Новости и аналитика Интервью Александр Каньшин: "Есть все основания думать, что у наших вооруженных сил хорошее будущее"

Александр Каньшин: "Есть все основания думать, что у наших вооруженных сил хорошее будущее"

 

Член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов, председатель Совета национальной ассоциации объединений офицеров запаса вооруженных сил (МЕГАПИР) Каньшин А.Н.Что ждет российскую армию? Ответ на этот вопрос волнует не только призывников, но и всех граждан нашей страны. О будущем вооруженных сил РФ мы побеседовали с Александром Каньшиным, членом Общественной палаты РФ, председателем Комиссии по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов, председателем Совета национальной ассоциации объединений офицеров запаса вооруженных сил (МЕГАПИР). 

К 2020 году в России планируется сократить численность призывников в два раза и добиться перевеса в сторону профессиональных военнослужащих. Как Вы к этому относитесь?

Я думаю, что это хорошо. И Общественная палата РФ, и Общественный совет при Минобороны России придерживаются той же точки зрения. Армии нужно делать акцент на то, чтобы приглашать на службу больше контрактников, потому что это более подготовленные люди. Ведь что такое призыв сегодня? Мы призываем ребят на год, а за это время обучить их и полноценно подготовить просто невозможно. Поэтому сейчас солдат призывают на специальности, не определяющие боевую готовность вооруженных сил. Я все-таки ратую за то, чтобы у нас было около 400 тыс. контрактников к 2017 году согласно плану. Естественно, будет сокращено количество призывников. Нам в правовом государстве нужно иметь хорошую систему подготовки резерва, как это делается в западных странах.  

В Госдуму внесен законопроект1, по которому будущие солдаты смогут самостоятельно определяться с выбором варианта службы: призывники получат право отслужить один год в казарме в качестве обычных солдат или же два года, но в качестве контрактников. Как Вы оцениваете такую законодательную инициативу?

Это пока законопроект, его изучить нужно, просмотреть. Но, наверное, альтернатива – это всегда неплохо. Поэтому я думаю, что мы [Общественная палата РФ. – Ред.] проведем общественную экспертизу документа. Может быть, сейчас не видно каких-то подводных течений. Посмотрим. У нас есть альтернативная служба, туда идут в основном те, кто по каким-то принципам не может держать оружие в руках. Но этих ребят немного. Раз в полгода призывается порядка 150 тыс. человек и только несколько тысяч за последний год выбрали альтернативную службу. Но тем не менее, должна быть и она. 

Еще один законопроект2: отмена права военнослужащих, проходящих службу не в своем родном регионе, принимать участие в региональных выборах. Что Вы думаете по этому поводу?

У этой ситуации есть вторая сторона. Военнослужащий находится в воинской части. Подошел срок выборов. Он как любой человек имеет по Конституции РФ право выбора. Как быть? Откомандировывать военного в тот регион, откуда он прибыл? Согласитесь, тоже неправильно. А потом пока он год служит, в его родном регионе тоже происходят изменения, меняются кандидаты. В вооруженных силах есть своя система, в частности Главное управление по работе с личным составом, им вменено в обязанность информирование людей, подготовка к выборам, участие в них, поэтому я думаю, что эта система достаточно четкая, и она дает возможность ребятам познакомиться с теми или иными партиями, заявлениями, движениями и т. д. Плюс ребята сейчас у нас грамотные, многие с высшим образованием, имеют возможность выйти в Интернет, у всех мобильные телефоны, они обмениваются информацией. Надо тоже с уважением относиться к этим парням, ведь они сейчас намного информированнее, намного живее, чем было, допустим, в мое время, когда я служил в Советских вооруженных силах. А потом люди в разных регионах одни и те же, и программы депутатов должны соответствовать их чаяниям и воззрениям. Солдат видит, за какую программу ратует депутат, что он из себя представляет, какая у него биография, позиция, платформа, а уж Иванов он или Петров – это не важно. 

Согласно Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30%. В связи с этим одной из задач вышеназванной концепции является увеличение показателя годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, на 28% к 2020 году. Какие пути достижения этой задачи Вы видите?

Прежде всего это, конечно, общее здоровье нации. Как Олимпийские игры показали, у нас силы есть, возможности есть, нам нужен детский, юношеский, молодежный спорт, нам нужен здоровый образ жизни. Если распространяется наркомания, распространяется и пьянство, традиционный наш недуг, и тогда ни о каком здоровом поколении нечего и говорить. Это общегосударственная задача, в том числе и задача наших военных комиссариатов, общественных организаций, ДОСААФа России, Общественной палаты РФ, Общественного совета при Минобороны России. Эта проблема есть, и она общегосударственная. Во всем мире, к сожалению, растет количество лиц, употребляющих наркотики, особенно среди молодежи, мужского населения. Тут сразу ничего не сделаешь – нужна длительная работа. В том числе поэтому мы переходим на контрактную систему, чтобы не было проблем с призывом. 

Постановление Госдумы от 18 декабря 2013 г. № 3500-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации" распространяет свое действие на лиц, самовольно оставивших часть или место службы. Как вы оцениваете принятую к 20-летию Конституции РФ амнистию в этой части?

С одной стороны, закон есть закон, и тут ничего не попишешь. С другой, самовольно оставившие часть солдаты – тоже разные люди. Есть те, кто сделал это из-за издевательств, глумления, психологического давления. А есть просто разгильдяи. Конечно, если создались невыносимые условия, то лучше, когда человек оставил часть, хуже – когда он взялся за оружие, ведь бывают и такие случаи, особенно в караулах, при несении нарядов. И это не только у нас в стране – недавно в казахской армии была подобная ситуация. В таком случае лучше уж пусть солдат самовольно оставит часть, а потом с ним разберется прокуратура, общественность... Одно могу сказать: в целом, конечно, я отрицательно отношусь к тому, что военнослужащие самовольно оставляют часть. Если каждый начнет так поступать – армия просто разбежится.

На днях был принят Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации", предусматривающий создание военной полиции. Что Вы думаете об этом ведомстве?

Я не думаю, что полиция решит многие вопросы. Но поскольку мы переходим на контрактную армию, а контрактники – есть контрактники, это не солдаты-одногодки, то нужно менять и правоохранительную систему внутри вооруженных сил. Конечно, военная полиция должна быть, потому что она усилит административную составляющую. Необходимо наводить порядок в гарнизонах, особенно там, где очень много гражданского населения (например, в закрытых военных городках), потому что проблемы существуют, особенно у контрактников. Контрактник же может иметь свободный выход, он может употреблять спиртные напитки (потому что это разрешено, в отличие от военнослужащего срочной службы), и все это рано или поздно приводит к каким-то стычкам, столкновениям, противоречиям. У нас были жалобы со стороны мирного населения на контрактников. Я думаю, что военная полиция должна сыграть роль стабилизирующего органа. 

Сегодня молодых людей могут призвать к службе даже за несколько недель, а то и дней до выпускных экзаменов. По возвращении из армии не все заканчивают начатое когда-то обучение по профессии. Как Вы относитесь к законодательной инициативе, по которой будет предусмотрена отсрочка учащихся очных отделений средних специальных учебных заведений до достижения ими 20 лет?

С одной стороны, очень внимательно нужно относиться к инициативам, с другой – любая инициатива заслуживает рассмотрения. У нас и так столько отсрочек от армии! Чем их больше, тем сложнее комплектовать вооруженные силы, поэтому я к этим отсрочкам отношусь очень осторожно. Это нужно еще дискутировать, в том числе приглашать специалистов Генерального штаба, в частности Главного организационно-мобилизационного управления, чтобы состыковать все эти инициативы с ними, чтобы они как профессионалы, отвечающие за комплектование вооруженных сил, за работу военных комиссариатов высказали свою позицию. После этого уже можно вносить законодательную инициативу. 

Давайте поговорим о профессиональных военных. Как Вы считаете, как повысить престиж военной службы?

