О практике применения водного законодательства Российской Федерации
30 ноября в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция руководителя Федерального агентства водных ресурсов Селиверстовой Марины Валерьевны.
Ведущий интернет-конференции - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").
Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашу гостью - Марину Валерьевну Селиверстову - руководителя Федерального агентства водных ресурсов.
Уважаемая Марина Валерьевна, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.
Тема интернет-конференции: «Практика применения водного законодательства Российской Федерации: актуальные вопросы».
В ходе интернет-конференции планируется обсудить актуальные вопросы дальнейшего развития водного законодательства Российской Федерации и предложения по его совершенствованию.
Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Селиверстова Марина Валерьевна ответит на вопросы, связанные с отношениями собственности на водные объекты, предоставлением их в пользование, управлением в области использования и охраны водных объектов, и иные актуальные вопросы применения водного законодательства Российской Федерации.
К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашей уважаемой гостье.
Селиверстова М.В.: Добрый день! Пользуясь случаем, хотела бы лично еще раз поздравить справочную правовую систему «Гарант» с юбилеем. На мой взгляд, это очень качественный, очень высоко систематизированный продукт, который существенно облегчает задачи современной юриспруденции. Я думаю, что к моему мнению присоединятся все практикующие юристы. Я желаю вам дальнейшего процветания и развития!
Ведущий: Большое спасибо за теплые слова! Марина Валерьевна, задам Вам первый вопрос. Поясните, пожалуйста, что такое береговая полоса общего пользования. Можно ли ей пользоваться для любительского или спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств?
Селиверстова М.В.: В вашем вопросе уже практически скрыт ответ. Начнем, наверное, с обсуждения того, что такое поверхностные водные объекты. Составная часть этого поверхностного объекта - береговая полоса. Поскольку в соответствии с водным законодательством поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, так называемая береговая полоса, также предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением каналов, а также рек и ручьев, протяженностью от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться без применения механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения, для пребывания вблизи водного объекта, в том числе для осуществления любительского, спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Но использование береговой полосы носит временный характер. Должна оговориться, что законодательство содержит исключения. Эти исключения касаются, в частности, случаев, когда использование водного объекта осуществляется на началах обособленного водопользования. Но эти случаи тоже оговорены соответствующими нормами законодательства, в частности статьей 38 Водного кодекса Российской Федерации. Обособленное водопользование исключает использование таких водных объектов другими физическими или юридическими лицами. В случаях, когда использование водного объекта носит обособленный характер, эти ограничения распространяются на использование береговой полосы такого водного объекта.
Ведущий: Спасибо, Марина Валерьевна! Подскажите, пожалуйста, каким нормативным документом утвержден размер ставок платы за пользование водным объектом?
Селиверстова М.В.: Это очень простой вопрос. При введении в действие Водного кодекса Российской Федерации предусматривалась замена разрешительной документации в виде лицензий на договор о водопользовании. В соответствии с заключаемым договором возникает такой вид дохода федерального бюджета, как плата за пользование водными объектами. В декабре 2006 года Правительством Российской Федерации было принято постановление, определяющее размеры ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Я обращаю на это внимание, поскольку на сегодняшний день действующее водное законодательство предусматривает, что водные объекты могут находиться не только в федеральной собственности, но также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В случае, когда водный объект находится в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, ставки платы за пользование такими водными объектами устанавливаются органами власти либо субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования.
На сегодняшний день в России водопользование является платным, и эти доходы выражаются в виде водного налога, в виде платы за пользование водными объектами. Размеры и ставки платы определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности", а ставки водного налога определены главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ведущий: Благодарю, Марина Валерьевна! Следующий вопрос. Предусмотрены ли российским законодательством случаи, когда право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе?
Селиверстова М.В.: Статья 16 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для целей рекреации, заключается исключительно по результатам аукциона. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случаях, когда есть несколько претендентов на приобретение права использования водного объекта. Это необходимо, когда акватория водного объекта достаточно обширна, предусматривается размер границ акватории водного объекта для того, чтобы определить параметры возможности использования этой акватории, когда предполагается размещение на этой акватории каких-то строений, плавательных средств, неких объектов, сооружений или в случаях, когда предусматривается иное обустройство этого водного объекта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены правила подготовки и заключения договоров о водопользования и порядок организации и проведения аукциона. С этим документом можно ознакомиться, прежде всего, в справочно-информационных правовых системах. Не говоря уже о таких официальных источниках как "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета", которые известны всем юристам.
Ведущий: Мы немножко поговорили о водных объектах. И следующий вопрос звучит следующим образом. Возможно ли строительство жилого дома в водоохранной зоне? Я думаю, многие хотят это осуществить.
Селиверстова М.В.: Это одна из новелл Водного кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2007 года. Новизна этой нормы состоит в том, что в соответствие со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации несколько изменилось юридическое понятие водоохранной зоны. На сегодняшний день ширина этих водоохранных зон, т.е. границы, которые она может достигать, составляют от 50 метров 200 метров для внутренних водных объектов и до 500 метров для морей. И действующее законодательство очень либерально развивает эту юридическую позицию по отношению к прежним нормам. Допускается размещение объектов, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с нормами законодательства в области охраны окружающей среды. На что надо обратить внимание? Мы уже говорили здесь о том, что 20 метров береговой полосы предназначаются для общего пользования. В структуре водоохранной зоны необходимо выделить, в том числе и 20-метровую береговую полосу, которая является общедоступной и на которую общедоступное право пользования гарантировано нормами водного законодательства.
Ведущий: Спасибо за ответ. Я думаю, что теперь каждый сможет построить себе дом!
Селиверстова М.В.: Главное, оборудовать его соответствующим образом.
Ведущий: Марина Валерьевна, некоторые эксперты убеждены, что для большей эффективности государственного управления водными ресурсами необходимо пустить бизнес в эту отрасль, т.е. дать возможность приватизации каких-то водных объектов. Действительно, это так, на Ваш взгляд?
Селиверстова М.В.: Наверное, данный вопрос необходимо адресовать этим экспертам. Давайте определимся, каковы основные цели бизнеса и задачи государственного управления. По общим нормам гражданского законодательства под предпринимательской деятельностью или, как вы выразились, под бизнесом, мы понимаем некую деятельность, осуществляемую на свой страх и риск с целью получения прибыли или дохода. Ее основной задачей является получение прибыли. Каковы основные цели и задачи государственного управления в любой сфере? Если рассматривать применительно к управлению водными ресурсами, то это гарантированное обеспечение водными ресурсами населения, объектов экономики, других потребителей, предотвращение негативного воздействия вод, обеспечение соблюдения законодательства в установленной сфере. Такие цели и основные задачи государственного управления водными ресурсами существуют в России. Мы видим, что это несколько разнонаправленные, несовпадающие цели и задачи. Поэтому я бы сказала так: на сегодняшний день бизнес очень широко участвует в вопросах реализации государственной политики в области управления водными ресурсами. В чем это проявляется? Я хочу сказать и для вас не секрет, что сегодня есть общее понимание о необходимости участия бизнеса, которое проявляется путем участия представителей бизнес-сообществ в работе наших экспертных, совещательных советов. Федеральное агентство водных ресурсов от лица государства размещает государственный заказ на осуществление различных работ и услуг в водохозяйственной сфере. И я должна сказать, что подрядными организациями, нашим контрагентом в этой деятельности являются, конечно, представители бизнес-сообщества, более или менее крупные предпринимательские организации. У нас идет достаточно большое гидротехническое строительство. И я должна сказать, что до 20-30% государственных заказов составляют заказы, которые выполняются субъектами малого предпринимательства. Более крупные заказы выполняются уже более солидными, более структурированными представителями современного бизнес-сообщества, поэтому сфера деятельности в водохозяйственной отрасли в различных секторах водохозяйственной экономики достаточно широка. Сегодня бизнес-сообщество принимает активное участие в исполнении государственного заказа в развитии системы водоснабжения, в строительстве инженерных защит, гидротехнических сооружений, при решении задач, связанных с внедрением водосберегающих технологий в водохозяйственном производстве. Основной сегмент этого сектора принадлежит современным бизнес-структурам.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, какие передовые технологии водоснабжения, водоподготовки, очистки воды в настоящее время разрабатываются и внедряются в России? Каждому человеку хочется пить чистую воду.
Селиверстова М.В.: Этот вопрос лежит за пределами компетенции агентства. Его уместнее было бы адресовать представителям Министерства регионального развития Российской Федерации, которые отвечают за вопросы коммунального водоснабжения и канализации. Задача агентства – сформировать водный ресурс, необходимый для удовлетворения потребностей объектов жилищно-коммунального хозяйства. Должна сказать, что у нас в Российской Федерации, наверное, два лидера в сфере водоподготовки - это Водоканал Санкт-Петербурга и Мосводоканал, которые применяют достаточно передовые, современные технологии, используют в процессе водоподготовки не только механическую очистку, но и ультрафиолетовое излучение для цели обеззараживания, используют и достаточно дорогостоящую, но хорошо себя зарекомендовавшую очистку с помощью брома. Важны не только технологии, связанные с подготовкой воды, но и все технологические аспекты, связанные с доставкой воды конечному потребителю. Когда вы открываете свой кран, то чистота и качество питьевой воды складываются не только из уровня и качества водоподготовки, но и из состояния сетей. Агентство не занимаемся такого рода технологиями. Наша задача - аккумулирование водных ресурсов и обеспечение ими водопотребителей.
Ведущий: Спасибо! В каких случаях не требуется получение разрешительных документов на право пользования водным объектом и заключение договора водопользования?
Селиверстова М.В.: Все эти случаи оговорены соответствующими нормами Водного кодекса Российской Федерации. Статья 11 Водного кодекса Российской Федерации говорит о том, что не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование для 19 видов использования водных объектов, в частности, в случаях, когда водный объект используется для целей судоходства, в том числе морского судоходства, плавания маломерных судов, забора или изъятия из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые, или являющихся природными или лечебными ресурсами. Это относится в том числе и к термальным водам. Все эти виды не предполагают ни заключения договоров водопользования, ни предоставления решения о предоставлении водного объекта в пользование. Должна сказать, что такие прецеденты уже, к сожалению, есть. Часто жалуются на то, что для целей рыболовства требуются какие-то разрешительные документы. Я должна сказать, что мы с вами ведем речь о предоставлении права пользования водным объектом в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. В то же время Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматривает получение разрешительных документов на такие виды, как рыболовство, рыбоводство на рыбопромысловом участке, а Закон Российской Федерации "О недрах" требует получения лицензии на право пользования участками недр для добычи подземных вод. Поэтому необходимо еще учитывать также нормы других федеральных законов для того, чтобы понять, в каком случае необходимо получение разрешительного документа на деятельность, связанную с пользованием водными объектами.
Ведущий: А не трактовать прямо?
Селиверстова М.В.: Да.
Ведущий: Марина Валерьевна, какова на сегодня ситуация с трансграничными водами? Что такое трансграничные воды?
