Новеллы закона об образовании: взгляд в будущее
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.
21 сентября в 15-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью со статс-секретарем – заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Третьяк Натальей Владимировной при участии Общероссийской общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание".
Тема интернет-интервью: "Новеллы закона об образовании: взгляд в будущее".
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью: Третьяк Наталью Владимировну, статс-секретаря, заместителя министра образования и науки РФ. Уважаемая Наталья Владимировна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы сегодня пришли в ИА "ГАРАНТ" и ответите на вопросы нашей интернет-аудитории. Тема беседы: "Новеллы закона об образовании: Взгляд в будущее". Как известно, 3 августа 2012 года в Государственную Думу был внесен законопроект "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим у многих возникают вопросы относительно того, что нас ждет в будущем. Поступило достаточно много разносторонних проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим рассмотреть. С Вашего позволения, Наталья Владимировна, я задам первый вопрос. Будет ли производиться пересмотр базы действующих актов Минобрнауки и его предшественников? Проведена большая работа, однако часто возникает необходимость доступа к текстам документов, на которые ссылаются.
Третьяк Н.В.: Безусловно, принятие нового закона "Об образовании в Российской Федерации" приведет к необходимости изменения существующей законодательной базы. Отмечу, что одновременно с законопроектом "Об образовании в Российской Федерации" Правительством был внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в иные федеральные законы, связанные с принятием закона "Об образовании в Российской Федерации". Если не ошибаюсь, их количество составляет порядка 105 законодательных актов. В основном изменения вносятся в части упорядочивания используемой терминологии, синхронизации с нормами, содержащимися в отраслевом законодательстве, а также регулирования и систематизации льгот при приеме в вузы. Безусловно, и принятие этого закона, и закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует серьезного пересмотра нормативно-правовой базы подзаконного уровня. Сейчас нами уже разработан план по принятию порядка 70 таких документов. Он прошел необходимые согласования с отраслевыми министерствами. С этим планом, с проектами документов вы сможете ознакомиться на сайте Министерства образования и науки.
Ведущая: Спасибо большое! Следующий вопрос. Наталья Владимировна, стоит ли ожидать изменений государственной политики в части организации целевого приема за счет федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации по приоритетным специальностям и направлениям?
Третьяк Н.В.: Сложный вопрос, он неоднократно обсуждался, особенно представителями работодателей. Да, закон будет предусматривать изменения порядка целевого приема. Новый закон детально прописывает, в каких случаях будет возможен целевой прием. В отличие от действующего положения к целевому приему допускаются не только органы государственной власти, органы местного самоуправления, но и госкорпорации. При этом более четко прописываются требования к организации, которая просит о целевом наборе, подразумевающие заключение договоров как с лицами, которые направляются на обучение, так и с образовательными учреждениями, указание на конкретное место работы по окончанию вуза, обязательства по организации производственных практик. Также предполагается обязательство по дополнительному стипендиальному обеспечению и ответные обязательства студента, воспользовавшегося возможностью поступать в рамках целевого набора, вернуть средства, дополнительно потраченные лицом, которое его направило на обучение в рамках целевого приема, либо отработать установленное по этому месту работы время. Я еще раз обращаю внимание, что само обучение для этого студента, как и для любого гражданина, который выдержал конкурс на бюджетные места, будет осуществляться бесплатно.
Ведущая: Спасибо! В прессе обсуждаются законодательные инициативы, призывающие вернуть распределение выпускников. Хотелось бы услышать позицию Министерства по этому вопросу. Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость возвращаться к, так называемому, "советскому периоду" в управлении трудовыми ресурсами, или же Вы согласны с мнением, что все отрегулирует рыночный спрос?
Третьяк Н.В.: Сейчас мы уже не сможем вернуться к прошлому принципу распределения выпускников вузов. У нас есть гарантированное Конституцией РФ право на свободный выбор труда, и мне кажется, что возврат к описанному принципу являлся бы нарушением этого права. Существующие механизмы, которые мы предлагаем в рамках целевого набора и в рамках контрактной подготовки, позволят удовлетворить потребности экономики в кадрах без возврата механизма жесткого распределения выпускников.
