Вступление России в ОЭСР. Росстат: международные стандарты и качество статистических наблюдений
Предлагаем ознакомиться с видеозаписью нтернет-конференции.
2 июля в 11-00 В ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с участием руководителя Федеральной службы государственной статистики Александром Евгеньевичем Суриновым.
Тема интернет-конференции: "Вступление России в ОЭСР. Росстат: международные стандарты и качество статистических наблюдений".
Ведущий интернет-интервью: Гусев Константин (Информационное агентство "ГАРАНТ")
Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Александра Евгеньевича Суринова — Руководителя Федеральной службы государственной статистики.
Уважаемый Александр Евгеньевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы в очередной раз нашли время, прийти в ИА "Гарант" для того, чтобы ответить на вопросы нашей интернет аудитории.
Тема интернет-конференции: «Вступление России в ОЭСР. Росстат: Международные стандарты качества и статистических наблюдений».
К моменту начала нашей конференции поступило очень большое количество интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить на обсуждение нашему уважаемому гостю.
Александр Евгеньевич с Вашего позволения, начну с первого вопроса. Он звучит так: В 2012 году планируется присоединение России к Организации экономического сотрудничества и развития, так называемой ОЭСР, которая отличается высоким требованием к различным сторонам деятельности государства, в том числе к организации статистического учета. Скажите, пожалуйста, как будет организован статистический учет после присоединения России к ОЭСР?
Суринов А. Е.: Добрый день! Позвольте Вам сказать спасибо, что пригласили. Очень хорошая площадка. Пообщаться с интернет-аудиторией на такой площадке - это очень важно. И тема хорошая, важная, потому, что вступление в ОЭСР для России, для российской статистики - это очень важно. Стандарты, которые выдвигает ОЭСР для национальных статслужб - очень высоки. Мы имеем неплохие оценки со стороны Департамента статистики МВФ, но стандарты ОЭСР - гораздо более жесткие с точки зрения статистики. Четыре года нас проверяли, оценивали миссии ОЭСР. Эти миссии были очень требовательными. Мы пытались объяснить нашу российскую ситуацию, на нас смотрели через очки международной организации. Статистические стандарты ОЭСР, предполагают то, что все страны-члены ОЭСР работают по гармонизированной методологии. Собирают информацию похожим образом, используют близкие концепции и определения, пользуются в своей практике соответствующими классификаторами. С той целью, чтобы все страны-члены ОЭСР были сопоставимы друг с другом. Статистика в данном случае - есть инструмент для анализа и прогноза. Мы рассматриваем российскую статистику, как один из элементов улучшения инвестиционной привлекательности нашей страны. Хотелось бы, чтобы статистика РФ действительно не была бы тормозом с этой точки зрения. Если говорить о том, как будет организован статистический учет, то важно отметить, что принципиально он сильно не поменяется, постольку поскольку за последние 20 лет мы все-таки смогли выстроить систему статистики, которая может работать в рыночной экономике. Но существует довольно много нюансов: не на все вопросники ОЭСР мы отвечаем, не полностью их заполняем, есть пробелы именно в тематике статистических наблюдений, есть пробелы с точки зрения реализации таких стандартов статистики, как система национальных счетов. Есть серьезные недоработки, т.е. отсутствуют многие счета, которые мы должны составлять. Есть вопросы, связанные с координацией деятельности в сфере статистики со стороны Росстата и т.д. Поэтому до конца этого года, мы надеемся получить финальный обзор, финальную оценку нашей российской статистики с тем, чтобы потом создать план действий, в соответствии с которым мы будем ее улучшать. При этом хочу обратить внимание аудитории, что вопрос касается не только Росстата, вопрос касается официальной российской статистики. Так как, в процесс оценки были вовлечены не только Росстат, но и Таможенная служба, Налоговая служба, Казначейство и ряд других ведомств. Однако, Росстат всё же играет главную роль, поскольку большая часть официальной статистики создается именно Росстатом.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос. В настоящее время Росстатом ведется разработка национальных таблиц "затраты-выпуск". Что представляют собой данные таблицы? И для чего они служат?
