О реализации Комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы
3 июня в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Бабуриным Александром Ивановичем.
Тема интернет-интервью: "О реализации Комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы: новые задачи и тенденции".
Ведущая - Нифталиева Татьяна ( ИА "Гарант").
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Александра Ивановича Бабурина, министра Правительства Москвы, руководителя Департамента продовольственных ресурсов города Москвы.
Уважаемый Александр Иванович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "О реализации Комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы: новые задачи и тенденции".
Продовольственная безопасность города Москвы - это состояние экономики и социальной сферы столицы, при котором созданы условия для удовлетворения потребностей жителей города в основных видах продовольствия. Она является важным фактором социальной стабильности общества и жизнеобеспечения Москвы.
В 2009 году столичным властям пришлось реализовать целый комплекс мер, чтобы смягчить последствия экономического кризиса для предприятий, поддержать стабильный баланс между спросом и потреблением продуктов питания, предотвратить дестабилизацию продовольственного рынка города, резкое падение производства и поставок продовольствия, сокращение рабочих мест в отрасли.
Постановлением Правительства Москвы № 131-ПП от 16 февраля 2010 года принята городская целевая программа: "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы", предусматривающая новые приоритеты безопасности города Москвы.
О сути этого документа, приоритетных направлениях работы Департамента продовольственных ресурсов города Москвы по вопросам обеспечения продовольственной безопасности на ближайшую перспективу, а также дальнейших тенденциях развития законодательства в области обеспечения продовольственной безопасности города в ходе интернет-интервью расскажет министр Правительства Москвы, руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы Александр Иванович Бабурин.
Вопросы, связанные с реализацией Комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы, очень актуальны на сегодняшний день. Это еще раз подтверждается значительным числом вопросов, которые поступили от нашей интернет-аудитории. Уважаемый Александр Иванович, позвольте я их вам зачитаю.
С какими российскими регионами столица осуществляет наиболее тесное сотрудничество в агропродовольственной сфере по вопросам поступления продуктов питания? Как вы оцениваете собственную столичную продовольственную базу продуктов питания?
Бабурин А.И.: Большое спасибо за вопрос. Очень приятно, что и вы, и жители города знают о том, что Правительство Москвы занимается вопросами укрепления продовольственной безопасности и принята соответствующая программа. Эта программа в Москве принята впервые. Она носит комплексный характер и охватывает многие направления работ. В частности, Москва – это мегаполис, который не имеет собственного сельхозпроизводства, собственных сельхозугодий для его ведения. Поэтому мы целиком и полностью зависим от состояния сельского хозяйства России и от поставок продукции по импорту, так как не имеем возможности по всем видам продовольствия накормить население за счет собственного производства. Сама по себе Москва не сможет накормить население города, сформировать запасы, которыми мы влияем на состояние продовольственной безопасности города, на цены.
Мы также зависим от наших отношений с Министерством сельского хозяйства РФ, с российскими регионам, оттого, в каком состоянии поддерживаем собственное складское хозяйство, предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности. Этой проблемой занимается не только Департамент продовольственных ресурсов города Москвы. Ею тесно занимаются Департамент науки и промышленной политики города Москвы, так как предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности входят в зону его ведения, а также Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, который курирует все вопросы торговли, в том числе и продовольствия. Именно поэтому мы, сложив усилия всех этих трех департаментов и служб контроля качества, решили, что в городе необходимо разработать специальную программу.
Отмечу, что еще в 2005 году был разработан, а в начале 2006 года принят Правительством Москвы, а затем и Московской городской Думой Закон "О продовольственной безопасности г. Москвы". Поэтому у нас есть определенная юридическая основа, механизмы влияния на эти процессы, необходимые рычаги, в том числе финансовые средства, которые Правительство Москвы выделяет на эту работу. Правительство Москвы очень внимательно относится не только к объемам продукции, находящейся в обращении на территории города, но и к формированию запасов сырья и продовольствия, которое носит сезонный характер: картофель, овощи и т.д., а также к закупкам сырья в городской заказ и в городской резерв.
Городской заказ предназначен для обеспечения системы школьного питания, системы питания бюджетной сферы, к которым относится здравоохранение и другие бюджетные организации. Также мы формируем определенные резервы, принадлежащие Правительству Москвы, которые предназначены для использования в случае колебаний на продовольственном рынке, связанных с возможным дефицитом или резким ростом цен.
Хотел бы отметить, что тесное сотрудничество с Министерством сельского хозяйства РФ проявилось в том, что вместе с ним мы формируем единое информационное пространство для своевременного обмена информацией с производителями сельхозпродукции, поставщиками. Координируя усилия Правительства Москвы, регионов РФ, Министерства сельского хозяйства, мы получили такую программу.
Я думаю, что она сама по себе, может быть, не очень интересна нашему населению, скорее всего, интересны результаты, которые появляются в результате ее реализации.
В связи с этим хотел бы сказать следующее. Если сегодня оценивать продовольственную безопасность города, то это необходимо делать по нескольким показателям: по зависимости города от импортных поставок, по присутствию импортного товара на наших полках и по уровню самообеспечения города, потому что сложно и не интересно бесконечно скупать излишки продовольствия в регионах РФ. Для такого мегаполиса как город Москва нужно иметь свою стабильную сырьевую базу. И поэтому помимо кооперации, т.е. прямых сделок по закупке продовольствия в резервы предприятиями города, в 2003 году Правительство Москвы решило, что необходимо заниматься еще и самопроизводством. Поэтому мы стимулировали приток капитала из наших промышленных предприятий, финансово-промышленных групп в сельское хозяйство, чтобы сформировать цепочку стабильных поставок в Москву.
В чем они проявляются? Многие столичные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой торговли создают филиалы своих производств в сельскохозяйственных регионах РФ, чтобы гарантированно производить и поставлять продукцию в Москву, т.е. вводить принцип частичного самообеспечения. Для того чтобы стимулировать предприятия или организации на эту работу, Правительство Москвы выделило определенные средства. На сегодняшний день мы сформировали 25 таких цепочек. Москва практически на 70% обеспечивает себя зерном: пшеницей, рожью, почти 40% продукции картофеля и овощей, поступающих из регионов России, производятся именно московскими предприятиями. Значительное количество продукции этими агрохолдингами поставляется из наших главных регионов-партнеров: из Краснодарского края, Ставрополья, Центрального федерального округа.
С сентября 2010 года потребности школьного питания мы закроем продукцией нашего завода "МосМедыньагропром", который расположен в Калужской области и производит большую гамму продукции: чистое питьевое молоко, различные творожки, йогурты, творожные массы, масло, приготовленные по высшим стандартам именно для детского и школьного питания с жестким технологическим производственным контролем за качеством и безопасностью продукции. Т.е. это продукты высшего качества, специально производящиеся в Калужской области на средства, вложенные Москвой на покупку коров, производство кормов, переработку молока, транспортировку и доставку. Завод будет закрывать все потребности наших детей в этом прекрасном молочном продукте. Мы не найдем в этом продукте ни капли сухого молока, ни одного грамма консервантов.
Если говорить о сотрудничестве с регионами, то наши первые усилия были направлены туда, где не только могут для себя произвести продукцию, но и обеспечить излишками продукции, в том числе Москву.
Сегодня Центральный федеральный округ по совокупности продуктов - наш самый главный партнер. В таких черноземных областях, как Воронеж, Тамбов, Орел, нашими же предприятиями производятся или поставляются в Москву свинина, птицы, молоко, картофель, овощи, масло, творог - основные виды продовольствия. Поэтому программа обеспечения продовольственной безопасности предусматривает дальнейшее развитие наших отношений, определенные инвестиции со стороны Правительства Москвы в развитие сельского хозяйства в этих регионах, создание наших предприятий и наращивание их мощностей.
Ведущая: Спасибо, Александр Иванович. Следующий вопрос касается продовольственной зависимости города Москвы от импортной продукции, поступающей из зарубежных стран. Скажите, пожалуйста, какова ситуация по данному вопросу на сегодняшний день?
Бабурин А. И.: Одно из направлений и задач, которые поставило Правительство Москвы, - проводить работу по снижению импортной зависимости. А проводить ее можно только в одном направлении - добиваться роста собственного сельхозпроизводства, поддерживать отечественного производителя, делать все для того, чтобы он мог беспрепятственно произвести продукцию и наиболее коротким путем доставить ее на продовольственный рынок столицы.
Что касается продовольственных ресурсов, то с 2003 года мы открыли доступ до складов отечественного производителя, начали авансировать его поставки, обеспечили предприятия города Москвы информационной связью. На тех операциях, которые курирует Правительство города Москвы, цена продукции, привозимой в город, на 10-15% ниже аналогичной, которая идет самостоятельным путем. Такой патронаж со стороны администрации, информационное обеспечение прямого сотрудничества позволили выбить значительное количество посредников, как минимум 1-2 организации. Т.е. оказывая посреднические услуги за счет разницы в цене продукции, они получали прибыль, которая шла в их карман. Когда государство курирует процесс поставки, то это в любом случае гарантирует сокращение затрат на 10-15%. Но самое главное, что при этом селянин чувствует поддержку, уверен в том, что произведет продукцию, которую город у него купит.
Сегодня мы договариваемся, какое количество продовольствия нужно городу Москве, знаем, в каком регионе эта продукция может быть нам гарантированно произведена. Для развития нашего сельского хозяйства это - самый главный вопрос. Мы научились производить хороший натуральный продукт, но пока не сумели его эффективно довести до потребителя.
В Государственной Думе РФ, на других площадках обсуждается вопрос о том, что для селянина путь до прилавков очень сложный. Первое, что ему нужно сделать, - предоставить заказ, хорошую цену и договор, согласно которому будет гарантировано, что произведенная им продукция будет востребована в городе. Это и есть самая главная задача в борьбе с импортом. Могу сказать, что такая работа позволяет нам снижать зависимость в городе Москве от импортных продуктов.
Отмечу, что мясопродукты и животное масло для нас в настоящее время являются очень критичными. У нас имеется такая информационно-аналитическая система, которая отслеживает эти процессы. Поддержка отечественного производителя и меры по тарифно-таможенному регулированию позволили нам сократить импортную зависимость по мясу с 85% до 50%. Но все равно это огромнейшая зависимость. Зависимым считается государство, у которого доля в поставках по импорту достигает 20%. У нас в Москве доля в поставках достигает 50-60%. Тоже самое происходит в работе по снижению импорта животного масла. Но все равно это очень высокая зависимость.
Правительство Москвы считает необходимым вкладывать средства в развитие сельского хозяйства, в развитие наших агрохолдингов, поддержку нашего производителя.
Хочу отметить, что мы занимаемся не только производством чистой товарной продукции, мы вкладываем большие средства и в науку, чтобы интенсифицировать эти процессы. Главное среди направлений научной деятельности - улучшение экологии, потому что имеются большие отходы при обработке сельскохозяйственных земель, при производстве кормов, молока, навоза.
Мы сейчас занимаемся вопросами, связанными с эффективной переработкой навоза в биогаз и использования энергии от сжигания этого газа для обеспечения электроэнергии хозяйств. Мы занимаемся генетическими вопросами, чтобы снять зависимость не только по поставкам мяса, но и племенного поголовья, в первую очередь, свиньи. Мы проводим научные работы по переработке отходов кормопроизводства, например, соломы в биоэтанол с целью получения хорошего топлива. Т.е. с одной стороны, мы хотим обеспечить цикл обеспечения мощностью наших предприятий, и в тоже время, стараемся утилизировать эти отходы так, чтобы окончательные отходы все-таки служили еще и удобрением для производства кормов. Поэтому осуществляется не просто скупка продукции, производство продовольствия, а еще и прилагаются значительные усилия для того, чтобы интенсифицировать сельское хозяйство.
Но важнейшей темой является обеспечение нормальных жизненных условий людей на селе. Если этого не будет, сам по себе труд никогда не будет привлекательным. Человек должен жить и работать на селе в условиях не ниже комфортабельности города. Такова наша позиция.
Ведущая: Спасибо. Александр Иванович, с какими проблемами приходится сталкиваться при обеспечении бесперебойных поставок продовольствия в город? Как удается сохранять широкий ассортимент на столичных прилавках? Удается ли сейчас сохранить докризисный уровень обеспечения продовольственной безопасности города?
Бабурин А. И.: Мы пересчитываем все, что находится и закупается в закрома Правительства Москвы за счет бюджетных средств. Периодически проводятся проверки качества и безопасности продукции, ее сохранности, наличия и т.д. Это большая, мощная система. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что мы должны работать на упреждение. Сегодня у нас идет договорная кампания на продукцию, которая будет поставляться в 2011 году, а по некоторым видам продовольствия даже на три года вперед. Поэтому такая система опережающего воздействия на рынок не должна допустить колебаний на нем. Пользуясь случаем, хотел бы сказать москвичам, что проблем, которые могут вызвать какие-то негативные явления, связанные с ростом цен, с дефицитом продукции в городе, на сегодняшний день не существует.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, насколько эффективно, на ваш взгляд, Москве удается сдерживать цены на основные виды продовольствия? Как вы оцениваете темпы роста потребительских цен на продовольственные товары в столице за истекший период 2010 года?
Бабурин А. И.: В этом достаточно напряженном году за счет большого количества продукции на рынке нам удалось сдержать цены ниже, чем темпы роста цен по РФ, хотя у нас заработная плата и доходы населения выше, чем в других регионах. Поэтому рост цен в Москве по логике должен быть всегда выше. Но с 2003 года нам удалось переломить эту тенденцию.
Мы каждый год идем либо чуть ниже, либо на уровне российских цен по их росту на рынке продовольствия. Правительство Москвы может принять решение - выпустить на рынок продукты в ущерб бюджету из своих запасов даже ниже тех цен, по которым их закупало. И в этом году, например, мы так поступили с зерном. Если сегодня зерно на рынке колеблется по ценам, допустим, с доставкой в Москву по 4,5 до 5 рублей за килограмм, то Правительство Москвы выпускает их по закупочным ценам, ниже тех, по которым в свое время купило. Сегодня хлебозаводы и розница должны торговать нашим продуктом по ценам ниже, чем в любом регионе РФ. Еще раз хочу подчеркнуть, что эта комплексная система позволяет управлять ситуацией, координировать усилия Правительства Москвы и бизнеса в этой сфере.
Ведущая: Какие государственные меры принимают московские власти для укрепления экономического и производственного потенциала предприятий оптового продовольственного комплекса города, а также увеличения занятости населения и рабочих мест в данной отрасли?
Бабурин А. И.: События последних лет, которые мы называем кризисом и его последствиями, поставили нас перед одним интересным вопросом. Дело в том, что помимо организационной поддержки, поддержки на межрегиональном уровне, Правительство Москвы до настоящего времени предоставляло нашим предприятиям бюджетные кредиты для проведения работ по реконструкции предприятия, по закупкам продовольствия, по созданию агропромышленных холдингов. Когда мы предоставляли бюджетный кредит, а мы предоставляли его всего лишь под 1/4 ставки рефинансирования, мы договаривались: если мы партнеры, то 50% инвестиций вкладывает одна сторона, 50% в виде бюджетного кредита предоставляет Правительство Москвы. Получился интересный результат. Мы договаривались о паритетных отношениях – 50/50, а через 2 года увидели, что паритет реально сложился 1:20. Когда наступил кризис, когда кредитные ресурсы в банковской системе оказались недоступны для большинства предприятий, эта мера по предоставлению кредита под 1/4 ставки рефинансирования оказалась основной суммой, которая позволила многим предприятиям не развалиться в этой ситуации. А что такое развал предприятия? Это рост безработицы, это выход на улицы голодных людей без поддержки государства, это остановка предприятий, это снижение налогооблагаемой базы в бюджете.
Мы наблюдаем интересный момент: по нашему комплексу уровень вакансий был 130-120 человек – средняя цифра по городу. Сейчас она в районе 150-ти. Т.е. массового сокращения рабочих мест мы не получили, анализируя этот состав по профессиональным качествам, мы обратили внимание, что он практически не изменился. Единственное, что у нас произошло негативного: в 2003 году Москва потребляла 27 тысяч тонн продовольствия в сутки, к 2008 году мы поднялись до 32 тысяч тонн. Потребности столицы складывались из двух составляющих: из той продукции, которую москвичи съедают, и той части, которую Москва производила и которая вывозилась в регионы. Многие наши предприятия имеют торговые дома в регионах РФ, поставляют туда свою продукцию.
Потребление Москвы не упало, сократилась доля продукции, которая вывозилась в регионы. По каким причинам? Скорее всего, это связано с падением покупательской способности в регионах. Надеюсь, что в ближайшие год-два этот объем продукции, который производит Москва и который поставляется в регионы, возрастет. Сегодня к этому есть все основания. Уровень производства, уровень поставок в город начал возрастать, а это есть основа того, что и потребление восстановится, и выпуск продукции для регионов РФ опять будет увеличиваться. Для этого есть балансы, мы за ними тщательно следим. Я имею в виду, баланс потребности, баланс потребления, баланс мощностей и баланс рабочей силы. Это наши основные рычаги, которые мы используем для работы и для характеристики ситуации в городе.
Ведущая: Александр Иванович, 2009 год был очень сложным для граждан и предприятий, не только в столице, но и во всей России. Можете ли вы рассказать о том, как складывалась ситуация с обеспечением продовольственной безопасности Москвы в период экономического кризиса и как обстоят дела на сегодняшний день? Спасибо.
Бабурин А. И.: Чтобы не создалось впечатления, что у нас все легко и гладко, хочу сказать, что мы потеряли ряд предприятий. Мы удержали подавляющую массу предприятий и спасли несколько крупных. Мэр держит эту ситуацию под контролем. Мы, конечно, не допустим их банкротства. У нас, у Правительства Москвы и у банковских структур зарезервированы средства для того, чтобы поддержать эти предприятия. Есть ряд средних предприятий, которые вынуждены были обратиться к помощи Правительства Москвы, чтобы мы их поддержали, давали гарантии банковским системам, выделяли дополнительные финансовые средства. Предприятиям пищевой, перерабатывающей промышленности, оптовой торговли этот год дался очень непросто. Но все свои обязательства перед городом, в каких бы ситуациях они не находились, предприятия выполнили.
В течение года мы завезли продукции даже чуть больше, чем планировали. Население Москвы не должно было почувствовать каких-то резких колебаний ни по ассортименту, ни по объему, ни по ценам. Темп роста на продовольствие в городе Москве за 5 месяцев был ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и ниже, чем в Санкт-Петербурге. Именно совместная работа предприятий с городом, поддержка со стороны Правительства Москвы, позволяют заранее увидеть возможные угрозы. Какое предприятие в каком финансовом положении находится. Какая помощь ему нужна.
В этом году мы активно используем средства городского резерва, продаем зерно из запасов Правительства Москвы для поддержки наших мелькомбинатов. Предчувствуя кризис 2009-2010 года, мы закупили 10 тысяч тонн говядины за средства Правительства Москвы в городской резерв, которую сейчас выпускаем, продаем нашим предприятиям, чтобы обеспечить стабильное снабжение города этим продуктом. Мы выпускали сливочное масло, причем так, чтобы цены нашей продукции были чуть ниже рыночных, стимулировали сдерживание цен.
В этом году мы распорядились продукцией городского заказа и городского резерва еще более эффективно, чем в предыдущем. Надеюсь, что москвичи не заметили каких-либо перепадов. Наша работа должна быть в тени, потому что если мы выходим вперед – это значит, что на рынке что-то не благополучно. Наша задача - работать на упреждение.
Ведущая: Расскажите, пожалуйста, подробнее о внедрении в составе информатизированной системы информационной поддержки обеспечения продовольственной безопасности Москвы автоматизированной подсистемы информационной поддержки технического регулирования в сфере безопасности и качества пищевой продукции. Для достижения каких целей и решения каких задач это делается?
Бабурин А. И.: Кто-то очень профессионально задал вопрос, вероятно, какой-то специалист в информационных системах. Дело в том, что еще в 2003 году, когда мы от системы разовых закупок перешли к программному методу, мы поняли, что без информатики в этой ситуации жить нельзя.
Совместно с предприятиями мы договорились о том, что сопровождающая закупки или продукты документация, а это товарно-транспортная накладная и удостоверение по качеству, должна всю содержащуюся в ней информатику передавать на нашу базу данных. А это 14 показателей, которые накапливаются в базах данных, формируются соответствующим образом, блокируются и в виде графиков, в виде таблиц, в виде диаграмм выдаются органу управления. Например, те графики, которые вы видите во время интервью, построены не каким-то специалистом, а выдаются специальной машиной в режиме онлайн.
Ведущая: Это та самая система?
Бабурин А. И.: Эта система выдает всю необходимую информацию о состоянии рынка в городе Москве по видам продовольствия, по группам товаров, по предприятиям, по размещению в административных округах, по запасам, по информации, откуда поступил товар, по какой цене, в каком количестве, для кого он предназначен. Мощная вычислительная база формирует любой ответ на любой вопрос, связанный с состоянием рынка.
Эта система может, исходя из текущего состояния, прогнозировать развитие событий на срок от 3-х до 12 месяцев вперед. Но самое главное – она готовит предложения специалисту: какие меры в зависимости от развития ситуации нужно принять, какое решение наиболее целесообразно в данный момент. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы нашу систему о состоянии рынка, о его потребностях, о его запросах увязать с похожими системами в регионах РФ. Связать через эту систему напрямую производителя сельхозпродукции с ее конечным потребителем в г. Москве.
Нам это позволяет как органам управления с регионами РФ определить потребности г. Москвы на будущее. А региону, особенно тому, который производит сельхозпродукцию, дать самый гарантированный заказ чего и сколько они могут вырастить, обеспечить продажу этой продукции г. Москве. То есть это формирует межрегиональные продовольственные рынки, цепочки производства и продвижение продукции в г. Москву. Сегодня ключ от нашей системы мы выдаем администрациям регионов. Мы выдаем ключ нашему предприятию, сельхозпроизводителю. Для эффективности своей работы они могут пользоваться этой информацией в полном объеме.
Ведущая: Спасибо. Александр Иванович, скажите, пожалуйста, есть ли сегодня какие-либо программы, направленные на обеспечение продовольственными ресурсами, прежде всего малообеспеченных слоев населения? Есть ли какие-либо специализированные места, в которых такие категории граждан могли бы гарантированно быть обеспечены всей необходимой продукцией?
Бабурин А. И.: Вы, наверное, поняли, что задача нашего департамента заключается в том, чтобы сформировать массу продукции, которую необходимо доставить в Москву. Сформировать необходимые запасы, в том числе и для бюджетной сферы. В этих запасах мы резервируем часть продукции для поставки, в так называемый, социально аккредитованный магазин, где обслуживается население. И за счет экономических льгот со стороны правительства Москвы по уплате аренды, по уплате других видов платежей, договариваемся, чтобы продукция в таких магазинах была на 10-15% ниже, чем продукция в обычных предприятиях торговли. Люди, имеющие социальную карту москвича, имеют право в таком магазине получить эту продукцию по более низким ценам, чем на потребительском рынке города. Мы же предусматриваем и резервируем определенную часть этой продукции для поставок. Но это касается только основных видов продовольствия. Это картофель, овощи, мясо, творог, хлеб. Это тот вклад, который осуществляет наш департамент.
Ведущая: Всем ли потенциальным поставщикам продуктов питания открыт доступ на московские прилавки? Существует ли отбор, например, по качеству или региону поставляемой продукции? И что вы можете сказать о конкуренции на продовольственном рынке города.
Бабурин А. И.: Очень многоплановый вопрос. Если говорить о роли нашего департамента в этом вопросе, то мы практически не сдерживаем ни одного участника рынка для оптовых поставок в наши резервы, на наши склады.
Три года назад по правилам оказания финансовой поддержки мы не работали с регионами. Но ввод системы позволил нам отслеживать формирование и прохождение продукции. Сегодня как московское предприятие, так и любое предприятие, устраивающее нас на уровне требований, предъявляемых к участнику конкурса, имеет право участвовать в конкурсах. Приблизительно 30% участников, имеющих право на поставку за счет бюджетных средств - это региональные, а не московские поставщики. Это наша принципиальная позиция, которую мы будем развивать.
Что касается конкуренции? Мы, к сожалению, не можем одни организации пускать, а другие не пускать к конкурсу только по своим каким-либо субъективным отношениям. Но не достаточно выиграть конкурс только по цене, необходимо еще и предоставить качественную продукцию. То есть необходимо показать имеющуюся у производителя систему контроля качества. А такой системой может обладать только производитель продукции, у которого есть лаборатория, есть зарегистрированная в органах система производственного контроля. А фирма-однодневка, которая, как правило, только и имеет квартиру, компьютер, телефон и трейлер, этим условиям соответствовать не может.
Все, кто гарантируют поставку качественного продукта, имеют право участвовать в конкурсе. Вот таким приемом мы отгоняются посреднические структуры в сторону. Качество от этого только выиграло, цена тем более. Если сельхозпроизводитель пришел на московский оптовый рынок, он всегда придет с ценой более низкой, чем средняя масса участников. А нам важно соотношение цены и качества.
Ведущая: Александр Иванович, большое спасибо вам за подробные и исчерпывающие ответы, за то, что вы пришли в ИА "ГАРАНТ" и ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Мы желаем успехов в вашей профессиональной деятельности. Спасибо вам!
Бабурин А. И.: Спасибо вам.