Ведущая: Спасибо! Наталья Владимировна, новым законопроектом предлагаются уровни образования выставить в единую цепочку: дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Для чего необходима эта мера? Каких позитивных и негативных результатов Вы от нее ожидаете?
Третьяк Н.В.: Этот вопрос тесно связан с вопросами типологии образовательных учреждений, поэтому я постараюсь комплексно осветить два блока. Прежде всего, это приведение системы образования в соответствие с требованиями Конституции РФ. Я напомню, что у нас предусмотрена доступность и бесплатность дошкольного, начального и основного среднего полного общего образования, среднего профессионального образования и на конкурсной основе высшего образования. Исходя из этой цепочки нами предложены следующие уровни образования: общее образование рассматривается, как четырехступенчатая модель, в которую будут входить дошкольное образование и три привычные нам ступени (уровни) общего образования. Привычный для нас уровень начального профессионального образования войдет в систему среднего профессионального образования. В соответствии с законопроектом уровень среднего профессионального образования будет включать в себя два уровня образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих – это программа начального профессионального образования, а также программы подготовки специалистов среднего звена – сейчас они являются программами среднего профессионального образования. Я считаю это совершенно оправданным шагом, потому что качество выпускников уровня начального профессионального образования уже не удовлетворяет потребности экономики. Кроме того, это позволит расширить образовательные возможности лиц, имеющих начальное профессиональное образования, как в рамках "уровневого" образования, так и в рамках системы дополнительного профессионального образования. Мы должны забыть о понятии начального профессионального образования, как отрасли, которая готовит низкоквалифицированных рабочих. Зачастую требования к рабочим очень высоки, например: знание основ информационных технологий, иностранных языков, если речь идет об области сервиса. Поэтому требования к уровню начального профессионального образования невероятно повысились. И у нас уже есть хорошие примеры в Санкт-Петербурге и на Урале, где фактически перешли к такой схеме подготовки. Кроме того, в области подготовки кадров для экономики на уровне среднего профессионального образования мы существенно расширяем спектр программ профессионального обучения, ориентированных на короткий период времени подготовки и обеспечивающих подготовку лиц, уже имеющих ту или иную рабочую квалификацию, – это программа повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров.
Одновременно вводится система учебных центров профессиональных квалификаций, которая позволяет любому гражданину независимо от формы и вида полученного им образования, пройти профессиональное обучение, подтвердить уровень своей рабочей квалификации самостоятельно.
И наконец, хочу сказать об уровне высшего образования. Часто приходится слышать критику, что из этого словосочетания ушло слово "профессиональное". Но по смыслу Конституции РФ высшее образование, по сути, не может являться чем-то иным, кроме как профессиональным. При этом предусматривается третий уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка).
Ведущая: Спасибо! По этому поводу пришел несколько уточняющий вопрос. Почему уровень бакалавриата в нашем государстве дается в университетах? Как известно, во многих европейских странах, степень бакалавра получают в лицеях, а затем обучаются два-три года в университетах. В Российской Федерации нет достаточно средств на государственную поддержку образования? Хотя на подготовку бакалавров в университетах деньги есть. Хотелось бы услышать Ваши комментарии по этому поводу.
Третьяк Н.В.: Законодательство РФ относит уровень бакалавриата к полноценному высшему образованию. Действительно, на сегодняшний день его освоение предусмотрено только в учреждениях высшего образования. Я не готова ответить, перейдет ли система на возможность получения этого уровня образования в учреждениях среднего профессионального образования. Данная дискуссия ведется. В настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по прикладному бакалавриату, который предусматривает возможности синхронизации в получении уровня бакалавриата между учреждениями среднего профессионального образования и вузами. Возможно, это будет лучшая альтернативная форма. На законодательном уровне эти темы могут быть закреплены только после окончания эксперимента, когда будут оценены все риски и положительные эффекты такой схемы получения бакалавриата.
Ведущая: Спасибо! Как известно изменение системы образования повлекло за собой изменение классификации образовательных программ. Каких принципиальных изменений в этом плане стоит ожидать в ближайшее время?
Третьяк Н.В.: Типология, видология образовательных учреждений, используемая в действующем Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" всегда была предметом острой критики. И это абсолютно оправдано, так как типология строилась на разных основах, по уровню образования, например: учреждения общего образования, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования. Типология использовала также режим функционирования данных образовательных учреждений. Существовал такой тип учреждений, как вечерне-сменное общеобразовательное учреждение, либо школы закрытого типа. Использовались типологии, зависящие от контингента учащихся: учреждения для детей-сирот, учреждения для детей с проблемами в развитии. Типология была неудачная, дробление каждого типа на отдельные виды порождало дополнительные проблемы. Препятствовало развитию образовательного учреждения и развитию гибкости образовательных услуг для населения. Приведу пример: общеобразовательные учреждения имели внутреннюю видологию, разделялись на школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи. На практике это приводило к тому, что зачастую лицей, гимназия или школа с углубленным изучением предметов не могли обеспечить потребности населения, проживающего вокруг школы, например, в специальных коррекционных образовательных программах. Или лицей не мог удовлетворить потребности населения в углубленном изучении предметов не естественно-научного цикла, а гуманитарного блока. Данный факт сдерживал развитие системы. Грани, различающие виды учреждений, а также их категории, были весьма условными. По итогам длительного периода обсуждения принято абсолютно верное решение отказаться от видов учреждений и унифицировать их типологию по уровням образования, используя единый подход. При этом в названиях учреждений может сохраниться то наименование, которое отражает сущность и вид их образовательной деятельности, это может быть слово и "школа", и "гимназия", и "лицей", и "училище". Но в любом случае в данном контексте нового законопроекта это название не будет содержать указание на уровень и качество реализуемых образовательных программ.
Одновременно с этим законопроектом упорядочиваются различные виды образовательных программ и расширяется их видовое разнообразие, обеспечивающих мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда в рамках образовательных организаций различных типов.
Ведущая: Спасибо! Для каких целей в новом законопроекте вместо образовательного учреждения введена новая организационно-правая форма "образовательная организация", имеется в виду функционал? В чем именно будет основное отличие?
Третьяк Н.В.: Целей несколько, есть формальные, есть объективные.
Законопроект приводится в соответствие с гражданским законодательством. Используемый действующим Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" термин "образовательное учреждение" устарел и не соответствует ГК РФ, согласно которому "учреждение" является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. С учетом этого в законопроекте применяется термин "образовательная организация", организация в этом случае является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм. Кроме того, расширение организационно-правовых форм образовательных организаций, то есть введение возможности оказания услуг населению и реализация государственной гарантии не только бюджетными и автономными учреждениями существенно расширяет возможности граждан на доступность образования, что может послужить стимулом для развития повышения его качества. Кроме того, Конституция РФ предусматривает гарантию общедоступности и бесплатности образования не только в государственных и муниципальных учреждениях, но и в государственных и муниципальных предприятиях. Полагаю, что введение негосударственного сектора в систему образования, вернее, расширение форм участия негосударственного сектора в системе образования повысит конкуренцию среди государственных и негосударственных образовательных учреждений. При этом расширяются возможности граждан в получении бесплатного образования в данных учреждениях через различные финансовые механизмы. Формирование государственных заданий негосударственным организациям или предоставление субсидий при взятии на себя негосударственной организацией обязательств по обеспечению государственных гарантий на получение образования.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос, наверное, один из наиболее обсуждаемых, дискуссионных. Будет ли среднее образование по-прежнему бесплатным, или в нем появятся программы, дисциплины платного характера?
Третьяк Н.В.: Меня поражает, что появился миф о платности общего образования. По-видимому, это результат некачественной разъяснительной работы на местах. Напомню, что в этом году завершена работа по разработке стандартов общего образования – принят федеральный государственный обязательный стандарт третьей ступени общего образования. Если вы сравните объем бесплатных часов прошлого стандарта и этого, то обнаружите, что в новом стандарте на один час больше. То есть было 36 бесплатных часов, а теперь 37. Я не знаю, откуда появляются эти мифы. В любом случае общее образование остается и будет бесплатным. В случае если образовательное учреждение по какой-либо причине заменяет часы, которые должны осуществляться за счет средств бюджета платными часами, это является грубейшим нарушением. В соответствии с новым законопроектом потраченные гражданами средства должны будут быть возвращены им, а в отношении руководителей, допустивших подобные нарушения, будут применяться самые жесткие меры ответственности.
