Раздел № 2 "Конфликт интересов"

Настоящий Раздел обобщает лучшие практики предотвращения конфликта интересов и его негативных последствий. На основании положений Раздела рекомендуется разрабатывать локальные акты, правила и процедуры выявления, предотвращения и преодоления конфликта интересов.

Положения настоящего Раздела могут быть использованы в договорных отношениях юридических консультантов и клиентов, а также при разрешении различных спорных ситуаций.

 

1. Общие подходы к предотвращению конфликта интересов

1.1. Юридический консультант, выступающий советником, защитником или представителем, обязан действовать в интересах клиента, не допускать разглашения полученных от него сведений, составляющих охраняемую законом тайну, и прилагать максимум усилий для достижения результата, наиболее благоприятного клиенту.

1.2. Юридический консультант не должен действовать вопреки законным интересам клиента,руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне. Юридический консультант не должен приобретать каким бы то ни было способом в личных интересах имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором юридический консультант принимает участие как лицо, действующее в интересах клиента.

1.3. Недопустимым для юридического консультанта является установление приоритета интересов одних клиентов перед интересами других клиентов.

1.4. Юридическому консультанту следует избегать оказания юридических услуг лицам, имеющим в одной ситуации взаимоисключающие правовые интересы.

1.5. Юридическому консультанту, в том числе не обладающему статусом адвоката, следует руководствоваться правилами ст. 11 Кодекса профессиональной этики адвокатов. Указанные правила запрещают адвокату выступать советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а при потенциальной возможности конфликта интересов требуют получить согласие всех сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения поручения и обеспечить равные возможности для правовой защиты этих интересов.

1.6. Оценивать обстоятельства для выявления конфликта интересов следует на основе принципов добросовестности и разумности, учитывая не только субъективную оценку обстоятельств участниками отношений, но и объективную оценку с позиций разумного лица, действующего в схожих обстоятельствах.

1.7. Юридическим консультантам и клиентам рекомендуется исходить из баланса взаимных интересов, избегать необоснованных требований и условий, препятствующих профессиональной деятельности, не допускать ограничения конкуренции и нарушений антимонопольного законодательства, не злоупотреблять правом и своим рыночным положением.

1.8. Юридическому консультанту следует обеспечить наличие у себя эффективного механизма, позволяющего выявлять и предотвращать конфликт интересов.

1.9. Юридическим консультантам и клиентам следует раскрывать друг другу, в том числе на основе конфиденциальности, факты и обстоятельства, которые могут свидетельствовать о наличии либо угрозе возникновения конфликта интересов. Раскрытие такой информации само по себе не является признанием лицом, раскрывшим информацию, наличия конфликта интересов. При проверке конфликта интересов значение имеет существо раскрытых фактов и обстоятельств.

1.10. При оценке фактов и обстоятельств, которые могут свидетельствовать о конфликте интересов, по общему правилу, не должны учитываться научная, преподавательская деятельность юридического консультанта, его деятельность в качестве медиатора либо арбитра, а также выступления в СМИ, социальных медиа, иные публичные выступления.

 

2. Факты и обстоятельства, создающие презумпцию конфликта интересов

2.1.Выступление юридического консультанта в одном деле советником, защитником или представителем нескольких лиц, чьи интересы противоречат друг другу.

2.2.Наличие отношений близкого родства или свойства между консультантом либо руководителем / руководителями организации юридического консультанта и руководителями / контролирующими лицами либо юридическими консультантами процессуального оппонента клиента либо иного лица, имеющего в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес.

2.3.Выступление юридического консультанта советником, защитником или представителем клиента, если это сопряжено с угрозой раскрытия сведений, полученных им от другого лица, составляющих адвокатскую либо иную охраняемую законом тайну.

 

3. Факты и обстоятельства, не создающие презумпцию конфликта интересов

3.1. Выступление юридического консультанта советником, защитником или представителем лица, бывшего в другом деле процессуальным оппонентом (лицом, имеющим взаимоисключающий правовой интерес) его прежнего клиента, при условии, что эта деятельность не затрагивает правовые интересы прежнего клиента и новые отношения не создают угрозы раскрытия либо иного использования сведений, полученных в этом другом деле.

3.2. Выступление юридического консультанта советником, защитником или представителем лица, являющегося рыночным конкурентом клиента. При этом клиент может требовать у юридического консультанта раскрытия соответствующей информации.

3.3. Наличие у юридического консультанта сотрудников, имеющих близкие родственные отношения с руководителями/контролирующими лицами либо юридическими консультантами процессуального оппонента клиента либо иного лица, имеющего в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес. При проверке конфликта интересов следует учитывать должностное положение сотрудника и его вовлеченность в работу с клиентом.

3.4. Наличие у юридического консультанта сотрудников, ранее бывших сотрудниками процессуального оппонента клиента либо иного лица, имеющего в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес, либо сотрудниками юридического консультанта, оказывающего услуги этим лицам. При проверке конфликта интересов рекомендуется учитывать вовлеченность такого сотрудника в работу с клиентом, а также степень его осведомленности по делу, полученной по прежнему месту работы.

3.5. Наличие у юридического консультанта ценных бумаг процессуального оппонента клиента либо иного лица, имеющего в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес, если такие ценные бумаги обращаются на организованном рынке ценных бумаг, объем владения ими не дает юридическому консультанту права корпоративного контроля в отношении указанных лиц и не позволяет извлекать доход, доля которого является существенной в общем объеме доходов юридического консультанта.

3.6. Выступление юридического консультанта арбитром либо медиатором в деле, участником которого был процессуальный оппонент его клиента либо иное лицо, имеющее в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес, вне зависимости от вынесенного решения либо иного результата процедуры.

3.7. Участие юридического консультанта в научной, преподавательской, экспертной деятельности, выступление арбитром либо медиатором, в том числе совместно с сотрудниками/юридическими консультантами процессуального оппонента клиента либо иного лица, имеющего в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес, если указанная деятельность не направлена против интересов клиента.

3.8. Выступления юридического консультанта в СМИ, социальных медиа, публичных мероприятиях, за исключением случаев, если указанные выступления были заведомо направлены против интересов клиента.

 

4. Преодоление конфликта интересов

4.1. Перечень презумпций (части 2 и 3) не является исчерпывающим. Юридическим консультантам и клиентам рекомендуется оценивать факты и обстоятельства в каждом конкретном случае, руководствуясь общими подходами к предотвращению конфликта интересов.

4.2. Презумпции, указанные в частях 2 и 3, являются опровержимыми. Стороны могут договориться о сотрудничестве при наличии указанных презумпций в порядке, предусмотренном пунктами 4.3 и 4.4.

4.3. Наличие фактов и обстоятельств, указанных в части 2, не исключает возможности оказания юридическим консультантом услуг клиенту и иным лицам, отношения с которыми могут создать конфликт интересов. Предоставление услуг допускается при условии получения юридическим консультантом согласия всех сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения поручения и обеспечения равных возможностей для правовой защиты этих интересов.

4.4. Факты и обстоятельства, указанные в части 3, могут рассматриваться юридическим консультантом либо клиентом как создающие конфликт интересов. В этом случае лицу, заинтересованному в предотвращении конфликта интересов, следует документально уведомить контрагента о наличии конфликта интересов.

4.5. Контрагент в разумный срок (как правило, не свыше 30 дней с момента получения заинтересованным лицом уведомления) следует завершить проверку конфликта интересов. Пропуск такого срока может означать прекращение права заинтересованного лица заявить о наличии конфликта интересов.

4.6. В случае заявления о наличии конфликта интересов юридическому консультанту следует отказаться от предоставления услуг клиенту, а клиенту – от получения услуг юридического консультанта. При этом юридический консультант должен гарантировать клиенту соблюдение конфиденциальности сведений, составляющих адвокатскую и иную охраняемую законом тайну.

4.7. Юридическому консультанту следует уведомлять потенциального клиента при его первичном обращении о необходимости проверки конфликта интересов. До подтверждения отсутствия конфликта интересов юридическому консультанту не следует совершать действий по получению от потенциального клиента каких-либо конфиденциальных сведений.

4.8. При выявлении конфликта интересов в процессе оказания юридическим консультантом услуг клиенту контрагентам следует незамедлительно уведомить друг друга о фактах и обстоятельствах, создающих конфликт интересов, и принять меры, направленные на предотвращение и минимизацию убытков. Контрагенты обязаны соблюдать условия о конфиденциальности сведений, полученных в процессе оказания услуг друг от друга либо от третьих лиц и составляющих охраняемую законом тайну.

 

5. Раскрытие фактов и обстоятельств

5.1. При определении фактов и обстоятельств, подлежащих раскрытию, и предотвращении конфликта интересов юридическому консультанту и клиенту следует действовать добросовестно в соответствии с правилами профессиональной этики и оказывать друг другу содействие. В частности, клиенту рекомендуется информировать юридического консультанта о лицах, имеющих в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес.

5.2. Обязательному раскрытию подлежат факты и обстоятельства, с которыми связаны презумпции, указанные в частях 2 и 3 настоящего Раздела, за исключением фактов и обстоятельств, указанных в пунктах 3.7 и 3.8. Факты и обстоятельства, указанные в пунктах 3.7 и 3.8, подлежат обязательному раскрытию юридическим консультантом по запросу клиента в объеме, указанном клиентом.

5.3. Раскрытию могут подлежать иные факты и обстоятельства, не указанные в частях 2 и 3 настоящего Раздела, которые непосредственно не создают конфликт интересов, но рассматриваются клиентом как существенные.

5.4. Юридическому консультанту рекомендуется в разумный срок раскрывать достоверно известные ему факты и обстоятельства, которые он считает и может разумно считать существенными для предотвращения конфликта интересов. Для раскрытия фактов и обстоятельств рекомендуется направить клиенту соответствующее письменное уведомление.

5.5. Если известные клиенту факты и обстоятельства порождают опасения конфликта интересов, клиенту рекомендуется направлять юридическому консультанту запросы о раскрытии указанных фактов и обстоятельств.

5.6. В случае если юридический консультант не может раскрыть факты и обстоятельства в связи с необходимостью соблюдения охраняемой законом тайны, при этом указанные факты и обстоятельства могут с точки зрения разумного стороннего лица свидетельствовать о наличии конфликта интересов, юридическому консультанту следует отказаться от оказания услуг клиенту без раскрытия таких фактов и обстоятельств.

5.7. Нераскрытие, несвоевременное либо неполное раскрытие фактов и обстоятельств, которые могут свидетельствовать о конфликте интересов, само по себе не должно рассматриваться как нарушение, поскольку это непосредственно не создает конфликта интересов. Оценивать следует существо нераскрытых фактов и обстоятельств и последствия их нераскрытия, несвоевременного либо неполного раскрытия.

 

6. Заключительные положения

6.1. Требования к раскрытию фактов и обстоятельств для целей предотвращения конфликта интересов, объем, сроки и порядок раскрытия могут быть конкретизированы соглашением о порядке ведения переговоров, заключаемом между клиентом и юридическим консультантом в соответствии со ст. 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такое соглашение может содержать условие о неразглашении раскрываемых фактов и обстоятельств независимо от того, будет ли заключен договор.

6.2. В случае поступления юридическому консультанту запроса от уполномоченного органа государственной власти, требующего предоставления сведений в отношении клиента, и этот запрос не нарушает действующее законодательство, юридическому консультанту следует незамедлительно уведомить клиента.

6.3. Ведение юридическим консультантом переговоров с лицом, с которым договор не был заключен из-за конфликта интересов, само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, создающее конфликт интересов с другими клиентами юридического консультанта.

 

Пояснительная записка к проекту Раздела № 2 "Конфликт интересов" Свода обычаев делового оборота в сфере юридических услуг бизнесу

Предлагаемый Раздел необходим для предотвращения и разрешения ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Конфликт интересов может возникать в различных ситуациях, исчерпывающий перечень которых предусмотреть не представляется возможным. Наиболее известные ситуации:

  • клиенты юридического консультанта являются процессуальными оппонентами;
  • клиенты юридического консультанта являются лицами, имеющими в одной ситуации взаимоисключающие правовые интересы;
  • юридический консультант имеет связь (родственную, экономическую, корпоративную) с лицом, являющимся процессуальным оппонентом либо имеющим в данной ситуации взаимоисключающий правовой интерес;
  • процессуальный оппонент клиента ранее был клиентом юридического консультанта.

Проект Раздела исходит из необходимости соблюдения баланса интересов клиентов и юридических консультантов. Предлагается две опровержимые презумпции: первая (часть 2) включает наиболее известные ситуации, при которых наличие конфликта интересов презюмируется. Вторая (часть 3), напротив, включает распространенные факты и обстоятельства, которые, по общему правилу, не должны подразумевать конфликт интересов. Наличие фактов и обстоятельств, указанных в части 3, может создавать конфликт интересов лишь в отдельных случаях, требующих индивидуальной оценки. Указанные группы фактов и обстоятельств рекомендуется рассматривать в качестве ориентиров, критериев, позволяющих участникам отношений оценивать реальные практические ситуации с точки зрения разумного стороннего лица, находящегося в схожих обстоятельствах. Перечни фактов и обстоятельств не являются исчерпывающими.

Проект предлагает также рекомендации, касающиеся правил раскрытия фактов и обстоятельств для целей предотвращения конфликта интересов, и распределения обязанностей между участниками отношений.