сотрудники ОВД, прокурорские работники);
  • лица, проходящие службу в войсках нацгвардии и имеющие специальные звания полиции, сотрудники ОВД, содействующие ФСБ России на примыкающих к районам СВО участках.

Льготы распространены также на членов семей участников СВО (из числа перечисленных категорий, а также мобилизованных, ветеранов боевых действий, погибших бойцов). Ими смогут воспользоваться супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими совершеннолетия, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, и иждивенцы.

Новые льготы для участников СВО и членов их семей будут применяться за налоговые периоды начиная с 2022 года.

Во-вторых, меняется порядок перерасчета ранее исчисленных имущественных налогов и сроки их уплаты после перерасчета. С 2025 года перерасчет будут производить по заявлению физлица при наличии оснований для него. Форма заявления о перерасчете налогов станет единой независимо от оснований для перерасчета (будь то предоставление налоговой льготы, установление кадастровой стоимости недвижимости в размере ее рыночной стоимости или уточнение периода владения объектом налогообложения). Заявление можно будет направить в любой налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, МФЦ, сайт ФНС России, по почте или лично. Его рассмотрят в течение 30 дней и направят налогоплательщику уведомление о перерасчете налога или мотивированное сообщение об отказе в этом. Без заявления перерасчет налога смогут провести проактивно исходя из сведений, полученных налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия. Налог, исчисленный по результатам перерасчета, нужно будет уплачивать в срок не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором сформировано налоговое уведомление в связи с перерасчетом.

Также расширится информационное взаимодействие налоговых органов с органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Это нужно для получения сведений, подтверждающих использование земельных участков не по целевому назначению. Станет оперативнее и информирование организаций, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве или принято решение о предстоящем их исключении из ЕГРЮЛ, о суммах исчисленных имущественных налогов.

С 2025 года изменится и налогообложение отдельных видов недвижимости.


Государственные пошлины

Одно из значимых изменений связано с индексацией размера государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суд. Это касается госпошлин за совершение ряда юридически значимых действий – по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями. Для некрупных исков с 8 сентября 2024 года размер госпошлины изменится незначительно, а для крупных будет дифференцирован в зависимости от цены иска.

О некоторых изменениях можно узнать из таблицы.

Юридически значимое действие Размер госпошлины
  Было Станет
По делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:    
до 100 000 руб. до 20 000 руб. – 4% цены иска, но не менее 400 руб., от 20 001 руб. до 100 000 руб. – 800 руб. + 3% суммы, превышающей 20 000 руб. 4 тыс. руб.
от 100 001 руб. до 300 тыс. руб. от 100 001 руб. до 200 000 руб. – 3 200 руб. + 2% суммы, превышающей 100 000 руб. 4 тыс. руб. + 3% суммы, превышающей 100 тыс. руб.
от 100 001 руб. до 300 тыс. руб. от 100 001 руб. до 200 000 руб. – 3 200 руб. + 2% суммы, превышающей 100 000 руб. 4 тыс. руб. + 3% суммы, превышающей 100 тыс. руб.
от 300 001 руб. до 500 000 руб. от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – 5 200 руб. + 1% суммы, превышающей 200 000 руб. 15 000 руб. + 2% суммы, превышающей 500 000 руб.
от 1 000 001 руб. до 3 000 000 руб. свыше 1 000 000 руб. – 13 200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. 25 000 руб. + 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.
от 3 000 001 руб. до 8 000 000 руб.  13 200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. 45 000 руб. + 0,7 % суммы, превышающей 3 000 000 руб.
от 8 000 001 руб. до 24 000 000 руб. 13 200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. 80 000 руб. + 0,35% суммы, превышающей 8 000 000 руб.
от 24 000 001 руб. до 50 000 000 руб. 13 200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. 136 000 руб. + 0,3% суммы, превышающей 24 000 000 руб.
от 50 000 001 руб. до 100 000 000 руб. 13 200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. 214 000 руб. + 0,2% суммы, превышающей 50 000 000 руб.
свыше 100 000 000 руб. 13 200 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб. 314 000 руб. + 0,15% суммы, превышающей 100 000 000 руб., но не более 900 000 руб.
при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера:    
для физических лиц  300 руб. 3 000 руб.
для организаций  6 000 руб. 20 000 руб.
при подаче искового заявления о расторжении брака  600 руб. 5 000 руб.
при подаче административного искового заявления об оспаривании НПА госорганов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, госкорпораций, должностных лиц, при подаче административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ и т. п., а также при подаче иска об оспаривании актов федеральных госорганов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:    
для физических лиц 300 руб. 4 000 руб.
для организаций 4 500 руб. 20 000 руб.
при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:    
для физических лиц 300 руб. 3 000 руб.
для организаций 2000 руб. 15 000 руб.
при подаче заявления по делам особого производства 300 руб. 3 000 руб.
при подаче заявления об обеспечении иска, в том числе иска, рассматриваемого в третейском суде, о замене обеспечительной меры, об отмене обеспечения 300 руб. 10 000 руб.
По делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством РФ, арбитражными судами
при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:    
до 100 000 руб. 4% цены иска, но не менее 2 000 руб. 10 000,00 руб.
от 100 001 руб. до 1 000 000 руб. от 100 001 руб. до 200 000 руб. – 4 000 руб. + 3% суммы, превышающей 100 000 руб.;
от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – 7 000 руб. + 2% суммы, превышающей 200 000 руб.
10 000 руб. + 5% суммы, превышающей 100 000 руб.
от 1 000 001 руб. до 10 000 000 руб. от 1 000 001 руб. до 2 000 000 руб. – 23 000 руб. + 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.;
свыше 2 000 000 руб. – 33 000 руб. + 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.
55 000 руб. + 3% суммы, превышающей 1 000 000 руб.
от 10 000 001 руб. до 50 000 000 руб. 33 000 руб. + 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. 325 000 руб. + 1% суммы, превышающей 10 000 000 руб.
свыше 50 000 000 руб. 33 000 руб. + 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. 725 000 руб. + 0,5% суммы, превышающей 50 000 000 руб., но не более 10 000 000 руб.
при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, не содержащего требования о возврате исполненного по сделке или о присуждении имущества, а также искового заявления по спорам о признании сделок
недействительными, не содержащего требования о применении последствий недействительности сделок:
   
для физических лиц 6 000 руб. 15 000 руб.
для организаций 6 000 руб. 50 000 руб.
при подаче заявления о вынесении судебного приказа 50% размера госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера 50% размера госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера, но не менее 8000 руб.
при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера:    
для физических лиц в размере госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера 15 000 руб.
для организаций в размере госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера 50 000 руб.
при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом)*:    
для физических лиц 300 руб. 10 000 руб.
для организаций 6 000 руб. 100 000 руб.


*При обращении должника с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) государственная пошлина не взимается

Некоторые размеры госпошлин сохранятся – например, за подачу заявления по делам о взыскании алиментов по-прежнему придется заплатить 150 руб., а за подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок – 300 руб. для физлиц и 6 тыс. руб. для организаций.

Также введут новые госпошлины за ряд действий – например, 10 тыс. руб. при подаче заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А при подаче кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд РФ, а также жалобы на определение судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании физлицам придется заплатить 7 тыс. руб., а организациям – 25 тыс. руб. Это актуально в рамках дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями. Если же жалоба подается в рамках дела, рассматриваемого Верховным Судом РФ по правилам арбитражного процессуального законодательства или арбитражными судами, то тарифы будут выше – 30 тыс. и 80 тыс. руб. соответственно.

Подача заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам теперь обойдется в 30 тыс. руб. Госпошлина при подаче апелляционной жалобы, частной жалобы, а также при подаче кассационной жалобы на судебный приказ предусмотрена для физлиц в размере 3 тыс. руб, для юрлиц – 15 тыс. руб., а при подаче обычной кассационной жалобы – 5 тыс. и 20 тыс. руб. соответственно.

Инициаторы поправок поясняли, что увеличение размера пошлин необходимо для снижения нагрузки на судебную систему и пресечения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников споров, в том числе в рамках процедур обжалования. Изменения призваны повысить качество правосудия и гарантии защиты процессуальных прав граждан.

При этом все действующие льготы по уплате госпошлины (освобождение, отсрочки и рассрочки уплаты) сохранятся. А некоторые даже будут расширены. Например, по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявителя освободят от уплаты госпошлины в полном размере, а по искам имущественного характера, связанным с защитой прав на единственное жилье, дадут скидку 70% от ее размера. При этом в рамках дела о банкротстве не придется уплачивать госпошлину: гражданам, в отношении которых введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), – по отдельным обособленным спорам; кредиторам – по требованиям о включении в реестр требований кредиторов, если таковые подтверждены вступившими в законную силу актами суда.

Кроме того, в законе оговорено, что если в судебном споре выиграет истец, то его судебные издержки, связанные с уплатой госпошлины, лягут на ответчика. А при условии отсрочки требовать от ответчика возмещения расходов на госпошлину от имени государства будут исполнительные органы.


Иные поправки

В числе других поправок можно отметить включение в НК РФ новой статьи об ответственности российских банков за непредставление информации о суммах выплаченных процентов по вкладам (остаткам на счетах). Это повлечет штраф в размере 1 тыс. руб. за каждый случай непредставления. Данная норма распространяется также на Банк России и госкорпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в отношении банков.

Также у физлиц, не являющихся ИП, появится возможность в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах указывать вместо ИНН или своих персональных данных номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении России.


Налоговая реформа – 2025: что изменится с 1 января


Рассматриваемые поправки приняты в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ. Многие из них вступили в силу уже 8 августа 2024 года. Другие начнут действовать позже. Например, поправки, касающиеся повышения размеров госпошлин, заработают с 8 сентября 2024 года. А нормы, совершенствующие электронный документооборот между налоговым органом и налогоплательщиком, – с 15 февраля 2025 года.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также: