Обработка персональных данных в отсутствие согласия
© Piscine / Фотобанк Фотодженика |
В отсутствие согласия субъекта персональных данных оператор может обрабатывать конфиденциальную информацию о гражданах лишь в случаях, перечисленных в п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ. Отметим, данный перечень сформулирован исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит.
Так, в п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ установлено два основания, освобождающего оператора от получения согласия гражданина на обработку его персональных данных.
- Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ. То есть, если имеется международный договор, то для применения этого основания не требуется наличия условия в тексте соглашения о возможности обработки персональных данных. Достаточно установления факта необходимости их обработки для достижения целей сотрудничества, определенных таким договором (например, Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). Как правило, международные соглашения не содержат положений о взаимном предоставлении, обмене персональными данными и иными операциями с ними, но подобные действия предполагаются в целях оформления перевозочных документов, а также обеспечения безопасности полетов.
- Если на это есть прямое указание в законодательстве РФ (например, гл. 14 Трудового кодекса, ч. 3 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"). Однако это не означает, что при обработке персональных данных в подобных случаях не должны соблюдаться принципы, закрепленные в ст. 5 Закона № 152-ФЗ, равно как и иные положения Закона № 152-ФЗ.
Пункты 3 и 3.1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ позволяют обработку персональных данных без согласия гражданина в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве. Например, стороны по делу в целях осуществления судопроизводства и исполнения судебных актов вправе указывать в процессуальных документах сведения о других лицах без их согласия (ответчиках, третьих лицах, свидетелях, должниках и т. д.).
Другие темы
Обработка персональных данных, необходимая для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг, также не требует получения согласия идентифицируемого лица (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Иными словами, истребование от граждан помимо прочих документов согласия на обработку персональных данных при оказании им государственных или муниципальных услуг будет считаться неправомерным. Данный вывод содержится, в частности, в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2013 г. № 14АП-2080/13, Определении Московского городского суда от 30 ноября 2017 г. по делу № 33-40869/2017.
Не требуется согласие гражданина на обработку его персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).
Это основание применимо лишь в тех случаях, когда субъект персональных данных либо выступает стороной договора, либо является выгодоприобретателем или поручителем по договору. Под выгодоприобретателем гражданское законодательство подразумевает лицо, в пользу которого заключен договор (ст. 430 Гражданского кодекса). Это может быть лицо, в пользу которого застраховано имущество по договору страхования (ст. 930 ГК РФ); лицо, в интересах которого осуществляется доверительное управление имуществом (ст. 1012 ГК РФ); лицо, в пользу которого открыт банковский вклад (ст. 842 ГК РФ), и др. Поручитель – это лицо, заключившее договор поручительства, по которому он обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части (п. 1 ст. 361 ГК РФ).
Подчеркнем, что обработка персональных данных в подобных случаях должна строго ограничиваться целями заключения и исполнения договора. Не допускается в отсутствие согласия участника договорного правоотношения передача его персональных данных третьим лицам в рекламных или маркетинговых целях (ч. 1 ст. 15 Закона № 152-ФЗ). Хранение же и передача необходимой информации, содержащей персональные данные, в уполномоченные органы (например, налоговые, органы валютного контроля и т. п.) могут осуществляться оператором без согласия субъекта на основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ.
Кроме того, с 1 сентября 2022 г. приведенный пункт дополнен требованием о том, что заключаемый с гражданином договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных.
Следующее основание допускает возможность обрабатывать персональные данные физического лица без его согласия, если это необходимо для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта, когда получить его согласие невозможно (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). В данной ситуации оператор должен самостоятельно определить, наличествует или нет реальная угроза жизненно важным интересам человека и имеется ли объективная невозможность применения п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ (получение согласия). Примером такой обработки может считаться передача или распространение информации о малолетних детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, потерявшихся гражданах.
Обработка персональных данных возможна без согласия субъекта, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).
По сути данное основание позволяет оператору оправдать осуществляемую им обработку персональных данных собственными законными правами и интересами или законными интересами и правами иных лиц либо публичными интересами. Но при этом он должен подтвердить, что подобная обработка не имеет отрицательных последствий для субъекта персональных данных. Заметим, что риск возможного несогласия с такой оценкой как со стороны субъекта, так и контролирующих органов несет оператор, поскольку бремя доказывания перечисленных условий возлагается на него.
Не требуется согласие лица, если обработка его персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации (СМИ) либо научной, литературной или иной творческой деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Данное основание гарантирует профессиональным журналистам и СМИ реализовать предоставленное им право на свободу слова (ст. 29 Конституции РФ), право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44 Конституции РФ), но только в той мере, в которой не нарушаются права и законные интересы субъектов персональных данных.
Отметим, что ст. 49 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации" (далее – Закон о СМИ) возлагает на журналиста обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации и при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Этим требованиям корреспондирует ст. 51 Закона о СМИ, не допускающая использование прав журналиста с целью в том числе распространения слухов под видом достоверных сообщений и с целью опорочить гражданина. В связи с этим гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации (ч. 1 ст. 46 Закона о СМИ). Кроме того, гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в этом средстве массовой информации (ч. 1 ст. 43 Закона о СМИ). Такое регулирование призвано соблюсти – с учетом специфики деятельности средств массовой информации – разумный баланс между свободой слова и иными конституционно защищаемыми ценностями (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2021 г. № 22-П).
Закон допускает обработку персональных данных без согласия субъекта в статистических или иных исследовательских целях, при условии обязательного обезличивания этих данных (п. 9 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Под обезличиванием понимается действие, в результате которого становится невозможным определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.
В силу прямого указания закона такая обработка не должна использоваться в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации (ст. 15 Закона № 152-ФЗ). Подчеркнем также, что это основание не распространяется на специальные категории персональных данных.
Приказом Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996 утверждены требования и методы по обезличиванию персональных данных. Однако данный документ предназначен для операторов, являющихся государственными или муниципальными органами. Какой-либо иной нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру обезличивания персональных данных, в настоящее время отсутствует.
С 1 июля 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ дополнена п. 9.1, в силу которого в отсутствие согласия возможна обработка личных данных физических лиц, полученных в результате обезличивания персональных данных, которая осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных данным законом.
Отметим, что Закон № 123-ФЗ создает правовую основу для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта и последующего возможного использования его результатов. Согласно его нормам с 1 июля 2020 года в Москве на пять лет установлен специальный экспериментальный режим, в рамках которого осуществляется нормативное правовое регулирование для создания технологий искусственного интеллекта. При этом под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений (ст. 2 Закона № 123-ФЗ).
Целями установления такого режима являются обеспечение повышения качества жизни населения; повышение эффективности государственного или муниципального управления; повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта; формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима (ч. 1 ст. 3 Закона № 123-ФЗ).
Безусловно, технологии искусственного интеллекта представляют потенциальную угрозу для неприкосновенности частной жизни, а зачастую сознательно проектируются для идентификации физических лиц. Поэтому разработчикам искусственного интеллекта важно не нарушать право граждан на защиту их персональных данных. Участники эксперимента несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Законом № 152-ФЗ в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте (ч. 6 ст. 4 Закона № 123-ФЗ).
И, наконец, последнее основание для обработки персональных данных без согласия субъекта касается случаев, когда эти данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (п. 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Примерами требований законодательства являются положения, обязывающие граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"); требования законодательства о банкротстве об опубликовании идентифицирующих сведений о должнике-гражданине (ст. 213.7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета, о своих медицинских работниках, уровне их образования, квалификации (п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") и др.
В частности, применительно к медицинским работникам, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, реализуя право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), лицо тем самым выражает и свое согласие с установленными законодателем условиями и требованиями, обеспечивающими повышенную открытость сведений о деятельности и компетенции представителей отдельных профессий (Постановление КС РФ от 25 мая 2021 г. № 22-П).
Последняя актуализация: 11 ноября 2024 г.