Престиж службы формируется в обществе из того, как граждане относятся к своим военным. То, что происходит сейчас на Украине, когда страна ставит на колени спецподразделение "Беркут", которое сама же наняла для своей защиты – это никуда не годится. Это на долгие годы отобьет у молодых ребят на Украине желание идти в правоохранительную систему, защищать и оборонять народ. Это просто вандализм, средневековье. Не хватало, чтобы этих ребят еще на кострах жгли. Бойцы спецподразделения действовали в рамках закона, приказа, и даже если бы были какие-то нарушения – пожалуйста, разбирайтесь с командирами, с начальниками, проводите расследование. Но случился самосуд... Вот пример того, как в обществе относятся к своим защитникам.

Во-первых, отношение к военной службе формирует общественное мнение, СМИ и то, как они пишут о военнослужащих, об их профессии, как популяризируют наших героев, и наоборот тех, кто клевещет на вооруженные силы, на правоохранительную систему. Во-вторых, это денежное довольствие, жилищный вопрос, различные льготы, санаторно-курортное обеспечение, медицинское обслуживание. Эта система должна быть на высоком уровне. Как доказали ученые, работа офицера где-то на 30% интенсивнее, чем среднего гражданина (рабочего, служащего, чиновника), потому что военный, тот же офицер, он постоянно находится на службе, он 24 часа в сутки не принадлежит себе, даже в отпуске. То есть его в любой момент могут отозвать, приказать, а это очень важно, потому что человек находится в постоянном состоянии готовности. Поэтому и зарплата у него должна быть выше, и льготы должны быть соответствующие. Что касается молодых ребят-военнослужащих, то для них армия должна быть социальным лифтом: после окончания службы они должны иметь возможность учиться в государственных вузах бесплатно или на льготных условиях, у них должно быть преимущество при прочих равных позициях при найме на работу, особенно в государственные учреждения. Сейчас получается несправедливо: один молодой человек не служил в армии, а другой служил, в итоге занимают одинаковые посты в государстве. Я считаю, что если человек служил государству, значит, у него льгота должна быть какая-то. 

Как Вы относитесь к новой редакции п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающей выплату субсидии на жилье для офицеров и прапорщиков с определенной выслугой лет?

Мы [Общественная палата РФ. – Ред.] поддержали эту идею. Потому что в любом случае, какие бы деньги мы не выделяли на реализацию жилищных проблем, в стране еще десятки тысяч бесквартирных офицеров. Только для Минобороны России нужно еще 70 тыс. единиц служебного жилья. Эта проблема всегда будет стоять остро, но насколько остро – уже будет зависеть от гибкости работы государства и в частности того же Минобороны России, потому что у них самая большая проблема. Я считаю, что нынешнее руководство Минобороны России взяло правильный курс, я их поддерживаю, в том числе в выплатах единовременных субсидий, потому что это хоть как-то разрядит обстановку. Сейчас по нашим данным есть около 10 тыс. пустующих квартир, то есть государство их закупило, но офицеры не хотят вселяться (например, не устраивает регион). Используя выплату, человек сам купит себе квартиру там, где он хочет. Считаю, субсидии на жилье снимут какую-то напряженность. 

Какие перспективы российской армии Вы видите?

Ну все мы хотим, чтобы были хорошие. Потому что события на Украине, в Северной Африке показывают, что нам рановато еще разоружаться, сокращать вооруженные силы, сбавлять темпы наращивания боевой готовности, боевой подготовки и т. д. Мы без армии никуда! Смотрите, какая у нас территория и сколько желающих присосаться к нашим полезным ископаемым. Раздать мы их не можем: нам оставили это предки. Поэтому обязанность граждан России – охранять, оборонять, а для этого нужны вооруженные силы. И то, что в последнее время общество повернулось к проблемам вооруженных сил, осознало трудности армии и всей системы силовой составляющей (это и ФСБ России, и ФСО России, и внутренние войска – то есть то, что курирует наша комиссия) – это хорошо. Приняты государственные программы поддержки военнослужащих, в том числе по жилью, страхованию, денежному довольствию, различным надбавкам, усилилось внимание к ветеранам военной службы. Поэтому есть все основания думать, что у наших вооруженных сил хорошее будущее.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Призывная кампания-2013: что нужно знать

 

_______________________________

1 Текст законопроекта № 460210-6 "О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" размещен на официальном сайте Госдумы. 
2 Текст законопроекта № 437049-6 "О внесении изменения в пункт 5 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" размещен на официальном сайте Госдумы.