Коррупция. Антикоррупционное законодательство
5 апреля в 14-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция, на которой выступил заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Жириновский Владимир Вольфович.
Тема интернет-конференции: "Коррупция. Антикоррупционное законодательство" .
Интернет-конференция организована Информационным агентством "ГАРАНТ".
Ведущий интернет-конференции - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего сегодняшнего гостя - Владимира Вольфовича Жириновского, заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В конференции также принимает участие Президент компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович.
Владимир Вольфович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти к нам и ответить на вопросы интернет-аудитории.
Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Она неизбежна при избыточном государственном администрировании. Коррупция препятствует социальным преобразованиям и повышению эффективности национальной экономики, вызывая большую тревогу в российском обществе и порождая недоверие к государственным структурам. Это явление способствует созданию негативного имиджа России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон от № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", который призван усилить противодействие коррупции. Он определяет коррупцию как "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами".
На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается активный рост числа и разновидностей коррупционных правонарушений. С каждым годом ситуация становится все более напряженной. Развитию коррупции способствует как общее снижение духовно-нравственного потенциала общества, господствующий в нем правовой нигилизм, так и неверие в неотвратимость наказания, ослабление государственного контроля и несовершенство законодательства.
Сегодня мы поговорим об актуальных вопросах борьбы с коррупцией, приоритетных направлениях государственной антикоррупционной политики, пробелах и о путях совершенствования законодательства в этой области.
Жириновский В.В.: Добрый день! Когда мы говорим слово "коррупция", то люди, далекие от закона, центра, политического формата, могут подумать, что это что-то такое красивое, нормальное и особенного страха может не вызывать. Этот момент имеет большое значение, поскольку в России всегда все отрицательные явления заворачивались в красивую оболочку иностранных слов. Это до сих пор приводит к пагубным последствиям. И второй момент. Приведу два примера, чтобы было понятно, что законы есть, но они либо выхолащиваются на стадии принятия или не выполняются. Приведу два самых свежих примера. Последний представленный Президентом РФ Федеральный закон "О противодействии коррупции" который мы приняли в прошлом году. Статья 9 этого закона обязывает чиновников сообщать о начавшейся схеме коррупционных действий. Мы сидим в одном кабинете, и я слышу разговор: "Да, конечно… А сколько откат? А где мы встретимся? В ресторане? Вы деньги с собой захватите?". Т.е. чиновник слышит, что начался разговор о благодарности за какие-то действия. В любом случае назначаются встречи. Всем понятно, что если чиновник приглашает в ресторан или куда-то еще, или кто-то приходит, оставляет какой-то пакет - это явно коррупционная схема.
В прошлый понедельник произошли теракты. Сейчас можно сделать все, что угодно, мы быстро найдем преступников, заказчиков, пособников, исполнители уже погибли. Но нам же не это с вами нужно. Нам нужно, чтобы в тот понедельник не погибли 40 человек. Так и коррупция. Нам нужно ее предотвратить. Оттого, что мы посадим коррупционера, можем посадить миллион, на их место сядет еще миллион. Вот характер предупреждения, связанный с работой по уведомлению правоохранительных органов. Когда граждане будут сообщать, то никакая система ничего не сделает. Это не стукачество. Это борьба с преступностью. И последнее, связанное с терактом в прошлый понедельник. В городе Москве прошло уже 6 терактов на транспорте, в основном в метро. В целом уже 10 терактов с учетом домов. Получается, что каждые два года за 20 лет. Правительство Москвы, Мосгордума в апреле 2006 года принимают закон, последний пункт которого касается обеспечения безопасности на наземном городском пассажирском транспорте. Закон есть. Только через полтора года проводят тендер, кто будет выполнять закон, какая фирма будет поставлять систему безопасности. Уходит полтора года. Тендер выигрывает не та фирма, которая, например, нужна заинтересованному чиновнику. У него в руках все договоры, все, что планируется делать в Москве. Он пропустит - контракт пошел, не пропустит - ничего не пойдет. Выигрывает фирма, которая ему даст взятки, откат. Что делает руководитель? Тормозит. Ничего не делает, препятствует реализации контракта. Молодые ребята из фирмы обращаются в арбитраж, но все арбитражи выигрывают, а все равно чиновник сильнее любого арбитража. Пока мы не можем дать денег. Вы выиграли, но пока мы не можем открыть финансирование. И продолжается сопротивление. До сих пор они мешают этой фирме. Власти потеряли интерес к безопасности на транспорте, и погибают 40 человек. Есть законы, отрицательное отношение общества к этому явлению. Мы были в пятницу на встрече с Президентом, и было озвучено общее мнение: резко повысить уровень уголовной ответственности за всю цепочку терроризма. Мы приняли закон, но он не действует, нет главного элемента, его убрали. Система безопасности не установлена, она невыгодна чиновникам, которые должны получить взятки. Нужно, чтобы этой системой занималась другая фирма, а тендер уже прошел.
