Новости и аналитика Аналитические статьи Минимизируем юридические риски для корпоративных аккаунтов в соцсетях: чек-лист и mind-карта

Минимизируем юридические риски для корпоративных аккаунтов в соцсетях: чек-лист и mind-карта

Минимизируем юридические риски для корпоративных аккаунтов в соцсетях: чек-лист и mind-карта
violetkaipa / Depositphotos.com

Сегодня сложно найти компанию, которая не ведет свою корпоративную страницу в нескольких популярных соцсетях, а зачастую – и во всех известных. Одни организации используют ее как дополнительный канал продаж, другие для продвижения своих услуг и экспертов, третьи – в качестве технической поддержки. Но какую бы стратегию не выбрала компания, она должна соблюдать законодательство, в частности о рекламе, авторских правах, защите детей и персональных данных. Наш эксперт, Анна Стратулат, юрист, специалист по защите бизнеса в Интернете digital-агентства Original Works, подготовила чек-лист и mind-карту с основными моментами, которые нужно держать в фокусе на этапе регистрации аккаунта, его оформления, создания контента и проведения активностей.

 

Чек-лист 

1

 Регистрируем аккаунт: помните о том, что все контакты и пароли должны быть у того, кто непосредственно заинтересован в развитии бизнеса. И это в первую очередь собственник! Аккаунт необходимо привязать к его sim-карте, желательно специально приобретенной для этого. Логины и пароли необходимо хранить в надежном месте, например, в менеджере паролей. Обеспечьте доступы доверенному лицу, которые легко изменить. 

2

 Заполняем информацию о компании: аккаунт в социальных сетях является такой же рекламной площадкой, как и сайт, а, значит, на него также распространяется Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе". 

Укажите название компании, контакты, реквизиты.

Отметьте, что страница является официальной.

Привяжите аккаунт к сайту и другим аккаунтам в других соцсетях.

При описании услуг соблюдайте:

Зафиксируйте правила группы заранее, например, в виде документа (вложенный файл можно закрепить на странице) или на отдельной странице. Правила должны включать в себя следующие положения:

  • правила поведения в группе, в том числе, за что можно попасть в бан и на какой период;
  • можно ли размещать рекламу, и если это разрешено, – на каких условиях.
  • условия проведения конкурсов и награждения победителей. 
3

 Создаем контент: для продвижения бизнеса в сети нужен интересный и уникальный контент. Оптимальный вариант – создавать текст, фото и видео своими силами. Если же контент создается не вами лично, необходимо получить согласие правообладателя. 

Объектами авторских прав являются (ст. 1259 Гражданского кодекса):

  • литературные, музыкальные, аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии;
  • программы для ЭВМ;
  • другие произведения.

Где брать легальный контент?

  • Бесплатные источники, – следите за лицензиями Creative Commons.
  • Заказываете у сторонних людей или компаний – оформляйте отношения соответствующим образом, например:
  • лицензионным договором (ст. 1286 ГК РФ);
  • договором авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ)
  • договором об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ).
  • Чужой контент – подтвердите согласие правообладателя. Для этого запросите у него письмо, которое будет содержать следующее:
  • кто, что и кому разрешает использовать;
  • как можно использовать;
  • на какой территории можно использовать;
  • сроки использования;
  • дата соглашения

Социальные сети используют встроенные алгоритмы для борьбы с незаконным контентом, поэтому:

  • избегайте копирования чужих записей и создавайте уникальный контент;
  • размещайте записи во ВКонтакте раньше, чем на других платформах. Дело в том, что наличие уникального контента отслеживает специальная программа – "Немезида". Если вы первым разместите контент, то она сочтет его уникальным и претензий к нему будет меньше. Если же вы разместите контент, который уже был размещен где-то ранее, и на него поступали жалобы от правообладателей, то такой контент, скорее всего, заблокируют;
  • если вы хотите поделиться материалом или ссылкой, добавляйте собственный рассказ или мнение;
  • указывайте ссылки на настоящих авторов;
  • оперативно реагируйте на предупреждения от команды поддержки. 

Можно использовать произведение без согласия автора (ст. 1274 ГК РФ), если: 

  • цель – информационная, научная, учебная или культурная;
  • указано имя или псевдоним автора;
  • есть ссылка на источник;
  • оправданный объем цитирования. К сожалению, в законодательстве не закреплены четкие указания, какой объем считается оправданным. Поэтому я могу только посоветовать не злоупотреблять: если вам нужен абзац, то не стоит копировать все произведение. Доказать, что размещение целого произведения является оправданным цитированием, не получится – на лицо грубое нарушение авторских прав. 

 

Mind-карта

Минимизируем юридические риски для корпоративных аккаунтов в соцсетях: чек-лист и mind-карта

Если вы хотите поделиться своим опытом по составлению чек-листов, пожалуйста, напишите нам на адрес editor@garant.ru.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации