Курортному сбору быть: президент подписал закон
Вчера, 30 июля, Президент РФ Владимир Путин подписал закон о курортном сборе. Эксперимент по взиманию с туристов платы пройдет с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Его размер в течение следующего года не будет превышать 50 руб. в сутки с человека, в дальнейшем – не более 100 руб.
Как показал опрос, проведенный порталом ГАРАНТ.РУ в сентябре 2016 года, сразу после того, как президент выступил с таким предложением, 92% респондентов выступили против такого сбора по разным причинам. Среди них необходимость развития инфраструктуры курортов не за счет отдыхающих, боязнь возможного повышения размера сбора в будущем, что приведет к увеличению затрат и так недешевого отдыха и т.п.
Мы попросили экспертов ответить, удастся ли достичь поставленных законодателем целей или, наоборот, это нововведение "добьет" туристический бизнес, а также с какими проблемами в реализации столкнутся как туристы, так и организаторы отдыха?
МНЕНИЕ
Владимир Постанюк, адвокат (Адвокатская палата Ставропольского края):
"Для начала хочу отметить, что закон носит название "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае". Это может означать, что окончательно вопрос о введении курортного сбора еще не решен. Пока утвержден лишь эксперимент и проводиться он будет не во всех, а только в некоторых, наиболее популярных курортных регионах. Недаром основной целью указанного эксперимента обозначено "осуществить оценку его эффективности".
Намерения законодателей благие: развитие курортной инфраструктуры. Ч. 2 ст. 9 закона так и гласит: сборы пойдут исключительно на развитие объектов курортной инфраструктуры – их строительство, реконструкцию, содержание, ремонт. Если эти положения будут действительно реализованы, я думаю, это пойдет на благо туристическому бизнесу. Поможет улучшить качество сервиса. К тому же размеры сборов определяют сами субъекты РФ. Хочется верить, что их руководители знают проблемные места касаемо курортной инфраструктуры и смогут с пользой дифференцировать сборы и траты.
Плательщикам курортного сбора посвящена всего одна статья закона, ст. 6. Она так мала, что я даже могу ее процитировать: "Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов". Одновременно понятие "объекта размещения" довольно расплывчато. К нему относятся и помещения гостиниц, и так называемые помещения по предоставлению услуг по временному коллективному и индивидуальному размещению. На мой взгляд, очень сложно место остановки туриста подогнать под данное определение. Кроме того, таким объектом называется и "помещение пригодное для временного проживания". Что под ним подразумевается? Можно ли палатки, шалаши, бунгало относить к таковым? Из-за неточности формулировок будет путаница в понятиях и, следовательно, неразбериха в том, кто должен платить курортный сбор, а кто нет.
Аналог курортного сбора, так называемый городской сбор, есть во многих городах мира. Практикуется хитрый ход: такой налог включен в стоимость номеров в отелях и его размер напрямую зависит от количества проведенных ночей и категории самого номера. То есть он взимается, но не так явно. А некоторые туристы, наверное, и вообще не догадываются, что заплатили какой-то сбор вместе с оплатой номера. Быть может, в этом кроется одна из причин того, что по поводу его уплаты никто особо не возмущается".МНЕНИЕ
Екатерина Ларина, юрист, руководитель комитета по защите потребителей в сфере культуры и спорта в Объединении потребителей России:
"Меня порадовало, что в законе достаточно большой перечень лиц, освобождающихся от уплаты курортного сбора – 19 пунктов. Кроме, назовем их, "общепринятых льготников", таких, как инвалиды, ветераны и участники войн, имеющих различные награды и т.п. есть и другие. Так, не будут платить сбор спортсмены, прибывшие на соревнования, а также те, кто приехал в такие места на работу (при условии официального трудоустройства). Интересно, что освобождаются и те, кто имеют на территории проведения эксперимента в собственности недвижимость или "имеющие место жительства". Я думаю, под ними законодатели подразумевали тех, кто, к примеру, приехал погостить к родственникам.
