Новости и аналитика Интервью О работе коммунальных служб города Москвы и перспективах развития отрасли

О работе коммунальных служб города Москвы и перспективах развития отрасли

Интернет-интервью
заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства города Москвы

Евгения Акимовича Хромушина

28 октября 2009 года в 13-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Евгением Акимовичем Хромушиным.


Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей (ИА "ГАРАНТ").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Евгения Акимовича Хромушина, заместителя руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Уважаемый Евгений Акимович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "О работе коммунальных служб города Москвы и перспективах развития отрасли".

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в городе Москве вызывает значительный интерес у жителей столицы. И это не случайно. Финансовый кризис не мог не повлиять на экономическую ситуацию в городе, а также на такую жизненно важную сферу, как ЖКХ.
Наиболее важными и проблемными на сегодняшний день продолжают оставаться вопросы, связанные с формированием, разработкой и реализацией единой экономической, финансовой и технической политики в области надежного развития и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства - благоустройство города, дорожно-мостовое хозяйство, водопроводно-канализационного хозяйство, инженерные объекты и коммуникации, создание, содержание и ремонт объектов озеленения, отрасли по сбору, переработке и утилизации твердых бытовых отходов, адаптация городской среды для комфортного проживания инвалидов. Остается открытой и вызывает многочисленные дискуссии влияние сложившейся экономической ситуации на реформу ЖКХ в городе Москве.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить актуальные вопросы развития жилищно-коммунального хозяйства в столице; приоритетные задачи, стоящие перед профильным Департаментом города Москвы, как корректируются планы по благоустройству города в условиях экономического кризиса, какие возникают проблемы при реализации поставленных задач.

На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Евгений Акимович Хромушин.
К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Как вы оцениваете деятельность управляющих компаний? Каковы основные сложности?

Хромушин Е. А.: Добрый день! В первую очередь, деятельность управляющих компаний у нас оценивают москвичи, потому что по новому жилищному законодательству они являются заказчиками услуг управляющих организаций. Департамент ежегодно проводит достаточно широкое социологическое обследование, мы затрагиваем несколько тысяч респондентов по поводу отношения именно к деятельности управляющих организаций. В настоящий момент их работой в городе Москве довольны практически 68% москвичей, несмотря на то, что у нас уже пошла по этому вопросу коммерциализация, т.е. у нас не только государственные управляющие организации, но и частные. На сегодняшний момент более половины москвичей работой управляющих компаний довольны.

Ведущий: Существуют ли проблемы законодательного характера, которые требуют на данном этапе оперативного решения в сфере функционирования коммунальных служб г. Москвы?

Хромушин Е. А.: По нескольким направлениям есть. Причем они не столь оперативны. Эти вопросы связанны с тем, что очень много нового права, в том числе федерального, в сфере ЖКХ. По результатам его применения уже наметились некоторые пути по его совершенствованию, чтобы обеспечить безопасность граждан и упорядочить взаимодействие с управляющими организациями, с организациями, осуществляющими коммунальные услуги. Сейчас Государственной Думой активно прорабатывается вопрос, связанный с тем, чтобы управляющие организации были обязательно членами саморегулируемых сообществ, как в строительной сфере. То есть не просто каждый, кто захотел, пришел управлять домом, а управлять должна организация, которая отвечает определенным требованиям, и чья деятельность гарантируется как финансовым, так и страховым образом. Это самый простой способ, связанный с жилищной сферой. Относительно сферы дорог, то на поверхности лежит наша совместная работа с Департаментом обеспечения безопасности движения. Это работа по внесению изменений и дополнений в КоАП и Правила дорожного движения, чтобы запретить применение шипованной резины в летнее время суток, потому что во всех развитых странах, во всей Европе такие требования жестко регламентированы. Шипованная резина применяется только в летний период. Второе направление связано с тем, что в городе реализуется год «Равных возможностей», т.е. создается беспрепятственная среда для инвалидов. Но мы видим, что те инженерные конструкции, которые стали в этом году доступны для людей с ограниченными возможностями, на них ставят машины, т.е. инвалид ими фактически не может воспользоваться. Существуют проблемы с адаптированным переходом, потому что машины ставят на вход в подземные переходы. Конечно, за неправильную парковку в таких местах должны применяться отдельные регулирующие мероприятия, должна учитываться безопасность не только всех пешеходов. По каждому направлению ведется работа по совершенствованию законодательства.

Ведущий: Как вы оцениваете на данном этапе финансирование сфер ЖКХ, особенно сейчас в условиях кризиса?

Хромушин Е. А.: У нас есть несколько социальных приоритетов, которые, несмотря на кризисную ситуацию, никаким образом не сокращены и не уменьшены. Первое направление - это субсидии малообеспеченным гражданам, т.е. все субсидий, которые были в прошлом году, сохраняются на 2010 год и индексируются с прожиточным минимумом, со всеми остальными параметрами. Второе направление - это льготы отдельным категориям граждан, которые предоставляются ветеранам, инвалидам, лицами с ограниченными возможностями и т.д. Эта статья также ни на копейку не сокращена и будет повышена в следующем году. Третий вопрос - это субсидии управляющим организациям, то, чем город участвует в управлении жильем. Эта статья также на следующий год не сократится, а, наоборот, будет увеличена практически на 9%. Т.е. эти социально значимые статьи в жилищной сфере город сохраняет, отказываясь от чего-то другого, поддерживает и будет обеспечивать в течение следующего года. Что касается общей текущей деятельности, то здесь имеются сокращения, т.е. часть объектов по капитальным работам, по реконструкции, их мы вынуждены перенести на более отдаленные периоды. Мы их постепенно переносим на следующие годы, на 2011, 2012 и т.д. У нас достаточно серьезно сокращаются вопросы, связанные с благоустройством. Но здесь у нас есть надежда, что мы сохраним качество работ. Почему? Потому что с одной стороны – у нас сокращается финансирование, с другой стороны – достаточно много организаций, которые раньше не выходили на городской заказ, не участвовали в конкурсах, не участвовали в аукционах. Сейчас даже на этих сниженных ценах они готовы выходить к нам и в полной мере выполнять действующий регламент. Поэтому ситуация достаточно тяжелая, требует постоянного мониторинга. Создана целая система, по которой мы контролируем, как наши подведомственные предприятия работают. В настоящий момент ситуация достаточно стабильная. Мы надеемся, что следующий год, несмотря на все эти сокращения, мы также пройдем достаточно стабильно.

Ведущий: Принимает ли Департамент какие-либо меры в проблеме привлечения бизнеса в ЖКХ? И как, на ваш взгляд можно привлечь бизнес в эту сферу?

Хромушин Е. А.: Сколько у нас работает частных подрядных организаций, которые к городу вообще не имеют никакого отношения, и которые у нас занимаются обслуживанием домов? У нас на сегодняшний момент в сфере управления многоквартирными домами по эксплуатации действует порядка 1960 организаций. И самих управляющих организаций, которые выполняют не просто подрядные работы по эксплуатации, привлекает ТСЖ собственников, а тех, которые сами взяли на себя функции по управлению, порядка 300 организаций. Мы на этом не успокаиваемся и понимаем, что количество частных организаций в этой сфере будет расти, всячески помогаем этому. Но первое направление по привлечению частного бизнеса, в том числе малого, - это управление многоквартирными домами. Второе: все, что касается подрядных работ по содержанию, по благоустройству нашего города. То есть у нас вся подрядная деятельность является частной. Исключение составляет поставщики коммунальных услуг, превалирующая доля города, как по теплу, так и по водоканалу. И это государственное предприятие. С учетом всех требований по санитарной безопасности, по технической безопасности, даже по антитеррористической безопасности - это не та сфера, которую можно отпускать на свободный рынок. Все остальное, что касается подрядных работ, напрямую частные организации, в том числе индивидуальные предприниматели различных форм собственности.

Ведущий: Планируется ли снижение объемов всех необходимых работ именно в зимний период вследствие кризиса и необходимости экономнее расходовать средства городского бюджета?

Хромушин Е. А.: Мы не можем себе ставить задачу снижать объемы работ, потому что есть действующий регламент. Несмотря на сокращение финансирования, мы будем их выполнять, потому что регламент определяет безопасный и комфортный уровень проживания москвичей в городе. Но мы приступили к жесточайшей экономии по всем направлениям. Достаточно серьезно поставлен контроль за выходом техники, за ее местоположением, за сбором и утилизацией снега, т.е. у нас каждый куб снега, который оплачивается из бюджета, его уборка, утилизация, находится на учете. У нас есть специальная система, которая контролирует, проверяет, насколько объективно, с какой площади в зависимости от категории дорог собрано снега, сколько утилизировано и сколько бюджет за это должен заплатить денег. Точно такая же ситуация по реагентам. Мэром поставлена задача жесточайшего учета. Мы ее выполняем. Создана автоматизированная система, которая по всему городу учитывает, исходя из разницы температур в различных округах города, сколько на конкретной территории должно потратиться реагентов. Такие поручения даются подрядным организациям, установлена специальная техника, которая достаточно жестко дозирует реагенты. Все это позволит сократить как расходы бюджета, так и собственные средства граждан. Основное направление - это энергосбережение по всем направлениям. Т.е. снижение энергоемкости каждого вида работ, каждого вида услуг и каждого вида продукции. Это касается топлива, отопления, горячего водоснабжения, электрической энергии. В этом направлении город предпринял большие шаги. Сейчас поставлена задача активизировать эту работу. Мэром поставлена задача по экономии миллиардов кубов газа ежегодно. Все городское хозяйство перестраивается под эту систему. То, что мы не покупаем газ, это также прямая экономия средств, как жителей Москвы, так и бюджета.

Ведущий: Спасибо! Внедряются ли новые технологии для надежного и более эффективного функционирования ЖКХ?

Хромушин Е. А.: Существуют две автоматизированные системы, в которых обеспечен жесткий учет всех уборочных городских площадей. Это привязано к единому земельному реестру. Все уборочные площади рассчитываются по ним. Все станции, которые принимают снег, оснащены специальными терминалами, талонами. Мы знаем, сколько конкретно принимается снега. У нас в городе в массовом порядке за счет бюджета и за счет средств жителей установлены в более чем миллионе квартир приборы учета холодной, горячей воды. Это московское ноу-хау Сегодня с норматива 384 литра на человека в сутки мы за счет установки приборов учета фактически имеем 230 литров расхода воды на человека. Созданы автоматизированные системы, которые позволяют собирать данные с этих счетчиков даже без участия граждан, чтобы они не тратили свое время на оформление бумаг, на передачу этих данных. Вы можете получить в любом расчетном центре свой персональный код, зарегистрироваться на портале ЕРЦ и вводить данные приборов учета, не выходя из своего дома. Также есть автоматизированный режим, когда без вашего участия данные передаются в ЕРЦ. С точки зрения информационных технологий у нас достаточно активно развиваются вопросы, связанные с тем, что люди уже начали получать в электронном виде большинство документов. Единый платежный документ можно получить через ЕРЦ. В рамках работы одного окна в городе существует специальный режим, который очень строго контролируется Правительством Москвы. Вместо ранее выдававшихся более чем 14 документов в настоящий момент на месте по обращению выдается один единый жилищный документ. ЕРЦ само запрашивает все смежные городские организации и выдает человеку готовый документ. Далее мы с вами поговорим о том, какие у нас применяются в уборке новые технологии. Здесь тоже есть определенные новшества. У нас категорически запрещено применение реагентов на остановках, на дворовых территориях и на тротуарах. Москва перешла в такую климатическую зону, при которой при положительной температуре воздуха, когда идет снег, из-за того, что сохранилась отрицательная температура асфальта за предыдущие сутки, мгновенно образуется наледь. Для того чтобы у нас не было ситуации, когда образуется наледь, разработана целая система механических, технических средств, которые позволяют локальных образом эту наледь на остановках, на дворовых территориях убирать. Это специальные щетки, специальные устройства с кулачками, с колесами, цилиндрические металлические щетки, барабанные фрезы. Мы начали отрабатывать подогреваемые остановки, т.е. делается специальный подогрев, чтобы вся влага не заледенела на остановке, а стекала в систему водостоков. Это применяется в других европейских странах с таким же тяжелым климатом. Я думаю, в опытном режиме в этом году мы постараемся оборудовать несколько таких остановок. В отличие от предыдущих периодов, в настоящий момент у нас очень широко применяются средства малой механизации. То есть помимо больших уборочных машин, большой уборочной техники, мощных тракторов у нас имеется малая техника: более 6000 единиц, среди которых мини-роторы, мини-трактора, мини-уборочные машины, которые позволяют в узких местах между запаркованными машинами, дворовых территориях обеспечивать уборку территории, вывоз снега и т.д.

Существует целый набор технологий, которые мы с этого года начинаем применять как в жилье, так и вообще в коммунальном снабжении. В первую очередь, это система экономии электрической энергии и реактивной мощности, система ограждающих конструкций зданий, в рамках программы капитального ремонта, которые не позволяют дополнительному теплу излучаться. Это автоматическая система управления теплоснабжением, которая в зависимости от погодных условий регулирует подачу тепла в дом. Это энергосберегающие лампочки, причем не только газоразрядные. Мы начали применять в экспериментальном режиме светодиодные светильники, которые потребляют меньше, чем газоразрядные лампы, и при этом они гораздо проще в утилизации, в повторном использовании и т.д. Сейчас мы начали оснащать светильники автоматического включения. По энергосбережению у нас запланировано более 40 мероприятий, которые мы будем массово внедрять как в жилом фонде, так и в своих подведомственных организациях.

Ведущий: Спасибо. Расскажите, что представляет собой распределенная справочная информационная служба ЖКХ для мониторинга ситуаций и обслуживания обращений? Какова процедура обращения жителя на эту систему?

Хромушин Е.А.: Как любые другие органы власти мы действуем в соответствии с Законом РФ об обращениях граждан. Есть соответствующий распорядительный документ Правительства Москвы, регламент Правительства Москвы. Каждое обращение гражданина, как направленное через интернет, через пейджер мэра, так и письменное обращение, рассматривается в обязательном порядке. У нас есть целый ряд официальных информационных ресурсов города Москвы, т.е. те ресурсы, с которых, в первую очередь, можно почерпнуть официальную информацию и отстаивать свои предложения, какие-то проблемные вопросы, замечания, жалобы и т.д. Эти ресурсы у нас сегодня сформированы на всех уровнях городской вертикали управления. В первую очередь, это район, объединенная государственная диспетчерская служба, где все поступившие на нее заявки вносятся в компьютер. Есть специальная информационная система, где отслеживается учет этой заявки и ее выполнение. Следующий уровень: система "одного окна" префектур и районных управ. Здесь уже рассматриваются обращения граждан, поступившие через интернет и в письменном виде. По ним также установлены сроки, обязательно даются ответы на все поставленные вопросы. Третий уровень – городской, который включает в себя информационный ресурс комплекса городского хозяйства, непосредственно департаментов, которые входят в городское хозяйство. Это Департаменты жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического хозяйства, капитального ремонта, где также учитываются все обращения граждан через справочно-информационную систему, ставятся на контроль и обязательно отрабатываются. Т.е. такая система создана, и соблюдение ее режима является основной из задач органов власти города Москвы, потому что за этим установлен очень жесткий контроль. Все, что поступает от граждан в органы власти, отрабатывается. Исключения прописаны в Законе об обращениях граждан. Это, например, анонимные обращения или обращения, которые содержат нецензурные выражения, оскорбления в адрес должностных лиц или третьих лиц.

Ведущий: Спасибо, Евгений Акимович. Есть информация, что в ближайшем будущем специалисты отрасли городского хозяйства будут востребованы как никогда. В связи с этим хочется спросить, что ждет столичных молодых специалистов? Какие перспективы вы можете им предложить? Участвует ли Департамент в подготовке квалифицированных рабочих кадров для комплекса городского хозяйства?

Хромушин Е. А.: У нас есть целая система подготовки кадров. Она состоит из нескольких частей. Первая часть включает в себя обучение и переквалификацию. У нас есть профессиональные учебные заведения по направлениям ЖКХ: лифтовое хозяйство, инженерные системы, специализированные колледжи. При Департаменте действует специальный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, который ежегодно осуществляет подготовку, переобучение порядка тысячи человек, потому что у нас в ЖКХ очень много смежных специальностей, но при этом достаточно иметь квалификацию по одной специальности и не иметь возможности работать по ней. Организована постоянная система, при которой люди могут пройти переквалификацию и начать работать в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вторая часть системы подготовки кадров включает в себя взаимодействие с выпускниками ВУЗов и технических заведений, колледжей, где сформирована квота заказов рабочих специальностей по нашим самым крупным предприятиям: Мосводоканал, Мослифт, Москоллектор, где четко определено, какие специалисты нужны. И это согласовано с тем, какие специалисты будут выпускаться. В связи с тем, что у нас очень сильно поменялось жилищное законодательство и с учетом того, что собственники в настоящий момент могут сами определять, как они будут управлять своим домом, т.е. создавать ТСЖ, выбирать управляющую компанию или осуществлять непосредственное управление, возникает проблема управленческих кадров по управлению домами. Т.е. это именно те управленцы, которые готовы возглавить ТСЖ, самостоятельно осуществить всю систему управления домом, начиная от сбора платежей и заканчивая заключением договоров по эксплуатации по каждому виду услуг. У нас сегодня такая потребность составляет более 6 тысяч человек. Город сам создает ТСЖ, на первом этапе помогает сотрудниками государственных учреждений в управлении данными ТСЖ, но как только у нас появляются люди, готовые взять на себя эту интересную, достаточно ответственную работу, город тут же дает такую возможность. Осуществляется переназначение председателя ТСЖ.

Ведущий: Евгений Акимович, осуществляется ли контроль за управляющими компаниями?

Хромушин Е.А.: Мы только недавно начали применение нового жилищного законодательства. Контроль осуществляется в том виде, в каком он прописан в федеральном законодательстве. Уполномоченный орган по контролю за содержанием жилья, а не за управляющими организациями, - это государственная жилищная инспекция, которая имеет полномочия как по федеральному законодательству, так и по соответствующим распорядительным документам Правительства Москвы. Если управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет эксплуатацию жилья, то этот орган имеет все полномочия, начиная от административной практики, т.е. штрафов к физическим и юридическим лицам, и заканчивая представлением в суд иска о приостановлении деятельности соответствующей организации. То есть этот вопрос с точки зрения государственного безопасного содержания жилья урегулирован. Но, конечно, это техническая часть. У нас с вами еще остается вопрос, связанный с экономической частью. Чтобы оценить, насколько управляющая организация, приходящая в дом, некачественно управляет им, должно пройти некоторое время. Как нам понять, что управляющая организация, которая приходит к нам как к собственникам, действительно, хорошая, и за те деньги, которые мы ей будем платить, она будет нам оказывать достаточные услуги. У города есть несколько ноу-хау. В первую очередь, это единый реестр управления многоквартирными домами, который открыт в интернете, на сайте www.pumd.ru. Вы можете зайти в разрез административных округов, административных районов, посмотреть каждую управляющую организацию, которая на сегодняшний момент уже оказывает деятельность по управлению домами в Москве. Причем есть такая информация, как объем площади, которой управляет организация, срок, который она работает в городе. Вы можете понять, когда образовалась организация, каковы все реквизиты, связанные с организацией: действительный адрес, руководитель. Для тех организаций, которые пока не работают, но хотят работать, также предусмотрен отдельный подраздел. Существует эксплуатирующая организация, например, РЭУ или РЭП. Выполняя сегодня подрядные работы, она планирует стать управляющей организацией, взять на себя ответственность за управление домами в целом. Такие организации подают заявления, регистрируются. Городская комиссия смотрит, соответствует ли эта организация определенным стандартам. И если соответствует, то городская комиссия рекомендует работать с такой организацией, потому что у нее не было управления жильем, но при этом она эксплуатировала, например, 25000 квадратных метров жилья в течение 5 лет, у нее есть персонал, стаж и т.д. Есть еще очень важный механизм. Собственники уполномочены на действие по созыву собрания, т.е. по инициативе собрания и по предложению собственникам вопросов, например, о смене управляющей компании. Наш город остается самым активным собственником, хотя уже сейчас люди начинают брать в свои руки указанные рычаги.

Вопрос: Какова ваша точка зрения: лучше создать ТСЖ и выбрать управляющую компанию, или можно, не создавая ТСЖ, заключить договор с управляющей компанией? Какова принципиальная разница? Может ли управляющая компания в обоих случаях диктовать условия, например, с каким банком работать?

Хромушин Е.А.: Мы определили, что для нас самая эффективная ситуация по управлению, когда создано ТСЖ, т.е. в виде юридического лица организован собственник. Юридические лица в общении между собой при каких-то конфликтных интересах действуют через арбитраж. Когда ТСЖ создано, собственники укрупнены, имеет смысл нанять профессиональную управляющую организацию, и часть функций по управлению передать ей. У нас в настоящий момент более 4 тысяч ТСЖ находятся на самоуправлении. Они не привлекают управляющую организацию, сами заказывают все услуги по эксплуатации, сами получают бюджетные субсидии на свой счет, выходят в город с соответствующими заявками, и получают субсидии. Оставшаяся часть - это практически столько же, но чуть-чуть побольше. Это те ТСЖ, которые созданы, но из-за того, что сегодня они еще, может быть, в чем-то не готовы, их люди еще только учатся в рамках городской программы обучения кадров ТСЖ и ЖСК, они поручили управление внешней управляющей компании. Но у них есть конкретный гражданско-правовой договор, в котором прописаны оплата и ответственность в том случае, если что-то не делается. Теоретически, есть проблемы, при которых управляющая организация могла бы диктовать какие-то свои условия собственникам. Например, если реализовывать модель, когда средства за коммунальные услуги перечисляются управляющей компании, а она в дальнейшем рассчитывается с поставщиками. Здесь проблема какая? Если собственники хотят от управляющей компании избавиться, расторгнуть с ней договор управления, то есть опасность, что эта компания исчезнет с коммунальными деньгами, а они больше, чем оплата по содержанию жилья. Для страховки существует система ЕРЦ, которая работает по другому принципу и обеспечивает защиту граждан. Т.е. у нас все коммунальные деньги учитываются управляющей компанией, но идут к поставщикам. Если завтра мы решаем собранием, что хотим поменять управляющую компанию, и эта нас не устраивает, то мы принимаем такое решение. Мы никому из поставщиков ничего не должны и в этом смысле абсолютно свободны. По этому вопросу есть определенные спекуляции, недопонимания, условия договора управления утверждают только собственники. Поэтому никакого диктата со стороны управляющей компании не было и быть не может. Конечно, могут быть предложения, но собственники вправе эти предложения не принять, отказаться от них. Поэтому здесь главенствующая роль именно за собранием. Собрание утверждает все существенные условия договора управления, при отсутствии такого утверждения договор недействителен. Это прямая норма Жилищного кодекса РФ.

Ведущий: Москва - крупный мегаполис, в котором одной из значимых проблем является проблема утилизации отходов. Какой метод используется для переработки городских отходов? Планируется ли применять метод гидросепарации?

Хромушин Е. А.: Как мегаполис мы образуем достаточно много отходов. У нас достаточно много методов, связанных с утилизацией отходов. Используется традиционный метод, связанный с полигонным захоронением. От него совсем отказаться нельзя. К сожалению, никто в мире не отказался от полигонного захоронения. Мы используем совершенно различные технологии. Во-первых, это механическая сепарация мусора. У нас есть специальные станции мусоропереработки, на которых из имеющегося сырья, т.е. отходов, убираются отходы, которые могут быть вторично использованы: стекло, бумага, цветные металлы, пластик, потому что пластик пользуется достаточно большим спросом именно по вторичной переработке. Это все изымается из общего объема отходов, оставшаяся часть либо захоранивается на полигонах, либо направляется на мусоросжигающие заводы.

Технология гидросепарации - это очень прогрессивная технология. Мы обязательно будем ее развивать в городе, потому что основной ее принцип заключается в том, чтобы отказаться от механической сепарации мусора через водный. Это резко сокращает объем того, что мы будем захоранивать. То есть выход вторичных продуктов будет значительно выше. Уже сейчас заработала система вторичного использования алюминиевых банок. Стоят фандоматы пластикового сырья, которые их принимают. Без помощи города коммерческими организациями организуется достаточно большой сбор вторичной бумаги, т.е. поставка ее на специальный целлюлозно-бумажный комбинат, который может работать с этим сырьем. Эта деятельность выгодна, т.к. здесь не требуется даже нашего участия. Отдельно вопрос связан с утилизацией ламп. Мы начинаем массово применять ресурсосберегающие лампы, но там есть определенный компонент, который требует особенной соответствующей утилизации, то есть обязательное полное извлечение вторичного сырья, например, ртути. Есть отдельные предприятия, которые организовывают сбор этих ламп. Практически 100% вредных веществ из них изымает и направляет на вторичную переработку для изготовления этих ламп. Мы идем по нескольким направлениям. У нас 5 с лишним миллионов отходов. Это также крупногабаритный мусор, но с ним проще, потому что там очень много фракций для коммерческого использования. Это металлы, дерево, бумага, причем в хорошем состоянии, не прошедшая через мусоропроводы. А то, что касается твердых бытовых отходов, то здесь все методы нами будут применяться.

Ведущий: Может быть, у вас есть еще какие-то цифры?

Хромушин Е. А.: У нас есть все цифры. 740 тысяч тонн у нас сегодня сжигается на мусоросжигательных заводах. Порядка 17% от этой цифры - это то, что мы сегодня направляем на вторичную переработку. Надеемся, что эта цифра будет постоянно расти.

Ведущий: Какие работы были проделаны в преддверие зимнего сезона на МКАДе и на Третьем транспортном кольце? Появились ли новые технологии укладки асфальтобетонного покрытия?

