Наиболее актуальные вопросы реализации Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
6 октября 2009 года в 13-00 часов в ИА ГАРАНТ состоялось интернет-интервью заместителя директора Департамента надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Гилетича Анатолия Николаевича.
Тема интервью: "Наиболее актуальные вопросы реализации федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Интернет-интервью организовано ИА ГАРАНТ (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущая интернет-интервью - Карпунина Наталия Ивановна (ИА ГАРАНТ).
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Гилетича Анатолия Николаевича, заместителя директора Департамента надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Тема сегодняшнего интервью: "Наиболее актуальные вопросы реализации федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Какие принципиально новые требования в сфере пожарной безопасности появились в связи с вступлением в силу федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"? Какие сложности возникают на пути реализации нового закона? Правила и форма подачи декларации пожарной безопасности. Как внедряется система независимой оценки риска в сфере пожарной безопасности? Чем грозит снижение расходов на обеспечение безопасности в современных социально-экономических условиях?
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории ответит Анатолий Николаевич Гилетич в ходе своего интервью.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Ведущая: Первый вопрос. Скажите, пожалуйста, что показали первые месяцы действия Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"? Можно ли уже сегодня подвести первые итоги? На каких сферах действие Технического регламента отразилось наиболее существенно?
Гилетич А. Н.: Здравствуйте, уважаемые посетители интернет-сайта. Приятно, что много людей интересуется законодательством в области пожарной безопасности, применением новых нормативных актов, в том числе ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Принятие данного закона - значимый шаг в области технического регулирования, практически всех вопросов обеспечения пожарной безопасности. Мониторинг печатных изданий, СМИ, проводимый Министерством, говорит о том, что общество в целом позитивно восприняло введение данного Технического регламента. С мая этого года из практики исключено применение отживших и избыточных противопожарных требований. Положения регламента основаны на современных научно-технических знаниях в области обеспечения пожарной безопасности и ориентированы, в основном, на общеевропейские стандарты.
Технический регламент практически не предъявляет каких-либо новых технических требований и не ужесточает предыдущие нормы, за исключением нормативов, регулирующих пожарную безопасность в детских учреждениях, объектах социальной защиты, здравоохранения и других социально-значимых объектах или объектах с массовым пребыванием людей. Это требование времени.
Между тем изменился статус многих нормативных положений. Раньше это были ведомственные нормативные правовые акты. Сегодня их статус возведен в ранг законодательства. Этим и обусловлен повышенный интерес к данным документам. Но Технический регламент не предполагает усложнять ранее действующие нормы. Думаю, любой руководитель организации, должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности в состоянии в них разобраться и выполнять.
Одним из нововведений, является декларирование, как форма оценки соответствия. Это требование Технического регламента применяется во многих развитых странах мира. Сегодня оно введено и в России. В течение года с момента вступления в силу "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности", т.е. до 1 мая 2010 года, каждый собственник объекта должен направить в органы государственного пожарного надзора своего субъекта Российской Федерации декларацию пожарной безопасности в уведомительном порядке.
Расчет пожарного риска и ранее у нас применялся для оценки пожарной безопасности тех или иных объектов. Это положение, введенное Техническим регламентом, применяется не часто, и использовалось, в основном, для уникальных объектов. Для тех зданий, сооружений, которые нельзя спроектировать по действующим нормам, для новых технологических систем, новых производств, которые не зарегламентированы в данном Техническом регламенте или в других нормативных правовых актах, регулирующих сегодня сферу пожарной безопасности. Мнение отдельных граждан, что оценка пожарного риска должна быть применима для всех - ошибочное. О первых итогах действия Технического регламента можно сказать следующее. В целом за 6 месяцев действия закона не было ни одного обращения в судебные инстанции по применению его положений. Технический регламент не препятствует развитию экономики, не создает барьеры для предпринимателей, а, наоборот, снижает их. Это отмечалось и на совещании представителей малого и среднего бизнеса у Президента Российской Федерации, где не прозвучало ни одного замечания в отношении этого закона.
Ведущая: То есть вы полагаете, что никакие статьи Технического регламента не требуют какой-либо значительной корректировки?
Гилетич А. Н.: Любой документ не является догмой. Учитывая развитие нашего общества, введение новых технологий, любой документ рано или поздно потребует изменений, в том числе и обсуждаемый нами Технический регламент. Единственный документ, который нельзя менять - это Конституция Российской Федерации.
Что касается Технического регламента, то на данном этапе, может быть, стоит дать больше возможности выбора собственнику. И мы будем готовить в плановом порядке на следующий год предложения по внесению соответствующих изменений и корректировок. Конечно же, все они пройдут общественное обсуждение: будут размещены на сайте МЧС России, ВНИИПО, рассмотрены на комиссии по снятию излишних административных барьеров для малого и среднего предпринимательства, действующей при МЧС России.
Ведущая: Спасибо. Анатолий Николаевич, хотелось, чтобы вы еще раз озвучили, каково назначение Декларации пожарной безопасности, что должно содержаться в этом документе: оценка пожарного риска, оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц или что-то другое?
Гилетич А. Н.: Основная задача декларирования требований пожарной безопасности - подготовка собственника к эксплуатации своего объекта в пожаробезопасном состоянии. Декларация - это не какой-то научный труд. Это тот минимум требований, который собственник в соответствии с Техническим регламентом, должен учесть и выполнять на своем объекте. Есть ли у него нормативный эвакуационный выход, смонтирована и исправна ли противопожарная сигнализация, готовы ли сотрудники, работающие в этом здании или учреждении, самостоятельно осуществить эвакуацию в случае возникновения пожара и т.д.
Если здание построено до вступления в силу Технического регламента, то в нем должны соблюдаться требования тех нормативных документов, которые существовали на тот момент принятия Технического регламента. Если здание не реконструируется, мы используем старую базу. Это правильный подход. У нас было большое количество нормативных документов - свыше 2000. Возможно, они где-то дублировались, существовали взаимоисключающие положения. Но сегодня они по-прежнему актуальны для зданий, построенных ранее. Со временем здания будут перестраиваться, реконструироваться, а, следовательно, подпадать под действие норм принятого Технического регламента. Разве плохо, что мы ужесточили требования к противопожарным расстояниям до объектов с массовым пребыванием людей, социально-значимых и т.д.
Ведущая: Скажите, пожалуйста, входит ли в обязанности собственника представлять документы третьим лицам о том, как он вычислил размер возможного ущерба? Какими методиками при этом следует руководствоваться?
Гилетич А. Н.: На данном этапе утверждены две методики по оценке пожарного риска. Они созданы на основе практического опыта, в том числе зарубежного. Одна "Методика по определению расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" Приказ МЧС России № 404 от 10 июля 2009 года. Вторая "Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях различных классов национальной пожарной опасности" Приказ МЧС России № 372 от 30 июня 2009 года.
Эти методики прошли регистрацию в Минюсте и имеют статус нормативного правового акта. Как я уже сказал, методика расчета пожарного риска применяется в достаточно редких случаях. В основном, при реализации технических решений, к которым не предусмотрены требования Технического регламента, сводов правил и других нормативных документов. Также стоит отметить, что расчет пожарного риска - это достаточно серьезное исследование и не любая организация сможет проводить такого рода расчеты.
Ведущая: Спасибо. Будет ли отменен Приказ МЧС России, которым утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности?
Гилетич А. Н.: Постановление Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 года о утверждении списка продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ФЗ № 123 "Технический регламент требований пожарной безопасности" требует подтверждения в проведении обязательной сертификации или декларации о соответствии при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации.
Фактически этим Постановлением утвержден список продукции, которая подлежит сертификации. Учитывая, что федеральный закон по статусу выше, чем приказ, то на данном этапе нужно руководствоваться им. Но Приказ нельзя отменять, поскольку оборудование, продукция в большинстве случаев были произведены в соответствии с ним. Мы этот Приказ не применяем, но не можем отменить, чтобы не создать правовой вакуум.
По истечении определенного времени будет проведен мониторинг всех вопросов. И когда требования данного Приказа уже не будут актуальны, он будет отменен. А на данном этапе нужно руководствоваться Постановлением Правительства № 241, которое регламентирует данные вопросы.
Ведущая: Спасибо. Распространяются ли положения Технического регламента на объекты, строительство которых не завершено или проектирование которых начато до 1 мая 2009 года?