Селиверстова М.В.: Понятие это общее, содержится в нормах международного права. Под трансграничными водами понимаются такие водоемы или водотоки, которые либо пересекают государственную границу двух сопредельных государств, либо по которым проходят государственные границы. Такие водные объекты носят название "трансграничные", и в соответствии со всеми международными конвенциями, к большинству которых Российская Федерации давно уже присоединилась и ратифицировала их, порядок использования этих трансграничных водных объектов, как правило, определяется межправительственными соглашениями. Бассейны, как минимум, 70-ти крупных и средних рек Российской Федерации являются трансграничными, и в Российской Федерации протяженность государственной границы, проходящей по водным объектам, превышает 40 тысяч километров. Страна у нас огромная, поэтому для нас этот аспект очень важен. На сегодня у нас действует 8 двусторонних межправительственных соглашений с сопредельными государствами. Я кратко их перечислю для того, чтобы у наших слушателей возник некий образ. Это соглашение, которое было заключено буквально полтора месяца назад с Азербайджаном, а также с Белоруссией, Казахстаном, Китайской Народной Республикой, Монголией, Украиной, Финляндией, Эстонией. У нас есть еще трехстороннее соглашение с Финляндией и Норвегией в отношении одной трансграничной реки – это река Паз (Патсойоки). Основные положения этих соглашений базируются на Конвенции европейской экономической комиссии ООН, которая сформулировала принципы охраны и использования трансграничных вод. Есть ряд других соглашений. Прежде всего, соглашения государств-участников СНГ; Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий. Все эти акты для нас очень значимы. Сегодня в рамках этих соглашений осуществляется совместный мониторинг состояния водных объектов, обмен гидрологической, гидрохимической информацией, согласование режимов использования водных ресурсов водных объектов для того, чтобы обеспечить паритетность с точки зрения возможного использования этих ресурсов, согласование функционирования трансграничных водохозяйственных систем. Очень важно в связи с изменением климата согласовывать и координировать противопаводковые мероприятия, достигать согласованности мероприятий в чрезвычайных ситуациях. Практически в рамках всех наших межправительственных соглашений, во всех двусторонних взаимодействиях осуществляется совместная научная деятельность. Одним из позитивных примеров долгосрочного сотрудничества является наше сотрудничество с Финляндией. Оно длится свыше 40 лет. Очень хорошо складываются взаимоотношения с Украиной, поскольку наши украинские коллеги - выходцы примерно из одной гидротехнической школы, существовавшей во времена СССР, с коллегами из Белоруссии. Я в целом должна охарактеризовать наше межправительственное сотрудничество в области охраны и использования трансграничных водных объектов как позитивное. Длительный период времени у нас не было межправительственного соглашения с Китайской Народной Республикой. В течение 10 лет по дипломатическим, по официальным каналам, через экспертов мы пытались перевести в практическую плоскость наши взаимоотношения с Китайской Народной Республикой, но по разным причинам заключение соглашения откладывалось. В 2007 году, когда произошло мощное загрязнение трансграничной реки Сунгари, это событие и послужило катализатором, сдвинувшим с мертвой точки формализацию наших отношений. Это дало старт подготовке межправительственного двустороннего соглашения с Китайской Народной Республикой. На сегодня оно уже действует. Мы собираемся как минимум один раз в год на межсессионные встречи. Уже сформированы составы и достаточно активно работают наши группы, прежде всего, по вопросам мониторинга состояния трансграничных водных объектов.
Ведущий: Марина Валерьевна, многие правила использования водных ресурсов водохранилищ разработаны уже более 30 лет назад (а в некоторых случаях и 40-50 лет). Отвечают ли они современным гидрологическим условиям и возросшим требованиям водохозяйственного комплекса? Планируется ли в ближайшее время их актуализация?
Селиверстова М.В.: Очень актуальный вопрос. Действительно, основной водохозяйственный комплекс, а именно основное наше богатство, которым мы сегодня пользуемся – это, прежде всего, каскады водохранилищ, которые мы унаследовали от предыдущих поколений гидростроителей. Они создают базис, ресурсную основу для устойчивого развития экономики Российской Федерации. Конечно, многие из них введены в эксплуатацию несколько десятков лет назад, некоторые эксплуатируются более полувека, как, например, Волжско-Камский каскад. Безусловно, правила использования водных ресурсов этих водохранилищ созвучны тому времени, когда эти крупные гидротехнические сооружения вводились в эксплуатацию. Должна сказать, что сами правила использования водных ресурсов являются основным нормативным документом. Это очень важно не только в инженерном, а именно в юридическом аспекте, поскольку это базовый нормативный документ, на основании которого осуществляется эксплуатация, устанавливаются режимы наполнения и сработки крупнейших водохранилищ Российской Федерации. Должна сказать, что таких объектов около 350 в Российской Федерации. Эти правила актуализировались уже в 80-е годы. Например, по Волжско-Камскому каскаду в 1983 году, есть и более поздние редакции, 1989 года, поэтому они не такие уж старые. В то же время, мы видим, что достаточно активно возрастает и антропогенная нагрузка на эти водные объекты, потребности судоходства, объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, различных секторов экономики, деятельность которых обусловлена наличием достаточной ресурсной базы. Кроме того, накладываются еще и гидрологические факторы, связанные с изменчивостью гидрологических циклов. В бассейне Волжско-Камского каскада в течение длительного периода проявляется маловодие, которое достаточно ярко сказывается на формировании стока и приточности к каскаду. Поэтому не только новые экономические и социальные реалии определяют потребность актуализации этих правил, но и изменяющиеся гидрологические, климатические условия. Все это свидетельствует о необходимости актуализации этих правил.
Со вступлением в силу нового Водного кодекса Российской Федерации законодательное регулирование водной отрасли претерпело существенные изменения. Это еще один фактор, который свидетельствует в пользу необходимости актуализации правил использования водохранилищ. Это решение зафиксировано в Федеральном законе "О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации", который определил необходимость актуализации правил в период до 2015 года. Мы понимаем, что эта актуализация должна осуществляться по определенным правилам, по определенной методике. На сегодня такая методическая и методологическая база определена соответствующими постановлениями Правительства, которые определили порядок разработки, согласования, утверждения таких правил. Эта работа начата и должна быть завершена к 2015 году. Работа колоссальная, потому что в актуализации нуждаются около 350 таких правил. Эта работа лежит на стыке не только инженерных знаний, но и знаний юридических. Такая большая работа должна быть осуществлена.
Ведущий: К этой работе привлекаются какие-то НИИ?
Селиверстова М.В.: Только своими силами чиновники не справятся с такой задачей. Есть организации, которые занимались проектированием этих сложных гидротехнических сооружений, по той простой причине, что правила неотъемлемы от процесса проектирования и ввода в эксплуатацию этого гидротехнического сооружения. Они рождались одновременно с рождением каждого проекта. Поэтому основной потенциал мы видим в лице проектных организаций, которые в свое время разрабатывали проекты гидротехнических сооружений - крупных проектных организаций бывшего СССР и современной России. К счастью, они сохранились и функционируют сегодня. Например, Ленгидропроект.
Ведущий: Подскажите, пожалуйста, какие документы необходимо иметь физическому лицу для разведения рыбы в искусственном пруду, находящемуся в реке федерального значения? Пользователь, который пишет нам, не нашел в Водном кодексе Российской Федерации понятия "пруд". Как регулируется данное понятие в российском законодательстве?
Селиверстова М.В.: Действительно, современные законодательные акты Российской Федерации не содержат дефиниции понятия "пруд". Государственный стандарт "Гидрология суши: термины и определения" – это ГОСТ 19179-73, определяет "пруд" как маловодное водохранилище площадью не более 1 квадратного километра. А водохранилище - как искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью сохранения воды и регулирования стока. Эту ситуацию можно преодолеть, обратившись к государственному стандарту "Гидрология суши: термины и определения" для того, чтобы уяснить, что такое "пруд".
Что говорит водное законодательство или Водный кодекс Российской Федерации конкретно о том, как может использоваться поверхностный водный объект для целей рыбоводства? Согласно соответствующей статье Водного кодекса Российской Федерации, использование поверхностного водного объекта для рыбоводства не требует заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Т.е. никаких разрешительных документов в соответствии с нормами Водного кодекса Российской Федерации приобретать не нужно. В то же время надо иметь в виду, что Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка, в том числе для целей рыбоводства. Вот здесь уже необходимо учитывать специальный федеральный акт, который урегулировал порядок использования водоемов для рыболовства или рыбоводства.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, как в настоящее время Вы оцениваете уровень загрязнения российских водоемов? Почему загрязнение воды так опасно, что об этом говорят ученые всего мира? Как влияет количество воды на уровень загрязнения? В каких водоемах затруднены процессы самоочищения - в промерзающих или нет? Какие природные факторы повышают степень загрязненности воды? Как жизнедеятельность организмов влияет на процессы самоочищения? Какая деятельность человека влияет на загрязнение водоема?
Селиверстова М.В.: Большинство водохозяйственных участков в многонаселенных и экономически развитых районах Российской Федерации характеризуются высокой степенью загрязнения водных объектов. Наиболее напряженная экологическая ситуация сложилась в бассейнах рек Волги, Оби, Енисея, Амура, Северной Двины и Печоры, загрязнены также поверхностные воды бассейнов рек Дона, Кубани, Терека и рек бассейна Балтийского моря.
Вместе с тем, в Российской Федерации водные объекты используются как для питьевого водоснабжения населения, так и для сброса сточных вод, в том числе неочищенных. Поэтому загрязнение водных объектов может негативно повлиять на качество питьевой воды. По данным государственного мониторинга водных объектов состояние поверхностных вод - источников питьевого водоснабжения ухудшается. Основной причиной загрязнения водных объектов – источников питьевого водоснабжения является сброс недостаточно очищенных сточных вод.
В водные объекты Российской Федерации сбрасывается до 52 куб. км в год сточных вод, из которых 19,2 куб. км подлежат очистке.
Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса, на долю которых приходится свыше 90 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод.
Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.
Самоочищающая способность водных объектов зависит от многих природных факторов: объема речного стока, скорости потоков, химического состава воды, ее температуры и т.д. При уменьшении количества воды, например в маловодные годы, кратность разбавления сточных вод поверхностными водами невелика, что, конечно повышает уровень загрязнения.
Кроме антропогенного воздействия на загрязненность воды оказывает влияние диффузный сток с прилегающей к водному объекту территории.
Самоочищение водных объектов происходит за счет разбавления, оседания частиц на дно и формирования отложений, разложения органических веществ за счет действия микробов. Процессы самоочищения затруднены в промерзающих водоемах. Огромная роль в самоочищении водоемов принадлежит биологическим факторам, действие которых обусловлено сложными взаимоотношениями гидробионтов. Простейшие поглощают из водоемов коллоиды, взвеси и микробы, в том числе и патогенные. Неблагоприятно на процессы самоочищения водоемов влияет химическое загрязнение водоемов промышленными сточными водами, биогенными элементами (азотом, фосфором и др.), которое тормозит естественные окислительные процессы, убивает микроорганизмы. То же относится и к спуску термальных сточных вод тепловыми электростанциями. В воде, обедненной кислородом, разложение органических веществ так же замедляется.
Ведущий: Насколько эффективно, по Вашему мнению, действующее водное законодательство обеспечивает охрану и рациональное использование богатейших водных ресурсов России? Сколько рек, озер, крупных водохранилищ и т.д. на сегодняшний день насчитывается в нашей стране?
Селиверстова М.В.: Действующее водное законодательство в части регулирования водных отношений обеспечило необходимую правовую основу для организации эффективного использования и охраны водных ресурсов.
Однако эффективность использования и охраны водных объектов зависит не только от состояния водного законодательства, но также от степени совершенства законодательства об охране окружающей среды, о техническом регулировании в сфере водоснабжения и канализации, об уголовной и административной ответственности за правонарушения, оказывающие отрицательное воздействие на водные объекты.
Что касается вопроса о количестве водных объектов, то по данным гидрологической изученности России, в нашей стране насчитывается около 2,5 млн. рек, каналов, ручьев и временных водотоков, примерное такое же количество озер и около 30 тысяч водохранилищ и прудов.
Ведущий: С какими проблемами управления водным хозяйством и его рациональным использованием Вам чаще всего приходится сталкиваться за последнее время?
Селиверстова М.В.: К наиболее важным проблемам управления водным хозяйством и рациональным использованием водных ресурсов, с которыми приходится сталкиваться практически ежедневно это:
- организация устойчивого водообеспечения населения и объектов экономики;
- предотвращение негативного воздействия вод;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечение качества водных ресурсов.
Кроме того, следует упомянуть проблемы, связанные с продолжением многолетнего периода маловодности рек в Европейской части страны, особенно в бассейне Волги, и обострением последствий локальных дефицитов водных ресурсов на отдельных водохранилищах и на водных объектах с нерегулируемым стоком, а также контроль за выполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации части полномочий Российской Федерации в области водных отношений, а именно: по охране водных объектов, по предупреждению негативного воздействия вод на водных объектах, полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, предоставлению права пользования водными объектами.
Ведущий: Какие государственные меры, по Вашему мнению, в наибольшей степени позволяют решить проблемы качества, надежности в обеспечении и экономного расходования водных ресурсов?
Селиверстова М.В.: Путей к улучшению качества, надежности в обеспечении водными ресурсами и экономного их расходования выработано достаточно много.
Вместе с тем, наиболее комплексным по своему характеру и глубине проработки вопросов обеспечения качественного и количественного состава водных ресурсов методом является разработка Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). СКИОВО позволяет:
- определить ресурсный потенциал водного объекта и его бассейна;
- учесть интересы всех участников водохозяйственного комплекса;
- выработать конкретные меры по обеспечению устойчивого водоснабжения, предотвращению негативного воздействия вод, сохранению и улучшению качества водных ресурсов.
Ведущий: Как Вы на данный момент оцениваете экономическую эффективность современной водной отрасли? Насколько эффективно сегодня идет управление и использование водных ресурсов? В чем Вы видите основные проблемы?
Селиверстова М.В.: Водная отрасль - собирательное понятие, экономическая эффективность которой следует оценивать в трех аспектах:
- обеспечение социально-экономической потребности в водных ресурсах;
- предупреждение и снижение последствий негативного воздействия вод как природного, так и техногенного характера, связанные с возможными авариями ГТС;
- эффективность использования водных ресурсов в основных отраслях экономики.
Высокую экономическую эффективность деятельности по обеспечению водными ресурсами можно оценить уже тем фактом, что даже в экстремально вододефицитный год, каким стал 2010 г., водоснабжение населения и отраслей экономики не было нарушено.
Экономическая эффективность мероприятий по предупреждению и снижению последствий негативного воздействия вод носит вероятностный характер и складывается из недопущенных ущербов от негативного воздействия вод при наводнениях и паводках разной степени интенсивности. Выполненные ранее плановые инженерные мероприятия, а также принятые оперативные меры позволили в 2010 году минимизировать последствия прохождения паводка и не допустить связанных с ними катастрофических последствий. Притом, что в ряде регионов страны (в частности, в Архангельской области, в Якутии, в Томской области и других) вероятность наступления таких ситуаций была высока.
Вопрос экономической эффективности использования водных ресурсов остается проблемным. Водоемкость производств в отраслях экономики значительно выше аналогичных показателей промышленно развитых стран. Велики потери при транспортировке воды в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, лишь 10-12% сточных вод, требующих очистки, очищаются до нормативных значений, что обуславливает ухудшение качества воды водных объектов и соответствующее увеличение затрат на водоподготовку.
Для повышения эффективности использования водных ресурсов Агентство осуществляет нормирование водопользования, т.е. разработку нормативов допустимого воздействия на водные объекты и лимитирование использования водных ресурсов, а также разработку схем комплексного использования и охраны водных объектов, предусматривающих конкретные мероприятия по повышению эффективности использования водных ресурсов и улучшению их качества в водных объектах.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, на какой стадии сегодня разработка Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года? Каковы ее основные особенности? В чем Вы видите пути достижения наиболее устойчивого водопользования?
Селиверстова М.В.: Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р. Стратегия определила стратегические цели и приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса России, к которым отнесены:
- гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и экономики, предусматривающее, в частности, ликвидацию локальных дефицитов водных ресурсов, повышение рациональности использования за счет сокращения потерь воды и внедрения водосберегающих технологий, и обеспечение населения качественной питьевой водой;
- охрана и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;
- обеспечение защищенности населения от негативного воздействия вод.
К 2020 году намечено, в частности, снизить удельную водоемкость валового внутреннего продукта России до 1,4 куб.м на 1 тыс. рублей ВВП (более чем на 40%), сократить в 2 раза потери воды при транспортировке, уменьшить на 40-45% количество загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, увеличить численность населения, защищенного от вредного воздействия вод, не менее чем в 2,5 раза.
Сочетание мер государственного регулирования водопользования и мер, предусматриваемых водопользователями, приведут к устойчивому водопользованию.
Ведущий: Как Вы на данный момент оцениваете Водный кодекс Российской Федерации? Отвечает ли он, на Ваш взгляд, всем современным реалиям? Есть ли в нем в чем-либо пробелы или недостатки? Достаточно ли полно он проработан? Планируете ли Вы внесение каких-либо инициатив по его изменению или дополнению?
Селиверстова М.В.: Водные отношения в Российской Федерации получили достаточно подробное нормативное правовое регулирование практически на всех уровнях власти.
Вместе с тем, трехлетняя практика реализации водного законодательства территориальными органами Росводресурсов и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации выявила ряд проблемных вопросов и пробелов правового регулирования, устранение которых будет способствовать повышению эффективности управления водным фондом Российской Федерации.
Наиболее актуальные предложения по внесению изменений в водное законодательство были обсуждены на заседании Коллегии Росводресурсов в марте 2010 г. поддержаны и направлены в Минприроды России, на которое возложены полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая водные объекты.
Эти предложения касаются, в частности,
- уточнения и дополнения понятийного аппарата;
- совершенствования статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в части ужесточения и конкретизации режимов хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водных объектов и на периодически затапливаемой территории;
- оптимизации процедуры предоставления прав пользования водных объектов (срок действия решения, возможность внесения изменений в решение, основания и порядок проведения аукциона).
- уточнения и более конкретного определения перечня видов водопользования, право на осуществление которых предоставляется на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водного объекта в пользование;
- увеличения размеров штрафов за самовольное занятие или использование водного объекта.
Ведущий: Насколько активно сегодня идет процесс инвестирования в водное хозяйство страны? Какие объекты на сегодня представляют наибольший интерес для инвесторов?
Селиверстова М.В.: Водное хозяйство – это гигантский комплекс, требующий для обеспечения его эффективного и безопасного функционирования и развития больших финансовых затрат. По данным Росстата, вложения в водохозяйственную деятельность в 2009 году составили свыше 150 млрд. руб.
В то же время, такой объем вложений не обеспечивает необходимого качественного состояния водохозяйственного комплекса. Так, например, до нормативных значений очищается не более 12% сточных вод, требующих очистки. Пятая часть воды теряется в распределительных сетях. Более 20% ГТС находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом, по данным ФСТ России, капитальные затраты в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составили лишь 13% от выручки организаций, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение. В среднем в мире это соотношение составляет 43% (данные Global Water Intelligence).
В сферу государственного инвестирования в водное хозяйство входят вопросы:
- территориального перераспределения стока поверхностных вод;
- осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
- осуществления мероприятий по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений, включая деятельность по нормированию водопользования, разработке схем комплексного использования водных объектов, предоставление водных объектов в пользование;
- обеспечение безопасности ГТС, находящихся в государственной собственности.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 353 (с изменениями и дополнениями) Федеральное агентство водных ресурсов за счет средств федерального бюджета осуществляет, также, софинансирование мероприятий по капитальному ремонту ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС.
Общий объем средств федерального бюджета, инвестированных Агентством в решение этих вопросов, составил в 2009 году 12,5 млрд. руб.
Общий объем средств федерального бюджета, инвестированных Агентством в решение этих вопросов, составил в 2009 году 12,5 млрд. руб.
Но, к сожалению, в настоящее время этот интерес не велик в связи с низкой прибыльностью этого сектора экономики.
Водной стратегией Российской Федерации и ФЦП "Чистая вода" предусмотрен ряд мер по стимулированию вложений в мероприятия, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов (льготное кредитование, переход к установлению долгосрочных тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, применение концессионных соглашений и другие).
Ведущий: Как в своей работе сегодня Вы учитываете положительный опыт деятельности других стран в сфере водных ресурсов?