Ведущая: Спасибо большое! Многие эксперты полагают, что относительно воспитательного аспекта образования в законе совершенно ничего не говорится. Согласны ли Вы с этим утверждением? Как на самом деле?
Третьяк Н.В.: Абсолютно не согласна! Более того, считаю, что наоборот законопроект делает больший акцент на области воспитания. Сам процесс образования обозначается, как неразрывный процесс обучения и воспитания. Более того, закон – за целевые ориентиры. Какие задачи стоят перед образованием? Это воспитание гражданина, патриота, ответственного человека. Позволю себе еще раз обратиться к федеральному государственному образовательному стандарту. Если вы внимательного его прочитаете, то найдете сформулированные требования к результатам личностного развития ребенка. Таким образом, перед школой ставится задача не только передать ему определенный объем знаний, то есть требования не только к предметным или межпредметным знаниям, но и к личностным. Новый закон об образовании, новые федеральные стандарты, наоборот, делают упор на воспитательный аспект деятельности образовательных учреждений. И это не единственные явные преимущества нового закона. Хотелось бы сказать про него пару слов. Почему появилась необходимость разработки этого закона? Я напомню, что действующий Закон "Об образовании в Российской Федерации" был принят практически 20 лет назад, то есть в другой стране, при иных социально-экономических условиях. По оценкам многих экспертов действующий закон в свое время был одним из самых прогрессивных и в полной мере выполнил все поставленные перед ним в момент принятия задачи. Он обеспечил переход системы образования на работу в новых социально-экономических условиях. Но жизнь меняется, изменился мир, существенно поменялись технологии. И практика внесения изменений в действующее законодательство, которая продолжалась на протяжении 20 лет, себя исчерпала, что привело к сложности восприятия закона и к многим внутренним противоречиям, противоречиям с иными федеральными законами. Так мы пришли к необходимости создания нового закона.
При этом новый закон "Об образовании в Российской Федерации" сохраняет все социальные гарантии, которые были предусмотрены предыдущим законом, сохраняет все очевидные преимущества. Новый закон урегулировал положительно зарекомендовавшие себя механизмы, которые уже фактически сложились в системе, но не получали должного законодательного обеспечения. Приведу несколько примеров. Уже давно сложились схемы дистанционного обучения детей, закон наконец-то закрепляет эти схемы нормативно. Стала складываться система сетевого и межсетевого взаимодействия образовательных учреждений, как между собой, так и между учреждениями других ведомств, включая международное взаимодействие. Закон впервые на законодательном уровне закрепляет механизм сетевого взаимодействия. Кроме того, учащийся наделяется более широким объемом прав. Например, он может выбрать индивидуальную образовательную траекторию в рамках самого учебного учреждения и за его пределами с использованием механизма сетевого взаимодействия. Каждый учащийся может осуществлять обучение в различных формах: сочетание очного обучения, обучения в семье, если это несовершеннолетний ребенок, либо самообразование, если он достиг 18 лет, использование при обучении дистанционных технологий, когда он может обучаться дома в силу особенностей личности. Но при этом его обучение будет сопровождаться специалистами, школьными педагогами, психологами и т.д.
Закон в целом более внимательно подходит к правовому статусу участников образовательных отношений, как к детям, так и к родителям. Кстати, и родителям в законопроекте уделено большое внимание, так как в действующем законе родители, к сожалению, были забыты. Более подробно регламентируются их права на участие в образовательном процессе: на получение информации о происходящем с его ребенком в школе, на дачу согласия на участие в каких-либо обследованиях, экспертизах и т.д., которые будут производиться с участием ребенка. Также на участие в мерах, в оценке применения мер дисциплинарного воздействия на ребенка. В школе должен быть сформирован отдельный орган, так называемая, конфликтная комиссия, которая призвана обеспечить урегулирование разных точек зрения, которые могут возникнуть среди учащихся, родителей, учителей или администрации образовательного учреждения. Совершенно по особому закон относится к правому статусу педагогического работника в обществе, который теперь законодательно закреплен. Закреплена обязанность государства по созданию системы гарантий, обеспечивающих его труд, в том числе право на достойное вознаграждение. Важно, что подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников. Закон много уделяет внимания и потребителям образовательных услуг в области профессионального образования, работодателям. Предусматриваются механизмы участия работодателей в формировании содержания образовательных программ, в оценке качества подготовки выпускников, в оценке эффективности деятельности образовательных учреждений. Расширяются схемы частно-государственного партнерства. Думаю, что новый закон будет интересен разным представителям и разным слоям нашего общества.
Ведущая: Спасибо! В частности, Вы уже коснулись статуса педагога, хотелось бы Вам задать уточняющий вопрос. В чем отличия статуса педагога, прописанного в новом проекте закона "Об образовании" от общепринятого, сформировавшегося в современном обществе?
Третьяк Н.В.: Еще раз обращу внимание на приоритет для государства. Перед нами стоят задачи по повышению престижа педагогической деятельности. И вы видите, что в последнее время государством предпринимаются беспрецедентные меры по повышению уровня вознаграждения за учительский труд. Но, безусловно, такие меры определяют и особые требования к самому педагогу, к качеству его труда, к введению в систему образования эффективного контракта. В частности, новый закон говорит о системе этических, моральных требований к личности педагога, о необходимости их формирования.
Ведущая: Спасибо! Многих педагогов в свою очередь интересует вопрос, какие принципиально новые дополнительные гарантии в части оплаты труда предусматривает новый законопроект?
Третьяк Н.В.: Уважаемые коллеги, закон об образовании не может задать параметры и объемы денежного вознаграждения, он задает принципы. Параметры уровня вознаграждения определены Указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", и я еще раз позволю себе их напомнить. В соответствии с поручениями Президента РФ средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений уже в декабре 2012 года должна достигнуть уровня средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе. Содержатся требования по повышению уровня оплаты труда и в отношении педагогических работников дошкольных учреждений, также ориентированные на уровень средней заработной платы в системе образования в соответствующем регионе. Это касается и мастеров производственного обучения, и работников учреждений среднего профессионального образования, и работников высшей школы, в отношении которых к 2016 году такой уровень оплаты труда должен достигнуть 200% от заработной платы по экономике в соответствующем регионе.
Ведущая: Спасибо! Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, как в новом законе "Об образовании" планируется закрепить льготы по зачислению в вузы без вступительных экзаменов для категорий граждан, которые ранее их имели? Сохранятся ли льготы для лиц с ограниченными возможностями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей? Изменятся ли в целом для всех абитуриентов правила поступления в вузы? Если да, то в чем они будут заключаться?
Третьяк Н.В.: Хороший вопрос, интересующий многих. Я считаю, что сделан огромный шаг вперед по изменению системы льготирования при получении высшего профессионального образования. С одной стороны, сохранена высокая степень его доступности для лиц, которым оно менее доступно в силу разных причин: состояния здоровья, материального положения или места проживания. С другой стороны, новая редакция закона об образовании позволяет обеспечить соблюдение конституционного принципа образования – доступности высшего профессионального образования на конкурсной основе для наиболее подготовленных лиц. Поэтому законопроект предлагает несколько иную схему.
Основной формой поступления в вузы по-прежнему остается единый государственный экзамен, зарекомендовавший себя как хороший механизм, хотя и требующий совершенствования содержания контрольно-измерительных материалов, используемых при ЕГЭ, развития различных вариативных форм. Альтернативным механизмом оценки качества подготовленности абитуриентов, выпускников школ остается механизм Всероссийских олимпиад. Сохранение этой схемы очень важно, так как она позволяет обеспечить доступ к высшему образованию на конкурсной основе наиболее подготовленных лиц посредством другого типа конкурса. Например, в отношении детей-сирот закон предусматривает следующий механизм. Во-первых, для таких ребят создаются бесплатные подготовительные отделения. И если ребенок полагает, что в силу каких-то причин у него не было возможности на качественном уровне подготовиться к поступлению в вуз, он сможет воспользоваться услугами бесплатного подготовительного отделения. Механизм предполагает возможность бесплатного обучения на подготовительных отделениях с получением стипендии, и затем поступление в вуз на конкурсной основе. Если же он считает, что его знания достаточно конкурентноспособны, он может не пользоваться этими услугами и подать документы на обучение в высшее учебное заведение. При этом ему предоставляется преимущественное право при зачислении в вуз при прочих равных условиях. То есть если у данного ребенка будет равное количество баллов по ЕГЭ, то преимущество при зачислении будет сделано в его пользу. Я считаю, что такой подход является справедливым, полностью соответствующим конституционным принципам конкурсности высшего образования и обеспечению образования лиц, наиболее подготовленных к освоению этих программ. В то же время сохраняется доступность для всех ребят, которые в силу разных причин не смогли иметь такой уровень образования, как основной контингент выпускников школ на момент поступления в вуз.
Ведущая: Спасибо! Наталья Владимировна, каким образом будет реализовываться предложенное законопроектом профессиональное обучение в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, в том числе в структурных подразделениях необразовательных организаций?
Третьяк Н.В.: Закон расширяет возможности создания образовательных подразделений в негосударственном секторе, на производствах. Я напомню, что раньше допускалось создание базовых кафедр только в научных организациях. В настоящий момент образовательные учреждения могут создать кафедру на базе предприятия, не обязательно научного. Закон предусматривает возможность осуществления не только производственного обучения, но и академического обучения в условиях реального производства, то есть на предприятиях через соответствующие системы договоров. Кроме того, к системе профессионального образования допускаются и непосредственно предприятия, при желании они также могут на своей базе осуществлять профессиональное обучение независимо от образовательной системы. Я считаю, что это должно повысить качество образования. Помимо программ подготовки рабочих кадров и специалистов закон предусматривает программы повышения квалификации и подготовки рабочих кадров, что позволит гражданам бесплатно получить образование по одновременно нескольким профессиям. Это очень важно для обеспечения конкурентноспособности гражданина в быстро меняющемся мире, когда технологии и потребности экономики стремительно и быстро изменяются, и в целом будет полезно экономике, потому что она получит квалифицированного, умного специалиста.
Ведущая: Спасибо! Скажите, пожалуйста, планируется ли в ближайшей перспективе введение какой-либо итоговой аттестации по окончанию дошкольной образовательной организации, выдачи по ее результатам определенного документа?
Третьяк Н.В.: Я примерно предполагаю, чем вызван такой вопрос. Законопроектом, в отличие от действующей версии, предусматривается введение стандартов такого уровня образования, как дошкольное. Это обусловлено тем, что дошкольное образование становится частью общего образования. С другой стороны, к этому нас подвел тот факт, что охват детей дошкольным образованием в стране возрастает, в отношении детишек старшего дошкольного возраста он составляет практически 100%. Но в законе об образовании не идет речь о том, что в отношении этого уровня образования будут предъявляться требования по проведению аттестации и выдаче по ее результатам документов об образовании. Я думаю, в ближайшее время данная позиция будет сохранена.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос: в ст. 115 законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" признает утратившими силу определенные нормативно-правовые акты. Сможет ли новый законопроект в полной мере решить пробелы правового регулирования отдельных институтов в системе образования, а именно, устранить дублирование, пробелы и различные противоречия норм законодательства в РФ?
Третьяк Н.В.: Безусловно, только новый закон всех вопросов не решит несмотря на то, что он максимально постарался уйти от уровня подзаконного регулирования, но тем не менее его будет сопровождать достаточно большой объем подзаконных нормативных актов. Кроме того, одновременно с законом об образовании, о чем я уже говорила, мы внесли проект федерального закона о внесении изменений в другие федеральные законы, которые призваны синхронизировать изменения, произошедшие в нашей отрасли и с законодательством других отраслей.
Ведущая: Спасибо! Наталья Владимировна, у меня к Вам, пожалуй, последний вопрос, прежде чем мы дадим возможность задать вопрос коллегам в зале. Какие положения нового закона "Об образовании в Российской Федерации" действительно способны повысить конкурентноспособность именно российского образования и способствовать привлечению иностранных студентов в Россию?
Третьяк Н.В.: Хороший вопрос. Прежде всего, это развитие интерактивных и дистанционных форм получения образования, закон уделяет этому особое внимание; введение сетевого взаимодействия, то есть возможность получения образования не только в рамках образовательных учреждений одной страны, но и других стран, а также не только в рамках одного учреждения, но и нескольких, в том числе в организациях других сфер экономики, что тоже может быть привлекательно, особенно при получении образования в тех отраслях экономики, где Россия является лидером. Стоит отметить системы социальных гарантий обучающимся и студентам, что также может повысить привлекательность. Мы должны понимать, что укрепление материальной базы наших учреждений, в том числе учреждений профессионального образования, не может не обеспечить повышение привлекательности российского образования для зарубежных студентов.
Ведущая: Спасибо! Коллеги, пожалуйста, если есть вопросы можно их задать.
Вопрос: Журнал "Профессиональное образование". Наталья Владимировна, ответьте пожалуйста, на такой вопрос. Новый закон не предусматривает наличие начального профессионального образования. Каким образом будут получать образование и практику будущие столяры, токари, плотники?
Третьяк Н.В.: Как я уже говорила, уровень начального профессионального образования отдельно в законе не прописан. Но это не значит, что у нас исчезла подготовка рабочих кадров. Введение программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих на уровень среднего профессионального образования повысит статус этих программ, уровень их материально-технической обеспеченности и уровень квалификации кадров. Безусловно, введение начального профессионального образования в систему среднего профессионального никак не может негативно сказаться на организации учебной практики. Более того, учитывая, что новый закон существенно расширяет возможности участия бизнеса в системе образования и существенно расширяет права учреждений профессионального образования на использование этих возможностей, что в целом должно обеспечить повышение качества производственной практики и ее распространенность.
Вопрос: Но бизнесу, увы, не до подростков.
Третьяк Н.В.: Вы ошибаетесь, я могу привести прекрасные примеры участия бизнеса в системе образования. Например, в Санкт-Петербурге, так как долгий период времени я работала именно там. Есть потрясающие образцы учебно-производственных кластеров в области радиоэлектроники, речного и морского транспорта, судостроения, сервиса и бизнеса, когда работодатели вкладывают достаточно большие средства в модернизацию учебной базы, в возможность организации учебного процесса у себя и ведение программ сопровождения учащихся этих учреждений. В том числе в ряде случаев оказания услуг по соцпакету поддержания этих студентов, включая ведение наставничества при прохождении детьми производственной практики. Подобные примеры есть в Татарстане, в Челябинской области. И если бы у меня была возможность дольше вспоминать, я бы привела очень много таких примеров.
Вопрос: В Москве среднее образование – это чаще всего колледжи, в регионах начальное профессиональное образование – училища. Будут ли они закрываться?
Третьяк Н.В.: Изменения типологии образовательных учреждений не может привести к их закрытию. Структуру учреждений профессионального образования должен определять регион, исходя из потребностей экономики и необходимого объема социальных гарантий, потому что среднее профессиональное образование в соответствии с Конституцией РФ является общедоступным. Новый закон "Об образовании в Российской Федерации" не предполагает конкурс при приеме в эти учреждения, то есть каждый, кто пожелает в соответствующем субъекте получить среднее профессиональное образование, имеет возможность его получить, просто подав документы. Хотя может возникнуть ситуация, что на то или иное учреждение будет повышенный спрос. В рамках таких учреждений допускается проведение дополнительного профессионального отбора. Но в целом этот уровень образования является и будет являться общедоступным, как в школах.
Вопрос: Учебный план, предусматривающий 39 часов, сохранится во всех школах?
Третьяк Н.В.: Я привела пример в отношении третьей ступени. Но количество часов разное и зависит от ступени образования и определенных санитарно-гигиенических требований. На старшей ступени количество часов самое большое. Но учебный план, который был до принятия новых стандартов, ни на один час не меньше, а даже больше возникшего учебного плана после принятия новых стандартов. Обращаю внимание, что закон и подзаконные нормативные акты Министерства образования и науки РФ не предусматривают платности общего образования. Если такое происходит – это нарушение. Однако данный факт не означает, что школа не может оказывать дополнительные платные услуги населению. Это допустимо и возможно исключительно за рамками тех бесплатных часов, которые школа обязана предоставить своим учащимся, за рамками основной образовательной деятельности.
Ведущая: Спасибо! Есть ли еще вопросы? Учитывая, что вопросов больше нет, Наталья Владимировна, позвольте от лица ИА "ГАРАНТ" поблагодарить Вас за емкие ответы и комментарии и пожелать успехов в Вашей профессиональной деятельности. Надеемся, что российское образование за счет нового законопроекта будет только лучше, станет более престижным и конкурентоспобным. Спасибо Вам!
Третьяк Н.В.: Я в этом уверена. Спасибо большое!