Новости и аналитика Интервью Дмитрий Пегов: "Работы по улучшению Московского метрополитена не останавливаются ни на минуту"

Дмитрий Пегов: "Работы по улучшению Московского метрополитена не останавливаются ни на минуту"

Дмитрий ПеговО функционировании и перспективах развития одного из самых красивых метро в мире порталу ГАРАНТ.РУ рассказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

Дмитрий Владимирович, летом исполнился год Вашего пребывания в должности начальника Московского метрополитена. Что удалось реализовать за это время?

В Московском метрополитене за этот период были модернизированы практически все сферы деятельности. Так, больше внимания стало уделяться профилактике неисправностей, для чего был разработан целый комплекс мер по диагностике инфраструктуры. 15 августа мы запустили новый диагностический комплекс "Синергия-2", созданный в помощь уже работающей "Синергии-1". Новый поезд-лаборатория оснащен инновационными системами диагностики, которые дистанционно контролируют состояние путей и устройств в тоннелях и позволяют оперативно устранять возможные неисправности.

Открываются новые станции метрополитена. Свою работу для пассажиров 21 сентября начала 197-я станция "Котельники". Новая станция, открытая на территории Московской области, решила целый ряд транспортных проблем. В первую очередь, она перераспределила пассажиропоток со станции "Жулебино", услугами которой ежедневно пользуются порядка 50 тыс. человек, а также снизила нагрузку на улично-дорожную сеть, в особенности на Волгоградский проспект и Новорязанское шоссе. Теперь жители Подмосковья тратят меньше времени для того, чтобы добраться до центра столицы.

На "Котельниках" тестируются новинки, которые в будущем могут быть внедрены повсеместно. Владельцы банковских карт могут купить проездной билет или пополнить транспортную карту в билетных автоматах и кассах. Также на станции представлены уникальные для метрополитена сервисы: аппараты по упаковке зонтов, навигационные панели с возможностью распечатки маршрутных листов, аппараты по чеканке медальонов с символикой метрополитена, системы автоматизированной торговли горячими напитками и продуктами питания.

Продолжается развитие справочно-информационных услуг. В конце прошлого года на станции "Комсомольская" была установлена первая справочно-информационная стойка "Живое общение". За десять месяцев с момента открытия информационного центра сотрудники ответили более чем на 60 тыс. вопросов. Ежедневно к специалистам стойки обращается от 180 до 250 пассажиров. Сотрудники справочно-информационного центра рассказывают пассажирам о тарифном меню, режиме работы станций, маршрутах наземного городского транспорта, а также расписании пригородных электричек, экспрессов до аэропортов и поездов дальнего следования. Кроме того, москвичам и гостям столицы представляются справки об организации досуга: адреса и режимы работы музеев, парков, речных причалов и крупнейших торговых центров.

Повышается уровень комфорта и в наземной части метрополитена. Так, мы работаем над ликвидацией несанкционированных парковок и установкой специальных антипарковочных заграждений – бетонных полусфер – рядом со станциями метро.

Для большего удобства пассажиров в марте 2015 года на станции "Ленинский проспект" стартовал пилотный проект по оплате проездных билетов банковскими картами. Проект был признан успешным. В настоящий момент банковскими терминалами оснащены все кассы на станции метро "Котельники". До конца года планируется провести конкурс на оснащение подобными терминалами всех касс на всех станциях метрополитена. Кроме того, к концу декабря 2015 года планируется начать монтаж дополнительного необходимого оборудования для оплаты проезда банковскими картами по технологии PayPass и PayWave на турникетах внутри Кольцевой линии Московского метрополитена, а также на всех кольцевых станциях.

В продолжение темы внедрения современных технологий стоит вспомнить о подключении услуги Wi-Fi в вагонах электропоездов. С начала 2015 года на всех линиях Московского метрополитена заработала система бесплатного беспроводного доступа в Интернет. Кроме развлекательной функции, Wi-Fi несет также важную информационную и навигационную роль.

По многочисленным просьбам и обращениям граждан мы начали в 2015 году реализацию пилотного проекта по оборудованию бесплатной сетью Wi-Fi не только линий, но и станций Московского метрополитена. В настоящий момент пилотный проект по оснащению сетью Wi-Fi заработал на двух пересадочных узлах: "Бульвар Дмитрия Донского" – "Улица Старокачаловская", а также на узле "Деловой центр" – "Выставочная". Сеть Wi-Fi для пассажиров здесь стала доступна не только в вагонах поездов, но и на перронах станций. Также в рамках проекта была реализована так называемая "бесшовная авторизация", благодаря которой пассажирам, которые подключились к сети в вагоне поезда и вышли на станцию или, наоборот, подключились на станции и зашли в вагон поезда, теперь не нужно проходить повторную авторизацию.