Суринов А. Е.: Если вспомнить недавнее прошлое, советский период, то эти таблицы назывались "межотраслевым балансом". Те, кто учился в то время на экономистов, статистиков, может быть помнят эти таблицы. Они были первые построены по нашей экономике, по советской экономике за 1959 год, и потом практически каждые пять лет они составлялись. Таблицы "затраты-выпуск" - это аналогичные таблицы, но созданные в рамках системы национальных ЧП. Межотраслевой баланс создавался в системе материального производства. Опять же, если кто помнит Карла Маркса, его схему воспроизводства - это все оттуда. Здесь таблицы "затраты-выпуск" - это набор таблиц. Есть таблицы ресурсов, есть таблицы использования, есть симметричная матрица, есть вектора затрат труда, капитала. Т.е. это набор таблиц, который показывает взаимосвязи между отраслями или видами деятельности в экономике. Условно говоря, насколько продукция, произведенная в энергетике, потребляется в сельском хозяйстве или металлургии, а сколько продукции металлургии потребляется в машиностроении, в строительстве и т.д. Эти таблицы позволяют моделировать и прогнозировать экономическую ситуацию очень детально. С одной стороны - это хороший инструмент для разработки различных вариантов политики, например, инвестиционной политики, налоговой политики, таможенной политики. Потому что, представлена каждая отрасль, или каждый вид деятельности с двух точек зрения: как продукция этого вида деятельности распределяется по другим видам деятельности. И одновременно показывается вид экономической деятельности с точки зрения структуры его стоимости, т.е. с точки зрения затрат на производство этой продукции, с выделением оплаты труда персонала, который работал на этом виде деятельности, налогов, прибыли и т.д. Потому эти таблицы имеют огромное значение с точки зрения моделирования и прогнозирования. Для нас, для статистиков, составление таблиц - это очень важный инструмент. Когда мы их составляем, мы максимально подробно, на максимально детализированном уровне увязываем ресурсы и использование. И тем самым мы получаем очень качественную оценку ВВП. В большинстве стран эти таблицы составляются раз в пять лет. Большие таблицы на основе специальных обследований, когда собирается информация о детализированной структуре затрат предприятий, организаций. А между ними делаются краткие таблички. Так живут большинство стран мира. Так мы, кстати говоря, жили, когда-то в Советском Союзе. Департамент статистики МВФ оценивает качество макроэкономической статистики стран в том числе и по тому, составляются ли такие таблицы или не составляются. Если таблицы составляются, значит, расчет ВВП максимально корректный, максимально прозрачный, и ресурсы с использованием увязаны. Если нет, то значит национальная статистическая служба не обладает необходимым количеством информации, чтобы сделать правильный вывод.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, каким образом переход России на международные стандарты статистических наблюдений, будет способствовать повышению открытости и прозрачности отечественной экономики в глазах всего мирового сообщества? И что именно будет для этого сделано?
Суринов А. Е.: Я уже начал об этом говорить, отвечая на первый вопрос. Представьте себе, иностранный инвестор, привыкший жить в определенной экономической среде, обладающий определенными знаниями, что даже с точки зрения структуры экономики, ему понятны названия видов деятельности. Он уже не задумывается, какие подвиды деятельности включаются в более крупный вид деятельности и т.д. Он не задумывается о концепции основных макроэкономических показателей: что такое из себя представляет ВВП, из каких компонентов он состоит, что такое прибыль, что такое оплата труда и т.д. Он привык жить в той среде. При этом он интересуется экономикой другой страны, в частности, России. Наша экономика большая, рынок интересный, привлекательный и иностранные инвесторы, конечно, хотят, чтобы наша экономика была описана им на понятном языке. Кроме всего прочего, нашу экономику будут сравнивать с другими экономиками, именно базируясь на количественной, статистической информации и аналитике, они должны быть уверены, что эта информация максимально сопоставима. То есть, если мы приводим цифры по России, то они должны быть максимально сопоставимы с цифрами Германии, Франции и т.д. С этой точки зрения данная функция статистики очень важна - описание экономики. При этом, не надо забывать, что когда мы говорим о международных стандартах - это означает, что эти стандарты есть плод коллективного, многолетнего труда лучших умов мира. Поэтому, когда мы реализуем международные стандарты, мы уверены в том, что работаем по самой современной методологии.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос: Что для России необходимо предпринять, чтобы вступить в ОЭСР? Какие требованиям нужно соответствовать? Для чего России вообще вступление в ОЭСР необходимо? И необходимо ли на самом деле? И в итоге, что конкретно даст нам само вступление в эту международную организацию?
Суринов А. Е.: ОЭСР - это организация, которая объединяет наиболее развитые страны мира. Странами-членами ОЭСР создается 60% ВВП, это локомотив развития мировой экономики. При этом, это страны с развитыми статистическими системами. Когда присутствуешь на ОЭСРовских конференциях, то удивляешься глубине проработки вопросов в области статистики и широте подхода. Это на самом деле элитарный клуб. Конечно, хотелось бы, чтобы российские статистики были частью этого элитарного клуба, чтобы они могли участвовать в разработке методологии, чтобы они могли общаться с лучшими мозгами в сфере статистики в мире, чтобы в конце концов наши лучшие мозги оказались в их составе. Про прозрачность я уже говорил, стандарты ОЭСР - очень жесткие, и страны, как члены ОЭСР, должны их выполнять и они их выполняют. Это означает то, что экономика страны должна быть описана понятным языком, как для населения страны, так и для инвесторов ведущих стран мира.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос. В апреле 2012 года, в Росстате была проведена комплексная работа, миссия Организации экономического сотрудничества и развития, по статистике в рамках процесса присоединения России к Организации. Скажите, пожалуйста, каковы на данный момент итоги данной миссии? К чему пришли? Есть ли какие-то итоги по направлению присоединения России к ОЭСР?
Суринов А. Е.: В части миссии?
Ведущий: Да, в части миссии.
Суринов А. Е.: В части миссии она работала именно по официальной статистике. Мы в Росстате провели такую встречу в составе других министерств и ведомств, и с членами миссии. Это была оценка готовности российской статистики реализовать у себя стандарты ОЭСР. В июне, по результатам проведённой работы, состоялось обсуждение итогового обзора в Комитете по статистике ОЭСР. Там присутствовали руководители национальных служб стран-участников ОЭСР. Мы надеялись на то, что нам будет дана некая положительная оценка. Почему? Потому что, сам обзор, те фрагменты, которые мы видели, говорил о положительных тенденциях, там было довольно много критики, но тем не менее отмечался довольно большой прогресс российской статистики. Мы надеялись, что получим в ближайшее время обзор, который станет для нас неким руководящим документом, основой нашего мастер-плана, по дальнейшему улучшению статистики, и приближению её к стандартам ОЭСР. Но наши коллеги взяли тайм-аут до конца года, они объяснили это, тем что в связи с переподчинением Росстата Правительству РФ, необходимо понять, стала ли наша статистика более независима, или же наоборот менее независима. В обзоре апрельской миссии уделялось много внимания тому факту, что Росстат подчинен Минэкономразвития — по этому поводу высказывалась некая обеспокоенность нашими коллегами из ОЭСР. В прошлом году, выступая на заседании Комитета по статистике ОЭСР, я обратил внимание, что в большинстве стран мира их национальные статслужбы находятся в формальном подчинении, как правило, Министерству экономики, Минфина, реже Министерства внутренних дел. Указывая на то, что это нормальная практика, которая встречается не только в Российской Федерации.
Ведущий: Спасибо большое! Вернемся опять к таблицам "затраты-выпуск". Создание таблиц "затраты-выпуск" довольно-таки большая статистическая работа. Она требует больших трудовых затрат и дополнительных финансовых ресурсов. В связи с этим вопрос: Будете ли Вы привлекать дополнительные ресурсы для ускорения выполнения данной работы? А так же немного расскажите, пожалуйста, о таблицах затратах в иных государствах. Как у них это все происходит? Похожи ли наши таблицы затрат на опыт иностранных государств?
Суринов А. Е.: Я, может быть, с конца начну. Сами таблицы "затраты-выпуска", их методология составления и что они из себя представляют, описание - это часть руководства по системе национальных счетов. И все это можно посмотреть. И все страны должны делать таким образом. Есть национальная специфика, есть возможности финансирования, различающиеся по странам, есть традиции. В отдельных странах такие таблицы могут составлять, например, матрица, т.е. виды. Если возьмем симметричную таблицу, отрасли потребителей и отрасли производителей, то где-то может быть и больше тысячи таких отраслей. Где-то есть страны с более скромным бюджетом и иными традициями, и с менее диверсифицированной экономикой, то в данном случае эти таблицы могут быть - 200, 300. В большинстве стран требования международных организаций - это примерно 70 видов экономической деятельности, должно быть сгруппировано. Примерно такая размерность таблиц. Опыт национальный - самый разный. В советское время наши таблицы состояли из 100 отраслей. 100 на 100 - были матрицы такие, итоговые. Что касается самих таблиц, то да - это такая работа трудоемкая, тем более последние таблицы похожие, в соответствии с методологией национальных счетов, мы составляли за 1995 год, это было довольно давно, была другая структура экономики. И по сути дела мы очень большие ресурсы потратили на научные разработки, т.е. нанимали отраслевые различные НИИ, и не только отраслевые, экономические различные организации на то, что нам разрабатывали саму структуру даже бланков. А какие виды продукции потребляет та или иная отрасль? Мы сильно потеряли за это время, много потеряли знаний. Плюс ко всему появились новые классификаторы, которые мы должны были использовать, это можно говорить о дополнительных ресурсах, таких интеллектуальных ресурсах. И конечно, информацию нужно собирать, очень детализированную информацию до тысячи позиций в наших бланках "структуре затрат". И ходили наши специалисты, мы их нанимали специально наших интервьюеров, которые ходили собирали эту информацию на предприятиях - это тоже дополнительно руки, ноги. В какой-то степени тоже ... (3:02) потому, что иногда бланки были буквально заполнены. Сейчас вся работа завершена, т.е. информация собрана и сегодня уже Росстат будет сами таблицы эти составлять, балансировать, ресурсы использования - это довольно такая трудоемкая штука. Распространить итоги на генеральную совокупность. Ну и конечно, будем тоже привлекать дополнительных работников с точки зрения анализа, а реальная структура затрат вот для этого вида деятельности какая-то фантастическая, нужно править. Будем опять, видимо, обращаться на предприятия с тем, чтобы они посмотрели. Мы сведем, например, автомобилестроение, наверное, какой-то завод, где есть хорошие специалисты найти и показать им структуру затрат в целом по автомобилестроению России, насколько это похоже на правду или нет. В советское время было проще, были отраслевые министерства, были отраслевые НИИ. И мы, конечно, использовали интеллектуальный потенциал этих НИИ. Сейчас, к сожалению, этого нет, и придется обращаться еще раз к бизнесу уже за консультацией. Это тоже дополнительный интеллектуальный ресурс.
Ведущий: Спасибо! Александр Евгеньевич, мы с 1996 года теоретически пытались вступить в эту международную организацию и только в нынешнем году мы будем вступать, уже наверное, стопроцентно будем в нее вступать. Хотелось бы понять, почему нас не принимали ранее? Период такой большой временной прошел, с 1996 года по 2012 год. Какая причина, на Ваш взгляд?
Суринов А. Е.: Это вопрос не ко мне. Наверное, к Министерству экономического развития, может быть к Министерству иностранных дел. Я что могу сказать? Вообще в 1996 году Председатель тогдашнего Правительства, Виктор Степанович Черномырдин направил генсеку ОЭСР письмо, где высказал пожелание вступить в ОЭСР. Там ни да, ни нет не было сказано. Было принято, что очень хорошо, но вообще-то по идее за все это время Россия изучала требования ОЭСР. Там же довольно такие серьезные требования не только в статистике: в законодательстве в разных сферах, в правоприменительной практике: к регламентам. Там много чего переделывать. И вот 2007 году сама уже Россия, как страна сменила многое в области законодательства и других сферах. И уже в 2007 году, видимо, вопрос уже был поставлен более конкретно. И Россия такой путь прошла большой и значительный, что сама организация посчитала, что да, возможно. Необходима уже некая донастройка что ли самой системы, и в том числе и в сфере статистики. Кстати говоря, мы ведь тоже не спали, до 2007 года мы очень активно работали с международными организациями, мы сотрудничали с ОЭСР. И информация по России публиковалась в, так называемых, ключевых индикаторах ОЭСР в разделе по странам, не членам. Мы для себя тоже хотели соответствовать тем высоким стандартам. Мы очень активно работали с МВФ. И то, что мы реализовали с МВФ по сфере статистики - это тоже пригодилось при изучении статистики российской со стороны миссии ОЭСР. Мы активно работали с Евростатом, с национальными статслужбами Европы, мы пытались всему научиться. Т.е. какой-то определенный период прошел. И уже мы стали более восприимчивы к стандартам ОЭСР в различных сферах. Я отвечаю за статистику, в статистике это тоже произошло.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос. Достаточно ли полномочий Росстата в сфере государственного статистического учета для приведения статистических методологий и практики в соответствии со стандартами ОЭСР?
Суринов А. Е.: Здесь трудно сказать. Здесь вопрос распадается на несколько блоков.
Ведущий: На момент именно 2012 года, допустим.
Суринов А. Е.: Я понимаю. Можно одно сказать: нет, и поставить точку. Я хочу все-таки объяснить потому, что где-то - да, где-то - нет. Если мы говорим о том, что нужно сделать и чего не хватает, чтобы реализовать стандарты, то есть пробелы, например, в законодательстве. Есть пробелы в законодательстве России, которые, условно говоря, необходимо каким-то образом решить, чтобы ликвидировать вот это вот несоответствие. Например, миссия обсуждала в прошлом году еще, как же вы проводите перепись населения, когда участие в переписи населения не обязательно. Миссия заложила, как факт, а вопрос задавали профи статистики и руководители национальных статслужб: как же вы, русские проводите перепись, когда она у вас необязательна? И задавались в таких странах демократических, не хочу говорить, с такими хорошими революционными традициями, с такой демократией, что есть чему у них поучиться многим другим странам. Как же вы перепись проводите без обязательности? Пробел? Пробел. Второй пробел - например, он связан с координацией. Что есть координация? Это возможность сделать таким образом, чтобы собирать информацию от респондентов: бизнес, население, таким образом, чтобы эффективно расходовать деньги федерального всем бюджетным организациям. Второе - не мучить респондента излишними вопросами, т.е. если уже государство знает о чем-то, то уже не надо этот вопрос задавать. Вот пример с налоговой службой. Налоговый кодекс в трактовке юристов налоговой службы не позволяет им допускать нас, как они говорят, к налоговой тайне, т.е. к налоговым декларациям по конкретным налогоплательщикам. А в странах ОЭСР обязаны это делать налоговые службы. Почему? Потому, что если я не знаю про конкретный завод, предприятие, не имея налоговой информации и или иной информации, которая есть в налоговой декларации, тогда я должен организовать статнаблюдение и эту информацию собрать. Т.е. потратить деньги федерального бюджета, помучить респондента, отвлечь его от работы и т.д. Там в тех странах ценят время, ценят деньги и уважают бизнесменов. Зачем же его от работы отвлекать, когда уже государство про него знает. Проблема налогов? Проблема. Дырка? Дырка. Вот ее надо тоже каким-то образом решить. Тоже самое касается информации по пенсионным фондам и других государственных бюджетным фондам. Не надо мучить людей, не надо мучить бизнесменов, задавать им вопросы, ответы на которые уже есть у государства. Мы - часть государства, мы - государственная служба. Это тоже, грубо говоря, вопросы координации. Плюс ко всему вопросы координации, если например пользование одних и тех же классификаторов социально-экономической информации. В России есть закон, в России есть постановление, что нельзя использовать другие только общероссийские. Но что делать? Федеральное... (3:41)власти, к сожалению, ряд из них, меньшинство, но такие есть использовать непонятно какие классификаторы. Мы это знаем, но у нас плетки нет. Мы вообще мирное ведомство. Но тогда какое-то у нас должно право быть обратиться к тем, у кого есть плетка. Они нарушают решение Правительства. Вот с точки зрения этого, конечно, не хватает возможностей для координации. Хотя есть такие инструменты, они созданы были в рамках действующего закона, например, федеральный план статистических работ. Это очень серьезный механизм, в соответствии с которым та официальная статинформация может создаваться. Она будет официальной только тогда, когда она создана в соответствии с федеральным планом статистических работ - это закон такой о статистике в России. И если там есть соответствующая запись, тогда результат этого статнаблюдения является официальной статинформацией. Вот в этом федеральном плане статработ не только Росстат, а все ведомства, которые собирают количественную информацию, утверждают федеральный план Правительство. Попало, хочешь-не хочешь, должен выполнять. Это хороший инструмент, такой инструмент не у всех есть. Еще один инструмент - это единая межведомственная информационно-статистическая система, создана по решению Правительства несколько лет назад, это по сути дела федеральный план статработ в электронном виде. Опять здесь возникает вопрос, если даже зайти на сайт Росстата посмотреть ее, она сейчас там функционирует в экспериментальном режиме, мы являемся координатором. Т.е. мы говорим, как и что нужно сделать, а оператором системы является Минкомсвязь. Вот там пустые места, во многих ведомствах не хватает информации, или просто вообще ничего нет. Опять, решение Правительства, плетка... Вот что делать? Вот мы вроде координируем. Ну как в России, законы очень тяжелые, а можно их и не выполнять. Вот что-то в этом духе. Конечно, здесь необходимы определенные усилия с тем, чтобы эта координирующая функция у Росстата была, чтобы Росстат был здесь в большей степени вооружен, как ее проводить - вот с этой точки зрения. Поэтому по этому вопросу координации министерство отвело очень большое внимание, как мы можем влиять. При этом так, функция: у Росстат есть форма статистической отчетности. Без нас никто никуда. Пока мы не согласовали, ни одна форма статотчетности никуда не пойдет. Вот эта функция, она выполняется жестко. Просто нельзя - и все. Т.е. понимаете, здесь хватает силы для координации. Мы этого ждали, чтобы проанализировать и воспользоваться авторитетом уважаемых международных организаций, чтобы начинать двигать это. Подождем... Что значит подождем? Подождем до конца года, подождем обзор, а двигать будем ее и сейчас потому, что уже понятно, что здесь необходимо усилия нам наращивать. Поэтому есть ряд инструментов, но или вопросы конфиденциальности. Мы никогда никому информацию по конкретном предприятии, человеке не даем третьим лицам. Закон о персональных данных - на нашей стороне, закон "Об информации" - на нашей стороне, закон "О статистике" на нашей стороне, предусматриваем различную ответственность уголовную за разглашение. Что касается предприятий. Как же хотели правоохранительные органы, чтобы мы выдавали информацию, все, приучили всех - нет, никому. Но есть одна организация, в законе о которых написано, что они могут, выполняя свои функции, требовать эту информацию. Но могут и могут. А мы имеем право не давать. Казалось бы, не даем и все, но только в этой организации есть право штрафовать. И эта организация штрафует - это федеральная служба судебных приставов. Штрафуют на 5-6 тысяч рублей, но это штрафует не центральный аппарат, а люди, которые работаю в районах. У них денег-то, извините, и 5 тысяч и тысяча рублей - это деньги. Вообще они должностных лиц штрафуют. И здесь возникла коллизия. И должен сказать, что Минэкономразвития, и Генпрокуратура это признала. Мы долго и много писали туда, действительно есть коллизия между двумя законами. И нужно это дело разрешать. Но почему я об этом говорю? Ведь казалось бы можно не обращать внимания: одна служба и т.д, но когда иностранный инвестор приходит, то он привык жить в системе, которая защищает его информацию. И статистику он выдает информацию, зная - статистик не даст третьему лицу. А оказывается в России не так. И это тоже снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. Они же обмениваются между собой. Вот почему Минэконом нас стал поддерживать? Когда мы это объяснили, действительно они стали на нашей стороне, и в Прокуратуре доказали, что это не просто. Что там для каких-то расследований, почему? Но можно взять непосредственно на предприятии эту информацию, если в рамках уголовного дела, или исполнения судебных решений. Пожалуйста! Почему надо брать в статистике. С этим мы боремся. Во всех остальных случаях, удалось убедить, объяснить, по крайне мере. Как смогли доказать, что персональные данные о человеке закрыты. Приняли соответствующий закон. А раньше тоже было, перепись населения 2002 года, помню запрос: дать про Иванова Иван Ивановича, что он про свое жилье рассказал. Тоже какие-то люди ходили из правоохранительных органов, видимо, поймать этого Иванова на чем. Тоже отказали в отсутствии даже закона о персональных данных, но тогда закон о переписи нам помог это сделать.
