Региональные бренды: необходимые для их защиты и популяризации меры
Ladychelyabinsk / Depositphotos.com |
Несмотря на то что понятие региональный бренд не является законодательно закрепленным, оно широко используется в настоящее время, специалистами в области защиты прав на интеллектуальную собственность в том числе. Так, например, региональным брендам посвящен отдельный раздел Рекомендаций по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах РФ (утв. Минэкономразвития России 3 декабря 2018 года). В документе отмечается, в частности, что необходимым условием для их формирования является государственная регистрация средств индивидуализации: наименований мест происхождения товаров (НМПТ) и товарных знаков – коллективных или принадлежащих региону. Причем предпочтительным считается использование НМПТ, поскольку свойства продукции, в отношении которых оно может быть зарегистрировано, непосредственно определяются особенностями конкретной территории (ст. 1516 Гражданского кодекса).
За исполнением этих рекомендаций регионами прицельно следит Совет Федерации, председатель которого Валентина Матвиенко неоднократно поручала сенаторам принимать непосредственное участие в регистрации соответствующих средств индивидуализации (что подтверждается материалами заседаний Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации1).
По сообщенным председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилией Гумеровой в ходе тематического круглого стола, состоявшегося 14 февраля в рамках VIII Международного юридического форума "Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики", данным, в 2019 году производители из шести субъектов РФ (республик Калмыкии и Чувашии, Красноярского края, Ленинградской, Псковской и Ростовской областей) впервые подали заявки на регистрацию НМПТ. Количество же заявок от представителей многих регионов, и ранее регистрировавших такие средства индивидуализации (Краснодарского края, Костромской, Нижегородской, Оренбургской, Тульской областей и др.), по словам сенатора, увеличилось.
Всего, по официальной статистике Роспатента, по состоянию на 11 февраля текущего года зарегистрировано 232 НМПТ (в феврале прошлого года количество зарегистрированных НМПТ составляло 196 единиц). 189 из них – российские, а именно:
- 80 НМПТ – в отношении минеральной воды;
- 50 – изделий народных художественных промыслов;
- 48 – продуктов питания и иной сельскохозяйственной продукции;
- 9 – алкогольных напитков;
- 2 – в отношении иных товаров.
Что изменится в 2020 году?
Ускорению и расширению масштабов развития региональных брендов должно поспособствовать появление такого нового средства индивидуализации, как географическое указание (далее – ГУ), – обозначения, которое тоже будет идентифицировать происходящий с конкретной территории товар. Соответствующие изменения в ГК РФ, напомним, вступят в силу 27 июля этого года (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ; далее – Закон № 230-ФЗ). Стоит подчеркнуть, что ГУ будет лишь указывать на определенное качество, репутацию или иные характеристики товара, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением, тогда как регистрация НМПТ в отношении товара будет подтверждать наличие у него особых свойств, обусловленных исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ в редакции Закона № 230-ФЗ).
Автоматизировать процессы управления портфелем прав на интеллектуальную собственность организации поможет сервис "Онлайн Патент Стандарт".
Попробовать сейчасЗарегистрировать ГУ будет значительно проще, чем НМПТ. Во-первых, для предоставления правовой охраны соответствующему обозначению достаточно факта осуществления на конкретной территории хотя бы одной из стадий производства товара, оказывающей значительное влияние на формирование его характеристик. НМПТ же будет регистрироваться только для товара, все стадии производства которого, существенно влияющие на формирование у него особых свойств, реализуются на территории одного географического объекта – наименование которого и предполагается включить в НМПТ. Во-вторых, к заявке на регистрацию ГУ не нужно будет прикладывать заключение уполномоченного органа о характеристиках товара, в то время как для регистрации НМПТ получение такого заключения, подтверждающего производство в пределах определенного географического объекта товара, особые свойства которого обусловлены характерными для данной территории условиями, обязательно (п. 5 ст. 1522 ГК РФ в действующей редакции, с 27 июля – п. 2 ст. 1522.1 ГК РФ).
Таким образом, появление ГУ, с одной стороны, позволит решить многолетнюю проблему, заключающуюся в невозможности зарегистрировать НМПТ в отношении некоторых видов товаров (например, лечебных грязей), в связи с отсутствием уполномоченных на выдачу заключений об их особых свойствах органов. Сейчас, напомним, полномочиями по выдаче заключений, прилагаемых к заявке на регистрацию НМПТ или на получение исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ, обладают всего четыре федеральных органа исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. № 481):
- Минздрав России – в отношении минеральной воды;
- Минпромторг России – в отношении изделий народных художественных промыслов;
- Минсельхоз России – в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов, продуктов пчеловодства и безалкогольной продукции;
- Росалкогольрегулирование – в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
С другой стороны, производителям может быть более выгодно регистрировать именно НМПТ, а не ГУ, делая акцент на особых свойствах, а значит, и особом качестве конкретного продукта. Именно поэтому, надо полагать, вступающими в силу в июле поправками предусмотрено расширение перечня органов, которые вправе выдавать заключения, подтверждающие факт производства товара с особыми свойствами в границах конкретной местности, – при отсутствии уполномоченного Правительством РФ федерального органа власти такое заключение сможет выдавать орган исполнительной власти того субъекта РФ, на территории которого находится соответствующий географический объект, или уполномоченная региональным органом власти организация (абз. 1 п. 2 ст. 1522.1 ГК РФ).
