Информационное обеспечение контрактной системы
Единая информационная система Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о контрактной системе) будет содержать следующую информацию (ст. 4 закона о контрактной системе):
- планы закупок;
- планы-графики;
- информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
- информацию о закупках, предусмотренную законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
- перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Россия заключила международные договоры;
- результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
- отчеты заказчиков, предусмотренные законом о контрактной системе;
- каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 закона о контрактной системе;
- информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 закона о контрактной системе запросах цен товаров, работ, услуг;
- иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено законом о контрактной системе, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Единая информационная система призвана обеспечить сбор, хранение, получение и анализ данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок товаров, услуг и работ, является общедоступной, за исключением информации ограниченного доступа.
Информация будет предоставляться бесплатно путем размещения на информационных ресурсах в Интернете на официальном сайте единой информационной системы. Соответственно контролирующие органы и участники процесса будут иметь равный доступ к полной официальной информации и смогут воспользоваться ей по своему усмотрению (ст. 4 закона о контрактной системе).
Принцип конкуренции в контрактной системе
Закон о контрактной системе предусматривает, что контрактная система будет способствовать обеспечению создания равных условий для конкуренции между производителями, поставщиками, подрядчиками, исполнителями при обеспечении государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах. Процедуры закупок должны быть доступными, то есть любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям законодательства РФ и закона о контрактной системе, должно иметь возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд по итогам проведения предусмотренных законом о контрактной системе процедур закупок.
Конкуренция в контрактной системе должна быть основана на добросовестном ценовом и неценовом состязании между участниками процедур закупок в целях превзойти иных участников в качестве, ассортименте, комплектности и иных параметрах поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Внимание!
Запрещается совершение заказчиками, должностными лицами контрактной службы заказчика, участниками процедур закупок любых действий, противоречащих требованиям закона о контрактной системе, результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции (какое именно наказание грозит нарушителям – в законе не уточняется) (ст. 8 закона о контрактной системе).
Принцип профессионализма заказчика
Контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика преимущественно на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Заказчики должны принимать меры для поддержания и повышения уровня квалификации и профессионализма должностных лиц, в том числе путем проведения профессионального обучения (повышения квалификации или профессиональной переподготовки) (ст. 9 закона о контрактной системе).
Принцип единства контрактной системы
Контрактная система будет основываться на единых принципах и подходах. Предполагается, что это позволит обеспечить государственные и муниципальные нужды в товарах, работах и услугах посредством последовательной и эффективной реализации этапов прогнозирования государственных нужд в товарах, работах и услугах, планирования государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществления закупок товаров, работ и услуг, в том числе исполнения контрактов, а также аудита и контроля в федеральной контрактной системе (ст. 11 закона о контрактной системе).
Закупки бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения осуществляют деятельность по приобретению товаров, работ, услуг, в соответствии с требованиями закона о контрактной системе в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, заключенных ими в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций (ст. 15 закона о контрактной системе).
Требования не распространяются на деятельность бюджетных учреждений по привлечению ими третьих лиц для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в ходе исполнения бюджетными учреждениями контрактов и гражданско-правовых договоров.
Также требования не распространяются на деятельность бюджетных учреждений по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном правительством РФ порядке, грантов (субсидий на конкурсной основе), предоставляемых из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, установленными грантодателями не установлено иное. Приобретение товаров, работ, услуг для осуществления деятельности, предусмотренной ч. 2 ст. 14 закона о контрактной системе, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Планирование в контрактной системе
Планирование закупок для государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах осуществляется, исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Для этого будут разрабатываться планы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и планы-графики осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 16 закона о контрактной системе). Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Планы закупок
Планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд формируются заказчиком, исходя из мероприятий государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования, утвержденных (одобренных) в установленном порядке, а также иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В них будут включаться следующие сведения:
- идентификационный код закупки, присваиваемый в соответствии со ст. 23 закона о контрактной системе;
- цель осуществления закупки;
- наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки с учетом положений ст. 33 закона о контрактной системе, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
- объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
- сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
- обоснование закупки в соответствии со ст. 18 закона о контрактной системе;
- информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
- информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со ст. 20 закона о контрактной системе.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок (ст. 17 закона о контрактной системе).
В планах закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд будут отражены закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции для федеральных государственных нужд в соответствии с установленным решениями президента и правительства РФ в отношении указанных закупок плановым периодом.
Допускается включение в планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные до 1 января 2013 года, закупок для реализации мероприятий, не предусмотренных государственными программами РФ.
Форма планов и порядок их ведения утверждаются правительством РФ.
Утвержденные в установленном порядке планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд подлежат размещению в единой информационной системе, а также на сайтах утвердивших такие планы государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (если имеются), за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ст. 17 закона о контрактной системе).
О том, как обосновать закупку, как рассчитать цены контракта, как определить поставщиков, читайте далее.