Ведущий: Понятно, спасибо! Александр Евгеньевич вот такой вот еще вопрос. Вы затронули перепись населения, хочется ваше мнение услышать. Будет ли после вступления России в ОЭСР как-то на законодательном уровне закреплена сама перепись населения, граждан?
Суринов А. Е.: У нас есть закон "О всероссийской переписи населения". Мы первую перепись в современной России, 2002 года проводили именно во соответствии с законом. В перепись 2010 года мы его слегка модернизировали в лучшую сторону, привели в соответствие с другими законодательствами, актами, законами, кодексами более высокой силы, инвестиционными законами. Поэтому мы живем в переписи только по закону, и считаем, что это правильно. Т.е. это чувствительная информация о людях, и в данном случае наш закон.
Ведущий: Соответствует международным стандартам?
Суринов А. Е.: Да, да. И всем хорош, только обязательности нет, к сожалению. В этой части мы будем продолжать консультироваться, пытаться доказать в плане законотворческой деятельности Правительства, связанной с вступлением в ОЭСР, там это у нас тоже это отражено. Т.е. будем вносить такой проект в закон. Но у нас есть Общественный совет, несколько месяцев назад было одно заседание. И мы попросили поддержки опять с точки зрения вступления в ОЭСР, поддержать нас, в частности по переписи населения, обязательности. И мнения членов Совета разделились. Мы даже не ожидали, что будут такие, которые нас не поддержат однозначно. Что те, которые говорят: нет, не нужна обязательность. И пришлось объяснять почему и как. И тогда Общественный совет сказал: так вы нам в сентябре расскажите, как вы будете проводить перепись населения в 2020 году. Нарисуйте фантастический проект. Мы посмотрим со стороны общества, пример ли этот проект общество. И о чем мы договоримся, мы в этой части будем вам помогать. Тогда вы нам докажете, что нужна обязательность или не докажете, или какие-то еще там новации. Поэтому Общественный совет нас так озадачил. Считаю, что это, честно говоря, правильно, потому что мы-то все смотрим, как статистики: собрать информацию, собрать информацию, обработать, передать пользователю. А здесь общество, взгляд со стороны общества - это очень важно, это взгляд не статистиков, а общества, совсем другой коленкор.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Наряду с другими инструментами, применяемыми в целях достижения формирования статистической информации, координирования деятельности в сфере государственного статистического учета, существует еще механизм межведомственных рабочих групп по статистической методологии. Расскажите более подробно, как она функционирует и каковы результаты работы вот таких вот групп?
Суринов А. Е.: Этот инструмент был создан по приказу Министерства экономического развития, когда несколько лет назад, Эльвира Сахипзадовна была министром, было несколько направлений: нормотворчество в сфере статистики, макроэкономика, статистика реального сектора, социальная статистика. Такие группы были созданы, они состояли в основном из работников Росстата и Минэкономразвития, с привлечением, естественно, экспертов. Обсуждали конкретные вопросы в той или иной сфере статистики. Такие рабочие группы были созданы. А до этого у нас всегда были рабочие группы, или комиссии. У нас была комиссия по всероссийской переписи населения, перепись 2002 года, 2010 года. У нас была комиссия по сельскохозяйственной переписи 2006 года. Т.е. мы всегда пытаемся работать с экспертами, возродили научно-методологические советы. Было несколько заседаний, довольно важных и интересных. Поэтому мы с экспертами работаем всегда, вот эти группы для решения конкретных вопросов, текущих по поводу сегодняшней ситуации.
Ведущий: Спасибо! Александр Евгеньевич, на каком этапе сейчас находится законодательная работа по приведению российской нормативно-правовой базы в соответствии с нормами ОЭСР?
Суринов А. Е.: Есть правительственный план по модернизации законодательства в связи с вступлением в ОЭСР, наше предложение - в законе о "О переписи" и других нормативно-правовых актах, поэтому двигаемся в рамках существующей процедуры. Потому, что есть регламенты Правительства, мы не должны их нарушать. Тут никаких особых новаций нет, все определяется действующим порядком. Надеемся на понимание Минюста, и других структур. Наши предложения, вызваны тем, что нам необходимо приводить российскую статистику в соответствие со стандартами ОЭСР, я говорил уже об этом раньше, некоторые вещи уже просто нельзя предпринимать из-за того, что такие законы. Надо здесь каким-то образом более тонко настраивать.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос. Скажите, пожалуйста, была информация, что начиная со второго квартала 2012 года, в России началось выборочное проведение федерального статистического наблюдения за затратами на производство и реализацию товаров, работ, услуг и результатами деятельности хозяйствующих субъектов. Для чего и где будет использоваться данная информация?
Суринов А. Е.: Тут как раз информационная основа для составления таблиц "затраты-выпуск", потому, что текущая статистика не дает возможности получить информацию, которая необходима для составления таких таблиц, там очень детализирована структура затрат, архидетализирована структура затрат. Довольно много анкет, ориентированных на конкретный вид деятельности, т.е. так чтобы металлургу не попала анкета булочника, и наоборот, потому, что это отвлекает бизнес и вызывает удивление. Поэтому у нас такие ориентированные на конкретный вид деятельности анкеты, их довольно много. Мы смотрели в западных странах, как они проводят такие работы. Обследование такое практически завершено, я уже говорил, мы собрали практически всю необходимую информацию. Сейчас идет ее проверка, потому, что были, так сказать, незаконные части ответов на наши вопросы. Некоторые заполненные вопросники вызывали у нас сомнения. Сейчас наши коллеги в территориальных органах все это дело вычищают, обращаются еще раз к предприятиям. Это сделано для того, чтобы составить таблицу "затраты-выпуск". Такая практика была в советское время, потому, что текущая статистика никогда не позволяла такую детализированную информацию. Вот мы и не мучаем бизнес каждый год, а только раз в пять лет, а через последующие годы, до следующего составления таблиц "затраты-выпуск" будем жить на основе этой информации, это тоже нормальная политика.
Ведущий: Спасибо большое! Следующий вопрос. Каковы принципы официальной статистики ООН? И какие существуют расхождения с практикой применения при осуществлении статистических наблюдений в России? Насколько механизм работы российской статистической системы соответствует основным принципам официальной статистики ООН?
Суринов А. Е.: Есть десять принципов, я не буду все перечислять.
Ведущий: Озвучьте, пожалуйста, хотя бы один-два.
Суринов А. Е.: Да, важные принципы, например - открытость статистики при одновременной конфиденциальности. Т.е. открытость статистики с точки зрения использования методологии должны быть публичны, должны быть понятны потребителям, при этом существует максимальный доступ к имеющимся статистическим ресурсам при полной закрытости информации, которая характеризует конкретного респондента. Т.е. нельзя респондента рассекретить, выдать про него информацию, не только прямо, но и косвенно. Поэтому в графе клетки должна быть информация не менее, чем по трем респондентам. Если там один респондент в этом показателе занимает 80%, то уже 5 должно быть респондентов, т.е. закрываем информацию. Тот же принцип, сложно реализуемый в России с точки зрения восприятия потребителей. Приведу пример: региональное правительство хочет знать, сколько на его территории произвели тракторов или автомобилей, а всего один завод это делает. Мы эту информацию закрываем. Или, например, муниципальному образованию хочется знать, сколько хлеба выпекли, а там один хлебобулочный завод - мы эту информацию закрываем. Это принцип конфиденциальности. Поэтому в этом плане есть конфликты между статистиками и потребителями. Но мы почем закрываем? Потому, что мы не должны выдавать бизнес. Мы должны сохранить эту конфиденциальность с тем, чтобы бизнес нам сообщал правду. У нас нет права на проверку, поэтому мы работаем с бизнесом на доверии. Принцип научности. Мы говорили с вами о рабочих группах, я говорил о методсовете, он реализуется таким образом - мы должны работать именно по научно обоснованной технологии. И всегда традиционно в нашей стране с экспертным сообществом у нас были хорошие отношения. Была, конечно, у нас адрес-критика, она и будет, бывает она очень резкая - это тоже все нормально. Но в любом случае мы в этом плане работаем вместе с экспертным сообществом. Принцип координации, о чем я говорил. Принцип координации за статистикой, т.е. все, что делается в сфере официального статучета должно координироваться, эффективно тратить деньги, не мучая излишне статистической нагрузкой респондентов и т.д. Использование административных данных в статистических целях, или административных записей точнее. Т.е. вот то, что опять государственные структуры получили от людей, предприятий, они передают в статистику, в статистике ими пользуются. Статистики должны и имеют право на интерпретацию своих данных, т.е когда провели статнаблюдение, получили информацию, статистики имеют право ее интерпретировать. Принцип независимости, т.е. условно говоря никто не может повлиять на статистическую оценку. Т.е. все цифры по инфляции, сроках, процентах прироста - нравится руководителями, не нравится - все принимайте это, нельзя как-то повлиять на статистическую оценку. Использование международных методологий, что тоже очень важно, мы об этом уже говорили. С тем, чтобы была сопоставимость между странами. И международное сотрудничество, потому, что статистика всегда предполагает взаимовыручку, взаимопомощь между статистиками, участие в международных различных рабочих группах с тем, чтобы совместно статистики национальные вырабатывали международные рекомендации. Вот так, если не очень схематично, но тем не менее примерно. Насколько соответствует российская статистика? Я пытался комментировать по каждому поводу. В принципе, с конфиденциальностью мы соответствуем, про службу приставов я вам рассказал — соответствуем, мы же не даем информацию. Штрафуют - не даем.
Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос. Насколько Росстат, как статистический орган не зависим в принятии методологических решений на практике? В чем выражается эта независимость, и как она отражается на результатах статистических наблюдений?
Суринов А. Е.: Абсолютно независимых структур я не видел ни в нашей стране, ни среди моих коллег из других стран. Но если говорить о независимости методологии. Закон "О статистике" как раз утверждает, что статистическая методология должна быть независимая, в других нормативных документах, в которых все прописано. Вот эта независимость. Невозможно же быть всезнайкой, поэтому когда мы разрабатываем методологию, организацию статнаблюдения, расчеты показателей, систему показателей, мы конечно смотрим на то, что рекомендуют международные организации. Есть в определенной степени специфика любой страны с точки зрения закона, ментальности людей, практики, традиций. Поэтому мы всегда подавляющим большинством, создаем такие или совместные рабочие группы, или проводим совещания и направляем на рассмотрение наши предложения в соответствующие министерства. В период, когда мы были в ведении Министерства экономического развития, это была некая обязанность Росстата сотрудничать с Минэкономразвития в этом плане. Пока еще не переделали этот регламент разработки статметодологии, но можно посмотреть, мы все согласовываем с Минэкономразвития. Но до этого и сейчас мы предполагаем, конечно, с Минэкономразвития, привлекать к этой работе другие министерства и ведомства. Например, по статистике сельского хозяйства, как не привлечь Минсельхоз? Это было бы совершенно неправильно. Или таможенную службу к статистике внешней торговли. Поэтому это все будем делать. Но в любом случае. В соответствии с регламентом принятие окончательного решения за Росстатом. Это как бы некая консультация со специалистами, но окончательное решение - за Росстатом, потому, что мы отвечаем. Вот в этом состоит независимость. Но посоветоваться надо обязательно. Мы делали это всегда, даже когда были в ведении Правительства и не подчинялись Минэкономразвития. Мы в любом случае почти все наши методики направляли на рассмотрение в различные ведомства и большинство в Минэкономразвития потому, что это главный потребитель был, есть и, я уверен, будет.
Ведущий: Спасибо большое, Александр Евгеньевич. И последний вопрос: есть ли какие либо данные, которые за последнее время вас удивили, или обрадовали, те, которые вам запомнились? И какие огорчили?
Суринов А. Е.: Вы знаете, за последнее время мне очень понравилось то, что когда мы проводили тяжелейшее обследование затрат на производство и реализацию продукции - то, о чем мы с вами говорили, это по сути дела тоже раскрытие коммерческих тайн предприятия - структура затрат. И оказалось, что подавляющее большинство наших предпринимателей на наши вопросники ответили. Меня это очень сильно порадовало. И на самом деле очень сильно порадовало, что мы переживали, что будут серьезные отказы, нам придется заставлять, применять административный кодекс, штрафовать. Единичные случаи - меня это очень сильно обрадовало. Потому, что бизнес делается все более и более цивилизованный. И это меня, как статистика, который работает именно с таким большим количеством исполнителей, не может не радовать. Что касается того, что огорчило? Цифры ведь не всегда радуют, сами цифры, сами количественные характеристики. Поэтому, что сказать? Все-таки инфляция, посмотрел последнюю неделю, за последнюю неделю опять инфляция подросла, хотя за полгода у нас инфляция ниже, чем в прошлом году была. За последние несколько недель она стала выше. Конечно, это не может радовать, что накопился какой-то инфляционный навес в экономике, если говорить о самих цифрах. Что еще может не радовать в сфере статистики? Что все-таки значительная часть респондентов не доверяет нам. И мы получаем полупустые вопросники, опросники заполнены не корректной информацией, некоторые вопросники - просто, чтобы отвязались, фрагментарные цифры. Это, конечно, очень плохо потому, что прежде всего бизнес должен быть заинтересован в статистике. Почему? Потому что мир все более усложняется. И конечно уже трудно будет ловить рыбку в темной воде. А статистика - это тот инструмент, если все говорят правду, максимально дают информацию приближенную к правде, которая используется в бизнесе для выработки своей собственной политики, для знания конкурентной среды, для знания потребителей, для знания тех, кто работает в смежных направлениях. И, кстати говоря, удивительно, но информация в российской экономике, в России довольно востребована у иностранных предпринимателей - это свидетельство того, что они интересуются нашей страной. Я когда разговаривал с начальником отдела статистики ЮНИДО - это ООНовская организация по промышленному развитию, очень популярна статистика из России, там интересуются. 0чень хотелось, чтобы здесь интересовались.
Ведущий: Александр Евгеньевич, еще раз хочу поблагодарить Вас за то, что Вы в очередной раз нашли время и приехали в ИА"Гарант", интересно и доступно ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Желаем Вам всего самого теплого и хорошего. Самое главное, мы знаем, что мы уже точно вступим в ОЭСР. Ждем Вас снова. Спасибо!