Контроль за зарегистрированными обозначениями
Помимо выдачи заключений, напомним, на уполномоченные органы возложена функция контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ (абз. 5 п. 5 ст. 1522 ГК РФ в редакции, действующей до 27 июля 2020 года). Единого порядка осуществления такой контрольной деятельности в настоящее время нет, как и специальных актов уполномоченных органов по этому вопросу, хотя упоминание о проведении проверок организаций в рамках осуществления контроля за сохранением особых свойств алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в отношении которой зарегистрировано НМПТ, например, содержится в Административном регламенте Росалкогольрегулирования по организации и проведению проверок юридических лиц (приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 11 сентября 2013 г. № 224).
Поправками, внесенными в ГК РФ Законом № 230-ФЗ определенным образом уточняется соответствующая обязанность уполномоченных органов – определено, в частности, что, осуществляя контроль, они будут выдавать заключения об исчезновении характерных для соответствующей территории условий и о невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре указаний и наименований, в отношении которого зарегистрировано НМПТ (абз. 6 п. 2 ст. 1522.1 ГК РФ). Кроме того, предусмотрено, что порядок осуществления контроля устанавливается федеральными законами или актами Правительства РФ.
Экспертное сообщество в настоящее время обсуждает второй вариант: подготовленный Роспатентом проект правительственного постановления об утверждении порядка контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано НМПТ, уже находится на рассмотрении Минэкономразвития России. По словам заместителя руководителя патентного ведомства Любови Кирий, проект предусматривает два вида контроля: на этапе производства – путем проведения плановых и внеплановых проверок производителей товаров, в отношении которых зарегистрированы НМПТ, что позволит гарантировать соблюдение ими технологии производства, и после выпуска продукции на рынок – с целью выявления контрафактной продукции. Кроме того, Роспатент предлагает обсудить возможность привлечения к осуществлению такого контроля Роспотребнадзора и Роскачества.
Как отметил заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Георгий Котляр, на площадке министерства идет активное обсуждение проекта, результатом которого, как ожидается, должна стать выработка общих для федеральных и региональных органов власти подходов к осуществлению контроля. При определении механизма контроля особое внимание предполагается уделить вопросам надлежащей защиты прав предпринимателей при его реализации.
Также Роспатент уже подготовил проекты своих административных регламентов, которыми утверждается порядок оказания услуг, связанных с регистрацией ГУ и НМПТ, – в частности, по продлению срока действия исключительного права на ГУ или НМПТ, по досрочному прекращению действия свидетельства об исключительном праве на ГУ, НМПТ по заявлению как правообладателей, так и иных лиц, по ознакомлению с документами заявки на государственную регистрацию и предоставление исключительного права на ГУ или НМПТ, предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное ГУ или НМПТ. Проекты размещены на официальном сайте ведомства (rupto.ru/ru/sourses/regional-brands), предложения и замечания по ним принимаются до 27 февраля.
***
На данный момент, по информации Минэкономразвития России, в 60 регионах назначены ответственные за развитие сферы интеллектуальной собственности и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности должностные лица, в 39 субъектах РФ сформированы стратегические документы, определяющие региональную политику в данной области. Данные меры предусмотрены упомянутыми ранее Рекомендациями по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах РФ, значит, региональные власти действительно начали их применять.
Специалисты в сфере защиты интеллектуальных прав подтверждают, что и сами производители постепенно начинают осознавать преимущества развития региональных брендов и регистрации соответствующих средств индивидуализации для продвижения своей продукции. В связи с этим важными представляются меры поддержки, оказываемой им органами власти. Так, Минпромторг России, например, предоставляет за счет федерального бюджета субсидии организациям на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов, предполагающие возмещение в том числе затрат на получение документов, которыми удостоверяются права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, или продление срока их действия2 (подп. "д" п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов).
Минсельхозом России запланирован на этот год запуск программы поддержки региональных брендов продуктов питания, сообщила заместитель директора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства Ирина Федина. Предположительно в марте программа будет обнародована, и уже в апреле планируется объявить первый всероссийский конкурс региональных брендов, по итогам которого будут определены наиболее перспективные из них, и именно они получат государственную поддержку. Согласно опубликованной на официальном сайте министерства информации, в рамках реализации этой программы региональные бренды будут поделены на несколько категорий, для каждой из которых предполагается разработать конкретные меры поддержки.
В заключение стоит отметить – и с этим согласно экспертное сообщество, – что важное значение для эффективности продвижения на рынке региональных брендов имеет активность не только органов власти, особенно региональных, но и некоммерческих организаций, в том числе ассоциаций производителей, поэтому им следует плотно взаимодействовать с правообладателями.
______________________________
1 С материалами, в том числе стенограммами, заседаний Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации можно ознакомится на официальном сайте верхней палаты парламента (council.gov.ru/structure/docs/31035).
2 Подробную информацию о данной субсидии и требуемых для ее получения документах можно найти в соответствующем разделе "Навигатора мер поддержки" на официальном сайте Минпромторга России (по адресу: gisp.gov.ru/support-measures/list/7763815/).