Новости и аналитика Интервью Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта

Дошкольное образование детей: что ждать от нового стандарта

Татьяна ВолосовецМногие педагоги считают, что знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, и станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека. Дошкольное образование играет важнейшую роль при формировании будущей личности. Возможно, именно из этих соображений при реформировании системы образования в Российской Федерации законодатель уделил особое внимание проблемам дошкольного образования. О том, как себя показал Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон об образовании) за несколько месяцев его применения, и чего ждать от федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1 (далее – стандарт дошкольного образования), вступающего в силу 1 января 2014 года, мы побеседовали с директором ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, к. п. н., профессором, членом рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования Татьяной Волосовец

До вступления в силу закона об образовании дошкольное образование являлось первой ступенью общего образования. После 1 сентября 2013 года дошкольное образование относится к уровню общего образования (ст. 4 закона об образовании). Как Вы оцениваете данное нововведение?

Т.В.: Очень хорошо. Закон об образовании определил новый статус дошкольного образования как уровень общего образования. Повышение статуса дошкольного образования – это очень позитивная тенденция. При этом неплохо было бы повысить статус педагога дошкольного образования, в том числе выровнять уровень зарплат в дошкольном образовании и в школе. В регионах эта работа уже ведется.  

Всем известно, что в России очень остро стоит проблема очередей в детских садах. Согласно официальным данным, в настоящий момент ждут места в группах около полумиллиона детей. Как можно решить эту проблему?

Т.В.: Эту проблему можно решить двумя способами. Первый – строительство новых детских садов. Эта задача поставлена в майских (2012 года) указах президента2, ее выполняют регионы России. На строительство из федерального бюджета направлено 59 млрд руб. Второй – развитие вариативных организационных форм дошкольного образования, и этот способ как раз и отражен в стандарте дошкольного образования.

В п. 2 ч. 3 ст. 44 закона об образовании указано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное образование в семье. Кто в данном случае контролирует получение ребенком указанного образования?

Т.В.: Ответа на этот вопрос пока нет. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования планирует разработать Методические рекомендации "Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования" в 2014 году.

Многие критикуют стандарт дошкольного образования за обилие общих норм (нет четкой регламентации, как развивать детей; какие условия для этого должны быть; какое максимальное количество детей допустимо в группе). Ваше мнение на этот счет?

Т.В.: Стандарт дошкольного образования ориентируется на множественность возможных Примерных основных образовательных программ образовательных учреждений с признанием различий в их психолого-педагогических основаниях, методах и формах работы, признанием вариативности условий и результатов работы дошкольных образовательных учреждений. Все, что касается образования и развития, будет отражено в этих программах. Условия, в том числе психолого-педагогические, кадровые, финансовые, материально-технические, отражены в стандарте дошкольного образования. Предельная наполняемость групп, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Ранее размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка (ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании"). В законе об образовании отменено ограничение в 20% для указанной платы и предоставлено право учредителям самим устанавливать ограничение. Таким образом, плата детскому саду за услуги по присмотру и уходу за детьми может возрасти для родителей в пять раз. Какие пути выхода из сложившейся ситуации Вы видите?

Т.В.: Выход один – внесение соответствующих изменений в закон об образовании. Хотелось бы вернуть формулировку ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", согласно которой размер родительской платы (платы за присмотр и уход за ребенком) в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливался в размере не более 20% затрат на содержание ребенка.

Мнение

Дмитрий ЛивановДмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

"Доступность и качественность дошкольного образования – это один из значимых факторов при принятии решений молодыми семьями о том, что они готовы стать родителями. И по существу именно дошкольное образование – это единственное, где мы не гарантируем пока еще гражданам общедоступность. Нам нужно обязательно решить эту задачу".

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ст. 67 закона об образовании). Какая деятельность будет осуществляться применительно к детям такого возраста?

Т.В.: Сейчас авторами дорабатываются Примерные основные образовательные программы, где отражена и система работы с детьми от двух месяцев до трех лет. Педагогами и психологами накоплен большой опыт развития и воспитания детей в этом возрасте. Ясельные группы были и в советское время, функционируют они и сейчас. Не вижу никаких проблем в разработке Программ для детей младенческого и раннего возраста.

Как в России происходит создание консультационных центров для родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования?

Т.В.: Пока никак, хотя в п. 3 ст. 64 закона об образовании установлено право родителей воспользоваться методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью в консультационных центрах. Минобрнауки России в Плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает разработать "Методические рекомендации по организации и функционированию консультационных центров (организационные, экономические, функциональные вопросы)" в 2014 году. 

 

Новости по теме:

Инфографика:

Государственные премии за выдающиеся достижения в различных сферах

19 сентября 2013
Платные образовательные услуги: заключение и расторжение договора

С 1 сентября 2013 года вступили в силу новые правила оказания платных образовательных услуг. Что теперь понимается под ними, между кем может быть заключен договор, какие обязательные сведения он должен содержать и как его расторгнуть, узнайте из нашей инфографики.

 

 

 

 

 

 

 

Беседовала Алина Михайлова, www.garant.ru


Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.


__________________________________ 

1 Текст проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования размещен на официальном сайте Минобрнауки России.
2 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".