Современные требования
| |
Focus and Blur / Shutterstock.com |
Требования к ККТ
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, ККТ применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов, за исключением ряда установленных законом случаев.
Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.
Существенных поправок в требования к ККТ не вносилось. Они как и прежде должны уметь формировать фискальные документы в электронной форме, автоматически направлять их оператору фискальных данных (ОФД) и печатать на чеке QR-код, в котором зашифрованы реквизиты проверки подлинности фискального документа и т. д. При этом закон приравнивает распечатанный на бумаге электронный кассовый чек к документу, отпечатанному непосредственно ККТ на бумажном носителе. Но теперь можно и вовсе обойтись без бумажной версии чека – достаточно направить сформированный чек на электронный адрес покупателя или продемонстрировав ему для считывания сформированный на экране QR-код (п. 5.7 ст. 1.2 , п. 4 ст. 1.2, абз. 8-10, абз. 13, абз. 19 ст. 4 Закона № 54-ФЗ). Регистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу сведений о произведенных кассовых операциях ОФД, не допускается за исключением касс, используемых в отдаленных от сетей связи местностях, а также расположенных на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки (п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Добавим, что к таким местностям приравниваются населенные пункты, в которых численность населения не превышает 10 тыс. человек (п. 1 приказа Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 "Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей").
Организации и ИП, применяющие ОСН или совмещающие ОСН и спецрежимы, обязаны производить замену фискального накопителя (далее – ФН) не чаще, чем раз в год и не реже, чем раз в три года (срок действия ключа ФН должен быть не менее 13 и не более 36 месяцев). Организации и ИП, применяющие УСН, ПСН и ЕНВД, – один раз в три года (ключ ФН действует не более 36 месяцев). Причем пользователи обязаны хранить ранее использовавшиеся в составе ККТ ФН не менее пяти лет с даты окончания их использования (п. 6 ст. 4.1, п. 2 ст. 4.5 Закона № 54-ФЗ).
В соответствии с новыми требованиями ККТ должна:
- иметь корпус, заводской номер, нанесенный на корпус;
- иметь внутри корпуса часы реального времени;
- иметь устройство для печати фискальных документов (при осуществлении безналичных расчетов в Интернете или через банковских платежных агентов (субагентов) устройство для печати фискальных документов может отсутствовать). При этом в кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса самой ККТ, но в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов,;
- иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие соответствие ККТ законодательным нормам;
- осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в ККТ;
- обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства для осуществления операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств;
- обеспечивать возможность установки ФН внутри корпуса и при применении ККТ содержать ФН внутри корпуса, а также передавать фискальные данные в ФН;
- обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
- исключать возможность формирования кассового чека или БСО, кассового чека коррекции или БСО, содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
- обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого ФН, включенного в реестр ФН, любому ОФД сразу после записи фискальных данных в ФН, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов, по которым не было получено подтверждения оператора;
- обеспечивать печать фискальных документов во всех случаях кроме осуществления безналичных расчетов в Интернете, расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов, в составе которых отсутствует устройство для печати фискальных документов, а также случаев, предусмотренных п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ;
- обеспечивать возможность печати на кассовом чеке или БСО двухмерного штрихового кода (QR-код должен быть размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или БСО (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или БСО;
- принимать от технических средств ОФД подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;
- информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через ОФД, а также о неисправностях в работе ККТ;
- обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа "отчет о текущем состоянии расчетов" в любое время (за исключением ККТ, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете, а также для осуществления расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов, в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует);
- обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в ФН, установленный внутри корпуса ККТ, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении безналичных расчетов в Интернете и при осуществлении расчетов с использованием автоматических устройств для расчетов в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует, а также случаев, предусмотренных п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ) и (или) передачу в электронной форме;
- исполнять необходимые протоколы информационного обмена (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ).
НАША СПРАВКА
К понятию ККТ относятся электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через ОФД и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (абз. 14 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
ВНИМАНИЕ!
Для ИП, являющихся налогоплательщиками, применяющими ПСН и УСН, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением ИП, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, требование абз. 9 п. 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 г. (п. 17 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).
ВНИМАНИЕ!
Следует отметить, что применяться может исключительно техника и ФН, включенные, соответственно, в реестр контрольно-кассовой техники (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/) и реестр фискальных накопителей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestr_fiscal/). Эти реестры размещены на официальном сайте ФНС России, в настоящее время в них включены более 170 моделей контрольно-кассовых машин и 18 моделей ФН. Кроме того, при покупке новых ККТ и ФН пользователи могут проверить, зарегистрированы ли они в указанных реестрах. Для этого можно воспользоваться соответствующими сервисами, расположенных в разделах "Реестр контрольно-кассовой техники" и "Реестр фискальных накопителей" сайта nalog.ru.
При выборе конкретной модели контрольно-кассовой машины, следует учитывать, что не каждая модель может подходить для конкретного вида деятельности. К примеру, некоторые модели разработаны для применения в такси, другие – на автозаправочных станциях, третьи – в платежных терминалах и так далее. Вы не сможете использовать в ресторанном бизнесе ККТ, предназначенную для работы в такси, поэтому будьте внимательны при покупке кассового аппарата. В реестре контрольно-кассовой техники можно также уточнить особенности применения отдельных видов ККТ, предназначенных, к примеру, для работы только в автоматических устройствах для расчетов, для безналичных расчетов в Интернете или только в качестве автоматизированной системы для БСО.
НАША СПРАВКА
К фискальным документам, передачу которых в налоговый орган по новым правилам должна обеспечить ККТ, относятся не только кассовые чеки, но и БСО. Эти документы могут быть как напечатаны на бумажном носителе, так и сформированы в электронной форме (абз. 30 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Обязанности пользователей ККТ
Статья 5 Закона № 54-ФЗ устанавливает основные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты и пользователей ККТ, в соответствии с которыми они должны:
- осуществлять регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с регистрационного учета в налоговых органах в установленном порядке;
- иметь договор с ОФД на обработку фискальных данных, за исключением пользователей ККТ, используемой в отдаленных от сетей связи местностях;
- применять ККТ с установленным внутри корпуса ФН, соответствующую требованиям законодательства о применении ККТ;
- выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или БСО в случаях, предусмотренных Законом № 54-ФЗ;
- при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в ККТ и в устройства, предназначенные для осуществления операций по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
- обеспечивать сохранность ФН в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе ККТ;
- исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к ККТ, программным, программно-аппаратным средствам в составе ККТ и ее ФН;
- предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;
- обеспечивать должностным лицам налоговых органов беспрепятственный доступ к ККТ и ФН, в том числе с использованием технических средств, и предоставлять этим должностным лицам документацию на них;
- осуществлять замену ФН и расходных материалов;
- передавать в случае аннулирования разрешения на обработку фискальных данных у ОФД, с которым у пользователя был заключен договор, в срок не более чем 20 календарных дней со дня прекращения действия разрешения на обработку фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы в налоговые органы через ОФД в электронной форме;
- обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в ККТ информации о сумме расчета, полученной от устройства, устройства, предназначенного для осуществления операций по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
- предоставлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с законодательством о применении ККТ в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники (за исключением пользователей, работающих в отдаленных от сетей связи местностях) в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом
- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о применении ККТ.
Таким образом, после выбора и приобретения контрольно-кассовой техники, ее следует зарегистрировать в налоговых органах, кроме того необходимо заключить договор с ОФД на обработку фискальных данных.
Последняя актуализация: 4 июля 2019 г.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"
- Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями"