Новости и аналитика Аналитические статьи Географические указания: что нужно знать о новом виде средств индивидуализации товаров и перспективах регионального развития

Географические указания: что нужно знать о новом виде средств индивидуализации товаров и перспективах регионального развития

Географические указания: что, нужно знать о новом виде средств индивидуализации товаров и перспективах регионального развития
LLEPOD / Depositphotos.com

Президент РФ недавно подписал закон, которым закрепляется новый вид средств индивидуализации товаров – географические указания (Федеральный закон от 26 июля № 230-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", далее – Закон № 230-ФЗ). Поправки за отдельными исключениями вступят в силу с 27 июля 2020 года.

Географические указания появятся в установленном ст. 1225 Гражданского кодекса перечне результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. При этом сохранится возможность регистрации и наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ). Рассмотрим, в чем заключаются отличия двух указанных средств индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций и выясним, как поправки о географических указаниях могут повлиять на развитие региональных брендов и регионов в целом.

 

Правовая охрана региональных брендов

К средствам индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций, с помощью которых может обеспечиваться охрана в том числе и региональных брендов, согласно действующему законодательству относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и наименования мест происхождения товаров (глава 76 ГК РФ). При этом заявки на регистрацию НМПТ подаются в Роспатент достаточно редко. Так, по состоянию на конец февраля прошлого года, по словам Заместителя руководителя Роспатента Любови Кирий, из 27 регионов не было подано ни одной заявки на регистрацию такого средства индивидуализации.

"В настоящее время локальные производители в основном стремятся обеспечить правовую охрану своей продукции с помощью товарных знаков", – отметила руководитель группы компаний "Центр правового обслуживания" Анна Коняева. Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю монополию на его использование, в то время как исключительное право использования НМПТ в отношении уже зарегистрированного наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствам (п. 2 ст. 1518 ГК РФ). Возможно, в том числе по этой причине производители товаров предпочитают в качестве способа правовой охраны своей продукции регистрацию товарных знаков. Кроме того, зарегистрировать НМПТ на практике сложнее прежде всего из-за необходимости получения заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о том, что в границах определенного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 5 ст. 1522 ГК РФ).


Может ли судебный акт быть пересмотрен по новым обстоятельствам, если после рассмотрения дела о нарушении исключительного права предоставление правовой охраны НМПТ, исключительного права на ранее зарегистрированное НМПТ будет признано недействительным? Узнайте ответ в "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Стоит отметить, что не допускается использование зарегистрированного НМПТ лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара. Запрещается также использование сходного с НМПТ обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы НМПТ или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными (п. 3 ст. 1519 ГК РФ). Так, в одном деле ответчик – производитель минеральной воды, хотя и обладал исключительным правом на НМПТ, проиграл спор с другим производителем относительно использования этого НМПТ на этикетках бутылок, так как указывал соответствующее НМПТ на бутылках с минеральной водой, добываемой не в соотносящемся с наименованием месте происхождения товара, а в другой скважине, находящейся в этом же городе-курорте (постановление СИП от 1 октября 2018 г. № С01-617/2018 по делу № А63-11878/2017).

 

Географические указания vs. наименования мест происхождения товаров

С 27 июля 2020 года у граждан, юрлиц, ассоциаций и иных объединений появится возможность регистрации географических указаний. Под ними понимаются обозначения, идентифицирующие происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара) (п. 10 ст. 1 Закона № 230-ФЗ). Директор юридической службы "Единый центр защиты" Константин Бобров указал, что ключевыми отличиями географических указаний от НМПТ являются снятие требования к уникальности товара, обосновывающейся местом его происхождения, и отмена требования о необходимости выполнения всех этапов производства в определенной местности. Зарегистрировать географическое указание будет можно, если хотя бы один из этапов производства осуществляется на территории соответствующего географического объекта.

Напомним, что НМПТ признаются обозначения, представляющие собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). По мнению Анны Коняевой, появление в ГК РФ такого средства индивидуализации товаров, услуг и пр., как географические указания не означает, что не остается необходимости в сохранении НМПТ, несмотря на более легкую процедуру регистрации географических указаний. Дело в том, по словам эксперта, что для регистрации НМПТ необходимо соблюдение большего количества условий, а это является некой гарантией серьезного подхода заявителя к производству своей продукции, ее качеству. "В этом случае выигрывает прежде всего потребитель", – пояснила Анна Коняева. Сходную позицию занимает и Константин Бобров. Он считает, что НМПТ следует сохранить наряду с географическими указаниями, поскольку отдельные производители могут быть заинтересованы в обеспечении правовой охраны для своих "брендов" именно на таком высоком уровне, как в случае с регистрацией НМПТ. Эксперт обратил внимание также на то, что в случае с регистрацией географических указаний, а не НМПТ, существует больше рисков "смешения" качественных, оригинальных и некачественных товаров.

Основываясь на будущей редакции ГК РФ, учитывающей поправки о географических указаниях, можно выделить следующие основные сходные и отличительные черты этого нового вида средств индивидуализации и НМПТ.

Сходства географических указаний и НМПТ

Наличие связи обозначения с территорией определенного географического объекта

Возможность предоставления исключительного права на уже зарегистрированное обозначение любому лицу, выполняющему соответствующие требования

Закрепление права на подачу заявки на регистрацию обозначения за одним или несколькими гражданами, юрлицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц

Недопустимость распоряжения исключительным правом, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования НМПТ или географического указания, а также перехода исключительного права без заключения договора

Действие исключительного права в течение 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию с возможностью продления

Различия

Географические указания

НМПТ

Определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связаны с его географическим происхождением

Особые свойства товара исключительно определяются характерными для определенного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами

Хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара, должна осуществляться на территории соответствующего географического объекта

Все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара, должны осуществляться на территории соответствующего географического объекта

К заявке на регистрацию не требуется прилагать заключение уполномоченного органа (организации), подтверждающее соблюдение требований к производству товара и т. д.

К заявке на регистрацию нужно прилагать заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти или при его отсутствии (в этой части норма будущей редакции дополнена) органа исполнительной власти субъекта РФ либо организации, уполномоченных высшим органом госвласти субъекта РФ, на территории которого находится соответствующий географический объект, подтверждающее соблюдение требований к производству товара и т. д.


Отметим, что правила, которые появятся в ГК РФ с 27 июля 2020 года о географических указаниях, будут применяться к НМПТ за отдельно прописанными исключениями. В ГК РФ также появится норма о возможности преобразования НМПТ и соответствующей заявки на регистрацию в географическое указание и заявку на его регистрацию либо наоборот при условии соблюдения законных требований. Порядок такого преобразования должен установить Роспатент (п. 3 ст. 1522.1 ГК РФ в будущей редакции).

 

Перспективы регионального развития

"Поправки будут, вне всякого сомнения, способствовать развитию региональных брендов. Причина – к регистрации географических указаний предъявляются менее жесткие требования, чем к регистрации НМПТ", – считает Константин Бобров. В пояснительной записке к законопроекту, на основе которого принят Закон № 230-ФЗ, отмечается, что существует потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ в связи с жесткими требованиями к этому объекту.

Анна Коняева отметила, что принятие поправок обусловлено не только экономической ситуацией внутри страны, но скорее всего и необходимостью поднять авторитет государства на международной арене. По ее мнению, благодаря расширению возможностей правовой охраны региональных брендов должно "оживиться производство на местах" – появится больше заявок на регистрацию обозначений товаров, связанных с определенной территорией.

Инициаторы законопроекта о географических указаниях отметили также, что обязательства по охране географических указаний возникли у Российской Федерации в связи со вступлением в ВТО согласно Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Кроме того, в пояснительной записке указано, что нет оснований для исключения НМПТ из охраняемых объектов интеллектуальных прав, так как данный объект является востребованным для производителей традиционных товаров, в том числе являющихся народными художественными промыслами. Введение охраны географических указаний наряду с охраной НМПТ соответствует современным мировым тенденциям.

3 декабря прошлого года состоялось заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации, на котором обсуждался на тот момент проект закона о географических указаниях. Председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко отметила тогда, что продвижение регионами собственных узнаваемых брендов позволит сохранить региональные уникальные производства и обеспечить поступление дополнительных доходов в бюджеты всех уровней. "Уверена, что широкое использование географического указания будет способствовать в том числе и повышению известности, узнаваемости региона, росту инвестиций в его развитие, развитию туризма, появлению новых рабочих мест", – отметила председатель Совета Федерации1.

 

***

Эксперты позитивно настроены в отношении вступления в силу поправок о географических указаниях. По их оценкам, это должно привести к увлечению количества так называемых региональных брендов и экономическому росту в субъектах РФ.

______________________________

1 Со cтенограммой расширенного заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации на тему "Вопросы развития института интеллектуальной собственности в субъектах Российской Федерации" можно ознакомиться на официальном сайте Совета Федерации.

Документы по теме: