Основные изменения: акценты расставлены

Разделы:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о контрактной системе) учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии ООН по праву международной торговли. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

При этом закон о контрактной системе должен обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. Им регулируются отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для госзаказчиков, мониторингом, контролем, аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом. В таблице 1 представлены основные новеллы, которые влияют на качество проведения госзакупок, в интерпретации действующего сегодня Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о госзакупках) и закона о контрактной системе. 

 

Таблица 1. Основные изменения в законодательстве о госзакупках

Основные положения

Закон о контрактной системе

Закон о госзакупках

Неограниченный доступ к информации о проведении процедур, планов закупок, результатов аудита контракта

Предусмотрен (ст. 4, 98 закона о контрактной системе) Отсутствует, было прикрытие в качестве понятия коммерческой тайны (ст. 17.1, 17.2 закона о госзакупках)

Публикация существенных действий (обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта) заказчика

 Обязательна (ст. 4 закона о контрактной системе) Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (ст. 16 закона о госзакупках)

Институт общественного контроля за государственными закупками

Запланировано создание общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков (ст. 102 закона о контрактной системе) Отсутствует

Институт контрактной службы заказчиков

Запланировано создание подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок (ст. 11, 38 закона о контрактной системе) Отсутствует

Ответственность заказчиков

Персональная ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта (ст. 107 закона о контрактной системе) Ответственность не прописана конкретно, а только схематично: "лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 62 закона о госзакупках)

Определение исполнителя контракта

В зависимости от предмета закупки заказчик может определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников (ст. 27, 39 закона о контрактной системе).
Основной способ выбора исполнителя – открытый конкурс, проводимый в один этап (ст. 48 закона о контрактной системе); предусмотрены закрытые процедуры определения поставщиков (ст. 85). Появились новые способы, такие как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений

 

Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса (ст. 20 закона о госзакупках)

Планирование на долгосрочную перспективу

Планирование предусмотрено (ст. 16, 17 закона о контрактной системе) Отсутствует

Антидемпинговые меры

Появляется обязанность участника размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование (ст. 37 закона о контрактной системе) Не были разработаны 

Обоснование цены контракта

Предусмотрено ст. 22 закона о контрактной системе. Новые методы обоснования.

Предусмотрено ст. 19.1 закона о госзакупках

Процедура изменения и расторжения контракта Возможна, но она должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте. Расторжение по решению суда, соглашению сторон и в одностороннем порядке (ст. 34, 95 закона о контрактной системе) Изменение контракта возможно в строго оговоренных случаях. Расторжение исключительно по решению суда или по соглашению сторон (ст. 9 закона о госзакупках)
Аудит результатов исполнения контрактов Предусмотрен (ст. 98 закона о контрактной системе) Отсутствует
Комиссия по осуществлению закупок Предусмотрены новые требования к составу комиссии (ст. 39 закона о контрактной системе). Состав, функции комиссии (ст. 7 закона о госзакупках) Предусмотрен контроль со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ст. 17 закона о госзакупках)
Обжалование действий Предусмотрено (ст. 105-106 закона о контрактной системе) Предусмотрено (ст. 57–62 закона о госзакупках)

 

Некоторые положения и регламенты непосредственного проведения закупок и участия в этом процессе претерпели изменения. В таблице 2 в сравнении двух законов (закон о госзакупках и закон о контрактной системе) рассматриваются особенности проведения аукционов, подписания контрактов, сроки рассмотрения заявок и другие ключевые моменты, влияющие на качество и конечный результат торгов.

 

Таблица 2. Изменения в законодательстве о госзакупках в деталях

 

 

Положения закона

Закон о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
Закон о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")

Электронный документооборот

Подача электронных заявок через единую информационную систему и оператора площадок

(ст. 5, 49, 51, 52, 60)

Электронные документы подаются заказчику (без указания способа передачи) или через оператора площадок для электронных аукционов

(п. 1 ст. 21, 25, 41.2)

Электронно-цифровая подпись

Использование усиленной электронной подписи (УЭП)

(ст. 5, п. 2 ст. 60)

Обычная ЭЦП

(ч. 2 ст. 41.2)

Аккредитация

 

Требования одинаковы

(п. 7 ст. 60)

Требования одинаковы

(п. 1 ст. 41.2)

 Обеспечение заявки / размер

0,5–5% (1 % для коротких аукционов, 2% для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства, либо социально ориентированная некоммерческая организация)

(п. 14, 15 ст. 44)

0,5–5% (субъект малого предпринимательства 2%)

(п. 4 ст. 20, п. 5 ст. 41.2)

Обеспечение заявки / Выплата доходов участникам

Вступает в силу после нового отбора операторов площадок

(п. 8 ст. 44)

 Не установлено

Короткий аукцион (до 3 млн руб.)