Гилетич А. Н.: Очень важный и актуальный вопрос. Мы проводили ряд конференций в Новосибирске, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге. В Москве на 16 октября запланирована конференция, на которой вместе с Правительством Москвы, с Министерством промышленности мы планируем рассмотреть вопросы применения Технического регламента. Вопросы, касающиеся строительства и проектирования, возникают постоянно. Как устанавливают Конституция Российской Федерации и гражданское законодательство, закон обратной силы не имеет. То есть если решения были приняты ранее, они должны быть выполнены. Если утвержден план проектирования объекта по старым нормам, он правомерен. И объект, строится по старому плану. Если идет реконструкция внутри здания, то следует уже руководствоваться положениями Технического регламента. Но это не касается вопросов строительства, реконструкции, изменения инфраструктуры за пределами этого здания. Все документы, официально принятые до введения в действие Технического регламента, должны быть исполнены в соответствии с теми нормами, которые на тот момент действовали.
Ведущая: Требуется ли согласование с прокуратурой при проверках декларации пожарной безопасности надзорными органами?
Гилетич А. Н.: Собственник, заполняя декларацию пожарной безопасности, в уведомительном порядке направляет ее в территориальный орган пожарного надзора. Ему положено в соответствии с законом в течение года разработать декларацию. Это, поверьте, не такая большая работа. Территориальный орган должен принять декларацию и внести в то контрольно-наблюдательное дело по объекту, которое у него ведется. Далее, в ходе плановой проверки раз в три года или раз в два года, в зависимости от назначения объекта, оценивается, насколько при проведении планового мероприятия декларация соответствует фактическому положению дел на объекте. Ни с кем декларация не согласуется, ни кем она не утверждается. Нет такого требования, чтобы декларацию заполняли специально аккредитованные организации. Это только прерогатива собственника.
Ведущая: Какие подзаконные нормативные акты в развитие Технического регламента были разработаны за время его действия? Каких сфер наиболее часто они касаются?
Гилетич А. Н.: В развитие Технического регламента были разработаны семь нормативных правовых актов на уровне Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 771 от 22.10.2009 года "О внесении изменений в положение Государственного пожарного надзора"; Постановление Правительства Российской Федерации № 163 от 24.02.2009 года "Об аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий, центров, выполняющих работу по подтверждению в соответствии"; Постановление Правительства Российской Федерации № 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска"; Распоряжение Правительства Российской Федерации № 304 от 10 марта 2009 года, которое регламентирует "национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и выполнения Технического регламента"; Постановление Правительства Российской Федерации № 304 от 8 апреля 2009 года "Об утверждении порядка оценки соответствия объектов защиты продукции установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" или проще о независимой оценке пожарного риска; Постановление Правительства Российской Федерации № 373 от 30 апреля 2009 года "Об органе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, центров, выполняющих работу по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента". Это нормативно-правовые акты, принятые на уровне Правительства Российской Федерации.
Кроме того, есть ряд нормативных правовых актов на уровне МЧС России, в частности, Приказ МЧС России "О форме и порядке составления декларации пожарной безопасности". Разработаны 12 сводов правил, которые регламентируют основные требования, положения к основным видам продукции, зданиям, сооружениям, то, чем нам непосредственно нужно руководствоваться в повседневной деятельности. Разработан 91 национальный стандарт. В будущем таких стандартов будет больше. Но этого не надо пугаться. Просто появляются какие-то новые виды продукции, и для них тоже требуется разработка национальных стандартов с точки зрения пожарной безопасности. Издание национальных стандартов и сводов правил - прерогатива Ростехрегулирования, которое отслеживает эти вопросы.
Вся процедура издания документов носит публичный характер, их проекты размещаются на соответствующих сайтах в Интернет, обсуждаются на совещаниях с участием представителей бизнеса, общественности.
Ведущая: Анатолий Николаевич, могли бы вы привести какую-то статистическую информацию, какова динамика пожаров в России, прежде всего, на социальных объектах?
Гилетич А. Н.: Последние шесть лет у нас в стране наблюдается устойчивая динамика по снижению количества пожаров и гибели при них людей. Ежегодно в среднем количество пожаров снижается на 4-5%. Особое внимание уделяется социально-значимым объектам, детским учреждениям. Ситуация на данных объектах жестко контролируется. Президентом Российской Федерации была поставлена задача по приведению объектов социальной сферы с массовым пребыванием людей в надлежащее противопожарное состояние. В этой связи была проведена огромная работа. И с февраля месяца этого года на данных объектах не было серьезных пожаров с гибелью людей. Если небольшие пожары и случались, то современная автоматика, системы оповещения позволяли вовремя ликвидировать возгорание, эвакуировать людей.
Ведущая: Будем надеяться, что такая тенденция сохранится.
Гилетич А. Н.: Мы прикладываем и будем прикладывать для этого все усилия. Кроме того, принята Федеральная целевая программа "О пожарной безопасности в Российской Федерации", которая предусматривает выделение дополнительных средств на создание новейших технологий предупреждения пожаров и их тушения, закупку техники, строительство новых пожарных депо. Уверен, действие этой Программы позволит значительно сократить число пожаров, так, чтобы у нас была не "горящая Россия", а самая безопасная Россия.
Ведущая: Может ли организация при составлении декларации пожарной безопасности самостоятельно провести расчет пожарного риска для своих объектов защиты, не привлекая при этом стороннюю аккредитованную организацию?
Гилетич А.Н.: Еще раз повторяю, что расчет пожарного риска достаточно серьезный расчет и требует высокой квалификации специалиста. Поэтому здесь нужна, конечно, аккредитованная организация. Но я повторяю, что расчет пожарного риска необходим в крайних случаях. Выполнение расчетов пожарного риска я бы рекомендовал все-таки доверить специалистам, которые могли бы за это и ответить в том числе. А самим этими вопросами заниматься не рекомендую. Что же касается составления декларации пожарной безопасности, то это под силу сделать самой организации, без привлечения сторонних структур и организаций. Нужно только внимательно изучить требования нормативных правовых документов применительно к вашему объекту.
Ведущая: Следующий вопрос пришел от Новожиловой Светланы, директора детского дома "Родничок". Цитирую: "Мне сказали, что для нашего детского дома необходимо разрабатывать какую-то пожарную декларацию безопасности и в ней рассчитывать пожарные риски. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Здание нашего детского дома одноэтажное деревянное, площадью около 200 квадратных метров, а также - хозпостройки. Детей сейчас 62, возрастом от 3 до 18 лет".
Гилетич А. Н.: Здание вашего детского дома подпадает по функциональной пожарной обязанности к классу Ф1.1. Т.е., в этом случае требуется составление декларации пожарной безопасности, а в оценке рисков необходимости нет.
В декларации должны быть отражены нормы пожарной безопасности, которые требуются для детей в соответствующем учреждении. У Вас должна быть в обязательном порядке противопожарная сигнализация, система оповещения, безопасные пути эвакуации. Нужно посмотреть соответствующие документы, по которым объект проектировался. Инспектор государственного пожарного надзора поможет вам выяснить, в соответствии с какими СНИПами или нормами пожарной безопасности возводилось здание. Заполнение этой декларации позволит Вам профессионально оценить пожарную безопасность Вашего учреждения и принять меры по ее улучшению.
Ведущая: Необходимо ли составлять декларацию пожарной безопасности для деревянных домиков оздоровительного центра?
Гилетич А.Н.: Если они подпадают под действие ст. 64 Технического регламента декларация составляться должна.
Ведущая: Статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривается разработка нормативного документа по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории производственного объекта. В соответствии с действующими на сегодняшний день нормами НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования" в пожарных подразделениях по охране нашего комбината должно быть свыше 1 000 человек при численности рабочих - 21 000 человек. Это невыполнимые требования и поэтому, наверно нигде в стране, эти нормы не работают. Получается, что за инспектором государственного пожарного надзора (оплачивает государство) закреплено по 200 и более объектов, а за инспектором на предприятии (оплачивает собственник) - один. И этот инспектор не несет никакой юридической ответственности за противопожарный режим на объекте. В связи с этим вопрос: на основе каких критериев будет разработан новый документ о пожарной охране предприятий и будет ли учтен в нем опыт реализации НПБ 201-96? Вопрос от Елены.
Гилетич А.Н.: Хотел бы сразу сказать, что НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятий. Общие требования" на данном этапе отменен. Что касается создания критериев, на основании которых будет создаваться пожарная охрана, то работа в этом направлении ведется. Как только проект документа будет готов, он будет вывешен для публичного обсуждения. Ведущая: Анатолий Николаевич, спасибо за ваши ответы.