Таким образом, уже сегодня столичное метро является самым красивым, надежным, безопасным и интенсивно развивающимся транспортным предприятием мира. Несмотря на это, работы по улучшению Московского метрополитена не останавливаются ни на минуту.

Во многих переходах метрополитена закрывают торговые павильоны. Будут ли они переформатированы или все торговые точки полностью исчезнут из переходов метрополитена?

Закрытие торговых павильонов в подуличных переходах, прилегающих к вестибюлям станций метро, осуществляется в рамках программы благоустройства города, начатой еще в 2014 году. Целью данной программы является создание современного, качественного и безопасного пространства для пассажиров Московского метрополитена.

Отдельные торговые павильоны в подуличных переходах будут полностью переформатированы, а некоторые и вовсе исчезнут. Например, в настоящий момент активно ведутся ремонтные работы на станции метро "Пражская", где в связи с многочисленными обращениями граждан Московским метрополитеном было принято решение об исключении торговых павильонов в зоне стелы, олицетворяющей реку Влтаву. После завершения ремонта торговля на "Пражскую" не вернется, зато в вестибюлях и подземных пешеходных переходах появится новая навигация, тактильные плиты для людей с ослабленным зрением, пандусы для маломобильных групп граждан и многое другое. Для удобства пассажиров будет создан так называемый "теплый контур": отопительная система на лестничном сходе, которая исключит обледенение ступеней в холодное время года.

На многих станциях Московского метрополитена, где в настоящий момент активно ведутся ремонтные работы, будут организованы широкоформатные магазины, торговые галереи, павильоны и зоны автоматизированной торговли. Новые коммерческие предприятия станут не только визуально приятными для пассажиров, но и позволят значительно повысить уровень качества товаров и услуг.

Этим летом пассажиров метро обязали по требованию контролеров на входе предъявлять билеты, по которым они прошли через турникет (постановление Правительства Москвы от 21 июля 2015 г. № 452-ПП). Как Вы считаете, будет ли эта мера эффективной в борьбе с теми, кто не оплатил проезд?

Да, предъявление проездных билетов контролерам является действенной мерой в борьбе с безбилетниками. С начала 2015 года контролеры ГКУ "Организатор перевозок" совместно с инспекторами Службы безопасности Московского метрополитена, а также сотрудниками УВД на Московском Метрополитене возвратили к кассам более 248 тыс. пассажиров, которые не заплатили за проезд или прошли по чужой социальной карте. По результатам проверок с декабря 2014 года по октябрь 2015 года более 100 тыс. человек пришлось заплатить штрафы в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.

В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 млн пассажиров, а в будние дни – более 9 млн, что является самым высоким показателем в мире. Планируется ли снижение нагрузки на станции Московского метрополитена?

Да, уже в конце 2016 – начале 2017 года нагрузка на метрополитен снизится благодаря открытию движения по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД), которая будет интегрирована в городской общественный транспорт Москвы. МКЖД станет, по сути, вторым кольцом Московского метрополитена, которое существенно уменьшит нагрузку на Кольцевую линию, а также на некоторые радиальные пересадочные станции. Предполагается, что нагрузка на станцию метро "Комсомольская" снизится на 19%, на Таганско-Краснопресненскую линию – на 18%, а Кольцевую линию разгрузят на 15%.

Некоторые платформы МКЖД будут находиться в пешей доступности от таких станций метрополитена, как "Ботанический сад", "Шоссе Энтузиастов", "Войковская", "Автозаводская", "Спортивная" и "Международная". Многие переходы между станциями и платформами планируется объединить накрытым контуром, что позволит пассажирам осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой, не выходя на улицу. Девять станций обеспечат пересадку на железнодорожные линии, ведущие в центр столицы и Московскую область. При этом организация всех транспортно-пересадочных узлов будет предусматривать пересадку пассажиров на городской наземный транспорт.

Помимо прочего, в метрополитене и на МКЖД будет действовать единая тарифная система, в том числе транспортная карта "Тройка". Кроме того, для удобства пассажиров будет создана единая система навигации, бесплатная беспроводная сеть Wi-Fi, а также приспособления, помогающие в перемещении маломобильным группам граждан.

В настоящее время ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" завершило конкурс на поставку подвижного состава для МКЖД. По данным с Официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, итоги конкурса будут подведены 9 ноября. Известно, что на МКЖД будут работать технологичные поезда, которые смогут развивать скорость порядка 120 км/ч. Предполагается, что интервал их движения в час-пик составит не более шести минут. Система контроля движения поездов позволит корректировать график движения поездов в зависимости от потребностей пассажиров.

