Законодательная база российской статистики и правовая защита респондентов
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-интервью.
6 августа 2012 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с участием заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики Кевеша Александра Львовича.
Тема интернет-интервью: "Законодательная база российской статистики и правовая защита респондентов".
Ведущий интернет-интервью: Гусев Константин Юрьевич (Информационное агентство "ГАРАНТ").
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики Кевеша Александра Львовича. Тема интернет-интервью: "Законодательная база российской статистики и правовая защита респондентов".
Уважаемый Александр Львович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время приехать сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации и призвана обеспечить Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, организации и граждан, а также международные организации этой информацией.
Официальный статистический учет в современном обществе представляет собой один из важнейших инструментов государственного управления, который ориентирован на получение полных, надежных и своевременных сведений о социально-экономических, демографических, экологических процессах в стране.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить особенности законодательной базы российской статистики применительно к проведению статистических наблюдений, пробелы в законодательстве, вопросы и основные приоритеты обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, а также международные рекомендации и зарубежный опыт в части взаимоотношений с респондентами. На эти и другие актуальные вопросы аудитории ответит заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Александр Львович Кевеш.
К моменту начала нашего интернет-интервью поступило достаточное количество проблемных и интересных вопросов.
Итак, первый вопрос звучит так: Важнейшая область деятельности органов, формирующих статистическую информацию, на данный момент остается совершенно не урегулированной законодательно. Сам взгляд на статистику, как отражение статичных показателей конкретной области жизнедеятельности общества должен быть пересмотрен как однобокий и односторонний и не отвечающий действительности. Как вы считаете, какие новые законодательные концепции узаконивания сбора статистической информации будут актуальны в 2013 году? Когда будут закреплены единые порядки, способы и принципы формирования статистической информации? Или они уже закреплены? Есть ли в области статистики и формирования статистических баз данных федеральный закон, дающий единое понятие статистики, порядка и принципов формирования статистических баз данных?
Кевеш А.Л.: За последние пять лет создана вся необходимая законодательная база для ведения официального статистического учета, принят специальный федеральный закон об официальном статистическом учете и ряд подзаконных актов к нему, что позволяет регулировать все общественные отношения при осуществлении официального статистического учета, в том числе основы взаимодействия с респондентами и министерствами и ведомствами, проведения федеральных статистических наблюдений, применения административных данных и научно-обоснованной статистической методологии при формировании официальной статистической информации, подготовку федерального плана статистических работ, гарантии защиты данных респондентов. Законом установлены основные понятия и принципы осуществления официального статистического учета. Указанное позволяет повысить значимость статистики на международном и национальном уровнях, укрепить доверие к официальной статистике со стороны общества и государственных организаций.
Ведущий: Спасибо, следующий вопрос: 23 августа 2012 года мы вступим в ВТО. Такое желанное для России не может пройти без приведения методологии статистики России в соответствие с международными стандартами, установленными соответствующими комитетами ООН. Александр Львович, скажите, пожалуйста, ведется ли работа в этом направлении?
Кевеш А.Л.: Применение научно-обоснованной официальной статической методологии, соответствующей международным стандартам, является одним из основополагающих принципов, установленных законом о статистике. За истекший период с начала 1990 годов вся система статистики России подверглась комплексному пересмотру и реформированию. Прежде всего в области системы национальных счетов, статистики предприятий, применения усовершенствованных классификаций и выборочных методов наблюдения, проделана огромная работа по адаптации официальной статистики России к современным требованиям. В настоящее время наша статистика в целом соответствует требованиям международных организаций системы ООН, что является необходимым условием интеграция экономики страны в мировую экономику, обеспечения единообразия в характеристиках важнейших социально-экономических явлений в различных странах.
Ведущий: В ведении Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции РФ, находится официальный статистический учет, но отдельные субъекты Российской Федерации принимают решения по созданию собственных региональных систем статистической информации. С чем это связано?
Кевеш А.Л.: Основная причина создания собственных региональных систем заключается в том, что на федеральном уровне не удается решить все проблемы информационного обеспечения региональных нужд и нужд местного самоуправления. Создание собственных систем осуществляется государственными органами в целях эффективной реализации своих полномочий и удовлетворения информационных потребностей.
Нормативно-правовое регулирование проведения региональных статистических наблюдений осуществляется в рамках Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которым предусмотрена возможность создания государственными органами в соответствии со своими полномочиями как федеральных, так и региональных государственных информационных систем на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов государственных органов. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Ведущий: Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" было введено понятие "внешнеторговой статистики", неотъемлемой частью которой является "таможенная статистика". Действует ли он на данный момент?
Кевеш А.Л.: Нет, не действует. На смену этому закону пришел Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В соответствии со ст. 48 "Внешнеторговая статистика" указанного Закона статистическая информация о внешней торговле включает данные о платежном балансе Российской Федерации, в том числе статистике внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, движения капитала.
Основным источником информации для составления статистики внешней торговли являются данные:
- таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых таможенных деклараций;
- данные статистики взаимной торговли с государствами-членами Таможенного союза (республиками Беларусь и Казахстан), полученные на основе сведений по статистической форме учета перемещения товаров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. № 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" Федеральная таможенная служба отвечает за ведение таможенной статистики внешней торговли, а также за сбор статистических форм, обработку содержащихся в них данных и формирование официальной статистической информации о взаимной торговле с государствами-членами Таможенного союза. Статистические данные о внешней торговле, по методологии платежного баланса, включают также данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных вне зоны действия таможенного контроля, топлива и товаров, приобретенных российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских портах), формируемые Росстатом на основе форм федерального статистического наблюдения.
Ведущий: Александр Львович, согласно ст. 30 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации", органам и войскам Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории предоставляется право собирать, формировать и публиковать данные о количестве лиц, пересекших государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита и т.п. В связи с этим важная для государства стратегическая информация о пограничном режиме государственной границы РФ остается на усмотрении органов Федеральной пограничной службы РФ. Как быть?
Кевеш А.Л.: В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, законы о государственной границе и о статистическом учете не противоречат друг другу. Сбор сведений на границе осуществляется на законных основаниях. Официальный статистический учет количества прибывших иностранных граждан в РФ и выехавших россиян за границу в соответствии с п. 13.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, осуществляется ФСБ России. Росстат использует эти данные в своей работе.
Ведущий: Александр Львович, Закон РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предусматривал предоставление должностным лицам государственных органов статистики права наложения штрафов на должностных лиц и руководителей организаций и предприятий за непредставление статистической отчетности или предоставления ложной информации. Существуют ли на данный момент штрафы за не предоставление статистической отчетности?
Кевеш А.Л.: Да, ст. 13.19 КоАП РФ установлена ответственность должностного лица за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений. Речь идет о наложении административного штрафа в размере от трех до пяти тыс. руб. Аналогичный штраф предусмотрен за представление недостоверной статистической информации.
Нарушение порядка может выражаться в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, или в нарушении сроков их представления. В соответствии со ст. 23.53 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают руководитель Росстата (его заместители), руководители территориальных органов Росстата (их заместители). Практика этой работы ориентирована на ее организацию в территориальных органах Росстата. В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Они составляются при наличии достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ действует норма о непредоставлении или несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от трех до пяти тыс. рублей.
Ведущий: Александр Львович, как обеспечивается конфиденциальность первичных статистических данных? На какой нормативно-правовой базе основана защита данных? Будет ли в 2013 году модернизировано законодательство данной сфере?
Кевеш А.Л.: В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о статистике обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, при осуществлении официального статистического учета и их использование исключительно в целях формирования официальной статистической информации является основополагающим принципом официального статистического учета. Ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 282-ФЗ предусмотрено, что первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Публикации и распространению подлежат только сводные (агрегированные) и, следовательно, обезличенные статистические данные. В соответствии с ч. 3 ст. 9 данного закона в случае, если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Учитывая изложенное, органы государственной статистики не предоставляют по запросу пользователей, в том числе органов государственной власти и правоохранительных органов, первичные статистические данных респондентов. Учитывая имеющуюся в настоящее время коллизию закона о статистике и законов о деятельности правоохранительных органов, позволяющих им в рамках исполнительного производства требовать необходимую им информацию от органов государственной статистики, подготовлены изменения в Закон о статистике, усиливающие норму о невозможности использования первичных статистических данных любыми органами государственной власти в не статистических целях.
Ведущий: Александр Львович, какие на ваш взгляд существуют явные пробелы в законодательстве в сфере предоставления статистических данных? Что нового нам ждать в 2013 году? Какие меры будут предприняты для того, чтобы пробелов в данном направление было меньше? Какие на ваш взгляд, существуют первоочередные проблемы в данной сфере государственной статистической деятельности, требующие скорейшего законодательного урегулирования?
Кевеш А.Л.: С учетом четырехлетней правоприменительной практики осуществляются работы по подготовке уточнений отдельных норм Закона о статистике, прежде всего в части национальных счетов. В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного действующего законодательного акта, устанавливающего систему национальных счетов (СНС) в качестве принятой методологии статистического описания национальной экономики. Ни в одном законе не закреплено то, что составление национальных счетов и координация участия в этой работе других субъектов официального статистического учета поручены уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти (Росстату). Вместе с тем, для обеспечения нормативно-правового регулирования макроэкономической статистики в Европейском Союзе принят ряд законодательных актов, в которых устанавливаются принципы и методология европейской системы национальных счетов, ее понятийный аппарат и принятые правила учета, обязательные для всех стран – членов Европейского Союза. Это позволяет разрабатывать систему методологически согласованных макроэкономических показателей, используемых для анализа экономического состояния стран и принятия решений в области экономической политики отдельных стран и Европейского Союза в целом.
В условиях присоединения Российской Федерации к ОЭСР встает задача гармонизации методологии макроэкономической статистики нашей страны с принятой в этой международной организации. Внесение в Закон о статистике уточнений по ст. 2, 5, 7 в части национальных счетов позволит значительно повысить качество и оперативность разработки макроэкономических показателей. Подготовлены также уточнения в ст. 9 Закона о статистике, усиливающие ее требования по обеспечению конфиденциальности первичных статистических данных и невозможности их применения органами государственной власти, в том числе правоохранительными органами в исполнительном производстве при осуществлении деятельности по надзору за соблюдением требований законов, о чем говорилось ранее.
В настоящее время возникла правовая ситуация, когда государственным гражданским служащим органов государственной статистики законодательно запрещено разглашать первичные статистические данные, но за надлежащее выполнение этого запрета они подвергаются административным наказаниям со стороны правоохранительных органов, в том числе, со стороны судебных приставов – исполнителей, основываясь на требованиях федеральных законов об их деятельности. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Вносятся также изменения в Закон о статистике, в части уточнения порядка обезличивания данных, направленные на формирование официальной статистической информации по демографическим событиям для обеспечения полноценными и качественными данными органов государственной власти, осуществляющих подготовку и принятие решений в сфере демографической политики, а также мониторинг эффективности их реализации. В этих целях органы государственного статистического учета получают от органов ЗАГС соответствующие сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также сведения, содержащиеся в формах медицинской документации о рождении и смерти.
Ведущий: Какие на сегодняшний день существуют механизмы правовой защиты респондентов при проведении статистических исследований, в законодательстве РФ? Насколько эффективна эта защита, как она осуществляется непосредственно на практике? Существуют ли общественные организации или государственные учреждения, осуществляющие предупредительную и правовую защиту респондентов участвующих в исследованиях? Достаточно ли для эффективной, правовой защиты респондентов положений, закрепленных в законодательстве о персональных данных граждан?
Кевеш А.Л.: Правовая защита респондентов осуществляется Росстатом по нескольким направлениям:
1. На основании ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных для статистических целей осуществляется при условии обязательного обезличивания персональных данных. Учитывая, что отдельные формы федерального статистического наблюдения представляются индивидуальными предпринимателями и содержат персональные данные (не связанные с их предпринимательской деятельностью), в таких формах предусматриваются линии отрыва, обеспечивающие обезличивание персональных данных индивидуального предпринимателя, позволяющих его идентифицировать как гражданина (фамилия, имя, отчество, адрес и пр.). В таких формах также на титульном листе помещен гриф: "В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных" и предусматривается линия отрыва, позволяющая обеспечить обезличивание персональных данных при их обработке.
2. Обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных, предоставленных респондентами, в том числе недопущение косвенной идентификации респондентов при публикации данных по территории, содержащей одно-два предприятия.
3. Снижение статистической нагрузки на респондентов путем рационального выбора источников статистической информации и расширения применения административных данных, недопущение дублирования информации разными ведомствами.
Ведущий: Предусмотрены ли в законодательстве, нашей страны меры ответственности в случае нанесения ущерба правам и интересам респондентов, участвующих в тех или иных статистических исследованиях? Какая ответственность предусмотрена за несанкционированное разглашение первичных статистических данных при осуществлении федерального статистического учета?
Кевеш А.Л.: В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" в случае если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1472 ГК РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 Кодекса, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.
Согласно ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб. Согласно ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей; выразившегося в частности в разглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Ведущий: В чем состоит и существует ли специфичность правовой защиты респондента в отличие от правовой защиты прав и свобод гражданина РФ?
Кевеш А.Л.: Специфичность правовой защиты респондента в отличие от правовой защиты прав и свобод гражданина Российской Федерации состоит в том, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респондентами могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. Правовая защита респондентов является одним из элементов общей системы защиты прав и свобод гражданина Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Ведущий: Какие, на ваш взгляд необходимо предпринять меры, для повышения доверия граждан к статистическим исследованиям, их результатам и более активному в них участию?
Кевеш А.Л.: Основные меры приняты в 2007-2008 гг. при утверждении базового закона об официальном статистическом учете и подзаконных актов к нему. Указанное позволило унифицировать и систематизировать требования по всем слоям общества при осуществлении официального статистического учета, повысить статус и значение статистики.
Необходимо отметить также:
- углубление и расширение всех форм открытого диалога с гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления;
- прозрачность и доступность официальной статистической методологии проведения федеральных статистических наблюдений и официальной статистической информации.
Ведущий: Есть ли сегодня статистика, показывающая насколько серьезны угрозы злоупотребления данными полученными от респондентов в ходе того или иного статистического исследования? Известны ли случаи привлечения виновных лиц к административной или иной ответственности за нарушение установленных правил проведения статистических исследований повлекших за собой причинение вреда правам и законным интересам респондентам участвующим в этих исследованиях?
Кевеш А.Л.: При проведении статистических исследований субъекты официального статистического учета обеспечивают предусмотренную законодательством Российской Федерации конфиденциальность первичных статистических данных. Сведениями о фактах причинения вреда правам и законным интересам респондентов Росстатом и его территориальными органами не располагаем.
Ведущий: Встречаются ли ситуации, когда респонденты отказываются отвечать на статистические вопросы? Что в таком случае делать? Есть ли у лиц, осуществляющих, например, перепись населения, полномочия принудить отвечать на вопросы из переписного листа?
Кевеш А.Л.: Согласно Федеральному закону "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ участие в переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина. Принуждение опрашиваемых лиц дать о себе сведения не допускается. При проведении последней Всероссийской переписи населения в 2010 году 1 млн человек отказались участвовать в переписи, а 2,6 млн человек переписчики не смогли застать дома весь период проведения переписи населения. По этим лицам в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" данные о поле и возрасте были взяты из административных источников. Остальные вопросы переписных листов на этих лиц остались не заполненными. Кроме того, при опросе населения переписчиком, опрашиваемые иногда отказывались отвечать на отдельные вопросы переписного листа. Например, 2 млн человек отказались отвечать на вопрос о национальной принадлежности, у 5,6 млн человек (3,6 млн + 2 млн) в переписных листах отсутствует запись о национальности. А ведь перепись населения – единственный источник получения сведений о национальном составе населения страны.
Ведущий: Используются ли в Росстате какие-либо специальные информационные технологии для защиты персональных данных респондентов?
Кевеш А.Л.: В Росстате обработка данных полученных от респондентов ведется на выделенных компьютерах снабженных системами от несанкционированного доступа в специальных помещениях. После проведения обработки данные обезличиваются, и в дальнейшем не указывают на респондента. Избыточные данные включая персональные не хранятся и подлежат удалению. Обработке подлежат только персональные данные сотрудников Росстата. Для этого внедрены системы персональных данных – автоматизированная система управления финансами (АСУФ) и автоматизированная система управления персоналом (АСУП). Данные защищены сертифицированными средствами от несанкционированного доступа и криптографической защиты, обеспечивающие безопасность хранения и передачи данных. Развернутые защищенные сети на базе данных систем отвечают требованиям СТР-К и являются аттестованными по требованиям безопасности информации.
Ведущий: На каком этапе развития сейчас находятся информационно-вычислительные системы Росстата? Каким образом обеспечивается информационная безопасность первичных данных, персонифицированных микроданных респондентов?
Кевеш А.Л.: На данном этапе развития информационных систем Росстата информационная безопасность первичных статданных и персонифицированных микроданных респондентов обеспечивается на определенном законодательством уровне. Поступающие сведения собираются на выделенных компьютерах и серверах где происходит их обработка. Сегменты отделены в отдельные сети и защищены организационными и техническими мерами. Доступ имеют только ответственные сотрудники, а передача сведений идет по криптографическим каналам защищенных сетей, что исключает возможность компрометации, искажения и несанкционированного доступа к ней.
Ведущий: В бланки переписных листов преимущественно включены графы для наполнения их обезличенной информацией. Следовательно, персональные данные респондентов остаются защищенными? Можно ли в этой связи ставить вопрос о введении обязательности участия населения в переписи (под угрозой, к примеру, административной ответственности)?
Кевеш А.Л.: Проводить перепись населения без адреса, фамилии, имени и отчества невозможно, так как без этих сведений нельзя проконтролировать полноту и правильность учета населения. Поэтому Законом о переписи разрешается в период сбора сведений о населении составлять списки лиц, подлежащих переписи. В процессе переписи и сразу после ее окончания по этим спискам проверяется, полностью ли переписчик охватил переписью жителей домов, входящих в его счетный участок, после чего списки отделяются от переписных листов и уничтожаются. На автоматизированную обработку поступают неперсонифицированные переписные листы. Кроме того, при формировании итогов переписи, как правило, в небольшом населенном пункте может быть один или несколько человек с отличными от других жителей характеристиками, по которым даже в отсутствие ФИО можно идентифицировать человека.
Чтобы обеспечить конфиденциальность первичных данных, гарантируемую Федеральным законом от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", используются математические средства сокрытия таких показателей в итоговых таблицах. О надежности защиты первичных данных о населении говорит тот факт, что после переписей населения 2002 и 2010 годов ни одна запись базы данных и ни один переписной лист не попал в руки третьих лиц. Отсутствие обязательности участия в переписи значительно усложняет сбор первичных данных и может привести к наличию в итогах переписи большого количества лиц с неуказанными данными по тем или иным характеристикам. Это снижает полезность итогов. Экспертным сообществом единогласно признается необходимость введения обязательности переписи населения для обеспечения полноты и достоверности ее итогов. К следующей переписи населения мы готовим предложения о внесении в Закон поправок, связанных с обязательностью населения предоставлять о себе сведения при переписи населения. К сожалению, при подготовке к переписи 2010 года эти норму законодательно закрепить не удалось.
Ведущий: Скажите пожалуйста, какие явные противоречия существуют между Федеральными законами "О персональных данных" и "О Всероссийской переписи населения" в части регулирования защиты персональных данных респондентов?
Кевеш А.Л.: Противоречий между данными законами – нет. Сразу после принятия Закона о персональных данных была проведена большая работа по приведению в соответствие с ним Федерального закон "О Всероссийской переписи населения". Поправки в Закон о переписи, которые исключили все противоречия, были приняты 27 июля 2010 года.
Ведущий: Скажите, насколько Росстат ориентируется в своей деятельности на международные стандарты в области статистического учета? Соответствует ли статистическая деятельность в России международной практике системы учета и статистики?
Кевеш А.Л.: Как отмечалось ранее, с начала 1990-х годов основной задачей российской статистики становится приведение отечественной статистической методологии и практики в соответствии с международными стандартами. За истекший двадцатилетний период проделана огромная работа по адаптации официальной статистики России к современным требованиям. В настоящее время наша статистика в целом соответствует требованиям международных организаций системы ООН. В "дорожной карте" по вступлению в ОЭСР статистика отнесена к областям, которые не регулируются нормативно-правовой базой ОЭСР. Вместе с тем, официальная статистика является предметом комплексной оценки экономики Российской Федерации со стороны ОЭСР. При этом для оценки качества предоставляемой страной информации организация разработала документ "Статистические требования к странам-кандидатам на вступление", который предполагает проверку методологической сопоставимости и качества данных статистики по трем основным направлениям: нормативная база, методология и информационные технологии. Оценка российской статистики осуществляется посредством тематических миссий ОЭСР, совместных семинаров, заполнения пилотных вопросников. По итогам трехлетней работы Директорат статистики ОЭСР подготовил промежуточный обзор российской статистической системы в рамках процесса вступления России в Организацию, который охватывает все направления официальной статистики. Обзор был представлен на заседании Комитета ОЭСР по статистике, которое состоялось в июне 2011 года. В целом, российская статистика уже сейчас удовлетворяет минимальным требованиям ОЭСР.
Ведущий: Известен ли Вам международный опыт взаимодействия статистических служб с респондентами? Имеется ли какая-нибудь не используемая в России, но требующая рецепции, форма взаимоотношений респондентов и органов официального статистического учета?
Кевеш А.Л.: Международный опыт взаимодействия статистических служб с респондентами основывается на основных принципах официальной статистики ООН. Данные для статистических целей могут собираться из всех видов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложится на респондентов. Личные данные, собираемые статистическими ведомствами для подготовки статистической информации, независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей. Национальное законодательство России полностью соответствует этим принципам.
Ведущий: Взаимодействует ли Росстат с иными государственными органами, органами местного самоуправления для получения статистических данных? Если да, то каковы правовые основы такого взаимодействия? И насколько плодотворно сотрудничество?
Кевеш А.Л.: Деятельность министерств и ведомств в сфере официального статистического учета осуществляется на основе единых правил, установленных Конституцией Российской Федерации и Законом о статистике. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о статистике официальный статистический учет осуществляется Росстатом наряду с другими министерствами и ведомствами – субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемые ими работы по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировок этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям. Федеральный план статистических работ как межведомственный документ имеет системообразующее значение для статистики, поскольку определяет тематику, объем, периодичность и сроки формирования официальной статистической информации, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие официальный статистический учет. Законодательно определена координирующая роль Росстата в сфере официального статистического учета при утверждении форм федерального статистического наблюдения, подготовке федерального плана статистических работ, согласовании статистической методологии министерствам и ведомствам. Органы местного самоуправления являются респондентами и предоставляют данные по отдельным формам федерального статистического наблюдения в установленном порядке.
Ведущий: Расскажите, какова основная роль Общественного совета при Росстате в деятельности по защите прав респондентов?
Кевеш А.Л.: В связи с необходимостью обеспечения надежности и своевременности официальной статистики, прозрачности и объективности применяемой методологии, из потребностей современного общества, со второго квартала 2011 года организован и действует Общественный совет при Росстате, в котором представлены экспертное сообщество, общественные организации и СМИ. Это полностью совпадает с желанием россиян принимать активное участие в общественной жизни страны. Совет является постоянно действующим совещательно-консультативным органом и обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с Росстатом в целях учета их потребностей и интересов, как потребителей статистической информации, защиты прав респондентов, а также в целях осуществления контроля за деятельностью Росстата.
По Положению об Общественном совете члены совета могут осуществлять контроль за проведением статистических обследований, контроль за государственными закупками, контроль за коррупционной составляющей в действиях представителей Росстата, контроль за выполнением функций Росстата по удовлетворению потребностей пользователей в статистической информации, а также защищать права респондентов и пользователей статистической информации. Как результат – обсуждение в прессе следующих вопросов, которые неоднократно включались в повестку заседаний Общественного совета при Росстата: защита прав респондентов, конфиденциальность первичных данных, снижение нагрузки на бизнес, соответствие официальной российской статистики международным стандартам при вступлении Российской Федерации в ВТО. В рамках программы защиты прав респондентов и пользователей статистической информации будет разработан и размещен на www.gks.ru блок обследований со ссылкой на страничку ИК "Гарант. Информационно-правовое обеспечение", что позволит повысить доверие к официальной статистике и увеличит статистическую грамотность респондентов.
Ведущий: Будьте так любезны, объясните, что включают в себя меры по защите персональных данных респондентов?
Кевеш А.Л.: На основании ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. В соответствии с требованиями статьи 6 вышеуказанного Закона обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных. Это означает, что в формах федерального статистического наблюдения на титульном листе помещен гриф: "В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных" и предусматривается линия отрыва, позволяющая обеспечить обезличивание персональных данных при их обработке.
Ведущий: Спасибо, Александр Львович и последний вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. № 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 – 2011 годах" одной из задач было поставлено развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации. Александр Львович, как Вы считаете, Росстат справился с этой задачей? Каковы результаты в этом направлении деятельности Росстата? Какие в этой связи цели стоят перед Росстатом?
Кевеш А.Л.: Для повышения полноты и качества распространения информации, обеспечения взаимосвязи с пользователями официальной статистики, улучшения информационного обеспечения пользователей статистическими данными осуществляется разработка нового единого Интернет-портала Росстата. Портал будет включать ряд интерактивных сервисов и интерактивных приложений, обеспечивающих предоставление статистической информации в доступной и удобной для пользователей форме в процессе интерактивного взаимодействия, в частности: сервис представления каталога информационных услуг, представление муниципальной статистики с использованием картографических средств отображения данных, представление тематических витрин данных и основных социально-экономических показателей, ведение блогов, а также механизмы обратной связи. Для всех посетителей Портала будет доступно участие в проведении опросов и голосований.
Как указывалось ранее, в 2011 году при Росстате создан Общественный совет – постоянно действующий совещательно-консультативный орган, состоящий из представителей научного и статистического сообщества, общественных организаций и СМИ, целью создания которого является улучшение взаимодействия официальной статистики с другими ведомствами и гражданами, более полный учет потребностей и укрепление доверия пользователей, обеспечение защиты прав респондентов и общественный контроль за деятельностью Росстата.
Ведущий: Александр Львович, еще раз хочу поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время и приехали в ИА "Гарант", интересно и доступно ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Желаем Вам удачи в ваших начинаниях. Ждем Вас снова. Спасибо!
Кевеш А.Л.: Спасибо за возможность принять участие в интернет-интервью, которое организовала, уважаемая нами компания "Гарант", информационную базу которой мы широко используем в своей повседневной деятельности, в том числе, в процессе применения и совершенствования законодательной, нормативно-правовой деятельности в области статистики. Спасибо Вам за ваш труд!