Новости и аналитика Интервью Галина Хованская: "Говорить о строительстве нового социального жилья сейчас не приходится"

Галина Хованская: "Говорить о строительстве нового социального жилья сейчас не приходится"

Галина Хованская

Фото:  www.spravedlivo.ru

28 февраля Президент России Владимир Путин подписал закон о продлении срока бесплатной приватизации жилых помещений до 1 марта 2016 года (Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. № 19-ФЗ). Почему бесплатная приватизация продлена всего на год, стоит ли ожидать принятия решения о бессрочной приватизации и приобретет ли большие масштабы процесс деприватизации, – об этом порталу ГАРАНТ.РУ рассказала председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

Галина Петровна, текст одобренного в первом чтении законопроекта, на основе которого был принят Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. № 19-ФЗ, предусматривал продление срока приватизации до 2018 года. Чем, на Ваш взгляд, вызвано решение о сокращении срока бесплатной приватизации с трех лет до года?

Дело в том, что срок в один год устроил большинство парламентариев. Без этой поправки законопроект бы "не прошел".

Обращаю ваше внимание, что принятая пролонгация срока приватизации уже четвертая по счету, и этот срок постепенно сокращается. То есть предыдущее продление было на два года (с 1 марта 2013 года до 1 марта 2015 года), а до этого приватизация жилья на безвозмездных началах дважды продлевалась на три года (с 1 марта 2010 года до 1 марта 2013 года, и с 1 января 2007 года до 1 марта 2010 года).

На чем основывается принятие решения о сокращении срока бесплатной приватизации?

Есть точка зрения, что бесконечной бесплатная передача в собственность гражданам социального жилья быть не может. Государству необходимо располагать определенным объемом социального фонда – он должен остаться как инструмент решения проблемы граждан, которые не в состоянии самостоятельно приобрести жилье.

Иными словами, Вы полагаете, что возвращаться к бессрочной приватизации на безвозмездной основе, как было первоначально установлено в 1992 году, все-таки не стоит?

Да, я считаю, что бесконечно этот процесс не может длиться, потому что социальное жилье нам все-таки нужно – для решения жилищных проблем малоимущих граждан. Учитывая сложную экономическую обстановку в стране и напряженность бюджетов, особенно на местном уровне, говорить о строительстве нового социального жилья сейчас не приходится.

Поэтому пока один из немногих вариантов по сохранению фонда социального жилья – поступление жилья за выбытием. В таких условиях не ограниченная ни платой, ни временем приватизация жилья не поддерживается.

Как, на Ваш взгляд, продление сроков приватизации отразится на правах граждан, в том числе нуждающихся в жилье очередников?

Никак не отразится. Кто хотел, тот уже приватизировал. Сложная ситуация складывается в тех семьях, где кто-то отказывается приватизировать, а другие, напротив, выступают за оформление права собственности на жилье. Если они еще и за этот год не договорятся, то больше такой возможности у них не будет.

Все остальные могут решить свои проблемы. Переселение из аварийного жилья, которое было признано таковым до 2012 года, в новое все-таки будет осуществляться. И эта категория граждан получит жилье с правом его бесплатной приватизизации даже после марта 2016 года.

Как Вы отметили, решение о продлении сроков бесплатной приватизации жилья принято законодателем уже четвертый раз. О чем, по Вашему мнению, свидетельствуют регулярные пролонгации этих сроков?

Понимаете, у нас есть категории граждан, перед которыми государство несет определенные обязательства. Необходимо создать такую законодательную базу, чтобы эти группы населения не пострадали в результате отмены общего срока бесплатной приватизации.

Я имею в виду, в первую очередь, детей-сирот, потому что их "родители" – это органы государственной власти и власти муниципального уровня. Сегодня после выпуска сирот из детского дома с ними заключается договор найма жилья в специализированном фонде. По окончании срока действия этого договора дети-сироты могут только заключить договор социального найма, но не получить жилье в собственность (ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Я была изначально не согласна с тем, чтобы их лишали права внеочередного получения жилья по договору социального найма. Напомню, они утратили такую возможность с 1 января 2013 года (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Поэтому, как альтернативу, в феврале этого года я внесла в Госдуму законопроект1, предусматривающий развитие ситуации по двум сценариям.

Благополучный – когда по окончании срока действия договора найма предоставленного детям-сиротам специализированного жилого помещения они обеспечиваются, так называемым, "стартовым капиталом" для улучшения жилищных условий. Под ним понимается квартира, полученная в собственность.

При неблагополучном варианте жилье будет предоставлено им по договору социального найма и за него не надо будет уплачивать налоги и взносы на капитальный ремонт, а также оформлять  страховку на жилое помещение.

Возможность выбора будет предоставлена сиротам при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости содействия им в преодолении трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день у нас уже есть категории граждан, которым предоставляется жилье по выбору: либо в собственность, либо по договору соцнайма. Например, военнослужащие и некоторые госслужащие. Однако речь идет не о приватизации, а о жилом помещении, которое предоставляется в порядке выполнения обязательств государства перед этой категорией или в порядке улучшения жилищных условий, если говорить о военнослужаших.

Соответствующий законопроект в отношении детей-сирот уже находится на предварительном рассмотрении в Госдуме и в этом году его необходимо "провести".

Вторая категория граждан, перед которыми есть обязательства у государства, – это "старые очередники" на жилье, которые встали в очередь до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). И не вина этих граждан, что они более 10 лет, нередко 20-25 лет, стоят в очереди и до сих пор не получили жилые помещения.

Государство должно выполнить свои обязательства. За это время выросло новое поколение, которое вполне может нести бремя содержания имущества. Чего не скажешь о тех, кто стал малоимущим и претендует на социальное жилье. Для них собственность является бременем.

Правильно ли, по Вашему мнению, что возможность бесплатно приватизировать жилье после 1 марта 2016 года сохранится только у этих двух категорий граждан?

Да, только этим двум категориям граждан нужно оставлять право на предоставление жилья в порядке приватизации. Но добавлю, что уже сегодня выросло число обращений на деприватизацию – отказ от владения квартирой на праве собственности по причине высоких налогов на имущество, серьезных взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома и прочих расходов на содержание жилья. Хотя этот процесс не массовый.

Может ли, по Вашим оценкам, процесс деприватизации приобрести глобальные масштабы и если да, то к каким последствиям это способно привести?

Я думаю, нет – массовым это явление не будет. Однако с учетом появления взноса за капитальный ремонт возможен небольшой рост отказов от владения жильем. Я сейчас получаю жалобы и заявления граждан об отказе уплачивать эти взносы, хотя они являются собственникам помещений.

Но не надо забывать об обязательствах государства по ремонту жилья, которое нуждалось в ремонте на момент приватизации (ст. 16 Закона  РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"). Государство должно поступать честно, тогда и граждане будут вести себя соответствующим образом.

По Вашим прогнозам, какой процент населения страны воспользуется правом бесплатной приватизации до 1 марта следующего года?

Мне очень сложно оценить, но, я думаю, что 2-3% населения (или примерно 4 млн человек) примет такое решение. И максимум 0,1% граждан (140 тыс. человек) будет деприватизировать жилье.

 

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Проблема добросовестных приобретателей жилья: долгожданная позиция ВС РФ

Проблема добросовестных приобретателей жилья: долгожданная позиция ВС РФ

Суд указал, что недействительность приватизации не свидетельствует о том, что квартира выбыла из собственности государства против его воли.

 

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 717580-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и передаче его в собственность бесплатно или по договору социального найма)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Читать ГАРАНТ.РУ в и