Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта
Многие педагоги считают, что знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, и станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека. Дошкольное образование играет важнейшую роль при формировании будущей личности. Возможно, именно из этих соображений при реформировании системы образования в Российской Федерации законодатель уделил особое внимание проблемам дошкольного образования. О том, как себя показал Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон об образовании) за несколько месяцев его применения, и чего ждать от федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1 (далее – стандарт дошкольного образования), вступающего в силу 1 января 2014 года, мы побеседовали с директором ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, к. п. н., профессором, членом рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования Татьяной Волосовец.
Т.В.: Очень хорошо. Закон об образовании определил новый статус дошкольного образования как уровень общего образования. Повышение статуса дошкольного образования – это очень позитивная тенденция. При этом неплохо было бы повысить статус педагога дошкольного образования, в том числе выровнять уровень зарплат в дошкольном образовании и в школе. В регионах эта работа уже ведется.
Т.В.: Эту проблему можно решить двумя способами. Первый – строительство новых детских садов. Эта задача поставлена в майских (2012 года) указах президента2, ее выполняют регионы России. На строительство из федерального бюджета направлено 59 млрд руб. Второй – развитие вариативных организационных форм дошкольного образования, и этот способ как раз и отражен в стандарте дошкольного образования.
Т.В.: Ответа на этот вопрос пока нет. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования планирует разработать Методические рекомендации "Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования" в 2014 году.
Т.В.: Стандарт дошкольного образования ориентируется на множественность возможных Примерных основных образовательных программ образовательных учреждений с признанием различий в их психолого-педагогических основаниях, методах и формах работы, признанием вариативности условий и результатов работы дошкольных образовательных учреждений. Все, что касается образования и развития, будет отражено в этих программах. Условия, в том числе психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические, отражены в стандарте дошкольного образования. Предельная наполняемость групп, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Т.В.: Выход один – внесение соответствующих изменений в закон об образовании. Хотелось бы вернуть формулировку ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", согласно которой размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка.
Мнение Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ: "Доступность и качественность дошкольного образования – это один из значимых факторов при принятии решений молодыми семьями о том, что они готовы стать родителями. И по существу именно дошкольное образование – это единственное, где мы не гарантируем пока еще гражданам общедоступность. Нам нужно обязательно решить эту задачу". |
Т.В.: Сейчас авторами дорабатываются Примерные основные образовательные программы, где отражена и система работы с детьми от двух месяцев до трех лет. Педагогами и психологами накоплен большой опыт развития и воспитания детей в этом возрасте. Ясельные группы были и в советское время, функционируют они и сейчас. Не вижу никаких проблем в разработке Программ для детей младенческого и раннего возраста.
Т.В.: Пока никак, хотя в п. 3 ст. 64 закона об образовании установлено право родителей воспользоваться методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью в консультационных центрах. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает разработать "Методические рекомендации по организации и функционированию консультационных центров (организационные, экономические, функциональные вопросы)" в 2014 году.
Новости по теме:
- Правительство утвердило распределение субсидий на модернизацию регионально-муниципальных систем дошкольного образования в 2013 году – ИА "ГАРАНТ", 30 июля 2013 г.
- Проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вынесен на общественное обсуждение – ИА "ГАРАНТ", 14 июня 2013 г.
- Правительство определило порядок предоставления субсидий на модернизацию дошкольного образования в 2013 году – ИА "ГАРАНТ", 5 июня 2013 г.
- Новый стандарт дошкольного образования может быть утвержден в июне – ИА "ГАРАНТ", 29 апреля 2013 г.
- В марте на публичное обсуждение будет вынесен федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ИА "ГАРАНТ", 28 января 2013 г.
Инфографика:
19 сентября 2013
Платные образовательные услуги: заключение и расторжение договора
С 1 сентября 2013 года вступили в силу новые правила оказания платных образовательных услуг. Что теперь понимается под ними, между кем может быть заключен договор, какие обязательные сведения он должен содержать и как его расторгнуть, узнайте из нашей инфографики.
Беседовала Алина Михайлова, www.garant.ru
Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.
__________________________________
1 Текст проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования размещен на официальном сайте Минобрнауки России.
2 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".