IT
Новости и аналитика Интервью Иван Кургузов: "Если мы как компетентные специалисты не разработаем правила розничной электронной торговли, государство сделает это за нас"

Иван Кургузов: "Если мы как компетентные специалисты не разработаем правила розничной электронной торговли, государство сделает это за нас"

Иван КургузовПокупка через Интернет телефонов, компьютеров, да и вообще любой техники, авиабилетов и билетов на поезд, бронирование отелей в режиме онлайн – привычные для нас всех действия, не правда ли? Оборот розничной интернет-торговли впечатляет: по данным РАЭК, в этом году он может составить от 600 до 800 млрд руб. В то же время нормативного акта, регулирующего именно сферу розничной электронной коммерции, в нашей стране нет, и это создает большие проблемы и для интернет-магазинов, и для их пользователей. Так, покупатели не всегда понимают, кто отвечает за качество товара и его своевременную доставку, боятся пользоваться платежными системами для оплаты заказа. Недоверие граждан в свою очередь является одним из основных факторов, тормозящих развитие электронной торговли. В связи с этим представители отрасли решили разработать документ, в котором будут закреплены основные используемые в сфере электронной торговли определения, установлен момент заключения сделки, а также прописаны все этапы движения товара от продавца к покупателю и ответственность за товар на каждом из них. О том, как скоро будет утвержден этот документ, каким статусом он будет обладать и кто будет следить за его исполнением, порталу ГАРАНТ.РУ рассказал руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция", исполнительный директор ООО "Оборот.ру" Иван Кургузов.

Иван Александрович, как мы понимаем, главной причиной разработки внутриотраслевых правил интернет-торговли (далее – Правила) стало отсутствие специального нормативного акта о розничной электронной торговле. Сейчас отношения в этой сфере регулируются НПА, которые содержат положения о дистанционном способе продажи товаров: законом о защите прав потребителей, законом о рекламе, ГК РФ, утвержденными Правительством РФ правилами продажи товаров дистанционным способом. Задача Правил – разъяснять эти положения и уточнить, как применять их на практике, или ввести новые нормы по регулированию интернет-торговли?

Обязательно будут новые положения. Один из ключевых моментов, на который нужно обратить внимание при подготовке Правил, – интернет-магазин может торговать не только дистанционным способом, но и другими, что не очевидно как для госорганов, так и для покупателей. Например, в ситуации, когда вы через Интернет вызываете к себе продавца-консультанта. Из предлагаемых интернет-магазином товаров вы выбрали 10 каких-либо позиций, но не знаете, какие точно купите. Либо вы заказываете примерку и тогда из привезенных нескольких вещей выбираете одну. В этом случае с самого начала известно, что вы выберете одну или несколько вещей, а не все 10, поэтому до принятия покупателем окончательного решения и совершения оплаты сделка не может считаться заключенной. В подобных случаях имеет место уже не дистанционный способ продажи, а другой. И определить, какими же эти другие виды бывают, тоже задача Правил. 

Есть более тонкие моменты. Правила продажи товаров дистанционным способом гласят, что размещенная на сайте информация о товаре, его цене и стоимости доставки является публичной офертой. Считается, что в момент нажатия кнопки "Заказать" покупатель ее акцептует, соответственно, происходит заключение сделки. Но это не так, поскольку на момент заказа еще не согласованы существенные условия, важные для покупателя: форма оплаты и дата доставки. С какого момента считать сделку заключенной, непонятно. Мы, в частности, хотим прописать, где дистанционный способ продажи товаров, а где другие виды интернет-торговли и какие это виды. 

Кроме того, правила продажи товаров дистанционным способом были написаны в 2007 году, когда покупка по каталогам была гораздо более распространена, чем интернет-торговля. Поэтому там, например, закреплены кабальные условия для возврата товаров надлежащего качества. Так, если вы покупаете сотовый телефон в обычном магазине, то не сможете его вернуть без объяснения причин, потому что он входит в перечень технически сложных товаров. Если же вы купили его дистанционным способом, то спокойно можете его вернуть и получить его полную стоимость. Продавец в этом случае обязан будет продавать его уже как бывший в употреблении, соответственно, за меньшую цену. Еще один проблемный момент – запрет на продажу дистанционным способом алкоголя, медицинских товаров и ювелирных изделий1 . Получается, что данные товары продаются через Интернет другими способами, и это тоже нужно урегулировать. 

Каким будет статус Правил: это некий кодекс этики для участников рынка электронной торговли или все же нормативный акт?

Сначала Правила будут представлять собой некий свод правил поведения участников отрасли, но мы надеемся, что позднее они найдут свое отражение и в нормативном акте. Каким получится этот документ, пока не могу сказать. Мы приглашаем и будем приглашать всех участников отрасли к участию в обсуждении, к генерации идей, подключим к этому процессу юристов, а также товарные площадки (Яндекс.Маркет и др.) с одной стороны и службы доставки и платежные системы – с другой. Мы хотим, чтобы любой человек, читая наши правила, мог понять, в какой момент какая из организаций: интернет-магазин, поставщик, логистическая компания – несет ответственность за товар и что покупатель должен получить в итоге. У многих элементов розничной электронной торговли вовсе отсутствуют юридически значимые определения (даже у самого понятия "электронная торговля"), это тоже нужно исправить. Вероятность того, что если такой документ не подготовят компетентные специалисты, государство напишет его самостоятельно, высока, поэтому затягивать с этим не стоит.

Какую ответственность будут нести недобросовестные продавцы за несоблюдение Правил? Предполагается ли ее дифференциация в зависимости от вида нарушения?

Все будет зависеть от того, какой статус удастся придать документу. Вообще это очень непростой вопрос, поскольку спектр наших интернет-магазинов очень широк: от очень маленьких до гигантских. И проблемы у магазинов с одним заказом в день и магазинов с 10 000 заказов в день принципиально разные. Поэтому достичь компромисса и прописать в правилах, как должны себя вести все интернет-магазины, очень сложно. В любом случае важно понимать, что Правила будут не навязанным кем-то посторонним сводом принципов, а результатом широкой общественной дискуссии. Система наказания, конечно, должна быть, но как именно наказывать недобросовестных участников рынка, пока непонятно, будем думать над этим.

Кто будет контролировать соблюдение Правил участниками рынка электронной торговли?

Сейчас существуют такие варианты добровольной сертификации, как получение знака доверия "Надежная покупка" или знака качества АКИТ [Ассоциация компаний интернет-торговли. – Ред.]. Это коммерческие проекты, и на сегодняшний день они не пользуются массовой популярностью, их не пиарят, в них не вкладывают деньги. Очень сложно добиться того, чтобы знаком качества пользовались продавцы, поскольку прохождение сертификации требует расходов, и продавцам нужна гарантия того, что такое вложение денег поможет им повысить продажи. 

Мы хотим создать проект некоммерческий – некий внутриотраслевой знак качества, символ, который магазины смогут использовать в том случае, если будут соблюдать правила саморегулирования. На данный момент мы не рассматриваем вариант создания внутреннего арбитража – отдельной фирмы, которая будет проверять все интернет-магазины, а говорим о саморегулировании. Участники рынка договорятся, примут декларацию и будут ее соблюдать, а покупатели будут знать, на что они могут жаловаться и в каких случаях. В дальнейшем предполагается создать некий сертификационный центр, но это не первостепенная задача.

Как потребитель будет узнавать о том, что конкретный интернет-магазин нарушает Правила? Будут ли недобросовестные продавцы вноситься в специальный реестр?

Хотелось бы, конечно, прийти к такой схеме: есть хорошие магазины и есть все остальные. Хорошие – маркированы, например включены в какой-то реестр, и любому человеку будет понятно, что в них можно спокойно покупать товары. Однако окончательного решения по реестру на данный момент нет. Мы обсуждаем, нужен ли он, и если да, то в каком формате он должен существовать.

Один из способов повысить степень доверия покупателей к интернет-магазинам – недопущение продажи в них контрафактной продукции. В настоящее время ФАС России разрабатывает механизм защиты товарных знаков в интернет-магазинах и агрегаторах (таких как "Яндекс.Маркет", Wikimart и др.). Один из предлагаемых вариантов – создание аналога программы VeRO (с ней работает eBay), предполагающей незамедлительное удаление по жалобе правообладателя на нарушение его прав при размещении информации о товаре соответствующего лота (в России процесс рассмотрения претензий ретейлеров к интернет-магазинам более длительный, и далеко не всегда в результате лот удаляется). Как Вы относитесь к этой идее?

Я поддерживаю инициативу товарных площадок Яндекс.Маркет, eBay, Wikimart, Товары@Mail.ru и Price.ru по созданию Независимого объединения товарных агрегаторов (НОТА) для борьбы с подделками. На контрафактный товар, купленный через любой из указанных агрегаторов, можно будет пожаловаться через специально созданный сайт (обязательное требование – сохранять чек после покупки). Если нелегальное происхождение товара очевидно, НОТА уведомит об этом магазин, и все агрегаторы снимут карточку этого товара со своих площадок. Если жалоба повторится, то тогда уже весь магазин будет отключен сразу от всех площадок. В том случае, когда требуется экспертиза товара, НОТА будет обращаться в сервисный центр производителя или в общество защиты прав потребителей.

