Татьянин день. 22 января 2013
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.
В Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, академика Садовничего Виктора Антоновича.
Тема интернет-конференции: "Татьянин день".
Ведущий интернет-конференции — Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ")
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Виктора Антоновича Садовничего – Ректора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Уважаемый Виктор Антонович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы по традиции нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Тема сегодняшней интернет-конференции: "Татьянин день".
Позвольте напомнить, что наша конференция транслируется в on-line режиме на правовом портале www.garant.ru.
25 января в России традиционно отмечается Татьянин день! Это День российского студенчества. Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. В 1755 году, в Татьянин день Императрица Елизавета подписала "Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий". Почти 50 лет он оставался единственным в России. Затем стал "ветвиться", дав жизнь многим университетам нашей страны.
Вот уже 258 лет МГУ отмечает 25 января как день своего рождения!
В последние годы в МГУ открыты новые факультеты; введено более 200 новых учебных планов и учебных программ, начаты научные исследования по новым междисциплинарным программам; создан высокопроизводительный вычислительный кластер, первый по мощности в образовательных учреждениях России.
За 2012 год по Программе развития, утвержденной Правительством РФ, Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова реализовано множество новых и перспективных проектов, совершенствовалась работа лабораторий и кафедр, научная база, закупалось уникальное оборудование, совершенствовалась структура университетского кампуса, продолжалось строительство новых учебных корпусов и мн. др.
В ходе интернет-конференции планируется обсудить дальнейшие планы развития университета, те достижения и нововведения, с которыми университет встречает Татьянин день, а так же иные актуальные вопросы и проблемы, волнующие сегодня преподавателей, студентов и абитуриентов. Об этом и многом другом в ходе интернет-конференции расскажет ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик Садовничий Виктор Антонович.
К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим обсудить.
Виктор Антонович, перейду к первому вопросу. Если ознакомиться с новостями на официальном сайте МГУ, то нельзя не заметить достаточное количество побед и достижений ваших студентов в 2012 году. Какие успехи особенно порадовали Вас в 2012 году?
Садовничий В.А.: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Конечно, главная задача Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова – готовить хороших студентов, готовить студентов-победителей в науке, в своей учебной деятельности. И если в сумме оценить деятельность в Университете, то сложно не заметить большое количество команд студентов или наших молодых ученых, которые побеждают на международных соревнованиях, в Олимпиадах и других состязаниях. Достаточно заметной в прошлом году стала победа команды студентов юридического факультета. Существует очень престижный конкурс, организованный в виде судебного заседания — это Конкурс по международному праву им. Ф. Джессопа, который проводится на английском языке. Там победила команда студентов юридического факультета. И эта выдающаяся победа говорит о том, что юридический факультет МГУ готовит очень сильных, фундаментально подготовленных студентов. Традиционно много наших команд выступают на различных чемпионатах мира или кубках. Я перечислю только некоторые, только малую часть достижений наших студентов: серебряная медаль у команды программистов МГУ в полуфинале Чемпионата мира 2012-2013 года в Санкт-Петербурге, а также первые шесть мест в Московском четвертьфинале. Первое место на Международной олимпиаде в Баку в декабре 2012 года тоже заняли наши программисты. Третье место в онсайт-раунде "Открытого Кубка им. Е.В. Панкратьева". Очень хорошо выступила команда школьников Специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова — Школы-интерната им. А.Н. Колмогорова, они завоевали золотую медаль по информатике, Виталий Сернион получил золотую медаль по физике — города Таллин, Тарту в Эстонии, золотая медаль в Международной естественно-научной олимпиаде в Тегеране. Серебряная медаль в Международной олимпиаде по математике — Мар дель Плата в Аргентине. И другие победы, первые командные места. Повторюсь, что это небольшая часть успехов наших студентов. Безусловно, мы хорошо подготавливаем наших ребят, и они способны побеждать на самых высоких по уровню соревнованиях.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Виктор Антонович, второй год действия программы развития Московского Государственного университета им. Ломоносова до 2020 года подошел к концу. Два года уже прошло, достигнуты ли какие-то промежуточные задачи на 2012 год? С какими проблемами Вы столкнулись в процессе реализации программы?
Садовничий В.А.: Программа развития ФГОУ ВПО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" до 2020 года одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2010г. № 1617-р. Это грандиозная программа, и ей нет аналогов. Программа развития содержит десять приоритетных направлений, как в области естественных наук, так и в области гуманитарных наук, в области образования, они известны, сформулированы. В программе есть целый раздел, называемый "Индикаторы выполнения программы". И , конечно, ежегодно, а то и два раз в год, мы делаем полный отчет о выполнении программы, приводим данные по соблюдению всех индикаторов. Могу сказать, что программа развития Московского университета нами реализуется на 99,9%, и по многим индикаторам мы перевыполняем запланированное. И учитывая вышесказанное, совсем недавно мы обратились к Президенту страны, а чуть позже и директор Санкт-Петербургского университета, с предложением продолжить поддержку со стороны бюджета данной Программы. В целом, за три года финансирование Программы составило примерно 25 миллиардов рублей. Из них 5 миллиардов – бюджетные средства, и около 20-ти миллиардов – внебюджетные средства Московского университета, что и позволило перевыполнить Программу. Конечно, показатели потрясающие. Мы не очень подчеркиваем, что МГУ — единственный университет с собственными стандартами. Обучение проходит шесть лет вместо четырех, дипломы собственного образца. Удалось создать уникальные магистерские программы дополнительно к нашему основному потоку, где есть интегрированный магистр, а также сотни программ в магистратуре для окончивших бакалавриат в других высших учебных заведениях. Кроме того, МГУ приобрел уникальное оборудование, которое сейчас практически не имеет аналогов не только в России, но и во многих зарубежных университетах, где такое оборудование из области желаемого. Это оборудование позволило оснастить наши лаборатории, наши приоритетные направления на современном уровне, и тем самым мы сделали задел для получения нашими учеными первоклассных результатов, результатов мирового уровня. Из научных достижений я бы выделил космическую программу развития: запущена практически флотилия спутников, три спутника: "Татьяна-1", "Татьяна-2" и спутник "ЮтСат". Они дали замечательные результаты, сбросили уникальные объемы информации. И сейчас подготовлен к запуску четвертый спутник "Ломоносов", он практически полностью изготовлен. Мы доложили Правительству РФ о готовности, в эти месяцы решается вопрос о запуске на ракете этого спутника. В рамках изучения космоса я бы добавил еще два выдающихся результата по программе: создание автоматических телескопов сети "Мастер", наблюдающих за звездным небом, открываемых по команде из Москвы. Ими уже открыты несколько сверхновых звезд, что считается выдающимся явлением в изучении астрофизики космоса, и сейчас работа массы телескопов по всей стране продолжается. Однако космическая программа включает в себя изучение не только макро, но и микромира: частиц, попадающих из пространства Вселенной, поэтому регистрацию таких частиц, активную работу наших ученых в данной сфере также можно отнести к изучению космоса. Порядка 300 человек в течение года на Большом адронном коллайдере в научно-исследовательском центре Европейского совета ядерных исследований (ЦЕРН) принимают участие в регистрации бозона Хиггса. Этот раздел программы по изучению космоса и микромира успешно выполняется. Также можно остановиться еще на одной части программы, на одном приоритетном направлении — наука о человеке: медицина и биология. Хотелось бы отметить и в этой сфере хорошие результаты. Например, в рамках программы получен и создан медицинский прибор – тактильный аппарат, он получил регистрационные номера, все необходимые разрешения, лицензии для продажи. В Туле построен завод по производству этого прибора, который в ближайшее время будет выпускать тысячи образцов, сейчас он готов к пуску. Тактильный аппарат, созданный лучшими учеными Московского университета, фактически единственный в мире. Обобщенно его можно сравнить с аппаратом УЗИ, только здесь регистрация результата аналогична тактильному ощупыванию больного, его внутренних органов, с получением соответствующего изображения на экране. Очень неплохой результат по программе развития имеет группа химиков, руководимая профессором В.В. Авдеевым. Тоже строится завод, и он готов к пуску, по углеродным тормозным колодкам, хотя в этой группе есть и другие наработки. В целом, развитие углеродных технологий предполагает замечательные результаты. Последнее достижение, которое имеет колоссальное число ссылок, это очистка от радиоактивных остатков воды или воздуха — специальные фильтры, которые прекрасно поработали, например, во время особой необходимости в районе Фукусимы. В рамках программы по медицинскому направлению Московским университетом закуплен робот-хирург "da Vinci", таких в России всего несколько, да и в мире их немного. Этот робот начинает обучать и готовить к проведению настоящих операций студентов в Медицинском центре. Таким образом, хочу отметить огромную работу всего коллектива Московского университета. Программа структурировала наши научные исследования. И еще раз хочу повторить, что аналогов таких достижений, в мире не так много.
Ведущий: Спасибо большое! Действительно, много достижений! Следующий вопрос. Мы все знаем, что 1 сентября 2013 года вступит в силу большая часть Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Учитывая, что в этом законе за МГУ закрепляется особый статус, хотелось спросить Ваше мнение относительно данных изменений. Как они могут повлиять на деятельность Университета? И на каких факультетах будут разрабатываться образовательные стандарты?
Садовничий В.А.: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" имеет свою предысторию. Примерно лет 10-15 тому назад Союз ректоров России выдвинул идею создать Кодекс об образовании — более широкий документ, систематизирующий все вопросы, связанные с образованием. Всем знакомы и Гражданский кодекс РФ, и Трудовой кодекс РФ, мы же предложили разработать и создать аналогичный документ об образовании. Активно включился в его разработку Союз ректоров, проводились совещания в соответствующих тому времени составах Государственной Думы. Таким образом, значительно продвинулся вопрос о контуре этого кодекса, этого закона "Об образовании". Затем пришел министр Андрей Александрович Фурсенко, и в процессе обсуждения с ним данного вопроса выразилось мнение министерства, что достаточно обозначить границы интегральным законом "Об образовании" — идея примерно та же. Прежде было очень много документов: сотни подзаконных актов, регламентов, документов, поправок, особенно поправок к закону. И в целом разбираться в системе законодательства, связанного с образованием, было уже трудно. Сложно было и готовить такой интегральный закон, на что ушло достаточно много времени. Первый вариант разрабатывался отобранной посредством тендера, конкурса на разработку проекта этого закона группой. Затем произошло такое событие: в Кремле проводился конкурс "Учитель года России". Поскольку я возглавляю жюри конкурса, а победители встречались с Президентом РФ, то нам удалось встретиться. Тогда Дмитрий Анатольевич поинтересовался моим мнением о законе. Я сказал, что видел проект, и считаю его очень многостраничным, там было примерно 400 страниц, а также отметил, что он, по аналогии с уже обсужденным в интернет-пространстве Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", нуждается в широком общественном обсуждении. Надо сказать, что многие присутствующие учителя поддержали эту идею. Таким образом, было принято решение закон доработать, поместить в информационное пространство для обсуждения. Впоследствии по моему предложению была создана комиссия, или группа, во главе с известным юристом Яковлевым Вениамином Федоровичем. Так началась работа профессиональной группы юристов, куда я был приглашен, как один из инициаторов, которая продолжалась в течение года. В результате закон был существенно сокращен, доработан и перешел на второй этап в Министерстве образования и науки РФ. Затем он поступил в Государственную Думу РФ, где он долго обсуждался, и в трех чтениях был принят не так давно. Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Таким образом, сейчас мы живем в юридическом пространстве, определяемом прежним законом. Закон, безусловно, является положительным явлением, поскольку он многое обобщает и упрощает с юридической точки зрения. В нем, как вы уже сказали, подчеркнут в нескольких статьях особый статус Московского и Санкт-Петербургского университета. Мы долго настаивали на том, что в законе образование относилось к государственному приоритету, а не к сфере услуг, как было в первом варианте. Закон впитывает все современные веяния: и двухуровневую систему, и уже сложившиеся в образовательном пространстве явления, к примеру, собственный диплом. Наряду с законом, разработанным министерствами и обсужденным на сайтах, КПРФ разработала альтернативный закон. Хочу пояснить, что это закон разработала одна из фракций Думы, и он был также представлен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Мы участвовали в первом движении, в разработке закона, автором которого мы можем считать изначально себя. Потом законопроект обсуждался совместно с министерствами и т.д. Надо сказать, что в законе, предложенном КПРФ, было очень много полезных и правильных предложений. И моя позиция, если она имела значение, состояла в том, что надо попытаться объединить все лучшее из обоих законов, чтобы полученный в результате стратегически важный документ учитывал максимально большее число конструктивных предложений. Многие предложения из альтернативного законопроекта отражены в принятом законе "Об образовании". Насколько я понимаю, не принятыми оказались предложения, связанные с финансами, с параметрами финансирования. Мы задавали этот вопрос, я много раз встречался с Председателем Комитета Государственной Думаы по образованию Александром Николаевичем Дегтяревым, но позиция думского большинства выражалась в невозможности на данный момент называть цифры, направляемые на финансирование. Таким образом, закон принят и скоро начнет действовать. Я не могу утверждать, что он непогрешимый и идеальный. Это очень сложный закон. Наверняка, возникнут иные точки зрения, последуют предложения что-либо усовершенствовать и исправить. В моем понимании закон, как живая материя, и, скорее всего, так это и будет. Но положительным является появившийся документ объединяет практически все ранее существующие законы, документы, положения, связанные с образованием. А для Московского университета безусловным плюсом является зафиксированный в законе особый статус Московского университета.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос касается информационных технологий. Каковы планы на 2013 год по совершенствованию развития информационной сферы в обеспечении деятельности МГУ, в частности, по обеспечению доступа к интернету через wi-fi в главном корпусе и в общежитиях?
Садовничий В.А.: Надо сказать, что мы могли бы сделать больше в этой сфере, имея такой потенциал и соответствующие финансовые и инфраструктурные возможности. Я не хочу сказать, что сделано мало. У нас встреча предпраздничная, перед Татьяниным днем, и в таких случаях принято говорить больше о положительных факторах, чем о недостатках. Однако, я считаю, что мы могли бы сделать в этой сфере больше. В ближайшее время Московскому университету надо сформировать четкую, утвержденную платформу или концепцию информационного обеспечения всей сферы деятельности Университета, ведь кому, как не МГУ быть образцом не только в стране, но и в целом мире. Тем не менее, по отдельным направлениям отмечены очень неплохие достижения. Я бы назвал, что мы купили информационное хранилище стоимостью более 300 миллионов, на данный момент установленное в корпусе и подготовленное к работе. По мнению экспертов его достаточно для обеспечения всех информационных платформы в Московском университете на многие годы. Мы довольно сильно и неплохо продвинулись в вопросе информационного доступа наших студентов, аспирантов, преподавателей, профессоров и научных сотрудников к информационным базам. За три года или за два с половиной года около 150 миллионов направлено на покупку книжных баз данных, доступа к электронным ресурсам ведущих американских журналов: Elsevier, Nature, Scopus и др. Закупили сотни тысяч электронных учебников с возможностью доступа к ним наших преподавателей. Если говорить о ресурсной возможности пользоваться электронными данными зарубежных ведущих библиотек, баз данных, журналов, все не так плохо. Что касается развития нашей интернет-сети на территории МГУ, то здесь тоже сделано достаточно много. Общежития у нас очень мощные, у нас десятки корпусов. И конечно, все ребята желают и хотят пользоваться интернетом, находясь в общежитии. В целом, эта проблема нами решена. Это тоже сотни внебюджетных средств. Ведется работа и по точкам доступа wi-fi, хотя здесь пока не все решено и еще есть проблемы. Необходимо усовершенствовать структуру оптоволокна и провести ревизию. Сейчас создана инфраструктура, у нас есть и специальное Правление, назначен и проректор по решению этих вопросов, поэтому, я уверен, что в ближайшее время мы должны сделать намного больше по созданию информационной платформы и площадки Московского университета.
Ведущий: Появилась информация, что Министерство образования и науки РФ обяжет все ВУЗы размещать в открытом доступе на своих сайтах курсовые, дипломные, докторские, кандидатские работы каждого студента и аспиранта. Как Вы считаете, насколько это может стать эффективным инструментом в борьбе с плагиатом? Стоит ли в связи с этим ожидать повышение качества образования?
Садовничий В.А.: Здесь ситуация следующая. Конечно, уже во многих ВУЗах предпринимаются действия по реализации этой идеи, в том числе и в Московском университете, что, безусловно, имеет свои плюсы. Я знаю о намерении, чтобы все дипломные и курсовые работы были помещены на сайтах и были доступны. Теперь важно не довести ее до абсурда или невыполнения. На опыте своей студенческой жизни могу сказать, что, как правило, курсовая работа проводится на втором курсе, потом на третьем. Она, за очень редким исключением, содержит только обзорный материал, потому что на втором курсе доказать и показать новый результат в математике или получить новый эксперимент в физике достаточно трудно. И, конечно, качество рассмотренного в курсовой работе теоретического обзора могут оценить только научные руководители кафедры. Поэтому очень важна обстановка, требовательность внутри коллектива. Не могу себе представить, чтобы на кафедре Механико-математического факультета кто-то из студентов докладывал свою курсовую или дипломную работу, принадлежащую другому автору, а студент присвоил авторство себе! Такого по определению не может быть, потому что кафедра, ученые, научные руководители знают, что действительно сделано при написании работы, а что студент сделать не мог. И важно не только "что", а "где" он преодолел ту трудность, преодолеть которую не удавалось другим. Поэтому, безусловно, начинать надо с требовательности, но не с тотального контроля. Теперь все будет понятно: открывается возможность ознакомиться со всеми миллионами курсовых, и таким образом обнаруживать плагиат. Однако необходимо постараться создать правильную обстановку, поощрять новые подходы, и когда, допустим, в Московском университете дипломные работы будут определяться на сайтах, это обеспечит не только определенную публичную защиту, но и дополнительные вопросы к научному руководителю и соискателю. Такую стратегию надо поддерживать, но без фанатизма, чтобы не выбросить саму мысль. Я жалею, что в мои студенческие годы не было возможности сохранять работы на сайте. Дипломная работа, которую я защитил, была в одном экземпляре, ее можно было прошить, скрепить скрепкой, написать от руки, так как не было других возможностей, и впоследствии защитить ее на кафедре. Я так и сделал: отдал ее на кафедру, которая потом переезжала из одной комнаты в другую, и моя дипломная работа потерялась. Однако на эту неопубликованную работу очень серьезные ученые ссылаются в своих научных трудах. Конечно, очень жалко, что у меня нет экземпляра. Когда я встречаю тех, кто ссылается, то спрашиваю: "А откуда вы так помните?". На что зачастую слышу: "Ну как же! Я был на защите, я знаю эту теорему". То есть основной плюс предлагаемой идеи в том, чтобы сохранить важный материал на будущее, поэтому предполагаю, что в наше время такой подход будет продвигаться. Еще раз хочу отметить, что это не должно стать таким формальным, бюрократическим, бумажным отчетом, без анализа и без улучшения обстановки на самих кафедрах.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Олимпиада школьников при МГУ им. Ломоносова М.В. проводится из года в год. Планируется ли в будущем использовать этот механизм для выявления лучших способностей к научно-исследовательской деятельности учащихся, и будет ли он претерпевать какие-то изменения?
