Как предотвратить кражу вашей клиентской базы: опыт транспортной компании
На правах рекламы
alphaspirit / Depositphotos.com |
Кража клиентской базы зачастую происходит по одному сценарию: сотрудник увольняется и вместе с собой уводит клиентов, создавая впоследствии свою компанию. Проблема особенно хорошо знакома компаниям, работающим в сфере рекрутинга, оптовой торговли и логистики. Транспортно-экспедиционная компания Shtelman Group столкнулась с несколько иной ситуацией: логист начал продавать контакты клиентов условным конкурентам. В статье расскажем подробно о деталях произошедшего и о том, как избежать подобной проблемы.
Имя сотрудника изменено в целях конфиденциальности.
Что произошло
Дмитрий, логист из Shtelman Group, уволился из компании и решил заработать на продаже номеров клиентов в канале Telegram: 400 руб. за один контакт (контактов при этом более 3 тыс.). Таким образом, бывший сотрудник мог получить от сделок как минимум 1,2 млн руб., поскольку один контакт можно было продать несколько раз. Он занимался продажей приблизительно месяц – до того момента, как специалисты "Умной Логистики" об этом узнали.
"Умная Логистика" – компания, основным продуктом которой является CRM-система для автоматизации бизнеса грузоперевозок. Данной программой пользуется Shtelman Group. В офис "Умной Логистики" поступил входящий звонок от клиента: он увидел запись в Telegram о продаже контактных данных, узнал в прикрепленном к ней скриншоте интерфейс программы и решил, что сама компания занимается продажей номеров.
В этот же день специалисты начали разбираться, в чем дело. Как оказалось, найти человека, продающего номера клиентов, было несложно: он выдал себя сам, указав в объявлении свой номер телефона для связи. Этот номер был указан в карточке сотрудника организации Shtelman Group в программе "Умная Логистика": так специалисты нашли бывшего сотрудника, решившего нечестным образом заработать.
Как избежать подобной ситуации
Во многих компаниях доступ к клиентской базе имеет практически каждый сотрудник компании, что является недопустимым отношением к безопасности данных – особенно для компаний в сфере продаж и логистики. Разделение прав доступа можно настроить в CRM-системе – это наиболее эффективный способ обеспечения безопасности ваших данных.
Кроме того, сотрудники гораздо серьезнее подходят к отношениям с законом, нежели к человеческим. Поэтому необходимо обезопасить себя и с правовой точки зрения: составить и утвердить локальный нормативный акт Положение о коммерческой тайне, поскольку за разглашение коммерческой тайны предусмотрено наказание. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
За совершение подобного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 120 тыс. руб., либо исправительные или принудительные работы до 2-3 лет в зависимости от решения суда. Наиболее серьезным наказанием является лишение свободы на 3 года.
Чем все закончилось
Вернемся к Shtelman Group: руководству компании позвонила директор "Умной Логистики" и сообщила, что их бывший сотрудник продает контактные данные клиентов организации. Узнав об этом, компания связалась с Дмитрием: он признался в совершенном, поскольку доказательства его вины были неопровержимы.
Выяснилось, что Дмитрий не продал ни одного контакта. Действительно, простое наличие контактных данных заказчиков не гарантирует крепкого сотрудничества: важно грамотно выстроить процесс взаимоотношений с клиентами. Поэтому Shtelman Group, к счастью, не понесла потери: клиенты не отказались от сотрудничества, поскольку их полностью устраивало качество предоставляемых услуг организации.
Серьезных последствий для компании не возникло, поэтому директор не стал обращаться в суд: он ограничился тем, что серьезно поговорил с Дмитрием. Тем не менее, Shtelman Group начала работу над обеспечением своей безопасности.
Что предприняла компания
Shtelman Group в данный момент тщательно продумывает свою систему безопасности: директор изменил все имеющиеся пароли. Кроме того, "Умная Логистика" позволяет настроить ограничение прав доступа в систему, поэтому компания ввела ограничение прав доступа: теперь логистам доступны контактные данные только тех клиентов, с которыми работают именно они. За счет этого программа значительно снижает риск кражи клиентской базы.
Кроме того, Shtelman Group настроила контроль входа пользователей в программу с помощью СМС: каждый пользователь должен запросить код, который приходит в виде СМС руководителю, чтобы изменить привязку к клиенту. Поэтому кража клиентской базы исключена и в нерабочее время. Таким образом, компания обеспечила надежную защиту своих данных: вероятность кражи клиентской базы теперь минимальна.
Современные программные комплексы, такие как "Умная Логистика", позволяют не только собирать, хранить и обрабатывать различную информацию, но и давать возможность гибкого контроля доступа к этой информации различным структурным подразделениям и конкретным сотрудникам.
Справка о компании:
ООО "Умная Логистика" – программа для увеличения прибыли бизнеса грузоперевозок
Телефоны: +7(495)120-05-90
Сайт: https://b2b-logist.com/