Селиверстова М.В.: Положительный опыт иностранных государств в сфере управления и охраны водных объектов учтен при разработке Водного кодекса Российской Федерации, которым, в частности, закреплен принцип регулирования водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход), опирающийся на опыт в управлении водными ресурсами ведущих стран ЕС (Франция, Германия), использование схем комплексного использования как информационной основы для выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных, бассейновых и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов.
Ведущий: Питьевая вода становится дефицитом во многих регионах мира. Есть ли сегодня проекты по экспорту российской воды в другие страны? Целесообразно ли это?
Селиверстова М.В.: Экспорт природной воды как товара в другие страны не осуществляется, вместе с тем осуществляется передача воды для мелиоративных целей в засушливые районы Западно-Казахстанской области Республики Казахстан по Паллассовской оросительно-обводнительной системе и Саратовскому магистральному каналу. В настоящее время внешнеторговые операции (экспорт и импорт) осуществляются только с так называемой бутилированной питьевой и минеральной водой. Однако в будущем рассмотрение вопроса об экспорте природной воды не исключается.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, как сегодня идет процесс внедрения современных механизмов управления водным хозяйством и мониторинга российских рек?
Селиверстова М.В.: В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ основными механизмами управления водным хозяйством страны являются разрабатываемые в настоящее время Росводресурсами нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ), учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов, а также схемы комплексного использования и охраны водных объектов. Разработка проектов НДВ осуществляется поэтапно, согласно календарному плану, на основе гидрографического и водохозяйственного районирования территории Российской Федерации. За период с 2008 по 2010 годы разработано 30 проектов НДВ.
Важнейшая роль в области использования и охраны водных объектов, отводится государственному мониторингу водных объектов.
В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов Росводресурсы обеспечивают координацию ведения государственного мониторинга водных объектов. Минприроды России утверждены формы и порядок представления в Росводресурсы данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями. В рамках реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года Росводресурсы приступили к разработке единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации. Для решения задач Федерального агентства водных ресурсов планируется использование данных дистанционного зондирования Земли.
Ведущий: Каковы перспективы долговременного использования пресной воды? Насколько её хватит внутри нашей страны? Планируется ли принятие международного договора, касающегося контроля использования пресной воды?
Селиверстова М.В.: Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового речного стока и оцениваются в 4,3 тыс. куб. км в год. В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет около 30 тыс. куб. м на человека в год.
Водные ресурсы Российской Федерации характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.
За период 2000 - 2009 годов в целом по стране максимальные объемы забора воды из водных объектов для обеспечения нужд населения и экономики составляли около 80 куб. км в год или менее 2 процентов ресурсов речного стока и немногим более 20 процентов разведанных запасов подземных вод. Однако многократно больше водных ресурсов, суммарным объемом около 1 тысячи кубокилометров в год требуется для обеспечения устойчивой работы гидроэнергетики, судоходства, специальных рыбохозяйственных и экологических попусков на водных объектах с регулярным стоком.
Вместе с тем, водные ресурсы используются водопользователями в Российской Федерации нерационально. Так, водоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составляет около 2,4 куб. м/тыс. рублей, значительно превышая аналогичные показатели стран с развитой экономикой.
- Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются:
- применение устаревших водоемких производственных технологий;
- высокий уровень потерь воды при транспортировке;
- недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета;
отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.
Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации составляет до 8 куб. км в год, в том числе более 4,8 куб. км воды в год теряется в орошаемом земледелии из-за низкого технического уровня и значительной степени износа мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, около 3 куб. км в год, или более 20 процентов общего объема поданной в водопроводную сеть воды, теряется в системах централизованного водоснабжения из-за их неудовлетворительного технического состояния.
Ведущий: Каким образом осуществляется контроль за расходованием государственных средств, выделяемых на обеспечение безопасности водных ресурсов?
Селиверстова М.В.: Федеральное агентство водных ресурсов как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. При этом эффективность расходования бюджетных средств оценивается еще на этапе планирования мероприятий.
Контроль за целевым использованием осуществляется на основе регулярной отчетности получателей бюджетных средств, а также проверок деятельности территориальных органов Росводресурсов. По отдельным мероприятиям проводятся специализированные проверки их реализации.
Кроме того, контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется соответствующими подразделениями Минприроды России, Счетной палатой Российской Федерации, органами финансового надзора и другими контролирующими органами.
Ведущий: Следует ли в ближайшее время ожидать повышения цен на воду? Будет ли увеличена плата за сбросы загрязненной воды?
Селиверстова М.В.: Ставки платы за пользование водными объектами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876, установлены на уровне действующих ставок водного налога. Это было обусловлено необходимостью создания равных экономических условий для хозяйствующих субъектов при пользовании водными объектами на основании лицензий, выданных до 01 января 2007 года, и договоров водопользования.
Платежи по действующим ставкам, при формировании которых использовались базовые экономические условия 2004 г., обеспечивают поступление доходов в федеральный бюджет порядка 14 млрд. руб. в год, что составляет менее 30% от оптимальной суммы затрат на содержание и развитие водохозяйственного комплекса.
Минимально необходимый уровень повышения ставок платы за пользование водными объектами определяется складывающимися условиями экономического развития, одним из показателей которого являются индексы-дефляторы. Росводресурсами был согласован соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, подготовленный Минфином России, предусматривающий индексацию ставок платы в размере накопленной инфляции.
При этом следует учитывать, что доля платежей за пользование водными объектами в стоимости продукции различных категорий водопользователей составляет от нескольких сотых долей процента до 1 процента (в среднем по отраслям экономики: в промышленности - 0,06%, в электроэнергетике – 0,6%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - около 1%.). Что, безусловно, не может являться фактором для эффективного экономического стимулирования рационального использования водных ресурсов в соответствующих секторах экономики.
Так, например, в общей сумме платы за водоснабжение, уплачиваемой гражданами в составе коммунальных платежей, плата за пользование водными объектами составляет только 7 коп. за 1 м3. Остальная часть суммы складывается из затрат жилищно-коммунальных организаций на водоподготовку, транспортировку воды по внешним сетям и распределение ее по внутридомовым сетям.
Ведущий: Что Вы сегодня могли бы сказать об исполнении государственной функции по администрированию платы за использование водных ресурсов?
Селиверстова М.В.: В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Федеральное агентство водных ресурсов определено главным администратором доходов от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Одной из особенностей администрирования данного вида доходов является то, что в перечень администраторов доходов бюджета, подведомственных Росводресурсам, включены не только его территориальные органы, но и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это предопределяет сложный распределенный характер процесса администрирования платы за пользование водными объектами.
В настоящее время в области экономического регулирования водных отношений осуществляется постепенный переход от водного налога к плате, взимаемой на основании договоров водопользования. Таким образом, платежная база по плате за пользование водными объектами находится в стадии формирования.
Агентством проделана большая работа по регламентации процедур взаимодействия всех участников единого процесса администрирования. Разработаны и внедрены аналитические карточки учета по каждому договору водопользования, сводные ведомости учета начислений, типовые формы исковых заявлений, унифицированные формы расчета прогноза платы. Осуществляется анализ поступлений по видам экономической деятельности, видам водопользования, по бассейнам основных рек, по субъектам Российской Федерации. С целью обеспечения оперативной связи и автоматизации процесса разработана и внедряется специализированная информационно-аналитическая система.
По данным бюджетной отчетности объем поступлений от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, на 1 ноября текущего года составил 7,99 млрд. руб. или 105% от планового объема поступлений, учтенного при формировании федерального бюджета на 2010 год.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о совместных проектах Росводресурсов с другими органами государственной власти? На достижение каких целей направлено это взаимодействие?
Селиверстова М.В.: Росводресурсы осуществляют взаимодействие со многими федеральными и региональными органами государственной власти. Например, при регулировании использования водных ресурсов водохранилищ осуществляется взаимодействие с федеральными органами власти, обеспечивающими государственное управление в сферах сельского и рыбного хозяйства, гидроэнергетики, водного транспорта, гидрометеорологии. Осуществляется взаимодействие по вопросам водопользования с Федеральной налоговой службой России (в части информационного обмена по вопросам администрирования водного налога), Росприроднадзором (участие в контрольных мероприятиях, предоставление информации из государственного водного реестра о зарегистрированных договорах водопользования и решениях о предоставлении водных объектов в пользование, количестве водопользователей).
Важное место в деятельности Росводресурсов занимает постоянное взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, осуществление которых передано субъектам Российской Федерации.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, что подразумевается под "интегрированным управлением водными ресурсами"?
Селиверстова М.В.: Интегрированное управление водными ресурсами является одним из новых принципов международного сотрудничества в сфере водной политики. В научной литературе под интегрированным управлением водными ресурсами понимается процесс принятия лучших решений в области вододеления и набор норм, по которым можно определять пригодность этих решений. Интегрированное управление водными ресурсами представляет собой альтернативу принятию жестких политических решений в отношении выбора вариантов водопользования; и предполагает поиск наиболее экологически устойчивых, социально справедливых и беспристрастных в международном аспекте альтернатив.
Интегрированное управление водными ресурсами характеризуется следующими особенностями: глобальный подход к водным ресурсам, уравнивание водной экологической защиты с потребительским пользованием, использование непрерывных процессов гибкого планирования при участии общественности, ограничение современных и будущих видов потребительского водопользования и признание справедливости или ограничений социальной справедливости в вододелении.
На местном уровне интегрированное управление в частности, реализуется в работе бассейновых советов и межведомственных оперативных групп Росводресурсов, а также путем организации управления в этой сфере на основе схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Ведущий: Некоторые ученые утверждают, что примерно через 20 лет настанет всемирный водный кризис. Уважаемая Марина Валерьевна, что бы Вы, как руководитель Федерального агентства водных ресурсов, могли рассказать по данному вопросу?
Селиверстова М.В.: По оценкам экспертов, общий объем годового использования воды в мире только на цели водоснабжения и орошения земель вырос за прошедший век примерно в 5-7 раз и достиг к 2000 году почти 4 тысячи кубокилометров. Почти две трети этого объема воды потребляется в сельском хозяйстве. Тенденция роста водопотребления сохранится и в 21 веке.
Запасы пресной воды распределены по планете крайне неравномерно. Например, на долю Азии, в которой проживает более 50 % мирового населения, приходится лишь 36% пресных водных ресурсов мира. Острый недостаток чистой питьевой воды испытывают жители 80 стран планеты. В Африке только около 10 % населения обеспечены регулярным водоснабжением, тогда как в Европе этот показатель превышает 95 %.
Водно-ресурсный потенциал Российской Федерации является вполне достаточным не только для удовлетворения внутренних потребностей страны в текущем веке, но и для оказания при необходимости, помощи некоторым странам, испытывающим дефицит водных ресурсов.
Ведущий: Требуются ли какие-то документы для забора воды на орошение земель сельскохозяйственного назначения? Если да, разъясните, пожалуйста, какие?
Селиверстова М.В.: В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исключением является согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса забор водных ресурсов для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, который не требует разрешительных документов.
Ведущий: Как и где можно узнать информацию о том, входит ли земельный участок в водоохранную зону?
Селиверстова М.В.: Информацию о том, входит ли земельный участок в водоохранную зону водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Липецкой области, можно узнать в Управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области (398050, Липецкая область, г. Липецк, площадь Плеханова, 1, т. 8 (474) -2- 72-04-47).
Информацию о том, входит ли земельный участок в водоохранную зону водоема, находящегося в федеральной собственности, который полностью расположен на территории Липецкой области, но использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, можно узнать в отделе водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (г. Липецк, ул. Советская 3, телефакс: 8-(474)-2-27-40-27).
Ведущий: Марина Валерьевна, все ли водные объекты России на сегодняшний день включены в государственный водный реестр?
Селиверстова М.В.: Государственный водный реестр находится в стадии формирования. В настоящее время в реестре содержатся сведения о водных объектах, в отношении которых имеются сведения по гидрологической изученности в Росгидромете, и о водных объектах на которых осуществляется водопользование, право на которое зарегистрировано в установленном порядке, осуществляется с применением технических устройств.
Ведущий: Вопрос из области охраны водных объектов. Трансграничная река Аргунь. Ее верховья проходят по территории Китая. Сейчас там выкопан канал в местное мелеющее озеро. И люди, живущие на ее берегах, регистрируют значительные колебания воды в реке. Аргунь является основным источником питьевой воды для 30 тысячного Забайкальска и ряда других населенных пунктов. Знакомы ли Вы с данной проблемой и что планируете сделать для ее решения? Мне лично кажется, что слово "трансграничная" подразумевает и право, и ответственность сразу двух государств.
