Основные изменения: акценты расставлены
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о контрактной системе) учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.
При этом закон о контрактной системе должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, контролем, аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом. В таблице 1 представлены основные новеллы, которые влияют на качество проведения госзакупок, в интерпретации действующего сегодня Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о госзакупках) и закона о контрактной системе.
Таблица 1. Основные изменения в законодательстве о госзакупках
Основные положения | Закон о контрактной системе | Закон о госзакупках |
---|---|---|
Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта | Предусмотрен (ст. 4, 98 закона о контрактной системе) | Отсутствует, было прикрытие в качестве понятия коммерческой тайны (ст. 17.1, 17.2 закона о госзакупках) |
Публикация существенных действий (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта) заказчика | Обязательна (ст. 4 закона о контрактной системе) | Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (ст. 16 закона о госзакупках) |
Институт общественного контроля за государственными закупками | Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков (ст. 102 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Институт контрактной службы заказчиков | Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (ст. 11, 38 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Ответственность заказчиков | Персональная ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта (ст. 107 закона о контрактной системе) | Ответственность не прописана конкретно, а только схематично: "лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 62 закона о госзакупках) |
Определение исполнителя контракта | В зависимости от предмета закупки заказчик может определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников (ст. 27, 39 закона о контрактной системе). Основной способ выбора исполнителя – открытый конкурс, проводимый в один этап (ст. 48 закона о контрактной системе); предусмотрены закрытые процедуры определения поставщиков (ст. 85). Появились новые способы, такие как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений
| Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (ст. 20 закона о госзакупках) |
Планирование на долгосрочную перспективу | Планирование предусмотрено (ст. 16, 17 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Антидемпинговые меры | Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование (ст. 37 закона о контрактной системе) | Не были разработаны |
Обоснование цены контракта | Предусмотрено ст. 22 закона о контрактной системе. Новые методы обоснования. | Предусмотрено ст. 19.1 закона о госзакупках |
Процедура изменения и расторжения контракта | Возможна, но она должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте. Расторжение по решению суда, соглашению сторон и в одностороннем порядке (ст. 34, 95 закона о контрактной системе) | Изменение контракта возможно в строго оговоренных случаях. Расторжение исключительно по решению суда или по соглашению сторон (ст. 9 закона о госзакупках) |
Аудит результатов исполнения контрактов | Предусмотрен (ст. 98 закона о контрактной системе) | Отсутствует |
Комиссия по осуществлению закупок | Предусмотрены новые требования к составу комиссии (ст. 39 закона о контрактной системе). | Состав, функции комиссии (ст. 7 закона о госзакупках) Предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ст. 17 закона о госзакупках) |
Обжалование действий | Предусмотрено (ст. 105-106 закона о контрактной системе) | Предусмотрено (ст. 57–62 закона о госзакупках) |
Некоторые положения и регламенты непосредственного проведения закупок и участия в этом процессе претерпели изменения. В таблице 2 в сравнении двух законов (закон о госзакупках и закон о контрактной системе) рассматриваются особенности проведения аукционов, подписания контрактов, сроки рассмотрения заявок и другие ключевые моменты, влияющие на качество и конечный результат торгов.
Таблица 2. Изменения в законодательстве о госзакупках в деталях
Положения закона | Закон о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") | Закон о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") |
---|---|---|
Электронный документооборот | Подача электронных заявок через единую информационную систему и оператора площадок | Электронные документы подаются заказчику (без указания способа передачи) или через оператора площадок для электронных аукционов (п. 1 ст. 21, 25, 41.2) |
Электронно-цифровая подпись | Использование усиленной электронной подписи (УЭП) (ст. 5, п. 2 ст. 60) | Обычная ЭЦП |
Аккредитация
| Требования одинаковы | Требования одинаковы |
Обеспечение заявки / размер | 0,5–5% (1 % для коротких аукционов, 2% для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства, либо социально ориентированная некоммерческая организация) | 0,5–5% (субъект малого предпринимательства 2%) |
Обеспечение заявки / Выплата доходов участникам | Вступает в силу после нового отбора операторов площадок | Не установлено |
Короткий аукцион (до 3 млн руб.) | ||
Размещение извещения о проведении аукциона | Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок | Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи |
Отмена | Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок | Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок |
Внесение изменений
| Не позднее чем за 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) | Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок |
Срок продления подачи заявок | Не менее 7 дней | Не менее 7 дней |
Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 7 дней | Не более 7 дней |
Срок проведения аукциона | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей |
Срок рассмотрения вторых частей заявок | Не более 3 рабочих дней | Не более 4 дней |
Длинный аукцион (от 3 млн руб.) | ||
Размещение извещения о проведении аукциона | Не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок | Не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок ( ч.1 ст. 41.5) |
Отмена | Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок | Не менее чем за 10 дней до окончания подачи заявок |
Внесение изменений | За 2 дня до окончания подачи заявок | За 5 дней до окончания подачи заявок |
Срок продления подачи заявок | Не менее 7 дней
| Не менее 15 дней
|
Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 7 дней | Не более 7 дней |
Срок проведения аукциона | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей | Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей |
Срок рассмотрения вторых частей заявок | Не более 3 рабочих дней ( ч. 5 ст. 69) | Не более 6 рабочих дней |
Запрос разъяснений | Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня | Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня |
Заключение контракта | ||
Место заключения | Единая информационная система | Электронная площадка |
Размещение проекта заказчиком | 5 дней (п. 2 ст. 70) | 5 дней |
Подписание участником | 5 дней (п. 3 ст. 70) | 5 дней если был протокол разногласий, то 3 дня |
Подписание заказчиком | 3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) | 3 дня |
Разногласия по проекту контракта | Протокол разногласий размещается в единой информационной системе | Протокол разногласий направляется оператору электронной площадки. |
Ответ заказчика | 3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) | 3 дня |
Ответ участника | 3 рабочих дня (п. 6 ст. 70) | 3 дня |
Мораторий на заключение (Контракт может быть заключен не ранее чем...) | Не ранее 10 дней с даты подведения итогов (п. 9 ст. 70) | Не ранее 10 дней с даты подведения итогов |
Случаи признания несостоявшимся | ||
Рассмотрение единственной заявки | Не более 3 рабочих дней | Первая часть согласно документации, вторая часть не более 3 дней (ч. 22 ст. 41.8)
|
Осталась одна заявка после рассмотрения первых частей. Срок рассмотрения второй части | Не более 3 рабочих дней | В течение 3 дней |
Не подано ни одного ценового предложения | Аукцион не состоялся. Вторые части заявок участников, допущенных по первым частям, направляются заказчику. По итогам рассмотрения контракт заключается с допущенным участником, заявка которого подана раньше по времени | Аукцион не состоялся, рассмотрение заявок не производится
|
Не подано заявок или все отклонены | Повторное размещение через запрос предложений | Повторное проведение аукциона |
Переходные положения
Если договоры и контракты по госзакупкам были заключены на момент действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее закон о госзакупках) до вступления в силу закона о контрактной системе (1 января 2014 года), то они остаются в силе (ст. 112 закона о контрактной системе).
Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Совокупный годовой объем закупок, предусмотренный ч. 1 ст. 30, ч. 1, 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, в 2014 и 2015 годах расчитывается заказчиками без использования планов-графиков; в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 36, ч. 2, 4–6 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 закона о контрактной системе, изменения в планы закупок и планы-графики не вносятся; в отчет, предусмотренный п. 1 ч. 9 ст. 94 закона о контрактной системе, не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику; обжалование действий (бездействия) лиц, указанных в ч. 3 ст. 105 закона о контрактной системе, допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также в 2014 и 2015 годах обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 миллиард рублей. Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
До 1 января 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе принимать решение, предусмотренное ч. 5 ст. 26 закона контрактной системе.
Правительством РФ устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ее ввода в эксплуатацию информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу закона о контрактной системе.
Заказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов до утверждения федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 ст. 34 закона о контрактной системе.
Со дня вступления в силу закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с ч. 4 ст. 59 закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.
До завершения переходного периода, установленного ст. 38 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет полномочия государственного заказчика в соответствии с п. 5 ст. 3 закона о контрактной системе, а также вправе создавать информационную систему в сфере закупок, интегрированную с единой информационной системой в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 4 закона о контрактной системе. Порядок функционирования и использования такой информационной системы устанавливается актом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
До 1 января 2017 года идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов.
С 1 января 2014 года по 1 января 2017 года включительно формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в части отдельных товаров, работ, услуг.
До 31 декабря 2016 года заказчики вправе проводить запрос котировок независимо от цены контракта, если речь идет о заключении контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к олимпийским объектам, а также на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, жилые помещения в которых предназначены для предоставления гражданам взамен земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов.
В течение двух лет со дня вступления в силу закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, ранее уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, обеспечивает доступ без взимания платы к сведениям, содержащимся в указанном реестре недобросовестных поставщиков, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также осуществляет ведение указанного реестра недобросовестных поставщиков в части исключения из него недобросовестных поставщиков в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В течение двух лет со дня вступления в силу закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом обязательным является единое требование к участникам закупки, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки, в том числе сведений об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки (для юридического лица).
До 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
До 1 января 2016 года правительство РФ, а также в случае создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд. При этом до даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы взаимодействие региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок осуществляется с официальным сайтом РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
До 1 января 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 закона о контрактной системе и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 января 2014 года на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
О том, кто и как будет контролировать проведение госзакупок и какая предусмотрена ответственность за нарушения для участников и заказчиков, читайте далее.