Торговля через маркетплейсы: правила взаимодействия продавцов и покупателей
© showcake / Фотобанк 123RF.com |
В этом материале
Современная торговля давно вышла за рамки обычных торговых центров и переместилась в том числе на цифровые платформы. Сейчас на маркетплейсах можно приобрести практически любой товар – от пуговиц до строительных материалов. По статистике, озвученной на XII Международном юридическом форуме, торговый оборот интернет-платформ в России в 2022 году составил 2,5 трлн руб., а в 2023 – уже 6,4 трлн руб.
При этом вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов в российском законодательстве остается на повестке дня. Прежде всего это необходимо для бизнеса, которому важно знать требования к торговле на цифровых платформах, существующие особенности работы интернет-рынков, допустимые системы налогообложения и т. д.
Портал ГАРАНТ.РУ подготовил обзор, который поможет найти ответы на актуальные вопросы в этой сфере предпринимательства.
Требования к деятельности маркетплейсов: варианты регулирования
Из действующих правовых актов можно отметить:
- Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 250-ФЗ);
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 381-ФЗ);
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-I).
Федеральный закон № 250-ФЗ, принятый еще в 2018 году, ввел в Закон № 2300-I понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)", т. е. посредника между продавцами и покупателями (применительно к торговле). Сейчас торговые онлайн-площадки (маркетплейсы) квалифицируют по Закону № 2300-I как агрегаторов информации о товарах или услугах. На них потребитель может выбрать нужную вещь, узнать основные характеристики и приобрести ее. Закон № 381-ФЗ в гл. 2 регламентирует общие требования к организации торговли, которые распространяются и на маркетплейсы: предприниматели могут сами определять ассортимент продаваемых товаров, цены на них, вид торговли и т. д.
В указанных нормативных актах понятие маркетплейса не установлено. Кроме того, в них не указаны: обязанности продавца, права покупателя, что должен содержать договор между интернет-платформой и продавцом и т. д. Это обуславливает необходимость обновления правового регулирования. Она вызвана и определенным количеством нерешенных вопросов, связанных с ответственностью цифровых рынков.
МНЕНИЕ
Фото: личный архив эксперта |
Артем Кирьянов, депутат, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике:
"Мы видим целый ряд проблем, с этим связанных, жалоб, которые поступают как от продавцов, так и от покупателей. Это:
- отсутствие или очень низкий контроль за качеством происхождения представленной продукции;
- навязывание площадкой продавцам и сотрудникам служб выдачи, владельцам пунктов выдачи, правил этой площадки в одностороннем порядке;
- отсутствие четких критериев для доступа продавца на площадку;
- отсутствие контроля за продавцами-однодневками, которые появляются и исчезают;
- непрозрачность ценообразования;
- спекуляции между предложением и спросом;
- условия доставки, а также трудности возврата и обмена товаров.
При этом, как правило, пользователи осуществляют предварительную оплату товара. Все это те претензии, которые поступают в адрес маркетплейсов, и которые, к сожалению, пока тяжело регламентировать".
Внесение изменений в существующие нормы
Вопрос о принятии закона, регулирующего взаимоотношения продавцов и покупателей на торговых платформах, постоянно находится в стадии обсуждения. Это обусловлено постоянным ростом торгового оборота и популярности интернет-платформ. На сегодняшний день в Госдуме на рассмотрении находится два законопроекта: № 445923-8 и № 568223-8.
Первый1 из них был внесен еще в сентябре 2023 года, но до сих пор так и не рассмотрен в первом чтении. Он предлагает внесение изменений в действующие нормативные акты: Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей".
Среди предлагаемых им поправок можно выделить следующие:
- устанавливается понятие маркетплейса. Под ним предлагают понимать программу или сайт, с помощью которого потребитель может ознакомиться с необходимым товаром и приобрести его. При этом оплатить товар покупатель сможет как онлайн, так и наличными;
- вводятся определения владельца маркетплейса, продавца, пункта выдачи заказов (далее – ПВЗ). Разработку правил их взаимодействия планируется возложить на Правительство РФ;
- владелец маркетплейса должен будет размещать на сайте цифровой торговой платформы данные о договорах с владельцами ПВЗ и продавцами;
- предлагают запретить ограничивать доступ продавцов и владельцев ПВЗ к их личным кабинетам на маркетплейсе. Исключение – ситуация, когда в него незаконно вошли третьи лица;
- менять условия договора с маркетплейсом можно будет только по соглашению сторон не чаще одного раза в год, при условии уведомления контрагента не менее чем за 30 календарных дней до даты изменения;
- потребителю будет предоставлено право при наличии в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, предъявлять к маркетплейсу такие же требования, что и к продавцу.
Принятие отдельного федерального закона
Второй (более объемный) законопроект2 внесли в марте 2024 года. Он предполагает регулирование отношений между собственниками агрегаторов информации о товарах (маркетплейсов), продавцами и владельцами ПВЗ посредством отдельного федерального закона. В случае принятия закон вступит в силу 1 марта 2025 года.
Среди новшеств можно выделить следующие:
- предлагается закрепить понятие агрегатора информации о товарах (маркетплейса), а также положение о том, что они не оказывают услуги по продвижению товара;
- устанавливается запрет на назначение выплат за возврат товара (компенсационные платежи);
- вводятся требования к договору об оказании услуг маркетплейса. В частности, в нем необходимо устанавливать ответственность сторон, порядок реализации товара, перечень оказываемых услуг и др.;
- закрепляются обязательства и ответственность маркетплейсов (например: указывать сведения о продавцах, не размещать запрещенные товары, рассматривать жалобы и обращения потребителей и др.);
- для маркетплейсов, занимающих значимое положение на рынке, предусматривается запрет на создание дискриминационных условий в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Одной из основных проблем маркетплейсов является качество продаваемого товара. Например, согласно статистике, 42% россиян возвращали на торговые площадки купленную одежду. Внесенный проект нормативного акта призван минимизировать данную проблему. "Что касается качества товаров: законопроект устанавливает, что в тех случаях, когда маркетплейс является продавцом собственного товара, распространяются требования законодательства о защите прав потребителей. Это значит, что потребитель может предъявить все предусмотренные законодательством требования маркетплейсу. В отношении товаров других продавцов, где маркетплейс выступает как витрина, ответственность несет продавец товаров", – пояснял один из авторов законопроекта, Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Регулирование деятельности маркетплейсов с помощью Цифрового кодекса
Разработка и принятие Цифрового кодекса сейчас активно обсуждается. При этом до сих пор не решен вопрос о его составляющих (блоках), а также не определен круг отношений, которые он будет регулировать. Артем Кирьянов считает, что взаимодействие покупателей, продавцов, а также правообладателей маркетплейсов необходимо регулировать нормами Цифрового кодекса: "Что касается маркетплейсов, учитывая растущую популярность данного вида интернет-торговли и получения различного рода услуг, безусловно, необходимо законодательно регулировать в целом этот процесс, а не точечно, внося изменения в отдельные законодательные акты. Для регулирования этой среды и необходим Цифровой кодекс. Он будет призван не просто законодательно закрепить правила электронной торговли, в том числе работы на так называемых маркетплейсах, но и в целом обозначить общие критерии, границы и зоны ответственности при осуществлении различных операций в интернете".
Таким образом, деятельность маркетплейсов до сих пор прямо не урегулирована законодательством, не установлено даже понятие такой торговой площадки. Эксперты отмечают, что маркетплейс сейчас трудно отличить от классифайда или от экосистемы. На сегодняшний момент к маркетплейсам возникает целый ряд вопросов, связанных с тем, что, к сожалению, владельцы подобных площадок не воспринимают себя в качестве субъекта ответственности для претензий всех задействованных в осуществлении подобных торговых сделок. Вместе с тем, именно на этих площадках осуществляется заказ, осуществляется оплата, осуществляется логистика доставки.
Правила и ограничения на цифровых торговых платформах
Работать на торговых интернет-площадках могут все, однако они подходят не для любого вида бизнеса. Например, продавцам, реализующим следующие виды товаров, маркетплейс не выгоден:
- товаров класса "люкс" – дорогих часов, аксессуаров и др.;
- вещей, для приобретения которых может потребоваться консультация (медицинское оборудование, какая-либо техника и др.);
- определенных продуктов, срок хранения которых ограничен, и т. д.
Поскольку данные товары являются специфическими, то и спрос на них есть далеко не у всех покупателей. Поэтому реализовывать их через маркетплейс может быть экономически не выгодно.
На интернет-платформах нельзя продавать такие товары, как алкоголь, табачная и никотинсодержащая продукция и др. (п. 5 постановления Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом").
Как лучше всего платить налоги, работая через маркетплейсы? Продавец может использовать одну из пяти налоговых систем – основная система налогообложения (ОСН), упрощенная система налогообложения (УСН), налог на профессиональный доход (НПД). Выбирать конкретную систему необходимо исходя из специфики конкретного продавца. Например, если предприниматель реализует продукцию собственного производства, то для него оптимален НПД. Чаще всего товары через маркетплейс продают ИП и самозанятые.
На маркетплейсах нельзя использовать автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН). Этот режим не могут применять компании и ИП, которые работают по агентским и комиссионным договорам, а маркетплейс как раз выступает в роли агента.
При размещении товаров на маркетплейсах последние взимают с продавцов определенную сумму – комиссию. Она зависит от конкретного товара, группы, к которой принадлежит товар (например, "Красота и здоровье"), а также от схемы работы с торговой площадкой, которую выбрал продавец. Назовем 3 самых распространенных из них: FBS – торговля со склада продавца, FBO – продажи со склада маркетплейса, DBS – доставка товаров магазином (силами продавца). Более наглядно разница между комиссиями при использовании этих схем на примере некоторых товаров представлена в таблице3.
Название товара | Маркетплейс | FBS | FBO (на Яндекс Маркете – FBY) | DBS (на Озон – Real FBS) |
Обувь | Озон | 19% | 13% | 19% |
Яндекс Маркет | 22,5% | 19,5% | 22,5% | |
Мобильные телефоны | Озон | 11% | 10% | 11% |
Яндекс Маркет | 9,5% | 8,5% | 9,5% | |
Витамины и добавки | Озон | 18% | 17% | 18% |
Яндекс Маркет | 17,5% | 17,5% | 17,5% | |
Бытовая химия | Озон | 15% | 14% | 15% |
Яндекс Маркет | 12% | 10% | 12% |
Старт работы на маркетплейсе: плюсы и недостатки
Работа через маркетплейсы позволяет продавцам определенных товаров получить значительную выгоду. Например – торговля на известной интернет-площадке. Как правило, аудитория интернет-платформы понимает, что конкретный маркетплейс продает проверенный и качественный продукт, и относится к товарам более лояльно. Среди некоторых других плюсов:
- свободный доступ на рынок. Продавать товары на маркетплейсах можно даже без создания юрлица или получения статуса ИП – достаточно оформить самозанятость. Однако, при получении этого статуса торговать на маркетплейсах можно только продукцией собственного производства;
- нет необходимости создавать свой интернет-магазин или арендовывать помещение;
- информация о количестве продаж, недостатке товаров, спросе и др., которую можно получить в доступном и понятном виде.
Наряду с плюсами торговля через маркетплейсы имеет и ряд недостатков. Это:
- конкуренция. Многие товары на маркетплейсах продаются с большими скидками, что побуждает продавцов других товаров также снижать цены;
- комиссия. При размещении товаров на торговых интернет-платформах последние взимают определенную комиссию в зависимости от вида товара, особенностей его хранения, логистики, различных финансовых операций и т. д. – у каждого маркетплейса собственные правила;
- зависимость от платформы. В зависимости от конкретного маркетплейса для продавцов предусмотрены разные санкции. Например, у Вайлдберриз существует перечень штрафов за конкретные нарушения. За размещение продавцом на портале предложения о продаже или передача продавцом Вайлдберриз (в том числе курьеру или иному представителю компании) запрещенного товара грозит штраф в размере 100 тыс. руб. за один факт нарушения.
Обратим внимание, что за невыполнение условий платформы может быть наложен штраф, но его можно оспорить в суде.
Подведем итоги. Торговля на маркетплейсах сегодня набрала большие обороты и продолжает развиваться. Вполне вероятно, что впоследствии они смогут полностью заменить магазины, торговые центры и т. д. Это требует отдельного правового регулирования, на что и направлены указанные законопроекты. Цифровые торговые платформы создают новые возможности для развития бизнеса. Более того, расширение маркетплейсов уже сейчас демонстрирует монополизацию рынка электронной торговли, что противоречит существующему антимонопольному законодательству. Возможно, принятие цифрового кодекса или отдельного федерального закона поможет решить вопрос регулирования деятельности интернет-рынков в дальнейшем.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 445923-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 568223-8 "О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 Информация взята с официальных сайтов маркетплейсов: https://seller-edu.ozon.ru/commissions-tariffs/legal-information/full-actual-commissions#1 и https://yandex.ru/support2/marketplace/ru/introduction/rates/listing-fees#computers.