Селиверстова М.В.: В период с 2006 по 2009 год на территории Китайской Народной Республики осуществлялось строительство канала для переброски части стока трансграничной реки Аргунь (Хайлар) в озеро Далайнор (Хулуньху), введенного в эксплуатацию в августе 2009 года.
С 2007 года вопрос неоднократно рассматривался на межгосударственном уровне. К настоящему времени достигнуты договоренности об организации консультаций российских и китайских экспертов с выездом в район реализации проекта по переброске части стока трансграничной реки Аргунь в озеро Далайнор. Рассмотрение этих вопросов планируется в ближайшее время в рамках Совместной Российско-Китайской комиссии по рациональному использованию и охране трансграничных вод.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, какие услуги в электронном виде на сегодняшний день оказывает Ваша Служба? Планируется в ближайшем будущем расширять перечень услуг? Если да, то какие новые услуги могут появиться?
Селиверстова М.В.: Росводресурсы проводят комплекс работ по переходу на оказание государственных услуг в электронном виде. С 16 июля 2010 года Федеральное агентство водных ресурсов оказывает следующие государственные услуги в электронном виде:
- предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр;
- предоставление заявителям информации из Российского регистра гидротехнических сооружений.
Согласно детальному Плану-графику мероприятий Федерального агентства водных ресурсов по переходу к предоставлению государственных услуг в электронном виде Росводресурсы планируют оказывать в электронном виде с 01 января 2012 года государственную услугу по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, а с 1 января 2013 года – государственную услугу по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Реализована возможность получения государственных услуг в электронном виде, оказываемых Росводресурсами, с Единого портала государственных (муниципальных) услуг – www.gosuslugi.ru.
Ведущий: Сказались ли как-то на водообеспечении аномальная жара, засуха, отсутствие осадков, которые имели место летом этого года?
Селиверстова М.В.: В целом, водопользование приоритетными категориями потребителей (питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения, промышленное водоснабжение, включая тепловые и атомную станцию, орошаемое земледелие) осуществлялось в штатном режиме, ограничений не производилось. Несмотря на пониженные отметки уровней воды в водных объектах, они располагали необходимыми и достаточными водными ресурсами для обеспечения потребностей населения и объектов экономики в воде.
Обеспечению бесперебойного водоснабжения на незарегулированных естественных водных объектах в условиях маловодья способствовало своевременное переоборудование технических водозаборных устройств.
Все крупнейшие водохранилища Российской Федерации работали в режиме обеспечения всех водопользователей в размерах, превышающих гарантированную отдачу, предусмотренную для сложившихся гидрологических условий.
В ряде регионов, удаленных от водохранилищ, наблюдались локальные участки, испытывающие дефицит воды. Так в Республике Татарстан из 44 районов дефицит, обусловленный обильным орошением сельскохозяйственных земель, наблюдался в 12. Вместе с тем, уровень воды в водохранилищах Волги соответствовал среднемноголетним величинам и обеспечивал бесперебойную работу систем водоснабжения и эксплуатацию водозаборов в условиях маловодья.
Сложное положение сложилось с обеспечением питьевой водой г. Екатеринбурга (Свердловская область). Для пополнения Верхне-Макаровского водохранилища – основного источника питьевого водоснабжения г. Екатеринбурга с августа 2010 г. подключена система переброски воды из Нязепетровского водохранилища, которая будет задействована до конца водохозяйственного года.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о политике российского государства по вопросам управления водно-ресурсными системами в экстремальных условиях. Это очень актуально, учитывая чрезвычайные ситуации, наводнения, происходящие на нашей планете.
Селиверстова М.В.: Управление водно-ресурсными системами в экстремальных ситуациях является одним из приоритетов государственного управления в сфере водных ресурсов и осуществляется в следующих основных формах:
- оперативная работа по регулированию режимов работы водохранилищ в целях предотвращения негативного воздействия вод, в том числе уменьшения опасных последствиях паводков и гарантированного водообеспечения в маловодные периоды;
- государственное финансирование капитальных работ по предотвращению негативного воздействия вод, ликвидации локальных дефицитов водных ресурсов и текущих затрат по обеспечению безопасного прохождения паводков.
Росводресурсы устанавливают режимы сработки и наполнения водохранилищ, позволяющие, с одной стороны срезать острые пики весеннего половодья, с другой – наполнить водохранилища в целях удовлетворения потребностей водопользователей в летне-осенний период. Решения по установлению режимов работы водохранилищ принимаются на основании рекомендаций Межведомственных оперативных (рабочие) групп по регулированию режимов работы крупнейших водохранилищ Российской Федерации (МОГ). В настоящее время Росводресурсами созданы 12 Межведомственных оперативных (рабочие) групп по регулированию режимов работы крупнейших водохранилищ Российской Федерации. Составы МОГ (МРГ) сформированы из числа специалистов территориальных органов Росводресурсов, представителей территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе МЧС России.
Наиболее яркими примерами эффективности данного механизма регулирования режимов работы водохранилищ являются примеры регулирования работы Волжско-Камского каскада водохранилищ в условиях маловодья текущего года и Саяно - Шушенского водохранилища в период ликвидации последствия аварии, произошедшей в августе 2009 года.
За счет государственных и частных муниципальных средств в 2005-2010 годах:
- осуществлена реконструкция, капитальный и текущий ремонт свыше 1200 гидротехнических сооружений, находящихся на балансе организаций, подведомственных Росводресурсам, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных;
- построено свыше 700 км сооружений инженерной защиты от негативного воздействия вод;
- повышена пропускная способность на участках русел рек общей протяженностью свыше 3500 км.
В результате проведенных инженерных мероприятий снижена вероятность наступления чрезвычайных ситуаций, связанных с негативным воздействием вод более чем для 2,7 млн. человек.
В составе комплекса превентивных противопаводковых мероприятий в 2010 году:
- проведено предпаводковое обследование паводкоопасных территорий на проблемных участках рек общей протяженностью 6770 км;
- проведены ледокольные и ледорезные работы на проблемных участках русел рек общей протяженностью 830 км;
- проведены работы по ослаблению прочности льда на реках общей площадью 26,1 кв. километров.
Ведущий: Уважаемая Марина Валерьевна, это был наш заключительный вопрос. Позвольте поблагодарить Вас за интересные и подробные ответы! Позвольте пожелать успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности!