Новости и аналитика Интервью Олег Сафонов: "Я категорически не согласен с утверждением, что стоимость отдыха в текущем году возрастет"

Олег Сафонов: "Я категорически не согласен с утверждением, что стоимость отдыха в текущем году возрастет"

Олег СафоновПрошлый год был полон событиями, негативно отразившимися на туристической отрасли: обанкротилось множество крупнейших турфирм (ЗАО "ФИРМА НЕВА", ООО "ИнтАэр", ООО "Компания Лабиринт" и другие), для ряда госслужащих запретили выезд за рубеж, а многие россияне в связи с кризисом были вынуждены пересмотреть свои планы на отдых. О том, чего ждать туристам в 2015 году, порталу ГАРАНТ.РУ рассказал руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

Олег Петрович, поздравляем Вас с назначением на должность руководителя Ростуризма! Вам предстоит нелегкая работа: экономическая ситуация в стране нестабильна, против России введены санкции, летом прошлого года многие крупнейшие турфирмы прекратили свою деятельность...

Спасибо за поздравление! Несмотря на эти неблагоприятные факторы, я надеюсь, что 2015 год будет успешным, и не только для туристической отрасли, но и для всех отраслей нашего народного хозяйства.

И тем не менее, чего ждать россиянам: подорожают ли зарубежные туры?

Выездной туризм уже подорожал, и это подорожание произошло одномоментно. Дело в том, что цены на путевки зафиксированы в иностранной валюте, поэтому при колебании курса рубля происходит мгновенное изменение их стоимости. Если курс национальной валюты останется на прежнем уровне, скорее всего, стоимость отдыха за границей будет такой же, как и сейчас. Когда наш рубль начнет укрепляться, выезжать за рубеж станет дешевле.

Если же рассматривать базовые цены на заграничный отдых, то я не вижу причин, по которым они могут увеличиться. А вот противоположный сценарий возможен: страны, которые россияне стали посещать после кризиса реже, чем раньше, могут понизить долларовую стоимость тура, чтобы привлечь туристов и сделать их отдых более дешевым. Так что я категорически не согласен с утверждением, что стоимость отдыха в текущем году возрастет.

Многие туркомпании боятся, что спад туристической активности населения приведет к их банкротству. Оправданы ли их опасения?

К сожалению, в прошлом году в сегменте выездного туризма действительно были потрясения, и 28 туроператоров приостановили свою деятельность. В результате этого пострадало более 100 тыс. россиян, при этом более 40 тыс. из них на момент банкротства своего туроператора находились за рубежом. В нынешнем году, надеюсь, аналогичной ситуации не произойдет, и отрасль будет работать успешно. Однако не стоит забывать, что любая предпринимательская деятельность, в том числе и на туристическом рынке, имеет серьезные риски разных уровней. А значит, отдельные случаи банкротств туркомпаний вполне возможны. Но массовых приостановок деятельности туроператоров в 2015 году быть не должно.

Какие задачи Вы как руководитель Ростуризма ставите перед собой на текущий год?

Не только для нашего агентства, но и для всей экономики России важнейшей задачей является развитие внутреннего и въездного туризма. Именно эти две области туризма способствуют тому, чтобы деньги оставались в стране. По данным Всемирной туристской организации, с развитием внутреннего и въездного туризма начинают работать более 50 отраслей народного хозяйства: развиваются транспорт, связь, общественное питание, появляются новые средства размещения и т. д.

К сожалению, внутренний туризм в России развит слабо. И во многом причина этому – его стоимость: до ослабления рубля путешествие по России обходилось нашим гражданам не многим дешевле, а иногда и дороже поездок за границу...

Сейчас Ростуризм выстраивает свою политику таким образом, чтобы создать для россиян наиболее благоприятные условия путешествий именно внутри страны. Административно никто не запретит гражданам отдыхать в любой точке земного шара, но поездки по России должны быть дешевле, интереснее, популярнее. Для многих стран внутренний туризм – одно из самых массовых явлений. Например, 80% американцев путешествуют только внутри страны, аналогично поступают 3,6 млрд китайцев. Необходимо создать в России конкуренцию между выездным и внутренним туризмом, и мы в состоянии этого добиться. Например, наш культурно-познавательный туризм вполне может конкурировать с западным. А с воссоединением Крыма с Россией мы получили 563 км очень хороших пляжей с чистейшим морем, так что скоро сможем создать еще один конкурентный продукт и в направлении пляжного отдыха. Это наша основная задача.