В метрополитенах многих стран отказались от услуг дежурных у эскалаторов – экстренная остановка эскалатора производится там автоматически. Расскажите, человек или машина эффективнее справляется со внештатной ситуацией, и планирует ли Московский метрополитен отказаться от услуг дежурных у эскалаторов?

В ближайшее время замена дежурных у эскалаторов на автоматические системы в Московском метрополитене не планируется. Наш опыт эксплуатации эскалаторов показывает, что в условиях напряженных массовых перевозок альтернативы дежурному нет – только он может оперативно и точно принять решение об остановке эскалатора. Замена человека на электронную систему экстренной остановки не гарантирует безопасность пассажиров.

В то же время, на всех эскалаторах Московского метрополитена имеются автоматически действующие блокировочные устройства, останавливающие эскалатор в случае возникновения угрозы нарушения нормальной работы его узлов и механизмов.

Осенью прошлого года Вы сообщили, что рассматриваете возможность установки на некоторых станциях метро неглубокого заложения туалетов для пассажиров. Будет ли реализована данная идея и если да, то когда и на каких станциях?

Да, 5 сентября на станции "Проспект Мира" Калужско-Рижской линии в рамках пилотного проекта открылся первый туалет. Владельцы карты "Тройка" могут пользоваться им бесплатно.

Временный санузел был разработан компанией-подрядчиком специально для московского метро: мобильная кабина является автономным объектом, в котором проектировщики совместили энергосберегающие, гипоаллергенные и вакуумные технологии. В проекте были также учтены требования к повышенной шумо-, звуко- и виброизоляции и соблюдены все санитарно-гигиенические нормы.

Появление туалета для пассажиров в Московском метрополитене – долгожданное событие. Этот проект был разработан по многочисленным обращениям граждан с учетом опыта зарубежных коллег. Уже к концу года причастные службы метрополитена проведут мониторинг общественного мнения и подготовят анализ эргономических и эксплуатационных характеристик автономной кабины. По результатам полученных данных будет принято решение о целесообразности размещения подобных кабин и на других станциях. 

Большинство вновь построенных станций московского метро снабжены лифтами. Однако до тех пор, пока каждая станция метро не будет оборудована лифтом, беспрепятственный доступ в метро для маломобильных пассажиров обеспечить не удастся. Планируется ли оборудование лифтами всех станций метрополитена и если да, то в какие сроки?

К сожалению, оборудовать лифтами все станции Московского метрополитена не представляется возможным из-за сложных гидрогеологических условий, плотности застройки в центральной части города, а также из-за крайне высокой стоимости строительства. Однако с 2004 года все новые станции Московского метрополитена оснащаются лифтами. В настоящий момент лифты существуют на некоторых станциях Бутовской, Арбатско-Покровской, Люблинско-Дмитровской, Калининской, Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линий. Четыре лифта установлены на новой станции "Котельники": три из них – у лестничных выходов из подуличных переходов, еще один позволяет маломобильным гражданам спускаться с поверхности земли на платформу станции. Также лифтовыми подъемниками оборудованы все шесть станций Монорельсовой транспортной системы. Ими могут пользоваться как маломобильные группы граждан, так и обычные пассажиры.

Чуть менее двух лет назад в Московском метрополитене был образован Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его сотрудники помогают маломобильным гражданам в перемещении на станциях метрополитена. Часто ли жители Москвы пользуются услугами данного центра?

За последний год сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров обслужили более 250 тыс. маломобильных граждан – пассажиров с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, пожилых людей, граждан с сумками-тележками и колясками, родителей с маленькими детьми. Сейчас в нашем центре работает более 260 сотрудников, которые несут постоянное дежурство на 87 станциях метрополитена, а также выезжают по заявкам на все 197 станций столичного метро. Услуги по сопровождению оказываются инспекторами бесплатно. Заявки на сопровождение могут быть оформлены пассажирами заранее по телефону +7 (495) 622-73-41 или на сайте метрополитена в разделе "Центр обеспечения мобильности пассажиров".

Некоторое время назад все станции столичного метрополитена были оборудованы рамками металлодетекторов. Есть ли какие-либо положительные результаты их установки?

Действительно, с 2014 года на станциях метрополитена организовано 296 досмотровых зон, оснащенных самыми современными средствами обеспечения транспортной безопасности: рамочными металлодетекторами, взрывозащитными контейнерами, рентгенотелевизионными установками и другой аппаратурой. С помощью нового оборудования инспекторы Службы безопасности с начала года выборочно досмотрели 7,16 млн граждан и свыше 4,43 млн единиц багажа, но самое главное – предотвратили свыше 19 тыс. попыток проноса запрещенных к перевозке предметов на станции московского метро.

В ближайшее время в рамках принятия дополнительных мер по предупреждению террористических актов, а также для всестороннего обеспечения безопасности пассажиров планируется оснастить станции Московского метрополитена и подвижной состав "интеллектуальной" системой видеонаблюдения. В настоящее время проект находится на стадии разработки. Подобные системы способны без участия человека автоматически обнаруживать все случаи нарушения общественного порядка и информировать о них причастные службы. Система может также отслеживать несанкционированные проходы посторонних в закрытые помещения станций и оставленные без присмотра вещи, выявлять противоправные действия и фиксировать нарушителей, а в случае необходимости – прогнозировать маршрут их перемещения для последующего задержания сотрудниками службы безопасности и правоохранительных органов.  

Еженедельно в новостных лентах появляется информация о том, что на той или иной станции Московского метрополитена человек упал на рельсы. Какие меры принимаются для минимизации подобных случаев?

В Московском метрополитене постоянно проводятся совместные учения сотрудников причастных служб по устранению нештатных ситуаций на станциях с участием пассажиров, а также инструктажи по технике безопасности. Мы регулярно проверяем работу систем видеонаблюдения и состояние специальных "ступенек" – приспособлений, с помощью которых можно безопасно подняться на платформу.

Кроме того, в августе и сентябре 2015 года Службой внешних связей Московского метрополитена были организованы специализированные мероприятия для журналистов. В рамках этих мероприятий сотрудники метрополитена с помощью СМИ довели до сведения пассажиров основные пункты техники безопасности, соблюдение которых поможет избежать чрезвычайных ситуаций на платформах и эскалаторах. Журналистам наглядно продемонстрировали правильную последовательность действий для спасения человека, упавшего на пути, а также выдали буклеты и памятки.

Дополнительной мерой для предотвращения несчастных случаев, связанных с падением пассажиров или предметов на рельсы, станет и модернизация системы постоянного видеонаблюдения за поведением пассажиров на платформах станций. "Интеллектуальная" система видеонаблюдения сможет оперативно предупреждать дежурных по станции и инспекторов службы безопасности о подозрительно ведущих себя пассажирах, сведя случаи падений на пути к минимуму.

Как решается проблема безопасности в метро, в частности, падения пассажиров на рельсы, в других городах и странах, и что можно позаимствовать из их опыта?

За рубежом для предотвращения несчастных случаев на станциях метрополитена устанавливаются платформенные двери, которые открываются для пассажиров одновременно с дверями поезда. Такая мера безопасности применяется во многих метрополитенах Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Схожая система используется и в метрополитене Санкт-Петербурга. Например, станции метрополитена северной столицы "Московская", "Парк Победы", "Петроградская" и станции Hевско-Василеостровской линии от "Ломоносовской" до "Василеостровской" полностью лишены посадочных платформ. Однако оборудование станций платформенными заграждениями влечет за собой снижение пропускной способности станции и уменьшение числа пар поездов. Поэтому с 1972 года строительство "закрытых" станций в метрополитене Санкт-Петербурга было прекращено. По той же причине мы не рассматриваем возможность установки платформенных дверей в московском метро.

Этой весной Общество защиты прав потребителей обратилось в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку Московского метрополитена на соответствие его температурного режима и вентиляции санитарным нормам и правилам. Состоялась ли данная проверка и если да, то каковы ее итоги?

Действительно, в мае 2015 года Роспотребнадзор проводил проверку станций Московского метрополитена на соответствие температурного режима и вентиляции санитарным нормам. В ходе проверки нарушения выявлены не были.

На всех 197 станциях Московского метрополитена и в 306 вестибюлях круглосуточно проводится мониторинг температуры и влажности. Онлайн-сводка о показателях влажности и температурном режиме на станциях контролируется руководством Московского метрополитена и Департаментом транспорта города Москвы в непрерывном режиме. Служба подвижного состава оперативно обрабатывает сообщения о неполадках в системах кондиционирования и устраняет неисправности.

При превышении температурной нормы (+28°С) в метро свыше 4-х часов подряд сотрудники метрополитена бесплатно раздают питьевую воду, влажные салфетки и веера. Дежурный персонал станций, а также сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров и Службы безопасности прошли обучение по оказанию первой медицинской помощи пассажирам, при этом службами метрополитена налажена экстренная связь со службами скорой помощи.

Поддержание комфортного температурного режима стало также возможно благодаря новому эксперименту по естественному охлаждению температуры воздуха на станциях. Для этого сотрудники оставляют входные двери в метро открытыми на всю ночь и вентилируют станции прохладным ночным воздухом. Первый подобный эксперимент впервые провели в начале июня и признали его успешным. По итогам мониторинга было установлено, что температура воздуха на станциях и вестибюлях снизилась в среднем на 8°С. Так что жара Московскому метрополитену не страшна!

Документы по теме:

Новости по теме: