Актуальные вопросы госзаказа и кредитования для малого и среднего бизнеса
24 мая в 17-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаилом Михайловичем Вышегородцевым.
Интернет-интервью организовано Информационным агентством "ГАРАНТ". Информационное агентство "ГАРАНТ" свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущая интернет-интервью - Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").
Ведущая:Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Михаила Михайловича Вышегородцева, министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.
Уважаемый Михаил Михайлович, позвольте поблагодарить вас за то, что в очередной раз нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" на наше интернет-интервью.
Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы госзаказа и кредитования для малого и среднего бизнеса".
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников, является развитие малых и средних форм производства. Малый бизнес сегодня является неотъемлемой частью рыночной экономики и не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши. Возможность участия предпринимателей в государственном заказе также является одним из эффективных механизмов поддержки отечественных производителей.
Несмотря на ряд достижений в данной сфере, сегодня можно выделить ряд проблем, которые по-прежнему затрудняют активное развитие малого и среднего бизнеса: непрозрачность малого и среднего бизнеса, низкий процент участия представителей малого и среднего бизнеса в государственном заказе, высокая стоимость кредитов, жесткие условия их получения, отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, высокие риски невозврата кредитов, недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей и др.
Принимая во внимание важную роль малого и среднего бизнеса в экономике, правительство уделяет большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития, а также решению социально-экономических проблем.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить актуальные проблемы и вопросы государственного заказа и кредитования для представителей малого и среднего бизнеса, проблемы законодательного обеспечения экономической политики в данной сфере, налоговое регулирование, государственные гарантии, механизмы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, возможности по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в электронных торгах при размещении городского заказа и др.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории ответит министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы Михаил Михайлович Вышегородцев.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Первый вопрос пришел от господина Прохорова. В 2009 году Постановлением Правительства Москвы была принята городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010 - 2012 гг. Расскажите, пожалуйста, о самых важных, на ваш взгляд, ее положениях, а также о том, на какую поддержку могут рассчитывать предприятия, которые во время финансового кризиса пострадали в наибольшей степени?
Вышегородцев М. М.: Всем добрый день! Сразу хочу сказать, что комплексная целевая программа развития и поддержки малого бизнеса на 2010-2012 годы, принятая в 2009 году, не является программой, созданной на пустом месте. Это программа является седьмой по счету программой и продолжает предыдущие шесть программ. Она базируется на тех предварительных итогах, которых мы достигли в результате работы в предыдущие годы. Программа состоит из целого ряда подпрограмм. Каждая подпрограмма – это отдельный вид поддержки. Например, подпрограмма финансовой поддержки малых предпринимателей, подпрограмма имущественной поддержки малых предпринимателей, образовательная подпрограмма, выставочно-ярмарочная подпрограмма, подпрограмма продвижения продукции с использованием механизма межрегиональных маркетинговых центров, т. е. продвижение продукции малых московских предприятий на региональные рынки, либо на зарубежные рынки, оказание им содействия.
Отдельная программа - система субконтрактации. Я могу перечислять здесь еще много. Для выполнения этой городской целевой комплексной программы поддержки малого предпринимательства мы отобрали около 70-ти организаций инфраструктуры, утвердили эти организации Постановлением Правительства Москвы. Они помогают нашему Департаменту в реализации этих подпрограмм. Мы приняли Положение "О финансировании". В связи с тем, что финансовая поддержка малого бизнеса и вообще финансовая поддержка предприятий осуществляется на конкурсной основе, в начале года мы объявили конкурс. Этот конкурс будет идти до декабря 2010 года. В соответствии с этим Положением о финансировании и выдаются субсидии малому предпринимательству, малым или средним компаниям. Говоря о том, какую поддержку могут получить предприятия, скажу, что она может быть и финансовая, и имущественная, и правовая, и информационная, и консультационная.
Во время финансового кризиса мы приняли дополнительные меры финансовой поддержки: больше денег аккумулировали именно на блоке прямой финансовой поддержки малого бизнеса. Мы увеличили размер поручительств Фонда содействия аккредитования малого бизнеса до 70% от суммы запрашиваемого кредита. Да и сам госзаказ для малых предприятий сегодня увеличен, минимальный порог: от 10 до 20% госзаказа распределяется на специализированных торгах для малого бизнеса. Мы снизили ставку городской аренды для малого бизнеса до уровня: в 2009 году – 1000 рублей за квадратный метр в год, в 2010 году – 1200 рублей за квадратный метр в год. Это та сумма, которую платят сегодня в условиях кризиса малые компании, арендаторы московского имущества. Вот те формы поддержки, которые были нами внедрены во время финансового кризиса, они сегодня не отменены. Мы считаем, что кризис еще не закончен, и всеми этими видами финансовой поддержки для малого и среднего бизнеса можно воспользоваться хоть сейчас.
Ведущая: Городские власти активно поддерживают молодежные предпринимательские инициативы - почему молодежный бизнес потребовал отдельной работы в этом направлении, и какие советы вы могли бы дать тем, кто только собирается открывать свое дело в Москве? Вопрос от Литвиновой Анны.
Вышегородцев М. М.: Безусловно, для молодежи сегодня нужна отдельная программа или подпрограмма, отдельное внимание, потому что начать свой бизнес намного тяжелее, чем это было 10-20 лет назад. Сегодня рынок достаточно конкурентен. Молодежь сегодня сталкивается с рядом проблем в ведении собственного бизнеса, потому что, к сожалению, не во всех институтах и университетах учат, как это эффективно делать.
Наша система поддержки молодежного предпринимательства предусматривает и преподавание определенных курсов, основ предпринимательской деятельности, и углубленное изучение предметов по коммерческой деятельности. Это и отдельный вид субсидий до 750 000 рублей на поддержку молодежных предпринимателей. Это и молодежный бизнес - инкубатор, и консультационная система. Вся эта система прописана в отдельном Постановлении Правительства Москвы. Безусловно, это является отдельной подпрограммой городской целевой комплексной программы, но внимание к молодежи особое. Молодежное предпринимательство выделено в один из семи приоритетов, по которому предприниматели, подпадающие под эту категорию, могут получить поддержку со стороны городских властей.
Ведущая: Для развития малого и среднего бизнеса в России необходимо улучшать условия для доступа российской продукции прежде всего на иностранные рынки. Какие меры принимаются на данном этапе в этом направлении?
Вышегородцев М. М.: Московская торгово-промышленная палата организует международные выставки для малого бизнеса, мы компенсируем 50% затрат, связанных с участием предпринимателей в зарубежных выставках с целью продвижения своей продукции на международном рынке. У нас существует такая система, как "Дома Москвы", их немного, тем не менее, они есть. Например, в Болгарии, в Севастополе, в Риге, в Армении. Через такие "Дома Москвы" мы распространяем информацию о наших предприятиях, которые выпускают экспортно-ориентированную продукцию. Мы просим их, чтобы они, по возможности, помогали нашим предприятиям осваивать зарубежные рынки.
Я недавно вернулся из командировки в Чешскую Республику, отвез туда 11 предложений московских инновационных малых компаний. Они разные, начиная от инновационного экогеля, который используется в сельском хозяйстве. Второй проект был по водоочистке, третий проект был по IT- технологиям. Если этот опыт будет успешным, то мы и дальше будем распространять его на другие страны, где есть межправительственные соглашения.
Ведущая: Вы затронули вопрос инновационного развития малого предпринимательства, сейчас эта тема очень актуальна. Может быть, вы поподробнее расскажете о государственной поддержке, которую столичные власти оказывают именно этому специфическому направлению промышленности?
Вышегородцев М. М.: Хорошо, что Вы назвали это промышленностью. Все-таки инновационный малый бизнес пока до промышленности не дотягивает, но нам бы очень хотелось, чтобы именно дотягивал, чтобы, воспользовавшись всеми видами поддержки, которую мы оказываем, а их несколько, я чуть позже о них скажу, выходил именно на промышленный уровень. Сегодня у нас есть несколько этапов поддержки малых инновационных компаний.
Первый этап – это субсидии. На инновационный проект мы можем выдавать сегодня субсидий до 2,5 миллионов рублей, но при условии, что сам предприниматель инвестирует в свой проект столько же своих денег. При этом мы готовы оплатить целевым образом из бюджетных денег расходы, связанные с опытным образцом. Конечно, у нас есть научно-технический совет, который делает экспертную оценку этого проекта и дает свои заключения. В случае получения положительного заключения, мы имеем возможность выдать такую субсидию. Если получено отрицательное заключение, то такой субсидии не выделяется.
Следующий этап стартовал только в этом году. Он заключается в том, что российская венчурная компания через сеть отбора проектов может выделять до 10 миллионов рублей на поддержку инновационной компании, которая находится уже в следующем этапе развития, не только имеет опытный образец, но и уже выходит на какую-то многосерийную партию. И следующий этап – это два венчурных московских фонда, которые мы создали вместе с Министерством экономического развития РФ, которые имеют возможность профинансировать из венчурного фонда инновационные проекты.
Все эти механизмы действуют в Москве. Но не только Москва сегодня поддерживает инновации. Есть огромная российская программа, осуществляющаяся через Роснано, через российскую венчурную компанию. Сегодня огромное количество управляющих компаний, которые буквально борются за интересные инновационные проекты, чтобы выделить на них финансирование.
Мы проводим ежегодные венчурные форумы, где сводим на одной площадке потенциальных инвесторов, так называемых бизнес-ангелов и самих инновационщиков, которые при таких встречах имеют возможность найти финансирование на продолжение своего инновационного проекта.
Мы рассчитываем на развитие инноваций в образовательных учреждениях, в связи с принятием Федерального закона № 217-ФЗ, который позволяет образовательным учреждениям создавать инновационные компании. Все те форумы поддержки, о которых я рассказал, безусловно, будут распространяться и на эти предприятия, которые будут созданы нашими образовательными учреждениями, университетами, институтами.
Ведущая: Михаил Михайлович! Как вы оцениваете ситуацию с производственными площадями? Что вы можете сказать о ценах на них?
Вышегородцев М. М.: Плохо оцениваю, очень плохо. К вам я приехал сегодня, как раз посетив в первой половине дня технозону "Метромаш". Эта технозона находится в восточном округе, занимает 16,5 гектара земли с постройками, то есть, около 40-ка тысяч квадратных метров, которые сегодня мы готовы по разумным ценам отдавать в аренду производственному бизнесу под определенные помещения. Конечно, этого явно недостаточно.
Мы сегодня видим миграцию производственного бизнеса за территорию Москвы. Это связано в первую очередь с ценами на такие производственные помещения в Москве и в области. В Москве они дороже. Но это связано еще и с дефицитом этих помещений. В Москве в докризисное время даже заводы, сдавая в аренду свободные помещения бизнесу, прекращали договоры аренды, развивали собственное производство. Но кризис грянул, и площади опять стали предлагаться в аренду малому бизнесу. Но сегодня малый бизнес уже не верит крупному московскому бизнесу, потому что один раз уже пережил проблемы, связанные с перемещением.
Я часто разговариваю с предпринимателями, которые говорят: "Сейчас нам предлагают очень комфортную цену, но как только мы разместим здесь свои станки, свое оборудование, как только мы обживемся, сразу будет пересмотрена ставка, будут пересмотрены условия. Возможно, еще и само предприятие начнет что-то выпускать. Нас попросят освободить помещение, которое мы уже отремонтировали, понесли немалые затраты". Вот в этом сегодня есть проблема. Мы стараемся ее решать с помощью таких технозон, как "Метромаш" или, например, СТМП "Зеленоградская".
Ведущая: Михаил Михайлович! Согласно Постановлению Правительства Москвы 20% городского заказа должно обеспечиваться предприятиями малого бизнеса. Выполняется ли это решение?
Вышегородцев М. М.: Сразу скажу: не 20%, а от 10 до 20%. 10% – это минимальная планка, 20% – максимальная. Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает 10%. Сегодня мы держим эту планку на уровне 12-13%. Но есть желанию увеличить ее до 20%.
Мы ежегодно согласуем планы проведения торгов у всех московских заказчиков. По Постановлению Правительства Москвы все обязаны согласовывать эти торги с нашим Департаментом. Если мы видим невыполнение таких условий, неразмещение заказа на спецторгах у малого бизнеса, у нас есть возможность приостанавливать торги для таких госзаказчиков. По нашим скромным оценкам, это даст возможность получить в виде госзаказа малым предприятиям около 120 миллиардов рублей.
Ведущая: Как вы считаете, используется ли потенциал государственного заказа в достаточном объеме для поддержки малого предпринимательства? Всем известно, что у нас есть государственные заказчики, есть муниципальные заказчики, и есть ряд крупных государственных компаний и госкорпораций. Вот на госкомпании и госкорпорации действие закона о госзаказе для малого бизнеса не распространяется. Почему так происходит?
Вышегородцев М. М.: Так прописано в ФЗ № 94-ФЗ, он касается только государственных закупок. Насколько мне известно, было Постановление РФ, которое предписывало руководствоваться нормами ФЗ № 94-ФЗ и госкорпорациям. В Москве мы разрабатываем аналогичное постановление. Для государственных унитарных предприятий аналогично будут распространяться нормы ФЗ № 94-ФЗ при проведении торгов, связанных с малым бизнесом.
Сейчас я назвал вам цифру в 120 миллиардов рублей, которые в виде госзаказа идут малым предприятиям. Конечно, сегодня хочется уже больше. Я не сомневаюсь, что будет и больше, лишь бы только бюджет позволял проводить такие заказы, чтобы Россия не испытала вторую или третью волну кризиса. Тогда будет и увеличение заказов, и увеличение количества предприятий, получивших этот госзаказ. А если не будет средств в бюджете, то тогда, конечно, все будет намного сложнее.
Эта система постоянно совершенствуется, я думаю, что со временем и госкорпорации, и ГУПы, и другие организации, которые так или иначе пользуются государственными средствами, будут проводить закупки по процедуре, предусмотренной нормами ФЗ № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ведущая: Михаил Михайлович! Многие критикуют систему статистического учета, считают, что она не достаточно совершенна. В итоге возникают вопросы, например, с подсчетом квоты. Например, нужно ли считать ее от общего объема заказов или от объема заказов по перечню товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Какова Ваша позиция в этом вопросе? Вопрос от Олега Кустенко.
Вышегородцев М. М.: Я с вами абсолютно соглашусь. Статистического учета у нас по малому бизнесу, можно сказать, нет. По статистическому учету у нас ведется подсчет малых предприятий только по итогам года. Т.е. цифры о том, как работал малый бизнес в 2009 году, мы сможем увидеть только к июню 2010 года. В Москве работают почти 150 тысяч индивидуальных предпринимателей. Статистический учет по индивидуальным предпринимателям органы статистического учета вообще не ведут. Такой учет ведут налоговые органы. Поэтому, общей картины сегодня составить вообще нельзя.
Я абсолютно согласен с Олегом. Мы надеемся, что либо начало этому процессу, либо конец беспределу, который сегодня творится, будет положен проведением сплошного статистического исследования, которое прописано в Федеральном законе № 209 "О государственной поддержке малого бизнеса", и которое должно произойти в 2010-2011 годах. Необходимо только выделить деньги для статистического исследования малого бизнеса по всей России. Надеюсь, что эти средства будут найдены.
Ведущая: Одной из проблем малого бизнеса является обилие проверок со стороны контролирующих органов, которые значительно замедляют развитие предприятий. По решению правительства в 2010 году планировалось разработать единую схему проверки малого бизнеса, что позволило бы значительно сократить расходы государства и упростить работу малых предприятий. Расскажите, пожалуйста, что будет представлять собой эта схема? Кроме того, Правительство Российской Федерации планировало разработать программу, благодаря которой лицензию на осуществление предпринимательской деятельности будет получить намного проще. На какой стадии сейчас эта идея, что вы можете рассказать об этой программе?
Вышегородцев М. М.: Могу сказать, что человеку, который задал этот вопрос, надо внимательно изучать интернет. Если сегодня его внимательно изучить, то можно обнаружить, что уже давным-давно по многим позициям идет заявительный порядок начала предпринимательской деятельности, никаких лицензий оформлять не нужно. Кроме того, Постановлением Правительства РФ были приняты федеральные законы и изменения к ним, которые очень серьезно разрядили тяжелую ситуацию, связанную с проверками малого бизнеса, внесли, с нашей точки зрения, очень хорошую поправку, коррективы. Они действуют с июля прошлого года. Все проверки малого бизнеса проходят только с согласия прокуратуры того региона, где находится малое предприятие. В Москве это возможно только с согласия прокурора г. Москвы. Это касается плановых проверок, т.е. все плановые проверки должны быть направлены в прокуратуру и только после одобрения прокуратуры это становится нормой, можно проверять по этим планам. Что касается внеплановых проверок, то они могут быть проведены с санкции прокурора. Я не знаю, может быть, до человека, который задавал этот вопрос, эта информация не дошла, но у нас эта информация есть. Бизнес очень положительно оценил эти коррективы, правки, изменения, послабления в плане проверок.
В процентном отношении прокуратура дает 60% отказов при обращении структур. 40% структур не рискуют обращаться в прокуратуру. В Москве в течение всего 2009 года действовал мораторий на все виды плановых и внеплановых проверок. В Москве был принят Указ Мэра Москвы № 8, который действовал в течение всего 2009 года. И ни одна московская проверяющая структура не имела права прийти к предпринимателю в течение всего 2009 года. В 2010 году, как я уже сказал, действует норма Федерального закона, поэтому указ мэра отменен, но никаких проблем со стороны бизнеса не озвучено. Сегодняшняя схема их полностью устраивает.
Ведущая: Как вы оцениваете нынешние возможности по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в электронных торгах по размещению городского заказа? Какова динамика этого развития? И видите ли вы на данный момент в чем-либо проблемы?
Вышегородцев М. М.: Оцениваю положительно, но единственная проблема заключается в том, что необходимо улучшать динамику, как можно быстрее вводить эту систему не на одной площадке, а на нескольких торговых площадках, увеличивать количество торгов на электронной площадке. Москва к этому готова, потому что имеется возможность участвовать в торгах через интернет. В других регионах, наверное, будет посложнее, потому что там все-таки не такая обеспеченность интернет-связью, но с развитием интернет-связи, я думаю, все большее количество торгов будет проводиться на электронных площадках. В Москве таких площадок несколько. Уверен, что это хорошая перспектива. Хотя мне кажется, что все 100% торгов переводить на аукцион посредством интернета, наверное, не надо.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, ожидается ли в ближайшем будущем снижение кредитной ставки по займам для малого бизнеса? Может быть, в настоящее время разрабатываются какие-то программы кредитования для малого бизнеса? Кто сегодня может рассчитывать на выдачу льготных кредитов?
Вышегородцев М. М.: Давайте сразу уберем название "льготный кредит". Кредит всегда является процентным. Ставка процентов по кредиту зависит от многих составляющих. Сегодня ставка рефинансирования Центробанка снижается. Не знаю, будет ли она снижаться и дальше. Могу сказать, что по информации, которую мы собираем через свой информационно-аналитический центр, сегодня банки уже начали бороться за заемщиков и снижать ставки, предлагать им более комфортные условия. Т.е. мы по некоторым позициям вышли на докризисный уровень предоставления кредитов. Однако мы уже не первый год предоставляем бизнесу услугу, когда можем 2/3 ставки рефинансирования Центробанка взять на финансирование бюджета, т.е. снизить ставку банковского кредита на 2/3 ставки рефинансирования Центробанком. Предприниматель будет платить намного меньше за счет субсидии, выданной ему из городских источников.
Мы уже давно в Москве реализуем программу компенсации процентных банковских ставок, компенсации лизинговых платежей малым предприятиям, которые здесь работают. Наша программа ориентирована на московских предпринимателей, потому что мы хотим, чтобы рабочие места создавались для москвичей, чтобы налоги платились в бюджет Москвы. Мы готовы поддерживать предпринимателей всеми способами, чтобы создавались рабочие места и весь год в Москве платились налоги.
Ведущая: Сколько малых предприятий за первый квартал 2010 г. уже получили финансовую поддержку от города? Многие ли инновационные предприятия уже воспользовались этой государственной поддержкой?
Вышегородцев М. М.: Сразу могу сказать, что в первом квартале этого года мало предприятий воспользовались этой поддержкой. И связано это с тем, что она оказывается на конкурсной основе. В начале 2010 года мы объявили конкурс, а по закону должно пройти 45 дней с момента его объявления до момента подведения итогов. Поэтому первую финансовую комиссию мы провели только в марте, вторая была в апреле и далее пойдет по нарастающей. Зарезервирован годовой объем средств, который выделен на все виды финансовой поддержки, субсидии, компенсации процентной банковской ставки, компенсации лизинговых платежей, затраты, связанные с энергоприсоединением, с участием в выставках с образованием. Все организации, которые помогают департаментам в реализации проектов, имеют контрольные цифры, показатели. Мы будем жестко требовать, чтобы все эти цифры были исполнены. И те объемы, которые мы запланировали, выполнили бы до конца года.
Ведущая: Михаил Михайлович, скажите, пожалуйста, как часто предприятия малого бизнеса в 2010 году привлекаются для работы над проектами, связанными с развитием энергосберегающих технологий и проведения энергоаудита государственных и частных предприятий?
Вышегородцев М. М.: У нас в городе принята отдельная программа по энергосбережению. Мы не стоим в стороне и предлагаем московским компаниям участвовать в реализации этой программы. Я не скажу, что выстраивается очередь желающих участвовать в этой программе, но на выставке "Высокие технологии XXI века" мы видели такие компании.
Проходил форум предприятий по энергоэффективности ЦФО, Москва была очень достойно представлена, в том числе и малыми компаниями, которые работают в этом направлении. Надеюсь, что с той поддержкой, которую город выделяет на стимулирование энергосбережения, на поддержку предприятий, занимающихся энергоаудитом, внедрением энергоэффективных технологий, мы будем получать таких организаций больше и больше.
Ведущая: Есть ли какие-то отдельные преференции для фармацевтических компаний и предприятий, которые занимаются производством медицинской аппаратуры?
Вышегородцев М. М.: Приглашаем всех желающих 3 июня в Центральный дом предпринимателей, где у нас будет проходить встреча малых и средних московских компаний, которые занимаются производством медицинской аппаратуры и медицинского оборудования, с руководителями московского здравоохранения. На этой встрече будет в обязательном порядке присутствовать Андрей Петрович Сельцовский. Он обещал с собой привести всех главных врачей, специалистов, которые отвечают за закупку медицинской техники, медицинского оборудования. На этой встрече будет проходить демонстрация возможностей малого и среднего бизнеса, производителей медицинской техники и медицинского оборудования руководству московского здравоохранения. И надеемся, что будут подписаны какие-то протоколы-намерения, договоры на приобретение этой техники. Т.е. мы решили опробовать такую площадку.
Мэр Москвы изъявил желание принять участие в такой встрече и посмотреть, что же все-таки малый московский и средний бизнес производит из медицинской техники. Надеемся, что мы достойно представим малый и средний московский бизнес перед здравоохранением Москвы, а в дальнейшем будем помогать этим предприятиям осваивать региональные рынки. У нас есть договоры, соглашения с регионами, в том числе с регионами, которые содержат блок экономических вопросов. Будем добавлять туда вопросы, связанные с медицинской техникой, медицинской аппаратурой.