Садовничий В.А.: Олимпиады вызывают всегда большой интерес у абитуриентов, родителей и общества в целом. Они вклинились в нашу жизнь последние несколько лет. И, на мой взгляд, прочно завоевали свое место в жизни школьников, в жизни нашего образовательного сообщества. И вопрос отнюдь не в том, что победитель Олимпиады обязательно поступает. Приведу цифры: количество всех участников всех олимпиад в России составляет 770 тысяч — больше, чем весь выпуск, так как участвуют и младшие классы. Из этих 770 тысяч победителями и призерами становятся где-то 25-28 тысяч. Льготы при поступлении используют 1,5-2% поступающих. Поэтому неверно утверждать, что проведение олимпиады неквалифицированно. Повторюсь, поступает около 1,5-2% абитуриентов, имея ту или иную льготу, причем это вовсе не означает поступление без экзаменов. Это может быть льгота 100 баллов вместо ЕГЭ или 100 баллов вместо пройденного испытания, если оно есть. Задача олимпиады в другом: побудить у школьника желание попробовать себя в соревновании, в достижении какого-либо результата. Он садится, берет задание, и не важно, по естественной науке или гуманитарной, пытается впервые сам доказать, решить, написать о том, что ранее было неизвестно. Пусть это маленький успех, но это его первый успех! И, судя по глазам участников, можно сказать, что именно это вызывает их интерес. Они хотят участвовать в интеллектуальном соревновании. В этом смысле я всегда очень твердо оппонирую тем, кто говорит, что олимпиады – это один из способов приема в ВУЗ, который не очень нужен, так как есть ЕГЭ, и ничего другого не надо. Олимпиады сыграли и играют свою позитивную роль в поднятии интеллектуального уровня наших школьников. Кстати, сейчас проходят международные сравнительные мониторинговые исследования качества общего образования: исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – PISA (Program for International Student Assessment). Складывается тревожная ситуация: последние опубликованные исследования показали, что наши школьники творчески мыслят хуже школьников многих других стран, именно творчески. Однако, у наших ребят есть прогресс в запоминании конкретных фактов. Я думаю, что над этим надо задуматься, необходимо, чтобы школьник умел мыслить, пусть даже хуже запоминая. Многие страны нас опережают именно по данному фактору, хотя умение рассуждать, доказывать и мыслить всегда было нам характерно. И в такой ситуации олимпиады направлены на развитие умения рассуждать, мыслить, доказывать, нет необходимости ничего запоминать. Что касается олимпиад Московского университета, самые известные из них – это "Ломоносов", "Покори Воробьевы горы" и другие. Как правило, в олимпиадах Московского университета участвуют порядка 120 тысяч. Есть данные по числу заявок в олимпиадах "Ломоносов" и "Покори Воробьевы горы". На сколько я знаю, вчера кончился прием документов на участие в этих олимпиадах, поэтому можно подвести итог, он сравним с прошлогодним, — около 100 тысяч участвующих школьников записались. Это хороший показатель. Стоит отметить тенденцию к росту интереса по биологии, физике, химии, психологии, стабильность интереса к математике, и уменьшение на несколько процентов заявлений относительно прошлого года по международным отношениям и журналистике. Но тем не менее, все эти олимпиады имеют тот же размах и масштаб. Я не сомневаюсь, что как и предыдущие годы мы наберем хороших ребят, победителей, призеров в этих олимпиадах. В дальнейшем мы следим за их успехами, и статистика показывает, но они учатся выше среднего, наравне с лучшими студентами. Мы будем и дальше поддерживать и быть сторонниками олимпиад школьников.
Ведущий: Спасибо! В продолжение вопроса, а есть ли какая-то система отбора талантливых ребят среди абитуриентов, студентов, первокурсников, чтобы выявлять?
Садовничий В.А.: Мы устраиваем десятки, если не сотни, студенческих соревнований. Создано специальное управление ректората во главе с проректором. Среди студентов организуются интеллектуальные соревнования, в основном по математике, информатике и физике. Если не ошибаюсь, даже в эти выходные был подведен итог крупного мероприятия по выявлению талантливых ребят. Существуют точки зрения, что среди студентов уже нет необходимости проводить олимпиады. Олимпиада для школьников – понятно, она дает право иметь льготы, а что студенту? Льгота ему уже не нужна. И в вопросе поддержки студенческих олимпиад на одной из встреч у Президента РФ мне даже оппонировали. Я считаю студенческие соревнования интеллектуальными. Приведу в пример проводимые у нас соревнования по робототехнике, что уже и не математика, и не физика, а работа с изделием. Именно такие интеллектуальные соревнования надо обязательно поддерживать в студенческой деятельности. Я как-то высказался, что за студентом сейчас надо следить фактически до защиты кандидатской, если он идет в науку, чтобы молодой человек был наблюдаем на протяжении всей своей научной карьеры молодого ученого. В МГУ с этой целью, как уже было сказано, проводятся десятки, а то и сотни, таких интеллектуальных соревнований среди студентов под руководством специальных заместителей деканов факультетов, и уже сегодня я видел, как они активно собрались. Они уже продумывают интеллектуальные соревнования для студентов, а не для школьников.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Одним из дополнительных преимуществ для сотрудников МГУ, студентов, аспирантов является возможность посещать здравницы МГУ. Какие действия были предприняты в 2012 году для того, чтобы улучшить качество оказываемых услуг здравницами?
Садовничий В.А.: Да, у нас есть такая уникальная программа: строительство здравниц. Мы имеем прекрасную университетскую здравницу в Звенигороде. Это любимое место отдыха наших детей, детей сотрудников, студентов во время каникул. Отмечу поддержку еврокорпуса. Сейчас там еще идет строительство, завершается строительство 25-метрового бассейна. Представьте себе, всего в 20 км от МКАД – здравница евростандарта с бассейном. Вряд ли у кого-либо другого университета есть такая здравница. Также, буквально на днях завершена окончательная реконструкция в Красновидово на берегу Можайского моря, это 100 км от МКАД. Можайское море – удивительное место! Ремонт также осуществлен в евростандарте, восстановлен один из корпусов, белый, а вот тот красный корпус, в котором Жуков Г.К. руководил обороной Москвы, где размещался его штаб, пришел в негодность. Хотя это был замечательный корпус почти на 200 отдыхающих. Его убрали полностью, включая подвал и фундамент, и возвели копию. Даже мемориальная доска, говорящая, что в этом доме маршал Жуков руководил обороной, водружена на свое место. Реконструкция красного корпуса сейчас завершена. И, наверное, на той неделе, после Татьяниного дня, я приеду для принятия окончательных решений по внутреннему убранству. Сейчас необходимо оборудовать корпус внутри: и мебель, и картины и т.д. Это уже вторая здравница. Третья здравница в Сочи, ей нет равных: 40 гектар на берегу Черного моря. Ранее там стояли очень старые постройки — одноэтажные деревянные корпуса, которые сейчас снесены, а на их месте построены четыре современнейших корпуса современной здравницы. Они вступили в строй, уже два года там отдыхают наши люди. Благоустроена территория спуска к морю, завершается реконструкция столовой с офисным центром, что будет окончательной точкой в благоустройстве и реконструкции этой здравницы в Сочи — "Буревестник". Важно, что удалось вернуть здравницу в Абхазии. "Вернуть" я употребляю в смысле: вернуть к жизни. Я очень благодарен руководству Республики Абхазия и Президентам Багапшу С.В. и Анквабу А.З. за понимание проблемы Московского университета. Сделанное ими должно быть исторически отмечено! Восстановлен фактически полностью разрушенный комплекс в уникальном месте. Как гласят предания, Бог оставил для себя это ущелье, но потом, когда уже все раздал, решил, что там будет и Московский университет. Это ущелье в горах в 30 км от города с чистейшей водой. Сейчас все восстановлено в лучшем виде, чем было прежде. Построено 4 корпуса, завершается строительство столовой. Есть административный комплекс. Здравница в Абхазии работает, и в прошлом, и в этом году там отдыхали студенты. Описанный комплекс здравниц практически полностью обеспечивает потребности наших людей в отдыхе: в Подмосковье и на берегу Черного моря около Сочи и в Абхазии. За эту зиму мы планируем завершить еще два оставшихся после распада СССР участка: Болшево и Чкаловское, где располагались комплексы: летний детский садик и спортивная школа. В Болшево мы строим современнейший спортивный комплекс с лыжными горками на берегу реки Клязьма — уникальное место. К весне все будет завершено. А в Чкаловском мы строим Excellence-центр, сейчас модно центры совершенства строить. Возводится центр совершенства, куда будут привозить желающих повысить свою квалификацию в Московском университете, как положено в современных бизнес-школах, чтобы была и обстановка, и жилье, и профессора и преподаватели. Хочу подчеркнуть, что с окончанием этих двух строительств можно утверждать, что ни одного сантиметра земли и ни одного квадратного метра зданий, которые были до распада Союза, у нас не осталось не восстановленным, не реконструированным — сохранено все! Я не говорю о приобретениях, но из того, что было, мы ничего не потеряли.
Ведущий: Спасибо! Продолжим тему строительства: в 2012 году планировалось сдать новый учебный корпус "Ломоносовский". На каком этапе благоустройства, эксплуатации находятся новые корпуса на территории МГУ? И какие научные проекты там планируется размещать?
Садовничий В.А.: 25 января мы открываем мощный корпус, сдаем его окончательно. Это корпус, куда переезжает экономический факультет и некоторые другие структуры, площадью около 50 тысяч квадратных метров. На открытии будет присутствовать руководство страны. Это наш подарок к Татьяниному дню. В 15:30 25 января 2013 года мы откроем новый корпус. Через две недели, в феврале, мы откроем еще один корпус площадью 60 тысяч квадратных метров, куда переедет юридический факультет и факультет государственного аудита. Он расположен рядом с тем же корпусом на старой территории. Открытие запланировано на начало февраля. В сентябре мы сдали корпус "Ломоносовский" площадью 100 тысяч квадратных метров, который полностью функционирует, его можно посмотреть. Этот дворец — близнец "Шуваловского", но, на мой взгляд, более совершенен. Несколько дней назад мы там встречались с академиками, работающими в Московском университете. Вообще, если посмотреть на стройку последних пяти лет, мы построили миллион квадратных метров. Повторю результаты на данный момент: в сентябре мы сдали корпус "Ломоносовский", сейчас сдаем два новых корпуса – это площадь очень приличного университета России. Таким образом, мы успешно развиваем инфраструктуру. В корпусе "Ломоносовский" будут размещены инновационные проекты. Принцип размещения – конкурсное занятие площади, проект, который надо будет осуществить за три-четыре года. По результатам работы группы, по результатам выполнения проекта будет приниматься решение о дальнейшем пребывании группы в том корпусе и о дальнейшей его работе. Этим мне хотелось бы усилить внимание к инновационной деятельности МГУ и к активизации тех групп, которые берутся что-то сделать. Собрано около ста заявок от ста научных групп. В ближайшее время будет завершен отбор, сейчас идет большая экспертная деятельность. И в этом