Новости и аналитика Аналитические статьи Поддержка МСБ в период распространения COVID-19: достаточно ли принятых мер и легко ли их получить?

Поддержка МСБ в период распространения COVID-19: достаточно ли принятых мер и легко ли их получить?

Поддержка МСБ в период распространения COVID-19: достаточно ли принятых мер и легко ли их получить?
lightsource / Depositphotos.com

Как показал пилотный мониторинг мнений собственников и руководителей высшего звена предприятий МСП о мерах государственной поддержки малого и среднего бизнеса, принятых в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, проведенный институтом уполномоченных при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, все они являются востребованными. Например, такой мерой, как снижение размера страховых взносов до 15% от суммы заработной платы выше МРОТ (ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ) намерены воспользоваться 51% опрошенных предпринимателей (всего в опросе приняли участие около 1000 компаний из 85 регионов), отсрочкой по уплате налогов (правила предоставления которой по конкретным видам налогов установлены Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409) – 48,7%, переносом сроков сдачи отчетности – 35,9%, субсидированием процентных ставок по полученным кредитам (Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 410) – 21,7%.

И все же установленных на сегодняшний день мер недостаточно, единогласно заявляют и сами предприниматели, и бизнес-объединения, в связи с чем четыре крупнейших из них: "ОПОРА РОССИИ", ТПП РФ, РСПП и "Деловая Россия" – 7 апреля направили Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину письмо с предложениями о принятии дополнительных мер поддержки, среди которых, в частности, – освобождение ИП и малых предприятий от уплаты ряда налогов и предоставление им прямых субсидий для выплаты сотрудникам заработной платы.

Поскольку корректировка принимаемых в целях минимизации негативных последствий от COVID-19 мер идет практически в ежедневном режиме, есть все основания полагать, что в результате бизнес получит работающие механизмы поддержки. Но пока реализация принятых мер оставляет желать лучшего. Посмотрим, почему.

 

Кредиты под 0% на выплату зарплаты

Напомним, предоставление кредитов субъектам МСП, относящимся к категории малых и микропредприятий, на выплату заработной платы и обязательных начислений на нее под 0% на полгода (далее – по ставке, не превышающей полученную кредитной организацией по программе льготного рефинансирования Банка России ставку; максимальный срок действия такого кредитного договора – 12 месяцев) относится к числу первых утвержденных на федеральном уровне мер поддержки малого бизнеса в связи с распространением COVID-19 (субсидии на ее осуществление выделяются кредитным организациям на основании Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422; далее – Постановление № 422). Однако соблюдение всех условий предоставления как непосредственно самих кредитов по нулевой ставке (то есть требований к предпринимателям), так и субсидий банкам для их выдачи позволит получить такое кредитование в лучшем случае 5% предприятий малого бизнеса, отметила вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова в ходе онлайн-конференции ИД "Коммерсант", посвященной обсуждению мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях "вирусной" экономики.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Проведенная аппаратом бизнес-омбудсмена своеобразная контрольная закупка с целью выяснить, как реализуется на практике предоставление таких кредитов, показала неутешительные результаты. Из 158 заявок на их получение (такое количество предпринимателей из 29 регионов обратились под наблюдением омбудсменов в отделения 14 банков) к 15 апреля было удовлетворено только 11: шесть кредитов выдано (четыре – Сбербанком, по одному – ПСБ и МСП Банком), пять заявок одобрено. 15 заявок по состоянию на указанную дату находились на рассмотрении, 132 были отклонены. Основания для отказа в выдаче кредитов таковы:

  • 28% – отсутствие у заявителя зарплатного проекта в соответствующем банке. Вряд ли можно признать эту причину законной, поскольку Постановление № 422 не предусматривает в качестве условия предоставления кредита наличие действующего зарплатного проекта. Единственное, чего в данной ситуации действительно мог бы требовать банк, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, – подключения заемщиком зарплатного проекта банка после получения кредита;
  • 23% – деятельность заявителя не относится к наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Это основание тоже спорное – в Постановлении № 422 не прописано, что кредиты выдаются только предпринимателям, работающим в наиболее пострадавших сферах, но банки, вероятно, руководствуются позицией Банка России – в тематических материалах на сайте регулятора, например, отмечается, что данная правительственная программа направлена на сохранение занятости именно в пострадавших отраслях (cbr.ru/covid);
  • 18% – отказ без пояснения причин;
  • 16% – в банке не проработан механизм предоставления кредита. Это, надо полагать, должно означать, что заявитель сможет обратиться за ним, когда банк отладит процессы (хотя намерен ли он этим заниматься, неизвестно);
  • 11% – банк не выдает такие кредиты в принципе;
  • 4% – иные причины.

Мониторинг ситуации с выдачей таких кредитов в регионах бизнес-омбудсмены намерены проводить каждую неделю, результаты будут направляться Президенту РФ. Стоит отметить, что Владимир Путин уже заявил (в ходе совещания с членами Правительства РФ 15 апреля) о необходимости корректировки программы беспроцентных кредитов для выплаты зарплаты. "Практика показала, что эта мера поддержки рынка труда работает неэффективно: получить кредит трудно, банки неохотно идут навстречу заемщикам. В этой связи считаю, что не менее 75% объема таких зарплатных кредитов должно быть обеспечено гарантиями Внешэкономбанка, что позволит снизить риски для коммерческих банков, а значит, повысить доступность кредитных ресурсов", – заявил глава государства. Кроме того, он предложил распространить эту программу также на средние и крупные предприятия в пострадавших секторах экономики.

Еженедельный мониторинг реализации программы намерено осуществлять и Минэкономразвития России. По обнародованным министерством 15 апреля данным, пока к программе подключились пять банков, но уже в ближайшее время в нее должны войти еще 25 кредитных организаций – соответствующие соглашения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным субъектам МСП на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, находятся на рассмотрении в министерстве.

Таким образом, можно прогнозировать, что процедура выдачи таких "нулевых" кредитов скоро будет отлажена, и расширение состава ее участников позволит гораздо большему количеству предприятий получить средства для выплаты зарплат. Однако рассчитывать на то, что такие кредиты покроют все расходы на оплату труда сотрудников все же не стоит – при определении максимальной суммы кредита берется не фактическая и даже не средняя зарплата, а МРОТ (правда, с учетом районных коэффициентов), который умножается на численность работников и период кредитования по нулевой ставке (п. 18 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости).

 

Прямая финансовая поддержка

Основная претензия предпринимателей, высказываемая при обсуждении на различных площадках оказываемой государством поддержки, заключается в том, что принятые меры предусматривают в основном отсрочку обязательств (например, по уплате налогов и взносов, предоставлению отчетности), а не временное освобождение от них, и не предполагают при этом предоставление бизнесу прямых субсидий (кредиты на выплату зарплаты, как показано выше, во-первых, очень сложно получить, во-вторых, через полгода потребуют уплаты процентов, хотя и по льготным ставкам).

Поэтому принятое решение о предоставлении субъектам МСП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших сферах, безвозмездной финансовой помощи для решения неотложных задач, в том числе по выплате зарплат, сохранению уровня оплаты труда сотрудников, – о введении такой меры глава государства также сообщил на совещании с членами Правительства РФ 15 апреля – является очень ожидаемым и важным. Условиями получения такой выплаты, размер которой будет рассчитываться с учетом численности работников организации на начало апреля исходя из суммы 12 130 руб. (МРОТ в текущем году) в месяц на каждого сотрудника, являются:

  • отнесение деятельности к перечню наиболее пострадавших в условиях распространения COVID-19;
  • сохранение на 1 апреля не менее 90% численности сотрудников.

Обращаться за соответствующей выплатой удовлетворяющие этим условиям предприниматели смогут, по словам Владимира Путина, в течение месяца начиная с 1 мая. Направлять соответствующие заявления нужно будет в налоговый орган: в электронной – через сервис "Личный кабинет налогоплательщика" – или бумажной – почтовым отправлением – форме, поэтому вице-премьер Михаил Мишустин поручил ФНС России оперативно разработать алгоритм подачи заявления и проинформировать о данной возможности бизнес. Предполагается, что такие прямые выплаты смогут получить более 500 тыс. предприятий МСП, в которых заняты более 3 млн работников.

 

Расширение перечня наиболее пострадавших отраслей

Так как абсолютное большинство предоставляемых бизнесу мер поддержки распространяется только на предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере, включенной в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434), важное значение имеют критерии отнесения конкретных видов деятельности к наиболее пострадавшим. Сейчас перечень представляет собой, по сути, перечисление направлений деятельности с конкретными кодами ОКВЭД 2, причем не очень корректное, по мнению экспертного сообщества. Так, например, в него включена деятельность организаций дополнительного образования и негосударственных образовательных учреждений, реализующих дополнительное образование детей и взрослых (85.41) и предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91), а, например, дошкольное образование (85.11) в список не попало, то есть получается, что детские сады не смогут претендовать на получение поддержки.

При этом корректировка перечня не исключается – недавно в него были включены деятельность в области демонстрации кинофильмов и стоматологическая практика (соответствующие поправки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2020 г. № 479, вступят в силу 21 апреля). Однако стоматологии от этих изменений не сильно выиграют – у большинства из них в ЕГРЮЛ значится код 86.21 "Общая врачебная практика", а в перечне будет содержаться код 86.23, отметил в ходе сегодняшней пресс-конференции президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Калинин, сообщив при этом, что в связи с обращением в правительство членов возглавляемой им организации первый вице-премьер Андрей Белоусов уже дал поручение проработать вопрос о возможности включения в перечень пострадавших отраслей деятельности дошкольных учреждений и стоматологий с разными ОКВЭД.

Стоит отметить, что и президент, и глава правительства уже анонсировали расширение данного перечня за счет включения в него торговли непродовольственными товарами. Это, безусловно, должно помочь выжить торговым предприятиям, многие из которых приостановили сейчас деятельность – например, по сообщенным директором сервиса Яндекс.Маркет Татьяной Умряевой данным, именно в связи с вынужденной "заморозкой" деятельности за последние недели от сервиса отключились почти три тысячи магазинов. Но, как видно, не менее важным, чем само включение торговли в перечень пострадавших отраслей, является указание в нем наиболее применяемых соответствующими предприятиями ОКВЭД.

Для того чтобы избежать отказов в предоставлении поддержки из-за формального несовпадения кодов, эксперты предлагают изменить подход к формированию перечня. Борис Титов, к примеру, уверен, что пострадавшими стоит признавать не отрасли, а непосредственно предприятия – выручка которых за первый квартал текущего года сократилась на 30% или более по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом можно существенно замотивировать бизнес на сохранение занятости, предусмотрев возможность получения мер поддержки в качестве пострадавшего предприятия только при условии сохранения им не менее 90% численности сотрудников, считает бизнес-омбудсмен. Либо можно кардинально не менять предусмотренный правительством формат, но обязательно согласовывать с предпринимательским сообществом включаемые в перечень виды деятельности, полагает в свою очередь первый вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ" Азат Газизов.

 

***

Как видно, работа по донастройке инструментов предоставления поддержки субъектам МСП на федеральном уровне начата. Более того, можно ожидать принятия дополнительных существенных мер помощи малому и среднему бизнесу – анонсированные прямые выплаты на срочные нужды это подтверждают. К тому же глава государства уже дал ряд поручений на перспективу – в их числе, в частности, необходимость рассмотрения на постоянной основе поступающих из регионов предложений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики субъектов РФ, а также рассмотрение возможности изменения порядка исчисления и уплаты НДС (п. 5 Перечня поручений Президента РФ по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах РФ от 15 апреля 2020 г.).

Однако, учитывая, что в сложившихся условиях каждый день может стать решающим в вопросе сохранения бизнеса, можно дать предпринимателям несколько рекомендаций.

Во-первых, узнавать информацию о существующих программах и возможности участия в них по всем доступным каналам: например, на специально запущенных для консультирования предпринимателей торговыми палатами (федеральной и региональными) горячих линиях, на сайтах органов власти: на сайте ФНС России, к примеру, в тематическом разделе "Коронавирус: меры поддержки бизнеса" можно узнать, какие конкретно налоговые меры распространяются именно на ваше предприятие.

Во-вторых, обратить внимание на поддержку, оказываемую субъектам МСП в конкретном регионе, – во многих субъектах РФ приняты и реализуются за счет средств региональных бюджетов свои пакеты антикризисных мер, более широкие по сравнению с федеральным: осуществляется прямая финансовая поддержка, снижаются ставки по ряду налогов, арендные ставки (либо предоставляются субсидии на внесение арендных платежей). И хотя большинство из этих мер тоже распространяется на наиболее пострадавшие отрасли, перечень таких отраслей у каждого региона свой. При этом запущенные программы корректируются, и не исключено, что решение главы государства о направлении 200 млрд руб. в региональные бюджеты, которые можно будет использовать в том числе на реализацию региональных мер поддержки занятости и деловой активности, станет дополнительным стимулом для их расширения. 

Ну и в заключение – не бояться обращаться за помощью в бизнес-объединения в случае необоснованного отказа в предоставлении поддержки, ведь они, судя по заявлениям их представителей, готовы разбираться буквально с каждой такой ситуацией. 

Документы по теме:

Читайте также: