Обоснование закупки и методы расчета цены контракта

Разделы:

Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о контрактной системе) нужно будет обосновать сам объект закупки, исходя из его необходимости и соответствию плану закупок, начальную (максимальную) цену и выбранный способ заказа (ст. 18 закона о контрактной системе).

Начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен, который заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
2) нормативный метод, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Нормативный метод применяется в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в том числе их предельная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;
3) тарифный метод, при котором цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги;
4) проектно-сметный метод, под которым понимается определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,
5) затратный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Правительство РФ вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений закона о контрактной системе (ст. 22 закона о контрактной системе).


Способы определения поставщиков

Заказчики смогут воспользоваться следующими способами определения поставщиков при осуществлении закупок:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион;
  • закрытый аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт (ст. 24 закона о контрактной системе).


Осуществление совместных процедур закупок

Если у двух и более заказчиков возникают потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах, то такие заказчики вправе осуществлять закупки товаров, работ услуг путем проведения совместных процедур закупок (ст. 25 закона о контрактной системе).
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных процедур закупок и порядок проведения таких процедур определяются соглашением сторон в соответствии с ГК РФ и законом о контрактной системе.

Внимание!

Контракт с победителем или победителями совместных процедур закупок заключается каждым заказчиком. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных процедур закупок, осуществляется сторонами в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений закона о контрактной системе.

Проведение совместных процедур выглядит следующим образом. Организатором совместных процедур закупок выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих функций по организации и проведению совместных процедур закупок.

Соглашение должно содержать:

  • информацию о сторонах соглашения;
  • информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный конкурс или совместный аукцион;
  • начальную (максимальную) цену контракта или контрактов и обоснование такой цены;
  • права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  • информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
  • порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  • порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
  • примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
  • порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
  • срок действия соглашения;
  • порядок рассмотрения споров;
  • иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион (ст. 25 закона о контрактной системе).


Централизованные закупки

В целях централизации закупок могут быть созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление процедур закупок для заказчиков, либо в указанных целях осуществление процедур закупок для заказчиков может быть возложено на один или несколько органов из числа существующих.
Такие органы осуществляют функции по осуществлению закупок для заказчиков, определенные решениями о создании таких органов или наделении их такими полномочиями, за исключением подписания контрактов. При этом контракты подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия таких органов и заказчиков должен устанавливаться решениями о создании таких органов или о наделении их соответствующими полномочиями (ст. 26 закона о контрактной системе).


Участие в определении поставщиков

В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в соответствующей процедуре закупок, информация о таком ограничении с обоснованием причин такого ограничения должна быть указана в извещении о проведении процедуры закупок.

Участники процедур закупок имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников процедур закупок подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией (ст. 27 закона о контрактной системе).

При осуществлении закупок в соответствии со статьями 28–30 закона о контрактной системе устанавливаются преимущества:

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
  • организациям инвалидов;
  • субъектам малого предпринимательства;
  • социально ориентированным некоммерческим организациям.


О том, какие требования предъявляются к участникам закупок, чем руководствоваться в оценке заявок, каковы основные особенности заключения контракта и его банковского сопровождения, читайте далее.