Когда, по Вашим прогнозам, Правила будут утверждены?

Точно сказать не могу. Мы планируем создать документ, в котором найдут отражение результаты активной работы представителей отрасли и содержащий некое общее мнение, в течение ближайших нескольких месяцев.

Какова доля интернет-торговли в общем объеме розничной торговли в России и насколько, по Вашему мнению, она может увеличиться в связи с введением Правил и обеспечением соблюдения их на практике?

Сейчас доля интернет-торговли составляет около 2%. Два основных момента, тормозящих ее рост, – инфраструктурные сложности и недоверие покупателей. Если преодолеть хотя бы последнее, если все покупатели будут знать, на что они имеют право при покупке товаров в интернет-магазинах и как в принципе последние работают, доля электронной торговли обязательно будет расти. Если говорить с позиции бизнеса, то мы очень хотим, чтобы она выросла, мы в этой сфере работаем и за этим будущее. Во всем мире она набирает обороты, так должно быть и у нас. Пока есть некоторое сопротивление среды, но мы будем работать над его преодолением. 

При продаже товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Как Вы считаете, не лучше ли однозначно определить момент заключения договора?

Как я уже говорил, интернет-магазин может торговать не только дистанционным способом. Дистанционной продажа является только в том случае, если договор заключен до возможности ознакомления с товаром. Определить это достаточно сложно, так как часто ни продавец, ни покупатель до последнего не могут сказать, что все существенные для них условия сделки согласованы. Соответственно, единственным четким индикатором заключения договора в интернет-торговле может считаться передача денег. В розничной электронной торговле в 80% случаях деньги передаются курьеру, то есть уже после ознакомления с товаром. Задачей Правил как раз будет показать, каким способом интернет-магазин торгует в каждом конкретном случае и с какого момента договор считается заключенным.

Организации и ИП обязаны выдавать покупателям напечатанные в момент оплаты товаров кассовые чеки, в том числе при покупке товара через Интернет. Однако, когда покупатель расплачивается наличными по факту доставки, чеки, как правило, не выдаются либо пробиваются заранее (до оплаты), поскольку курьеры не возят с собой кассовые аппараты. Как, по Вашему мнению, можно решить эту проблему?

В законе говорится о том, что в момент оплаты продавец обязан отдать чек покупателю, а не напечатать его [п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". – Ред.]. Да, ФНС России в прошлом году разъяснила2 , что речь идет именно о печати чека при совершении оплаты, но, на мой взгляд, это очень спорная позиция. 

Конечно, с точки зрения житейской логики было бы удобнее печатать чек прямо в момент оплаты. Но это заметно усложняет жизнь интернет-магазину, так как потребуется дополнительный контроль за курьером. При этом как для потребителя, так и для бухгалтерии магазина напечатанный в тот же финансовый день чек ничем не отличается от чека, напечатанного в течение пяти минут после оплаты. Мы будем обсуждать этот вопрос с представителями государственных органов, чтобы прийти к окончательному разумному решению.

Планируется ли в будущем разработка документа, регулирующего сферу предлагаемых в Интернете услуг?

Это сложная история. С точки зрения закона холодильник, авиабилет и скачиваемая компьютерная игра продаются через Интернет принципиально разными способами, а для потребителя все это – покупка в интернет-магазине. После разработки правил торговли товарами мы планируем двигаться дальше, но сейчас пока не очевидно, как именно все будет развиваться.

 

Документы по теме:

Новости по теме:
РАЭК составит свод правил интернет-торговли – ГАРАНТ.РУ, 23 октября 2014 г. 

 

Исследование: 

66% опрошенных поддерживают разработку специальных правил интернет-торговли

66% опрошенных поддерживают разработку специальных правил интернет-торговли
Российская ассоциация электронных коммуникаций планирует разработать свод правил для интернет-торговли. Эксперты обосновывают необходимость такой меры тем, что в настоящее время данная сфера практически не урегулирована специальными законодательными актами. Две трети респондентов одобрили эту инициативу, но подчеркнули, что для разных видов товаров, работ и услуг должны быть установлены свои правила.

______________________________

1 Пункт 5 Правил продажи товаров дистанционным способом.
2 Письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении дистанционной торговли".