Поддержка есть, но нужно больше

Мария Шувалова

Поддержка есть, но нужно больше

День Победы – без преувеличения один из главных праздников в нашей стране. С каждым годом масштаб мероприятий, приуроченных к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне, все более впечатляет, а число главных героев этого праздника, к сожалению, сокращается.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направленийО том, какие гарантии предусмотрены для участников ВОВ в настоящее время, читайте в нашем материале: "Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны: 5 основных направлений". 

Несмотря на то что государство оказывает социальную поддержку ветеранам и участникам ВОВ, достаточной ее назвать нельзя. Так, например, размер ежемесячной выплаты инвалидам Великой Отечественной войны составляет 4481,47 руб., участникам ВОВ – 3361,09 руб. Поэтому в Госдуму периодически вносятся законопроекты, предусматривающие те или иные дополнительные меры такой поддержки. Рассмотрим, какие инициативы были предложены в последнее время.

 

Находятся на рассмотрении в Госдуме

Одно из предложений – предоставление социальной поддержки детям умерших или погибших инвалидов и участников ВОВ, которым на момент смерти родителей не исполнилось 18 лет и которые не были впоследствии усыновлены (удочерены). Речь идет только о гражданах 1923-1945 годов рождения. В настоящее время такая поддержка – ежемесячная выплата в 927 руб., обеспечение жильем, право на первоочередное оказание некоторых услуг и ряд льгот – оказывается нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и имеющим право на получение пенсии в связи с потерей кормильца (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – закон о ветеранах); размер вознаграждения закреплен в подп. 4 п. 4 ст. 23.1 закона о ветеранах).

Родителям и супругам, не вступившим в брак после смерти участника ВОВ или ветерана боевых действий, поддержка оказывается вне зависимости от их трудоспособности, нахождения на иждивении и от того, получают ли они зарплату или пенсию (п. 2 ст. 21 закона о ветеранах). Именно к этой категории законопроектом и предлагается отнести и детей указанных граждан, не достигших на момент их смерти совершеннолетнего возраста, что логично. Часть таких граждан (детей) уже получают поддержку как ветераны ВОВ или труженики тыла, но далеко не все, отмечается в пояснительной записке к соответствующему законопроекту1. В ней также подчеркивается, что принятие документа было бы особенно актуальным в преддверии 70-й годовщины Великой Победы. Отметим, что в самом законопроекте говорится о его вступлении в силу с 1 июля текущего года (в случае его приятия). Это будет возможно, только если документ быстро пройдет все этапы принятия и подписания, так как в примерную программу рассмотрения Госдумой он включен лишь на июнь. В случае если закон будет принят и вступит в силу с указанной даты, расходы на его реализацию в этом году составят около 11,8 млн руб. 

Еще одна инициатива направлена на расширение круга лиц, получающих дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ. В настоящее время оно предоставляется Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, Героям Труда, гражданам, награжденным рядом орденов (орденом Ленина, "За заслуги перед Отечеством" четырех степеней и др.), лауреатам государственных премий и чемпионам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр (ст. 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ). 

Соответствующим законопроектом2 предлагается включить в этот перечень участников ВОВ, награжденных определенными орденами и медалями, и в зависимости от вида наград разделить их на четыре группы с предоставлением разного размера обеспечения. А именно:

  • для лиц, награжденных орденами "Красного Знамени", "Суворова" I, II или III степени, "Кутузова" I, II или III степени, "Ушакова" I или II степени, "Нахимова" I или II степени, размер обеспечения может составить 200% от размера социальной пенсии. Последняя на сегодняшний день равняется 3626,71 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
  • гражданам, награжденным орденами "Славы" II и III степени, "Красной Звезды", "Отечественной войны" I или II степени (получившим их до 10 марта 1985 года), "Александра Невского", "Богдана Хмельницкого I, II или III степени, предлагается дополнительно выплачивать 150% от социальной пенсии;
  • участникам войны, награжденным орденом "Славы" III степени, медалями "За отвагу", "Ушакова", "За боевые заслуги", "Нахимова", "Партизану Отечественной войны" I или II степени, можно будет рассчитывать на выплату дополнительно 100%-ного размера социальной пенсии;
  • для граждан, награжденных орденом "Отечественной войны" I или II степени (после 10 марта 1985 года), медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Сталинграда", "За оборону Киева", "За оборону Кавказа", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Японией", "За взятие Будапешта", "За взятие Кенигсберга", "За взятие Вены", "За взятие Берлина", "За освобождение Белграда", "За освобождение Варшавы", "За освобождение Праги", законопроектом предусмотрена дополнительная выплата в размере 50% от социальной пенсии. 

Принятие законопроекта в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне продемонстрирует внимание и заботу со стороны государства к ее участникам, подчеркивается в пояснительной записке к документу. Однако шансы на то, что он будет принят в ближайшее время, крайне малы – он не только пока не рассмотрен Госдумой, но и даже не включен в примерную программу рассмотрения.

 

Требуют заключения Правительства РФ

Стоит отметить, что очень многие законопроекты, предусматривающие предоставление дополнительной социальной поддержки участникам ВОВ и приравненным к ним лицам, возвращаются субъектам законодательной инициативы для получения заключения Правительства РФ. Напомним, что законопроекты, предусматривающие расходы из федерального бюджета, могут вноситься на рассмотрение только при наличии заключения правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).


Чуть больше недели назад, 20 апреля, по этому основанию был возвращен законопроект о детях войны3. Согласно документу к данной категории предлагается отнести граждан РФ, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года и постоянно проживавших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Детей войны планируется обеспечить такими мерами социальной поддержки, как:

  • получение ежемесячной выплаты в размере 1 тыс. руб.;
  • бесплатный проезд на всех видах городского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;
  • ежегодная диспансеризация в медицинских учреждениях соответствующего региона один раз в год – с той же периодичностью, что и диспансеризация инвалидов ВОВ, тогда как по общему правилу диспансеризация населения проводится один раз в три года (п. 3 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения);
  • преимущество при вступлении в жилищные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
  • внеочередная установка квартирного телефона;
  • прием без очереди в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому. 

На оказание этих мер поддержки потребуются, разумеется, значительные бюджетные средства. Причем ежемесячные выплаты предлагается производить за счет федерального бюджета, а предоставлять остальные меры поддержки – за счет региональных. По указанным в финансово-экономическом обосновании законопроекта данным, претендовать на денежную выплату могут 11,3 млн человек, затраты федерального бюджета на ее предоставление составят 135 млрд руб. в год. Льготный проезд детей войны обойдется региональным бюджетам в 16,6 млрд руб. в год (в среднем около 195 млн руб. на регион). В то же время отмечается, что в 18 субъектах РФ (в Белгородской, Новосибирской, Ульяновской областях и др.) детям войны уже оказывается социальная поддержка, поэтому затраты на предусмотренные законопроектом льготы будут значительно ниже. 

В принципе, у авторов законопроекта есть время для получения заключения Правительства РФ – согласно тексту документа он должен вступить в силу с 1 января 2016 года. Однако из-за значительных расходов, предусмотренных законопроектом, есть вероятность получения отрицательного отзыва кабинета министров – именно это произошло с внесенными ранее в Госдуму законопроектами о детях войны и стало причиной их отклонения. Только в 2014 году было внесено пять аналогичных законопроектов4: два из них, на которые заключение Правительства РФ не было получено, возвращены авторам, а остальные отклонены (в первом чтении). В правительственных заключениях на последние отмечается, в частности, что гражданам, которых предлагают отнести к категории детей войны, уже оказывается социальная поддержка как ветеранам, инвалидам или пенсионерам, а дополнительные меры могут быть предусмотрены региональными актами, поэтому необходимости в федеральном законе нет. 

Еще один возвращенный авторам 20 апреля законопроект предусматривает полное освобождение инвалидов и участников ВОВ от уплаты коммунальных платежей с 1 июля текущего года5. В настоящее время они оплачивают 50% стоимости воды, газа, электроэнергии, услуг по вывозу мусора, а также топлива и его доставки в дома, не имеющие центрального отопления (подп. 9 п. 1 ст. 14 и подп. 6 п. 1 ст. 15 закона о ветеранах). Документом предлагается увеличить размер этой льготы до 100%. Расходы федерального бюджета в этом случае составят около 268,5 млрд руб. в год. 

Возвращен для получения правительственного отзыва и законопроект о переходе по наследству права ветеранов ВОВ на получение единовременной выплаты для покупки или строительства жилья6. На сегодняшний день участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение жилья площадью 36 кв. м (подп. 2 п. 3 ст. 23.2 закона о ветеранах) либо денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения такой площади (п. 3.1 ст. 23.2 закона о ветеранах). Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в последнее время наследники ветеранов сталкиваются с серьезной проблемой: суды считают денежную выплату, перечисленную на счет ветерана и не использованную им на приобретение жилья, непосредственно связанной с личностью наследодателя и не входящей в состав наследства. В связи с этим региональные власти истребуют у наследников эти выплаты. По мнению авторов законопроекта, такая позиция нелогична, ведь если бы ветеран успел купить квартиру или построить дом, то после его смерти их получили бы наследники. Более того, она несправедлива, поскольку ставит в неравное положение наследников тех ветеранов ВОВ, которые реализовали право на получение жилья или приобретение его за счет денежной выплаты, и тех, которые это право реализовать не успели. Поэтому законопроектом предлагается однозначно прописать в п. 3.1 ст. 23.2 закона о ветеранах положение о том, что в случае смерти инвалида или участника ВОВ предоставленная ему при жизни единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения наследуется на общих основаниях и входит в состав наследства.

 

***

Судьба перечисленных законопроектов, как находящихся на рассмотрении в Госдуме, так и возвращенных авторам, пока не решена. Однако практика рассмотрения подобных инициатив о предоставлении дополнительных мер поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и их семьям позволяет сделать вывод о том, что шансов стать законами у них, увы, совсем немного. 

 

Документы по теме:

Новости по теме:


______________________________

1 С текстом законопроекта № 731807-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 548811-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 747628-6 "О детях войны" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 
4 С текстами законопроекта № 647321-6, законопроекта № 547254-6, законопроекта № 499463-6, законопроекта № 493165-6, законопроекта № 455664-6 и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 С текстом законопроекта № 746766-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
6 С текстом законопроекта № 508252-6 О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.