инновационном корпусе начнется очень современная и нужная Московскому университету работа на результат. Кроме того, в этом корпусе создана инфраструктурная платформа для размещения супервычислителя. Все необходимые действия проведены, то есть созданы чиллеры, что требует миллиардов рублей для раскрутки. Здесь мы хотим разместить наш супервычислитель мощностью уже 25 петафлопс, которая сейчас составляет около двух, с экзофлопной инициативой. Это является одним из приоритетных проектов программы развития. Также в этом корпусе планируется разместить хорошо зарекомендовавший себя в общеуниверситетской структуре Институт человека, где соответствующими группами будет изучаться все о человеке. Рядом с корпусом построен виварий, и он начнет функционировать. Это новая идея, "Ломоносовский" корпус – корпус будущего, корпус научных групп, претендующих на победу, на результат. Что касается развития дальше территории МГУ, у нас есть проект строительства еще миллиона квадратных метров за библиотекой и за "Шуваловским" и "Ломоносовским" корпусами вплоть до улицы Коштоянца. Проект существует, он обсужден с руководством страны, поддержан, идет необходимая работа по началу строительства. Сейчас мы объявили тендер на строительство школы для одаренных и тендер на проектирование общежитий. Вчера я подписал документы, тендер на проектирование общежитий. Таким образом, через несколько месяцев на этой территории начнется строительство школы для одаренных – это будет дворец. И начнется работа по проектированию корпусов общежития для студентов Московского университета. Этот проект уже утвержден Владимиром Владимировичем Путиным и обеспечен средствами за счет инновационной деятельности. Все остальное – это инновационный проект на миллион квадратных метров в будущем.
Ведущий: Спасибо! Перейдем к следующей тематике, поговорим немного о международном сотрудничестве. Какие достижения Вы могли бы отметить за последний период времени в сфере международного сотрудничества, в сфере обмена студентами? И какой факультет предпочитают иностранные студенты?
Садовничий В.А.: Я хочу сказать, что у нас учатся 3,5 тысячи иностранных студентов в наших зарубежных филиалах. Мы имеем пять филиалов – это полноценные университеты. Они учатся по программам и стандартам Московского университета. Преподаватели из Московского университета приезжают принимать экзамены. В конечном итоге студенты получают дипломы МГУ. Обучение, соответственно, ведется на русском языке. Мы обычно даже не задумываемся: казалось бы, Советский Союз распался, и все республики "разбежались по разным квартирам", но Московский университет первый собрал пять стран, создав там филиалы и набрав три тысячи студентов. Я говорю о филиале в Казахстане, в Узбекистане, в Азербайджане (Баку) и Таджикистане (Душанбе), а также о нашем самом первом филиале в Севастополе, Украина. Таким образом, эту важную часть международной деятельности Московский университет выполняет очень успешно. Традиционно понимается, что иностранные студенты – это те, кто приехал учиться непосредственно в сам МГУ. Всего у нас 7 тысяч иностранных студентов из разных стран. Преимущественно это Китай и Япония. Конечно, мы могли бы обучать больше иностранных студентов, и такая задача стоит перед Университетом, и в программе развития этот приоритет обозначен. Нам надо учиться более эффективно работать на конкурентном поле, где нет прямых подарков. Здесь надо доказывать, что именно в Московском университете и качество, и цена обучения соответствуют. Хотя в целом, цифры, которые я назвал, показывают, что на самом деле у нас не так все плохо. Преимущественно иностранные студенты, особенно студенты из Китая, идут на естественные факультеты, но также много студентов, изучающих языки. Я считаю, что надо открывать представительства и филиалы в более дальних странах. У нас есть аспирантура в Китае в Пекинском университете, есть еще один Институт Ломоносова М.В. в Китайском университете, есть представительство в Суне, США, также, нельзя назвать филиалом, но достаточно тесное сотрудничество с учебным заведением в Женеве. На мой взгляд, такую линию, создание таких представительств и точек влияния Московского университета в других странах нам надо развивать шире. Иностранные студенты, безусловно, большое значение придают условиям и безопасности проживания в стране. И понятно, что мы всем обществом должны заботиться об улучшении условий безопасного пребывания. Университет обязан создавать комфортные условия для приезжающих иностранцев. Побеждать можно только на этом пути. Да, я хотел еще добавить. Был замечательный проект, когда летом нас посетил китайский вице-премьер Ли Кэцян, он пригласил 300 студентов МГУ поехать в августе в Китайскую народную республику на стажировку на 15 дней. 300 студентов отобранные по конкурсу, были направлены за счет приглашающей стороны в Китай. Они проехали почти всю страну, побывали в университетах, стажировались, и по окончании этой поездки в Доме народных представителей Ли Кэцян принял всех 300-т студентов на государственном уровне. Я летал на это заключительное мероприятие на один день и видел, с какой ответственностью китайское правительство относилось к приему наших студентов, на встрече присутствовали все министры. Возможно, не случайно товарищ Ли Кэцян становится сейчас вторым лицом в Китае. На этой встрече я пригласил 100 китайских студентов к нам в мае 2013 года, и уже сейчас мы готовимся к их приему. Ли Кэцян написал мне письмо, он будет лично следить за приездом группы китайских студентов. Я думаю, что такая акция — два дружественных акта между таким странами как Китайская народная республика и Россия — это вопросы государственного значения, и мы очень ответственно готовимся к приему ста китайских студентов на 15 дней в мае на стажировку в Московский университет и готовы их сопроводить в другие места, которые они пожелают посетить.
Ведущий: Спасибо! Если говорить о рейтинге МГУ им. М.В. Ломоносова, как Вы считаете, какова в настоящее время его позиция в мире?
Садовничий В.А.: Это сложный вопрос, здесь, к сожалению, очень много путаницы и, как я бы сказал, не совсем квалифицированных суждений. Прошу меня извинить, но хотелось тем самым привлечь внимание к ответственным заявлениям по рейтингованию. Совсем недавно Международный конгресс математиков принял решение, которым предупреждает общество от привлечения значения числа. Они говорят, что манипулирование числами без продумывания стоящего за ним смысла чревато для принятия общественных решений. Мы иногда увлекаемся подсчетами, и зачастую выходит, что в России вовсе нет образования, нет университетов и так далее. Заканчивается тем, что люди теряются. Если раньше однозначно считалось, что образование, бакалавриат у нас на порядок выше, и это так и есть, то сейчас вносится смута. Рейтинги – это, безусловно, работа, это, безусловно, информация, но она должна применяться осмысленно, обдуманно, с учетом результатов и целей, которые ставятся перед рейтингом. Необходимо обсуждать не просто результаты рейтинга, их значения, а понимать смысл, видеть не число, а его характеристику. Поэтому иногда получаются абсолютно диаметрально противоположные результаты. Например, по мониторингу, которое проводило Министерство образования и науки РФ, два российских университета гуманитарного профиля были признаны неэффективными. А в рейтинге "Эксперт", который был проведен через неделю, они были в десятке лучших университетов России. Это означает, что, видимо, численные показатели в первом случае не отражали специфику направления подготовки по гуманитарному профилю, а второй, наоборот, оценил именно эту специфику и качество. Поэтому я считаю, что только те рейтинги инвариантны, которые оценивают качество подготовки, дают картину использования и оценивания работодателями выпускников, какое место занимает выпускник в иерархии оценок работодателя. Важно учитывать траекторию выпускника, то есть количество выпускников, работающих в ведущих компаниях. Как научиться измерять качество образования, траекторию, потребность, значение для общества? Трудно. И оппоненты обычно говорят: мы это не можем измерить, значит пока учитывать это не будем. А учитывать будем количество нобелевских лауреатов, цитируемость в определенном топ-списке журналов и т.д. Но это вовсе не означает, что наши университеты, в том числе и Московский, должны сложить руки и наблюдать за всем. Мы должны понимать, бороться, конкурировать и участвовать в этих процессах. Поэтому какой бы рейтинг ни был, мы должны сравнивать себя по нему с другими, и если выявлены слабые стороны — обязательно их исправлять. Встав на позицию "это нас не касается", мы точно будем проигрывать. Существующие рейтинги довольно наукометрические. Скажем, по Шанхайскому – мы в сотне все годы и ни разу не выходили из нее. Один казус произошел с рейтингом "Times", в котором МГУ находился на 33-м месте в позапрошлом году, а в этом году вышли за сотню. Ни один другой университет сильно не подвинулся в рейтинге, только Московский. Естественно, мы поинтересовались у "Times" причинами такого движения за год при практически неизменном положении других университетов. За год Университет никуда не падает, он может только шагнуть чуть-чуть вперед, или быть стабильным – это его свойство. Увы, мы получили невнятный ответ. Но я бы хотел отметить, что при составлении этих рейтингов значительное место отводится мнению экспертов: рассылаются сотни тысяч анкет, и эксперты из 150-ти стран оценивают тот или иной ВУЗ. Например, "Times" в этом году задал вопрос: пошлете ли вы своего постдока учиться в Московский государственный университет? Сразу скажу, что в Московском университете системы постдоков нет. Ни один иностранный эксперт не знает, что у России есть такая система, она более характерна для других стран. Можно допускать, что именно по этой причине эксперты не написали о желании послать учиться своего постдока в Московский университет. Мы предложили "Times" поставить вопрос по-другому: "Возьмете ли вы в свою лабораторию выпускника МГУ?" 100% бы ответили, что с удовольствием возьмут, потому что их лаборатории наполовину состоят из выпускников Московского университета. Вот цена вопроса и формулировки. Но "Times" считает иначе. Но, тем не менее, и ответственность экспертов, в том числе из России, присутствует. Много наших ученых выступает в роли экспертов. На мой взгляд, необходимо по-возможности более детально изучать картину того или иного университета, прежде чем ставить ему галочку и отводить место в рейтинге.
Ведущий: Виктор Антонович, спасибо Вам большое за Ваши ответы! С наступающим Вас и всех студентов МГУ праздником! Успехов, развития и процветания Московскому университету!