В 2015 году финансирование Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" будет сокращено втрое – до 5,2 млрд руб. Стоит ли в таких условиях надеяться на развитие внутреннего туризма?

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" (далее – Федеральная целевая программа) действует уже несколько лет и является очень популярной среди наших регионов – 26 из них уже принимают участие в ее реализации, остальные занимаются подготовкой необходимой документации. Данная программа способствует решению нескольких задач: развитию и модернизации инфраструктуры, повышению качества услуг, оказываемых туристам, информированию граждан о туристических продуктах.

А что касается сокращения ее финансирования, то не стоит забывать, что она работает на принципах государственно-частного партнерства: на 1 руб. бюджетных средств приходится 3 руб. из внебюджетных источников. Поэтому на реализацию данной программы в 2015 году будет потрачено не 5,2 млрд руб. доведенного до нас финансирования, а более 15 млрд руб., часть которых привлечена из внебюджетных источников. Согласитесь, это уже приличные цифры.

Кроме того, развитие туризма происходит не только в рамках Федеральной целевой программы – бизнес тоже над этим работает. Например, Москва как регион не участвует в мероприятиях Федеральной целевой программы, однако благодаря бизнесу ее туристская инфраструктура развивается с каждым днем. И таких регионов много. Поэтому очевидно, что наша страна с каждым годом становится все более и более комфортной для путешествий: открываются новые направления, появляются гостиницы и рестораны, разрабатываются маршруты (особенно это заметно после Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи).

Насколько охотно инвесторы вкладывают средства в индустрию внутреннего туризма?

Инвесторы в этой сфере уже есть, и их немало. Смотрите: в рамках Федеральной целевой программы выделяются деньги на проведение канализационных и электрических сетей, водоснабжение, строительство дорог. Затем начинается возведение таких объектов, как гостиницы, рестораны, паркинги – этим и занимаются инвесторы. Они с удовольствием вкладывают деньги туда, где смогут заработать. А внутренний и въездной туризм – это рынок, который растет сегодня и будет расти в дальнейшем.

Есть ли в России проблема неравномерного развития туризма по регионам и если да, то как она будет решаться?

Да, такая проблема в России есть. Дело в том, что самыми популярными туристскими маршрутами в нашей стране являются Москва, Санкт-Петербург, так называемое Золотое кольцо (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома и другие города), Сочи, круизы по Волге. Однако в России есть еще масса интересных мест, над развитием которых стоит поработать: Русская Арктика, Камчатка, Дальний Восток, Сибирь... Сравните: на Аляску ежегодно приезжают 2 млн человек, а на Камчатку – лишь 50 тыс., что в десятки раз меньше. И даже такой всемирно известный "бренд", как Байкал, нельзя назвать действительно туристским. Поэтому содействие развитию туризма не только в классических туристских центрах, а в первую очередь в потенциально очень интересных, но при этом малоизвестных или неизвестных регионах, – одна из серьезнейших задач, которая стоит перед Ростуризмом сегодня.

А какие регионы страны Вы намерены "раскручивать" в первую очередь?

В первую очередь – Крым. Но надо отметить, что в этом регионе развитие туризма уже идет успешно. В прошлом году 4,1 млн человек отдохнули в Крыму, что можно назвать очень хорошим результатом. А затем мы приступим к развитию и других морских курортов.

Готова ли наша страна принимать иностранных туристов: имеется ли у нас соответствующая инфраструктура, проводится ли классификация отелей, разработаны ли стандарты экскурсионного обслуживания?

Наша страна готова принимать туристов из других стран и с удовольствием делает это. Однако в настоящее время в России нет туристского продукта в международном понимании этого слова. Дело в том, что по международным стандартам туристский продукт включает в себя совокупность таких услуг, как перевозка, размещение и проведение экскурсий. У нас же нет подобных комбинированных пакетов – все продается отдельно. Я надеюсь, что в этом году по направлению Сочи-Анапа-Крым такой продукт будет создан.

Планируется ли оказание поддержки внутреннему туризму (субсидирование транспортных расходов туроператоров и самостоятельных путешественников, отмена НДС для перевозчиков, налоговые вычеты для туристов, выделение денежных компенсаций и т. д.)?

Территория нашей страны очень большая, и стоимость путешествий по ней велика. Мы с коллегами из Минтранса России регулярно обсуждаем, как можно ее понизить: например, как лучше субсидировать авиационные и железнодорожные перевозки, стоит ли снижать НДС для перевозчиков... Это непростая задача. Ростуризм со своей стороны будет приветствовать любые меры, направленные на снижение стоимости транспортной составляющей в туристическом продукте. Потому что совершенно очевидно, что стремление, желание и готовность россиян путешествовать будут тем выше, чем меньше стоимость перевозки.

