Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта
27 января в 10-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью со статс-секретарем - заместителем Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Паршиковой Натальей Владимировной.
Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашу гостью - Наталью Владимировну Паршикову - статс-секретаря - заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Уважаемая Наталья Владимировна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта".
Развитие сферы физической культуры и спорта, эффективное использование ее возможностей для оздоровления нации, воспитания молодежи и формировании здорового образа жизни населения является одним из важнейших приоритетов в социально-экономической политике Российского государства. Одновременно пристальное внимание уделяется вопросам подготовки российских спортсменов к участию в Олимпийских играх и иных международных соревнованиях высокого уровня.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (Минспорттуризм России) - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. Эти вопросы регулируются Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и иными нормативными правовыми актами.
Об основных направлениях совершенствования спортивного законодательства в Российской Федерации, целях и задачах, поставленных на 2011 год, расскажет статс-секретарь - заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Паршикова Наталья Владимировна. В ходе ее интернет-интервью планируется также подвести итоги работы Минспорттуризма России за 2010 год в части развития правового обеспечения физической культуры и спорта, спорта высших достижений.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.
Наталья Владимировна, как Вы можете охарактеризовать работу Министерства за истекший 2010 год? Какие основные направления деятельности и наиболее приоритетные задачи стоят перед ведомством в наступившем году?
Паршикова Н.В.: Прежде всего, позвольте Вас поблагодарить за возможность пообщаться с такой широкой аудиторией. Я приветствую тех, кто сейчас находится с нами на связи. Постараюсь наиболее подробно ответить на поступившие вопросы.
Если говорить о прошедшем годе, то для нашего Министерства это был год планомерной, системной работы, которая позволяла разрабатывать государственную политику в сфере спорта, туризма, молодежной политики. Нельзя не вспомнить о том, что год начался с не совсем удачного выступления нашей сборной команды в Ванкувере. Но мы еще раз повторяем о том, что такое выступление - результат не столько деятельности Министерства, сколько многолетней подготовки спортсменов олимпийского цикла длительностью 4 года.
На прошлой неделе Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путина провел рабочее совещание на нашей Новогорской базе, где отстроен и введен новый ледовый комплекс и где в полном объеме будут представлены фигурное катание, шорт-трек, керлинг, хоккей. Т.е. фактически сегодня создаются все условия для того, чтобы наша команда выступила успешно в 2014 году. К тому же все стратегические показатели, утвержденные Правительством РФ в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 год, указывают на целесообразность и обязательства завоевать первое место в общекомандном зачете.
Если говорить о других источниках работы в 2010 года, то нельзя не сказать о том, что в сфере туризма мы наконец-то нашли возможность ввести государственные механизмы поддержки туристического бизнеса. Это федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2011-2016 гг.". На эту программу рассчитывают многие. Мы прекрасно понимаем, что наши туристы выезжают больше за рубеж, чем туристы приезжают к нам в страну. Россияне пользуются внутренними туристическими возможностями страны. Мы заинтересованы в пропаганде наших туристических возможностей для того, чтобы инвестиционная составляющая этого сектора была увеличена в общей доле ВВП.
Если говорить о молодежной политике, то если вы помните, 2009 год в России был Годом молодежи. Все начинания 2009 года мы продолжили претворять в жизнь в 2010 году, смогли определится с теми понятиями, которые, как казалось, утратились, но в тоже время, дали новый толчок развития. Например, понятие "студенческие строительные отряды" подразумевает движение, которое нам необходимо в крупных спортивных проверках. В данном случае я имею в виду не только Олимпиаду в Сочи, но и также Универсиаду в Казани в 2013 году, Чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Если говорить в целом по показателям, учитывая, что работа Министерства была построена системно, у нас наблюдается тенденция улучшения, увеличения всех показателей по численности охвата занимающихся физической культурой и спортом, количеству построенных спортивных сооружений, проводимых мероприятий среди молодежи, по количеству въезжающих и выезжающих туристов. Т.е. мы можем сказать, что экономический кризис для сферы туризма миновал.
Кроме того, мы ежегодно издаем годовые отчеты о деятельности. Годовой отчет будет утвержден на ближайшей коллегии Минспорттуризма России. Он как и ранее будет рассылаться во все субъекты РФ, а также будет размещен на сайте Минспорттуризма России. Спасибо.
Ведущая: Как Вы расцениваете положение физической культуры и спорта в целом в РФ. Многих граждан интересует вопрос о том, как обстоят дела в современной школе, в каком состоянии сегодня находится именно школьная спортивная база?
Паршикова Н.В.: Очень хороший вопрос. Если посмотреть на то, сколько люди занимаются физической культурой и спортом, то можно сказать, что сегодня численность постоянно занимающихся по статистике составляет чуть больше 28%, но кто-то говорит, что всего 20%. Много это или мало? Если посмотреть стратегические документы, то к 2020 году мы должны выйти на 40%. Это та цифра, которая присутствует во всех развитых странах, на которые ориентируются при подготовке и для разработки таких документов. И если смотреть этапы развития физической культуры, то, безусловно, мы можем достигнуть этой цифры. Но можем ли мы сегодня удовлетвориться тем, что каждый 5-й занимается физической культурой? Конечно, нет. Я могу сказать, что наша основная задача состоит не только в наращивании темпа. Дело в том, что той культуры жизни, которая требует в обязательном порядке отношения к своему образу жизни и к активным занятиям физической культурой и спортом, у нас пока нет. Мы благодарны Министерству образования и науки РФ за то, что совместно с ними добились включения в школьную программу третьего урока физической культуры. Теперь каждому субъекту предоставлена возможность ввести этот дополнительный урок. На мой взгляд, три урока физической культуры для подрастающего поколения не является нормой, но все-таки это гораздо лучше, чем было раньше. Но сколько нужно заниматься ребенку и любому человеку, чтобы его жизненная активность соответствовала всем нормам? Эта цифра определена - 6-8 часов в неделю. Этот показатель восполняется за счет самостоятельных форм, которые для себя выбирает гражданин. Сегодня мы не можем гордится тем, что каждый из нас, вставая, делает 5-минутную зарядку, 20-минутную пробежку или хотя бы раз в неделю ходит в фитнес-зал, пробегает на лыжах вокруг своей дачи.
На сегодняшний день подготовлены неплохие технологии для развития мышления и навыков среди населения. Мы участвуем в общей программе, которую ведет Минздравсоцразвития России через программу "Здоровый образ жизни".
Минспорттуризм России вместе с Минобрнауки России пересмотрели формат преподавания урока, позволяющий ребенку прививать навык, стимулирующий к занятиям, которые он проводит во дворе. Это "дворовая" физическая культура для нашего подрастающего поколения, которая утрачена, так легко заменилась интернет-посиделками. Это, конечно, не относится к нашему сегодняшнему мероприятию, т.к. оно носит обучающий, познавательный характер в сфере профессиональной деятельности.
Мы рассчитываем, что президентские состязания, президентские игры школьников, которые в прошлом году были введены Указом Президента РФ, станут основой двигательной подготовленности и развития двигательных качеств наших школьников, позволят осуществлять мониторинг среди населения. Поэтому такая работа у нас не просто началась, а уже ведется. Я думаю, что она будет постоянной, т.к. совершенство, качество жизни растет, и технологии, которые мы предлагаем, тоже будут впитывать те реформы, которые предусматривает концепция социально-экономического развития государства до 2020 года.
Ведущая: Наталья Владимировна, благодарю Вас за ответ! Расскажите, пожалуйста, готовится ли Министерством новая редакция положения об училищах, техникумах либо колледжах олимпийского резерва и другие нормативные документы, касающиеся этого образовательного учреждения? Можно ли на уровне субъекта России разработать положение о таких учреждениях?
Паршикова Н.В.: Хочу отметить, что это очень интересный вопрос. Самое главное, он нас беспокоит не первый год. Мы пытались дать разъяснение, и я сделаю еще одну попытку объяснить, почему мы не можем иметь положения о таких учреждениях олимпийского резерва. И училища олимпийского резерва, и детская спортивная школа - это образовательные учреждения. По законам образования училище олимпийского резерва является учреждением среднего профессионального образования. Спортивная школа является образовательным учреждением дополнительного образования детей. Эти два типа учреждений урегулированы постановлением Правительства РФ. Поэтому еще одного постановления быть не может. Другое дело, что эти постановления не учитывают специфику училищ олимпийского резерва и детских спортивных школ. Постановление не может учитывать эту специфику, потому что учреждений для дополнительного образования детей очень много. Туда входят школы юного натуралиста, автомобилиста, различные технические школы, Дворцы пионеров и т.д. И если разобраться, то все они имеют определенную специфику. Если через постановление Правительства РФ указывать специфику каждого, то это уже будет не постановление Правительства РФ. Чтобы решить данную проблему, необходимо, чтобы законодательство позволило урегулировать деятельность образовательных учреждений, которые работают на отраслевые задачи. В данном случае на задачи сферы физической культуры и спорта. С этой целью мы подготовили проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части вопросов про спортивную подготовку. Проект Федерального закона нами разработан, согласован со всеми министерствами и в настоящее время находится в Правительстве РФ. Мы его готовим для внесения в Государственную Думу РФ. Данный закон будет устанавливать федеральные стандарты спортивной подготовки, через которые можно будет урегулировать все вопросы, касающиеся таких специфических учреждений, как училища олимпийского резерва, детские спортивные школы. Мы уже в феврале рассчитываем внести закон в Государственную Думу РФ, и в период весенней сессии ввести его в действие. В рабочем порядке мы приступили к разработке государственных стандартов. К концу года мы будем иметь нормативную базу по действию таких специфических учреждений.
Ведущая: Спасибо, Наталья Владимировна! Перейдем к следующему вопросу. Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года предусматривает, что доля граждан, систематически занимающихся в России физической культурой и спортом, к 2015 году должна составить 30%, а к 2020 году уже 40% от общей численности нашего населения. Скажите, пожалуйста, какими мерами и способами Министерство планирует осуществить выполнение столь высоких количественных показателей?
Паршикова Н.В.: Мы уже немного остановились на этом вопросе. Прежде всего, увеличивается численность спортивных сооружений. В 2005 году в России имелась 221 тысяча спортивных сооружений, а сегодня уже 248 тысяч спортивных сооружений. И увеличение количества спортивных сооружений автоматически ведет за собой увеличение численности занимающихся. Кроме того, мы рекомендовали субъектам РФ разработать свои региональные программы по развитию физической культуры и спорта. На сегодняшний день каждый субъект самостоятельно вырабатывает подобные меры. Мы со своей стороны даем методические рекомендации, позволяющие создавать клубы по месту жительства, расширять численность занимающихся, меняя переменный состав в оздоровительных группах физической подготовки, которые присутствуют в детских спортивных школах и т.д. Т.е. мер и технологий достаточно много для того, чтобы субъект выбрал для себя что-то наиболее подходящее, смог увеличить численность занимающихся не только для достижения показателя, а самое главное, для достижения того показателя, который будет влиять на социально-экономическую составляющую региона.
Нашим Министерством совместно с ФСКН России методом анализа была обнаружена цифра, при каких случаях количество занимающихся может положительно влиять на число лиц подрастающего поколения, на совершение ими преступлений и т.д. Выяснилось, что если в субъекте количество занимающихся в зависимости от доли населения достигает 17,7%, то мы начинаем видеть положительную тенденцию влияния физической культуры и спорта в этом субъекте на составляющую поведения населения в виде сектора правомерных действий ребенка. Конечно, каждый субъект должен стремиться не только к цифре 30%. Почему мы говорим о 30%? Первоначально самая пороговая, нижняя цель составляла 18,7%. У нас есть субъекты, где этого нет. Мы можем для интереса посмотреть, как это соответствует исключительности людей, детей, которые находятся на учете, совершили преступление, являются наркозависимыми и т.д. Когда мы говорим о 30%, то обращаемся уже к другому показателю. Речь идет о продолжительности и качестве жизни. Для нас сначала нужно было определить влияние физической культуры на социальные процессы, которые происходят в обществе. Как только мы достигаем этого влияния, то начинаем говорить о том, что физическая культура вправе строить показатели, определяющие качество жизни. У человека, который удовлетворен своим внешним видом, весом, силой, стройностью, походкой, - хорошее настроение, и это обязательно будет сказываться на его карьере. Любой человек, недовольный своим положением в обществе, профессиональным положением, первоначально никогда не задумывается о том, соответствует ли это внешнему виду. Но как только он понимает, что его внешний вид благополучен, у него сияющее лицо, не потому что он улыбается, а потому что оно ухожено, я говорю не о женщинах, которые пользуются косметическими средствами, а о том цвете лица, который принято иметь здоровому человеку, то, конечно, тогда мы говорим о качестве жизни.
Почему мы говорим о 40%? 40% россиян, занимающихся физической культурой и спортом, говорят о том, что у нас развитая, благополучная страна.
Когда открываем Концепцию социально-экономического развития государства до 2020 года и находим раздел, касающийся физической культуры, раздел о молодежной политике, о туризме, мы видим, что сопряжающие факторы, которые друг с другом взаимосвязаны и зависимы, не может произойти 40% занимающихся, если мы не достигнем показателей по ВВП или по уровню безработицы. Поэтому в этом отношении роль нашего Министерства - достичь общий показатель, предусмотренный политикой государства, Президента РФ, Правительства РФ.
Ведущая: С момента принятия Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" прошло уже несколько лет. Наталья Владимировна, как Вы оцениваете действие данного закона за истекший период времени? Нуждается ли он, на Ваш взгляд, в каких-то редакционных изменениях или дополнениях на данный момент времени?
Паршикова Н.В.: Спасибо за вопрос. Безусловно, это очень нужный закон. Но по тому количеству поправок, которые мы сделали в 2008 году, наверное, мы только сегодня можем сказать, что приступили к совершенствованию законодательства. В то время, когда закон принимался, он имел много рамочных, отсроченных норм. По этому закону было принято около двадцати постановлений Правительства РФ. Первоначально, если вы помните, это был очень большой закон. Могу сказать, что сегодня по данному Федеральному закону "О физической культуре и спорте в РФ" нет ни одной нормы, по которой не было бы или постановления Правительства РФ, или приказа Минспорттуризма России, зарегистрированного в Минюсте. Мы эту работу завершили еще в прошлом году. Сегодня мы можем сказать, что нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта состоялась. Сегодня по ней можно работать. Могу сказать, что несколько дней назад издательство "Советский спорт" выпустило научно-практический комментарий к этому закону, где по каждой статье можно найти разъяснения. Он подготовлен вместе с Институтом сравнительного законодательства и правоведения при Правительстве РФ. Мы очень благодарны этому Институту, который помог нам сделать этот профессиональный комментарий. Конечно, в спорте есть еще что регулировать. И мы эту работу выполняем. В Трудовой кодекс РФ мы внесли изменения, обязывающие работодателей включать в трудовые договора спортсменов обязательства по соблюдать антидопинговых правил. Этот закон заслушивался на Президиуме Правительства РФ позавчера. У нас в стране существует одна из немногих аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) лабораторий. К нам приезжают иностранные специалисты, которые имеют право по заявке ВАДА взять пробу и вывезти ее. Проблемы с ввозом и вывозом проб у нас тоже были. Эти проблемы мы тоже сняли. Сегодня на заседании Совета учредителей ВАДА Россия была включена в список стран, которые полностью соответствуют Кодексу ВАДА по допингу. Два года подряд Россия предоставляла площадку для ВАДА и медицинской комиссии МОК и аккредитованных лабораторий для обсуждения всех этих проблем. Мы показали всему международному сообществу, что Россия - правовое государство и делает все необходимое, чтобы бороться с допингом. Следующее, что мы совершенствуем сегодня - это блок студенческого спорта. Как его регулировать? Как найти методы для студенческого спорта? С одной стороны, мы не можем развивать студенческий спорт, так как он развивается в Америке, потому что там есть четкие понятия любительского и профессионального спорта. Мы же не отбираем по принципу профессиональности и любительского спорта. У нас спортсмены фактически тренируются профессионально, но мы их не называем спортсменами-профессионалами. Поэтому выработать понимание студенческого спорта - концепция нашего государства. Впервые новая концепция редакции Закона "Об образовании" прописывает раздел, посвященный физической культуре и спорту среди обучающихся и студентов. В новой концепции мы понимаем, как урегулировать понятие "студенческий спорт", его государственной поддержки, создание различных студенческих клубов и пр. Это то начало, которое мы сегодня хотим заложить. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере физической культуры и спорта будет связано с урегулированием отношений в студенческом спорте. Конечно, еще у нас остаются вопросы отношения бизнеса и спорта. Бизнес широко помогает спорту, имеется Фонд содействия и поддержки олимпийцев, через который они получают дополнительные зарплаты, выплаты, награждения, идет поддержка детских спортивных школ. Есть еще целый пласт фондов, которые помогают клубам, лигам, федерациям т.д. Вот эти отношения сегодня в государстве до конца не урегулированы. Мы хотим понять, если бизнесу достаточно имеющихся мер, регулирующих данные отношения, то мы закрываем эту тему. Но по поступающим в наш адрес вопросам в данной сфере мы понимаем, что еще есть необходимость обсуждения данной темы для того, чтобы найти нужные формы цивилизованных отношений бизнеса и спорта. Например, у нас сегодня остается открытым вопрос о благотворительности. Мы договорились с Государственной Думой РФ, у нас налажены хорошие отношения с Комитетом Государственной Думы по физической культуре и спорту и с его председателем Антоном Сихарулидзе о том, что мы обязательно проведем круглый стол по данной теме. Мы уже приступили к разработке закона "О подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году". По данным нами гарантиям мы обязались к июню 2013 года принять всю нормативно-правовую базу по этому мероприятию. Это не только закон, но и все постановления Правительства РФ, которые требуются для качественного проведения этого блестящего и ожидаемого мероприятия. У нас создана межведомственная рабочая группа. Мы сейчас отрабатываем все те гарантии, которые дала РФ, работаем со всеми субъектами. Этот закон будет равнозначен закону "О подготовке к Олимпиаде". Нормы закона будут затрагивать вопросы и земельного, и налогового, и инвестиционного законодательства, т.е. всех аспектов, которые может затронуть проведение такого мероприятия.
Ведущая: Наталья Владимировна! Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях развития спортивной медицины?
Паршикова Н.В.: В соответствии с Постановлением Правительства РФ профильному Министерству были переданы вопросы, связанные с медицинским обеспечением спортсменов сборных команд. Мы совместно с Минздравсоцразвития России и вместе с Федеральным медико-биологическим агентством налаживаем эту работу. Нужно отдать должное и ФМБА, и нашему подразделению, и Центру спортивной подготовки, которые занимаются этими вопросами. Сделано все для того, чтобы спортсмен не страдал от несвоевременной медицинской помощи. Все проблемы, которые существуют на сегодняшний день, регулируются при согласовании двух ведомств. То, что такое решение было принято, конечно, принято во благо. На ближайших соревнованиях мы увидим высокую медицинскую помощь и со стороны ФМБА. Мы совместно с Минздравсоцразвития издали Приказ, если я не ошибаюсь, № 600, который размещен на сайте Минздравсоцразвития, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. Этот приказ закрепляет, что необходимо сделать для проведения соревнований и какие медицинские услуги окажутся членам сборных команд РФ.
Ведущая: Есть ли сегодня потребность в квалифицированных юридических кадрах по работе со спортсменами и в сфере спорта в целом?
Паршикова Н.В.: Да, есть. Я должна сказать "спасибо" и вашей справочной правовой системе ГАРАНТ и другим системам, которые существуют, потому что вы практически первыми стали создавать правовое пространство, в результате чего начали вскрываться все пробелы правового регулирования. Сегодня физическая культура – это уже полноправный представитель правого регулирования в обществе. К сожалению, сегодня мы пока не находим квалифицированных юристов в нужном объеме. Мы сегодня комплектуем наш Правовой департамент. Он на протяжении 3 лет комплектуется тяжелее всех, не в смысле того, что желающих нет, а в смысле того, что мне приходится скрупулезно отбирать кандидатов по разным признакам: необходимо, чтобы юрист знал и юриспруденцию и специфику спорта. И третье, он должен привыкнуть к рутинной работе на государственной службе. Через него не проходят потоки денег, как таковые, но он должен четко понимать, что является коррупционной составляющей, а что нет. Отличить это очень сложно. Нам отрадно, что сейчас в ВУЗах стали появляться факультеты и кафедры спортивного права. Нам нужны юристы в этой сфере, потому как часто возникают такие проблемные ситуации, где необходимо, например, защитить тренера, защитить спортсмена или определить, правильно ли установлено то или иное решение судьи и т. д., для этого нужно хорошо знать эту специфику. На протяжении двух лет никак не могут понять, почему у нас нет типового положения об училищах олимпийского резерва, например. Нам очень не хватает учителей физкультуры. Потому что мальчики не идут в учителя, для мальчиков низкая зарплата. Мы и сегодня остаемся одной из самых неукомплектованных специальностей в школе, имеется в виду, учителей физической культуры. К сожалению, и у многих государственных служащих правовая культура оставляет желать лучшего. Могу вам сказать по своему личному примеру, у меня нет юридического образования. Но судьба так распорядилась, что в свое время я попала в отдел совершенствования законодательства и программного обеспечения. Я стала все это постепенно осваивать и, фактически, прошла школу жизни через практику законодательного обучения. И сегодня я рада тому, что, как практик, хорошо знаю физическую культуру. Юрист же имеет хорошее юридическое образование и хорошо может вникнуть непосредственно во все тонкости и легко понять другого специалиста, который говорит с ним на одном языке. Я, наверное, предложила бы всем желающим проводить специальные обучения, которые позволяли бы нашим специалистам по физической культуре и спорту разбираться в основах законодательного обеспечения. Очень долгое время нашу физическую культуру не могли выделить из бюджета в отдельную строчку. Она все время находилась в строчке здравоохранения. Делали проекты законов, контракты на эту тему, занимали научные группы. Тем не менее, Минфин был категорически против и утверждал, что для этого мало оснований. Так нам пришлось изучить бюджетное законодательство для того, чтобы доказать Минфину то, что физическая культура имеет ту же целесообразность находиться в социально-экономическом пространстве и иметь самостоятельность. Совершенствуя нормативно-правовую базу, мы делаем физическую культуру достоянием всего общества. А это очень важно!
Ведущая: Спасибо большое, Наталия Владимировна за то, что дали нам столько рекомендаций, интересно ответили на многочисленные вопросы. Хочется пожелать Вам успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности! Спасибо Вам!
Паршикова Н.В.: Спасибо вам большое, удачи, успехов всем, кто присутствует в зале, всем, кто слушал нашу конференцию. Обещаю, что мы будем радовать вас победами. Желаю, чтобы физкультура вошла в каждый дом и в каждую семью!