Нам очень бы хотелось начать работу, и мы зарезервировали деньги на стимулирование производства медицинских фармпрепаратов непосредственно в Москве. Мы уже встречались с организациями, которые производят такие лекарства в городе. Будем всячески поддерживать, закупая оборудование, помогая в прохождении очень сложной процедуры получения разрешения на выпуск лекарственных препаратов и на поставку их в аптечные сети в городе, и, может быть, не только в городе. Эту работу мы начали и будем проводить очень активно.
Ведущая: Многие считают, что важнейшим не налоговым фактором считают именно коррумпированность государственного аппарата. И считается, что это все, безусловно, очень сильно мешает развитию бизнеса. Как вы боретесь с этой проблемой, какие действия предпринимаете?
Вышегородцев М. М.: На всех уровнях власти работа идет очень серьезная: на федеральном, региональном и муниципальном. Принята программа противодействия коррупции, идет экспертиза проектов распорядительных документов на предмет антикоррупционности. Я думаю, что результат, безусловно, есть.
Какие дальнейшие основные шаги мы видим? Переход на более прозрачную процедуру размещения торгов, а также предоставление госуслуг по принципу "одного окна", когда человек приходит, сдает в окошечко документы и через определенное время получает ответ, не общаясь с чиновником. Мне бы очень хотелось, чтобы эта работа Президентом, а он взялся за это очень серьезно, была доведена до конца. Я изучаю документы, которые обсуждаются на федеральном уровне, и мне кажется, что шаги, которые сегодня намечены, только усиливают эту работу. Надо надеяться, что она принесет положительный результат.
Ведущая: Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы, чтобы вы обозначили те факторы, которые, на ваш взгляд, препятствуют активному развитию цивилизованного малого бизнеса в России сегодня?
Вышегородцев М. М.: Я считаю, что сегодня в России цивилизованный малый бизнес. Да, у нас есть бизнес, который находится в тени, не платит налоги или платит их в меньшем объеме. Но эта сфера деятельности должна быть в поле зрения правоохранительных органов, которые должны выявлять эти предприятия и жестко наказывать за незаконную предпринимательскую деятельность. 360 000 хозяйствующих субъектов, которые сегодня работают в г. Москве, в основном - добросовестные налогоплательщики. Это люди, которые выполняют огромную социальную задачу, не только платят налоги в бюджет, но еще и создают рабочие места, на которые принимают людей, выплачивают им заработную плату. В Москве минимальный процент безработных. Наверное, в России нет таких регионов, в которых процент безработицы был бы ниже 1%.
Сегодня уровень безработицы в Москве ниже 1% во многом благодаря тому, что в городе большое внимание уделяется поддержке бизнеса, вопросам субсидирования, развития бизнеса, оказания преференций в виде госзаказов, в виде каких-то других возможностей развиваться. Конечно, проблем достаточно, они заставляют бизнес оптимизироваться. Кто-то сегодня, ставя себе задачу оптимизироваться, может уходить на какие-то, так скажем, не очень легальные пути своего существования. Но в целом портрет московского малого бизнеса абсолютно цивилизованный. По крайней мере, мы работаем с такими предпринимателями, потому что для получения любого вида поддержки из бюджетных источников мы открываем лицо этого предпринимателя.
Ведущая: У меня к вам заключительный вопрос. Скажите, пожалуйста, какие направления деятельности малых предприятий чиновники считают сегодня и в перспективе наиболее актуальными для регионов? И какой бизнес, по вашему мнению, для Москвы наиболее приоритетный и важный?
Вышегородцев М. М.: Правительство Москвы определило семь приоритетов в своем Постановлении. Эти приоритеты прописаны в городской целевой комплексной программе. Приоритеты следующие: производственный малый бизнес, инновационный малый бизнес, малый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг, ремесленничества, молодежный малый бизнес и социальный малый бизнес.
Ведущая: Михаил Михайлович, большое спасибо вам за подробные и исчерпывающие ответы, за то, что вы пришли в ИА "ГАРАНТ" и ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Мы желаем вам успехов в продвижении и развитии столь важного направления. Спасибо вам!