Недавно Вы упоминали о планах создания в Ростуризме дочерней структуры, которая займется открытием туристических представительств России по основным направлениям за рубежом. Расскажите о ней поподробнее.

Открытие туристических представительств за границей – это мировая практика. Например, в Москве существует 48 офисов, представляющих различные страны. Они активно распространяют информацию о себе, рассказывают, чем привлекательна та или иная страна, что в ней можно посмотреть. Очевидно, поэтому такое большое количество россиян выезжают за рубеж.

Что касается России, ее представительств нет ни в одной стране мира. Сейчас мы ведем работу по их созданию и в текущем году планируем открыть уже три офиса: в КНР, Германии и Италии. Всего же будет открыто 10 представительств в девяти странах (поскольку КНР – лидер по количеству граждан, выезжающих за рубеж (более 100 млн человек в год) – мы планируем организовать там два офиса). Так что будем продвигать туристские возможности России за рубежом.

Может ли наша страна в условиях падения рубля рассчитывать на приток иностранных туристов?

Да, теперь иностранцам станет еще дешевле отдыхать у нас, а значит, поток туристов из-за границы будет увеличиваться. И мы особенно рады этому еще и потому, что ввозимая в Россию валюта будет способствовать обеспечению стабильности рубля.

Тогда как можно объяснить усложнение с 26 января анкеты на оформление российской визы для иностранных туристов (теперь им придется указывать маршрут предполагаемого пребывания, адрес постановки на миграционный учет, сведения о приглашающей и принимающей стороне и т. д.)?

Данное решение принято не Ростуризмом, но очевидно, эта мера направлена на обеспечение безопасности нашей страны.

Позиция Ростуризма по вопросу получения виз в Россию однозначна: мы приветствуем любые меры, которые позволят упростить въезд граждан к нам, поскольку это приведет к росту туристического потока. Но с другой стороны, существуют вопросы обеспечения безопасности, которыми занимаются другие компетентные органы, и нельзя решать одну задачу за счет другой.

Поэтому я полагаю уместным делать упор на упрощении визовых процедур, например, предусмотреть возможность получения визы электронным способом.

Кроме того, в мире существует тенденция к увеличению сроков действия виз. Например, раньше китайцы с большим трудом могли приехать на территорию США, а теперь американские визы для китайских граждан выдаются длительностью до 10 лет. Думаю, мы могли бы поступать таким же образом.

Помимо этого, целесообразно действовать исходя из принципа взаимности: если какое-либо государство вносит элементы, упрощающие получение виз для россиян, нам нужно принимать зеркальные меры. Вообще Россия в течение последних лет подписала очень много соглашений об отмене визовых ограничений на взаимной основе.

В общем, приехать в Россию должно быть просто и комфортно, но не в ущерб обеспечения ее безопасности. Сейчас туристы из разных стран говорят, что получить российскую визу нелегко. Мы будем делать все для того, чтобы эта ситуация менялась к лучшему.  

Олег Петрович, благодарим Вас за интервью!

 

МНЕНИЕ

Евгений ШухлинЕвгений Шухлин, директор по развитию международного онлайн-сервиса покупки авиабилетов и бронирования отелей Аnywayanyday: 

"По данным Anywayanyday, средняя стоимость авиабилетов в 2015 году выросла на 14% по сравнению с прошлым годом. При этом европейские направления стали пользоваться гораздо меньшим спросом, в то время как российские, наоборот, набирают популярность. В частности, на начало 2015 года самым популярным направлением стал Сочи, а в топ-10 городов вошли также Минеральные Воды, Санкт-Петербург и Симферополь. Спрос на билеты в такие некогда популярные города, как Милан, Париж, Барселона и Берлин, значительно уменьшился. Вероятно, это связано с увеличением средней стоимости билетов: в Берлин – на 12%, в Париж и Барселону – на 15%, в Милан – на 27%. Мы ожидаем, что в 2015 году рост популярности внутреннего туризма продолжится. Кроме того, альтернативой европейским направлениям, по нашим прогнозам, станет Азия".