Размещение извещения о проведении аукциона

Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок

(п. 2 ст. 63)

Не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи

( ч. 2 ст. 41.5)

Отмена

Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок

(п. 1 ст. 36)

Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок

( ч. 6 ст. 41.5)

Внесение изменений

 

Не позднее чем за 2 дня до окончания подачи заявок (п. 6 ст. 63) Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок

( ч. 5 ст. 41.5)

 

Срок продления подачи заявок

Не менее 7 дней

(п. 6 ст. 63)

Не менее 7 дней

( ч. 5 ст. 41.5)

 

Срок рассмотрения первых частей заявок

Не более 7 дней

(п. 2 ст. 67)

Не более 7 дней

(п. 2 ст. 41.9)

 

Срок проведения аукциона

Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей

(п. 3 ст. 68)

Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей

( ч. 3 ст. 41.10)

 

Срок рассмотрения вторых частей заявок

Не более 3 рабочих дней

(п. 5 ст. 69)

Не более 4 дней

(п. 5 ст. 41.11)

Длинный аукцион (от 3 млн руб.)

Размещение извещения о проведении аукциона

Не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок

(п. 3 ст. 63)

Не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок

( ч.1 ст. 41.5)

 

Отмена

Не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок

(п. 1 ст. 36)

Не менее чем за 10 дней до окончания подачи заявок

( ч. 6 ст. 41.5)

 

Внесение изменений

За 2 дня до окончания подачи заявок

(п. 6 ст. 63)

За 5 дней до окончания подачи заявок

( ч. 5 ст. 41.5)

 

Срок продления подачи заявок

Не менее 7 дней

(п. 6 ст. 63)

 

Не менее 15 дней

( ч. 5 ст. 41.5)

 

Срок рассмотрения первых частей заявок Не более 7 дней

(п. 2 ст. 67)

Не более 7 дней

(п. 2 ст. 41.9)

Срок проведения аукциона

Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей

(п. 3 ст. 68)

Через 2 дня на первый рабочий, считая от даты окончания рассмотрения первых частей

( ч. 3 ст. 41.10)

Срок рассмотрения вторых частей заявок Не более 3 рабочих дней

( ч. 5 ст. 69)

Не более 6 рабочих дней

(п. 5 ст. 41.11)

Запрос разъяснений

Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня

(п. 3, 4 ст. 65)

Не более 3 раз в отношении 1 аукциона. Срок ответа 2 дня

( ч. 3, 4 ст. 41.7)

Заключение контракта

Место заключения Единая информационная система

(п. 1 ст. 70)

Электронная площадка

(п. 1 ст. 41.12)

Размещение проекта заказчиком 5 дней (п. 2 ст. 70) 5 дней

(п. 2 ст. 41.12)

Подписание участником

5 дней (п. 3 ст. 70) 5 дней

(п. 4 ст. 41.12)

если был протокол разногласий, то 3 дня

(ч. 4.4, 4.6 ст. 41.12)

Подписание заказчиком

3 рабочих дня (п. 7 ст. 70)

3 дня

(п. 6 ст. 41.12)

Разногласия по проекту контракта Протокол разногласий размещается в единой информационной системе

(п. 4 ст. 70)

Протокол разногласий направляется оператору электронной площадки.

(п. 4.1 ст. 41.12)

Ответ заказчика

3 рабочих дня (п. 7 ст. 70) 3 дня

(п. 4.2, 4.5 ст. 41.12)

Ответ участника

3 рабочих дня (п. 6 ст. 70) 3 дня

(п. 4.4 ст. 41.12)

Мораторий на заключение (Контракт может быть заключен не ранее чем...) Не ранее 10 дней с даты подведения итогов (п. 9 ст. 70) Не ранее 10 дней с даты подведения итогов

(п. 9 ст. 41.12)

Случаи признания несостоявшимся

Рассмотрение единственной заявки

Не более 3 рабочих дней

(п. 3 ч. 1 ст. 71)

Первая часть согласно документации, вторая часть не более 3 дней (ч. 22 ст. 41.8)

 

Осталась одна заявка после рассмотрения первых частей. Срок рассмотрения второй части Не более 3 рабочих дней

(п. 3 ч. 2 ст. 71)

В течение 3 дней

( ч. 11 ст. 41.9)

Не подано ни одного ценового предложения

Аукцион не состоялся. Вторые части заявок участников, допущенных по первым частям, направляются заказчику. По итогам рассмотрения контракт заключается с допущенным участником, заявка которого подана раньше по времени

(ч. 3 ст. 71)

Аукцион не состоялся, рассмотрение заявок не производится

(ч. 21 ст. 41.10)

 

Не подано заявок или все отклонены Повторное размещение через запрос предложений

(п. 4 ст. 71)

Повторное проведение аукциона

(ч. 21 ст. 41.8, ч. 7 ст. 41.9)

Переходные положения

Если договоры и контракты по госзакупкам были заключены на момент действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее закон о госзакупках) до вступления в силу закона о контрактной системе (1 января 2014 года), то они остаются в силе (ст. 112 закона о контрактной системе).

Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Совокупный годовой объем закупок, предусмотренный ч. 1 ст. 30, ч. 1, 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, в 2014 и 2015 годах расчитывается заказчиками без использования планов-графиков; в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 36, ч. 2, 4–6 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 закона о контрактной системе, изменения в планы закупок и планы-графики не вносятся; в отчет, предусмотренный п. 1 ч. 9 ст. 94 закона о контрактной системе, не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику; обжалование действий (бездействия) лиц, указанных в ч. 3 ст. 105 закона о контрактной системе, допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также в 2014 и 2015 годах обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 миллиард рублей. Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

До 1 января 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе принимать решение, предусмотренное ч. 5 ст. 26 закона контрактной системе.

Правительством РФ устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ее ввода в эксплуатацию информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу закона о контрактной системе.

Заказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов до утверждения федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 ст. 34 закона о контрактной системе.

Со дня вступления в силу закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, прошедших отбор в соответствии с ч. 4 ст. 59 закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных аукционов осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.

До завершения переходного периода, установленного ст. 38 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет полномочия государственного заказчика в соответствии с п. 5 ст. 3 закона о контрактной системе, а также вправе создавать информационную систему в сфере закупок, интегрированную с единой информационной системой в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 4 закона о контрактной системе. Порядок функционирования и использования такой информационной системы устанавливается актом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

До 1 января 2017 года идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов.

С 1 января 2014 года по 1 января 2017 года включительно формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в части отдельных товаров, работ, услуг.

До 31 декабря 2016 года заказчики вправе проводить запрос котировок независимо от цены контракта, если речь идет о заключении контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к олимпийским объектам, а также на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, жилые помещения в которых предназначены для предоставления гражданам взамен земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов.

В течение двух лет со дня вступления в силу закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, ранее уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, обеспечивает доступ без взимания платы к сведениям, содержащимся в указанном реестре недобросовестных поставщиков, на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также осуществляет ведение указанного реестра недобросовестных поставщиков в части исключения из него недобросовестных поставщиков в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В течение двух лет со дня вступления в силу закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом обязательным является единое требование к участникам закупки, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки, в том числе сведений об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки (для юридического лица).

До 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

До 1 января 2016 года правительство РФ, а также в случае создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд. При этом до даты ввода в эксплуатацию единой информационной системы взаимодействие региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок осуществляется с официальным сайтом РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

До 1 января 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 закона о контрактной системе и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 января 2014 года на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

О том, кто и как будет контролировать проведение госзакупок и какая предусмотрена ответственность за нарушения для участников и заказчиков, читайте далее.