Ознакомившись с текстом закона, в ст. 9, посвященной как раз распределению и использованию собранных денежных средств, меня несколько смутило сразу несколько моментов. Во-первых, объем сборов планируется, то есть при невыполнении плана есть риск "догонять" показатели путем повышения тарифов. Закон позволяет субъектам менять их размер, даже в период одного и того же сезона. Во-вторых, бюджетные ассигнования не распространяются на объекты курортной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности. Могу ошибаться, но именно таковых в курортных зонах как раз большинство. А какие тогда будут ремонтироваться? Частные? Что несколько странно. И наконец, объем бюджетных ассигнований на следующий после сборов год может быть уменьшен. Опять же при условии невыполнения прогнозов по сборам. Как следствие – снова повышение тарифов.
Думаю, уплата курортного сбора россиянами на родине со временем войдет в привычку даже у тех, кто сегодня настроен скептически. Именно по этой причине их будут приучать к данным платежам постепенно, начиная с маленьких и незаметных тарифов и постепенно увеличивая их размер. Так же, есть существенное различие в оплате сбора за границей и в России, а именно, отдыхающие за границей знают, за что платят. Как правило, это качественный сервис, развитая инфраструктура и т.д. и все это они получают в настоящем, а не перечисляют в "будущее", которое когда-нибудь станет лучше".
МНЕНИЕ
Юлия Невзорова, ведущий юрисконсульт департамента правового и налогового консалтинга КСК групп:
"Считаю, что введение данного сбора является правильным. Так, в Европе такие сборы введены повсеместно. Сумма полученных сборов обычно идет в бюджет региона на его развитие. Фактически те регионы, которые преимущественно живут летним туризмом, зарабатывают именно на нем, то есть не имеют других градообразующих предприятий, позволяющих приносить в доход региона сборы, налоги. А это очень важно, так как именно с помощью такого пополнения регионального бюджета, именно с данных денежных средств происходит ремонты парковых пешеходных зон, да и в целом улучшение инфраструктуры региона.
Что касается трудностей по взиманию таких туристических налогов, сборов в частном секторе, я думаю они есть и будут по причине того, что многие наши сограждане сдают комнатки для отдыха нелегально. По сути, конечно, они нарушают законодательство (незаконная предпринимательская деятельность), но не будучи никогда за это ранее ненаказанным, делают и уверена будут продолжать это делать и дальше.
Естественно, обложить налогом/сбором можно только легальную туристическую деятельность. А если доход от сдачи в аренду попросту не декларируется, то и начислять/удерживать налог попросту не с чего".
МНЕНИЕ
Алексей Зарецкий, генеральный директор сервиса Travelata.ru:
"Мне кажется, в ситуации с введением курортного сбора государство действует крайне странно. Получается, что правительство с одной стороны пытается развивать внутренний туризм, а с другой – заставляет отдыхающих платить дополнительные деньги и таким образом ставит препоны к развитию. Мы видим, что в этом сезоне открытие Турции повлияло на спад посещаемости отечественных курортов. И турецкие власти делают все возможное, чтобы привлечь еще больше россиян к себе – например, всерьез обсуждают возможность пускать наших граждан по внутренним паспортам. А в России все получается наоборот, вводят дополнительные сборы со своих же граждан. И если налог повесят на отельеров, то очевидно, что отдых в нормальных местах размещения подорожает. В итоге люди будут стремиться останавливаться в частном секторе, где им не нужно переплачивать. Не исключаю, что какие-то небольшие отели могут уйти в серую зону, чтобы привлекать больше туристов отсутствием налога. Также я предполагаю, что подобный законопроект – это лишь первая ласточка и в дальнейшем мы увидим ужесточение давления на частный сектор. Пока налог составляет 50 руб. в день с человека, то он, конечно, не отпугнет наших туристов от отдыха на российских курортах он – все-таки семья из трех человек за десятидневный отдых заплатит 1500 руб., а это не так много. Из-за этого все массово в Турцию не полетят, но из-за экономии предпочтут частный сектор. Также налог добавит проблем участникам туротрасли, которые должны будут собирать его, хотя масштабно на популярность российских курортов он не повлияет".