  

МНЕНИЕ

Александр НедоползАлександр Недополз, генеральный директор туристической компании "РоссТур": 

"Сейчас интерес к собственной стране уже не ограничивается курортами Краснодарского края и не лежит в пределах нескольких стереотипных туристических центров, традиционно привлекательных для туристов (Москва, Санкт-Петербург, так называемое Золотое кольцо). Те изменения, которые закономерно произошли в туристической отрасли, требуют новых подходов к формированию туристического продукта. Например, наша компания помимо традиционных направлений развивает туристический продукт, который востребован активной, динамичной, любознательной молодежью. Мы обратили внимание на такие регионы, как Урал с его знаменитым перевалом Дятлова, плато Маньпупунер, Алтайскую Катунь, Байкал, который привлекает путешественников своей необыкновенной энергетикой, Камчатку с уникальными геотермальными источниками и вулканами. Как показал наш опыт, большое внимание вызывают непродолжительные туры с элементами приключений, когда турист – не праздный созерцатель, а активный участник событий. Например, во время непродолжительного путешествия по Екатеринбургу и его окрестностям мы предлагаем туристам узнать об истории развития золотодобычи в крае и посетить Березовский рудник, где проходят весь путь горнопроходчиков, спустившись в шахту. А в прогулке по руслу "золотой речки" туристы могут почувствовать себя настоящими золотодобытчиками, поучаствовав в промывке золотоносного песка. Мы считаем, что именно активные туры являются одним из трендов наступающего сезона".


 

МНЕНИЕ

Андрей ШевелевАндрей Шевелев, директор интернет-аукциона туров в России Turbazar.ru: 

"Внутренний туризм разделяется на локальный и выездной. Внутренний локальный туризм – это загородные объекты отдыха: пансионаты и отели местных курортов, куда люди ездят на уикенды. Для этого сегмента 2015 год будет не очень хорошим: люди будут экономить и выбирать менее затратные способы времяпровождения. Зато в части внутреннего выездного туризма, который подразумевает выезд за пределы региона нахождения, ожидается процветание – текущий год станет годом Краснодарского края и Крыма".


 

МНЕНИЕ

Александр СизинцевАлександр Сизинцев, генеральный директор онлайн-тревел агентства Biletix.ru: 

"Рост курса доллара и евро и ограничение выезда за рубеж для ряда граждан побуждают россиян выбирать внутренние туристические направления. Если в начале 2014 года соотношение продаж авиабилетов на внутренние и международные рейсы на сайте Biletix.ru было 57,4% к 42,6%, то в конце 2014 года оно стало 62% к 38%. В топе наиболее популярных новогодних направлений на этот раз были Симферополь, Сочи, Краснодар и Минеральные Воды. В 2014 году продажи авиабилетов в Сочи выросли в нашем агентстве на 137%, а в Симферополь – на 360% по сравнению с 2013 годом. Основным драйвером роста популярности внутреннего туризма на данный момент является его выгодность – средняя стоимость авиабилетов по России за год возросла всего на 5%. В новогодний период рост среднего чека по внутренним рейсам составил 5,1%, по международным – 47,8%".


 

МНЕНИЕ

Светлана ГончароваСветлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму ОАО "Мостурфлот": 

"Ситуация, сложившаяся на круизном рынке, сложная и неоднозначная. Например, в Москве и Санкт-Петербурге пять крупных компаний-судовладельцев, располагающих более чем 50 теплоходами, прежде работали по такой схеме: 70% теплоходов заполнены иностранными туристами, 30% – российскими. Уже на данный момент известно, что эти компании планируют вообще не выводить в навигацию 10 теплоходов, а оставшиеся распределять таким образом: 44% теплохода будут работать с иностранными туристами, 56% – с российскими". 


 

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Отпуска по-невски

Отпуска по-невски
Одним из главных событий минувшей недели стала приостановка деятельности турфирмы "Нева". Это не единственное подобное событие за последнее время. Мы составили обзор самых громких банкротств в сфере туриндустрии. 

Как общаться с турфирмами

Как общаться с турфирмами
В представленном материале – краткая информация о том, как обеспечить свою юридическую (а порой – и не только!) безопасность при составлении и подписании многочисленных бумаг, оформляющих путешествие. 

Инфографика: 

Что делать, если ваш туроператор разорился?

Что делать, если ваш туроператор разорился?
В России продолжают разоряться туроператоры. Число пострадавших туристов только за 2014 год составило около 65 тыс. человек. О невозможности исполнения своих обязательств объявляют как крупнейшие, так и небольшие туроператоры. Что делать, если ваш туроператор разорился, узнайте из нашей инфографики?