Хромушин Е. А.: При подготовке к зимнему сезону практически на всех магистралях, которые требовали ремонта, были проведены работы планового характера. Мы отремонтировали порядка 8,5 тысяч квадратных метров дорожного полотна. И практически все из них капитальным ремонтом, т.е. с полным восстановлением не только полотна, но и всех ограждающих устройств, 6,5 миллионов квадратных метров. К сожалению, существуют проблемы с перегруженностью магистралей в мегаполисе, в первую очередь, таких, как третье транспортное кольцо и МКАД. И даже те участки, по которым на сегодняшний момент не вышли межремонтные интервалы, исходя из такой интенсивности движения, которая есть, изнашиваются катастрофическим образом. Очень много транзитного транспорта, который все-таки не пользуется бетонным кольцом, а все-таки едет в Москву и пользуется нашей кольцевой дорогой. Такой интенсивности дорожного движения, которая есть у нас сейчас на МКАДе и на Третьем транспортным кольце, чтобы столько тяжелой техники двигалось в городской черте, нет нигде больше в России и мало где есть в мире. По поручению Правительства Москвы были организованы работы при подготовке к зимнему сезону по устранению колейности. Еще не вышли межремонтные интервалы, но объективно у нас есть целый центр, который мониторит состояние дорог, дорожные лаборатории, которые показали, что на этих участках имеется значительная колейность, которая может быть опасна для участников дорожного движения. В достаточно оперативном режиме все наши дорожные службы были брошены на то, что до начала зимнего сезона, самого опасного с точки зрения возникновения дорожно-транспортных происшествий, устранить колейности. В настоящий момент практически все эти участки, которые попали в негативную оценку наших дорожных лабораторий, отработаны, и по ним заменено покрытие, в первую очередь на МКАДе и Третьем транспортном кольце.

В городе общая уборочная площадь составляет 81 миллион квадратных метров. При чем из них 65 миллионов - это то, что мы делаем машинной, механизированной уборкой, дорожное полотно. И 15 миллионов - тротуары и прилегающие территории, там, где мы не можем использовать реагенты, тяжелую технику. И там мы работаем средствами малой механизации, новыми технологиями по удалению накатов и льда. У нас более 6000 машин крупной техники готовы к зимнему сезону, т.е. дорожной техники. И практически столько же малой техники, готовой к уборке внутриквартальных подъездов, внутриквартальных территорий, тротуаров и остановок. Хочу сказать, что это не предел. Мы работаем в кооперации со строительным комплексом. Когда у нас выдаются ситуации, что идет сверхнормативный авральный снегопад, мы привлекаем механизмы кооперации, по дополнительным соглашениям технику транспортников Департамента транспорта и связи Мосгортранса и строительного комплекса. В первую очередь, это уборочная техника и самосвалы для вывоза снега с городских территорий.

Вопрос из зала: Евгений Акимович, расскажите, действительно ли в Москве будут разгонять снег на подходе к городу? Расскажите поподробнее о подогреваемых остановках.

Хромушин Е. А.: Мы опирались на данные наших научных организаций: городских и федеральных. Оценка такой экономии составила порядка 180 миллионов рублей в год. Но надо понимать, что речь идет именно о каких-то внештатных снегопадах, когда мы вынуждены весь машинопарк города, который даже не связан с уборкой городского хозяйства, выводить на улицы и вывозить этот снег, парализуя весь город. В настоящий момент этот вопрос прорабатывается, потому что здесь должно быть очень четкое научное обоснование. Но как резервный вариант, он есть, мы его будем держать, потому что в таких ситуациях, можно посчитать и оценить конкретную экономию.

То, что касается подогреваемых остановок, то существуют разные методы подогрева. Площадь около остановки выкладывается специальными плитками. У нас есть теплые полы. Первый вариант заключается в том, что она запитывается низкой температурой из городских систем теплоснабжения, горячего водоснабжения. Не прямым, а обратным, то, что уже чуть остыло. Причем имеется очень маленький диаметр трубы, поэтому расход получается минимальный. И второй вариант подразумевает электрический подогрев с очень низким потреблением мощности. Т.е. у него нет пиковой мощности. Из-за того, что он в постоянном нагреве функционирует с небольшим уровнем потребления, у нас на поверхности образуются положительная температура, в результате которой стекает растаявший снег, наледи не образовывается. Это применяется очень активно.

Ведущий: Я думаю, что интернет-аудитория и коллеги, присутствующие в зале, получили ответы на свои вопросы. Спасибо, Евгений Акимович, за интересные и исчерпывающие ответы.

Хромушин Е. А.: Вам огромное спасибо за то, что пригласили. Мы всегда готовы отразить состояние дел в городе Москве.


Читать ГАРАНТ.РУ в и