Ведущий: В России более полутора лет действует Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.2008 года. Можно ли по прошествии этого времени сделать некоторые выводы, насколько эффективно выполняются задачи, установленные в нем? Как вы оцениваете эффективность принятия пакета антикоррупционных законопроектов в России?
Жириновский В.В.: Закон и меры есть, возбуждаются десятки тысяч дел, десятки тысяч людей арестованы, но проблема остается. Поэтому вопрос заключается в том, как нас с вами обезопасить от этого дела. В таких опасных делах, как борьба с террором, где имеет место коррупция, обязательно есть успехи. Неужели вам приятно, что у нас переполнены камеры, в том числе работниками милиции, налоговиками, таможенниками? Идет борьба, арестованных можно показывать каждый день, но это по мелочи, а крупная рыба сидит и там все отлажено. Например, ловят директора детского сада, который берет взятку, чтобы взять ребенка, взятку за лечение берет врач. ФСБ должно контролировать все это дело, потому что у нас коррупция завязана на политическую составляющую, а это самая опасная коррупция. В других странах мира с коррупцией легче бороться, она примитивная, как состав преступления. Если у нас разворачивать цепочку, то она потянется очень высоко. Ее обрубают на определенном этапе и до конца эту заразу не зачищают. Специфика русской взятки в том, что ее дают и все равно ничего не делают. За рубежом если дал взятку, ты знаешь, что сделают. В России человек не уверен, что он ее дал и от этого будет результат. Нужно дать еще тому, кто будет полезен тому, кому дали, чтобы тот наконец дал сигнал остальным.
Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос. 17 июля 2009 года в России был принят Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Антикоррупционный мониторинг законодательства - сложная процедура, требующая высокой квалификации специалистов. Насколько, по-вашему мнению, он будет эффективен? Каким образом можно убедиться в порядочности самих экспертов и отсутствии у них заинтересованности в признании того или иного акта коррупционным?
Жириновский В.В.: У нас в Государственной Думе есть комиссия по анализу антикоррупционной составляющей. Но она ничего не делает. Комиссий много, а законов нет. Если назвать общую причину болезни в России, то она называется одним словом: "обезволивание", то есть нет воли. Вот главный инструмент. Есть Госдума, Парламент, комиссии, но они ничего не делают. Еще одна проблема возникновения коррупции – отсутствие конкуренции. Это все самодержавность. У нас единственный родной термин, родное слово в политической лексике, обозначение нашего режима – "самодержавный". Я сам, я – держава. В период военной опасности это очень важно. Самодержец спасет империю. А когда речь идет о мирной гражданской жизни, нужна конкуренция. В законе написана строчка: такое-то должностное лицо вправе совершить какие-то действия. В результате пошла коррупция! Давайте уберем термин "вправе" на другое русское слово: "обязан". Например, Вам обязаны выдать справку. А если написано "вправе выдать справку", "вправе дать согласие", "вправе совершить", то любой чиновник скажет: "вправе, но могу и не делать этого, закон меня не обязывает". Терминология всех наших законов позволяет заниматься коррупционными схемами, ибо все нормы российских законов последнего времени не носят обязательного характера и не несут внутренней ответственности. Т.е. можно так, а можно не так. В России очень мало законов прямого действия, чтобы закон заработал, нужно исправлять десятки других законов, которые с ним связаны. А связали их специально для того, чтобы всех запутать, чтобы можно было обмануть любую комиссию и любого привлечь к ответственности. Ведь любого чиновника можно привлечь к ответственности.
Ведущий: Какое место в системе мер противодействия коррупции Вы бы отвели обеспечению доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти? Каковы, по-вашему мнению, должны быть основные "звенья" механизма обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти в РФ? Как вы оцениваете законодательство в этой сфере?
Жириновский В.В.: Самый лучший вид борьбы с коррупцией - все перевести на электронный носитель: зарплату, кредиты, ставки, документы. По времени нахождения документа в любом учреждении можно моментально определить, где началась коррупционная схема. Сегодня электронные средства позволяют следить за каждым чиновником. Вся контрабанда налицо, технические средства нам помогут и в борьбе с коррупцией, и в борьбе с террором. Сегодня все телефоны находятся под контролем. Если кто-то из вас думает, что он звонит и его слышит только абонент, ошибаетесь, вас слышит весь мир. Мобильная связь очень доступна для человека, в любом месте есть телефон. Телефонная связь очень доступна для контроля. Необходимо взять под контроль телефоны всех коррупционеров и тогда коррупции не будет.
Ведущий: Ряд экспертов утверждают, что увеличение использования пластиковых карт и иных электронных платежных средств позволит значительно снизить уровень коррупции и в этом значительную роль сыграет создание Национальной платежной системы. Как вы считаете, это так?
Жириновский В.В.: Это главный элемент перехода к электронным деньгам. Необходимо, чтобы в основном граждане все расчеты производили по электронной карточке. Вся зарплата, все доходы чиновников должны уходить на их счет. Необходимо немедленно информировать правоохранительные органы, что конкретный чиновник снял, например, сумму 1 миллион рублей. За ним начинаем следить. Тайна вкладов сохраняется, но открывается тайна взятия денег наличными. Зачем вам нужен миллион? Оплатите машину, любые услуги по этой карточке. Когда за границей в банке снимают 20 тысяч, сразу настораживаются. А у нас 2 миллиона берут и ничего. Нужно исключить наличные деньги. Сразу будет нанесен удар по коррупции. Вы же не дадите взятку по электронной карточке, т.к. сразу будет видно, что движение денег с вашего счета пошло на счет этого клиента. Как вы рассчитаетесь за наркотики? Т.е. это очень удобно. Запад это ввел уже давно, это есть даже в такси, в любой парикмахерской, в любом магазине. Следует исключить оборот наличных денег, убрать их, тогда будет видно, как, куда они идут, все фиксируется. И всем будет выгодно честно жить. Нас никто не будет обманывать, исключаются все аферы с квартирами и т.д. Коррупция ведет к гибели людей. Это не просто потеря денег. Коррупция, продажность убивает чиновников. Он готов на любые действия. Чем выше взятка, тем быстрее чиновник продаст все государственные секреты и т.д. Он много раз брал, почему еще не взять.
Ведущий: Может ли стать, по-вашему мнению, эффективным средством противодействия коррупции разработка кодекса служебного поведения государственного гражданского служащего, и если может, то при каких условиях?
Жириновский В.В.: Конечно, может. Во-первых, необходимо исключить любые родственные отношения. Родственники ни в коем случае не должны работать в одной фирме, в одной конторе, в одной отрасли. Во-вторых, необходимо исключить все подарки. С какой стати вы несете подарок чиновнику? Определенно ясно, что это элемент коррупции. Подарок дарится для того, чтобы чиновник к вам хорошо относился, чтобы оказывал содействие вашим делам. Необходимо, чтобы были исключены все подарки, абсолютно все: на дни рождения, на профессиональные праздники, на свадьбу дочери, на крестины сына и т.п. Должно быть четкое разграничение, четкая субординация. Отдельно друзья, отдельно семья, отдельно офис, тогда это поможет. Безусловно, такой кодекс должен быть. Нельзя допускать, чтобы бывший чиновник после госслужбы уходил в какую-то коммерческую структуру, потому как он может заранее курировать эту коммерческую структуру, поддерживать и укреплять ее мощность. Таким образом, эта коммерческая структура косвенно накачивается этим чиновником, а после его ухода с госслужбы, возглавляется им. Необходимо сделать так, что уж если человек выбрал госслужбу, то нужно быть ей верным до пенсии. А после нее можно, например, идти преподавать в Академию госслужбы, передавать свой опыт молодежи, но только честный опыт. И государство должно напрямую стимулировать такое развитие событий. Госслужащим необходимо предоставлять хорошее жилье, дачи, машины, лечение, отдых, высокую пенсию. Чтобы чиновник понимал, что за 30 лет службы все это у него будет в результате честной работы. Конечно, все это может быть и через взятки, но и вероятность тюрьмы тоже большая. Государство должно обеспечить чиновникам достойную зарплату. Например, начать с 50 000 рублей для рядового сотрудника, и потом, по мере его службы, повышать до 70 000, 100 000, 150 000, 200 000, 500 000 рублей. Например, молодой специалист в 23 года будет получать 50 000 рублей, а к 50-60 годам - 500 000 рублей, а пенсия у него будет, допустим, 300 000 рублей. Вот тогда, конечно, чиновники будут вести себя по-другому, будут дорожить своим местом. За рубежом все это давно решено.
Ведущий: Владимир Вольфович, ведете ли вы для себя рейтинг коррумпированности различных организаций (органов государственной власти)? Согласны ли вы с утверждением, что чем выше ранг органа государственной власти, тем более коррумпирована данная организация в субъективных оценках граждан? И почему в глазах народа, на ваш взгляд, сложилось такое стойкое убеждение по этому вопросу?
Жириновский В.В.: Конечно, чем дальше от земли, тем искаженней цифры. Все проблемы коррупции и террора связаны с вертикалью власти. Нам нужно найти какой-то правильный элемент. У нас если самодержавие - то только царь, если партийная система – то однопартийная КПСС. Большое государство требует сильной исполнительной власти, но при этом должен быть очень сильный элемент демократии, свобода прессы, независимость судов, собрания, митинги и никакой монополии. Как только нет конкуренции, сразу же образуется монополия. Например, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Мы не стали голосовать за него. Почему? Убрали лимит ограничения торговой наценки. Мы ввели его: больше 10-ти наценка быть не может. Это из Закона убрали. Сейчас Закон "О торговле" принят. Ну и что? Цены понизились в магазинах? Нет. И какой тогда смысл принятия этого закона? Никакого. Чуть-чуть прижали крупные торговые сети. А главное, граждане хотели понижения цен на товары, но этого не произошло. Сейчас принят Закон "Об обороте лекарственных средств". Одного монополиста убирают, появляется другой. Какая тогда разница? Вы придете в аптеку и вам опять продадут бракованные лекарства. Это самое опасное, потому как вы не только не лечитесь, но и калечите себя. Вот вам и коррупционная схема. Законы принимаются, утверждаются, а на выходе – законы не действуют. Значит, налицо коррупция.
Ведущий: По результатам исследования коррумпированности стран мира Международной общественной организации по противодействию коррупции "Transparency International", Россия занимает 146-е место по уровню коррупции среди 180-ти стран мира. Как вы можете прокомментировать такое исследование?
Жириновский В.В.: Детство коррупции проходило при царе, взросление при советской власти, сейчас наступила ее зрелость. Ослабли все законы, все стимулы, мораль, коррупция получила самую благодатную форму, потому как все старое уже не действует, а новое еще не действует. Почему ЛДПР против того, что свергли самодержавие? Его нужно модернизировать. Мы дважды полностью разрушили все инструменты. Возьмите наши современные фильмы, везде преступления, везде взятки, алкоголь, курят, ругаются, пропагандируют гламурную жизнь. Общество постоянно подталкивают к этому. Мы забыли, что такое поставить в пример честного чиновника, честного инженера, честного врача. Например, в день теракта 29 марта в 10 раз вздули цены таксисты, но были и те, кто подвозил бесплатно. Мы много говорим об отрицательном и ничего - о положительном. В пятницу в Кремле проходила встреча с Президентом, я показывал ему самый дешевый в России хлеб, белый батон стоимостью 10 рублей. Все время говорят о плохом, но есть самый дешевый хлеб в России, давайте сделаем его таким по всей стране. Все говорят, что повышаются цены на ЖКХ. А там, где ТСЖ контролирует ЛДПР, например, в г. Тамбове, мы их понизили на 20%. В Тамбове мы понизили, а в Москве нам такой возможности не дают. Коррумпированное правительство, и мы ничего не можем сделать. В Тамбове коррупция меньше. К примеру, все наше молодое поколение первое время хотело пойти в бизнес, сейчас же все хотят стать чиновниками. Все поняли, что самые быстрые деньги там. В бизнесе постоянно присутствуют какие-нибудь риски. А чиновники сидят в теплом кабинете, складывают листочек к листочку, не выпуская от себя ничего. Когда принесут деньги, тогда этот листочек пропускают дальше. Отличная, безопасная работа.
Ведущий: В конце декабря 2009 года Генеральная прокуратура России разработала критерии отнесения конкретных преступлений к разряду коррупционных. Могли бы вы рассказать о своем мнении: с чем согласны, с чем нет, какие предложения имеются у вас?
Жириновский В.В.: Генеральная прокуратура разработала критерии. Но когда следователи возбуждают уголовное дело по коррупции, она его закрывает. Что толку от такой Генеральной прокуратуры? Для чего разрабатывают критерии? В чем здесь заморочка? Все это для того, чтобы уйти от ответственности по коррупции. Например, следователь может сказать, что ваше дело по этим критериям не подходит. Всякий документ, инструкция, закон, критерий создаются для того, чтобы усилить коррупцию, чтобы можно было к чему-нибудь придраться, от чего-то отойти, к чему-то приблизиться, чтобы вас же потом и обвинить. Понимаете? У нас один инструмент для борьбы с коррупцией – Уголовный кодекс РФ. Один! Правительство 15 лет разрабатывало Федеральный закон "О противодействии коррупции". Все это время коррупционеры платили, чтобы этого закона не было. Теперь он есть, но оттуда выхолостили все, что нужно. Вернее, проплачивали так, что Госдума не приняла ни одной действенной нормы. Президент объявил борьбу с коррупцией в качестве одного из главных пунктов своей программы, он вносит предложения, а депутаты, которые не хотели принимать закон, выхолащивают оттуда самое главное. А потом Генеральный прокурор пишет критерии, как нужно рассматривать дела о коррупции. Тогда для чего принимался Федеральный закон "О противодействии коррупции"? Все это только усиливает коррупцию.
Ведущий: Коррупция очень сильна в государственных судах. Если суд коррумпирован, то усилия правоохранительных органов по изобличению преступника нередко бывают тщетными. В то же самое время в суде проходят заказные дела и неправосудно осуждаются невинные люди. Выносится масса незаконных решений по гражданским делам. Владимир Вольфович, как решить эту проблему? Могли бы вы высказать на этот счет свои предложения по искоренению коррупции в российских судах!
Жириновский В.В.: Например, в отношении чиновника прокурор прекратил дело, а если бы он был честным прокурором, то дело обязательно бы довели до суда. Тогда бы, возможно, коррупционеры подкупили бы районный суд и т. д. И проблема не только в этом, за большие деньги можно и досрочно освободиться и отбывать свой срок в великолепных условиях. У Федеральной службы исполнения наказаний нет никаких ограничений в этом: за деньги вам могут и икру подавать, и кофе, и газеты, выводить на прогулки, создавать особые условия. За деньги и выпустят досрочно и помилование устроят, поэтому коррупционная схема у нас имеет место не только на первой стадии совершения преступления, но и во всех сферах жизни: в строительстве, жилье, образовании и др. Самое страшное то, что в борьбе с коррупцией у нас опять действует коррупция. Это порочный круг. Я сейчас вскрываю коррупционные схемы в действиях московского правительства, а на меня за это подают в суд. 27 апреля на Басманной будет суд, пожалуйста, приходите. Спасает депутатская неприкосновенность, если бы не она, уже бы посадили. Самое страшное зло, когда борцов с коррупцией трамбуют по судам и камерам, а коррупционеры остаются на свободе. Наш суд абсолютно зависит от коррупционеров, никакой независимости у суда нет. Даже если у нас будут прекрасные законы, пока не будет независимой судебной системы, мы коррупцию не поборем.
Ведущий: В одном из своих выступлений в целях борьбы с коррупцией вы предложили вести за чиновниками различного уровня постоянное электронное наблюдение. Как вы себе это представляете? Посредством каких мер это достижимо?
Жириновский В.В.: Это очень просто. Сегодня это уже делается. Необходимо, чтобы везде в кабинетах ключевых чиновников стояли камеры. Чтобы камера фиксировала каждое движение чиновника, каждую бумажку, которую к нему несут. Камера стоит - чиновник под наблюдением. Контроль должен осуществляться в отношении всех чиновников от сельсовета до Администрации Президента, а вся информация об их работе должна подаваться в интернет, чтобы любой человек мог оперативно узнать где, например, находится его жалоба, его письмо, кому они расписаны, как двигаются дальше. Все это обязательно должно быть под наблюдением. Можно будет увидеть, кто приходит на прием к этому чиновнику, сколько времени пребывает в его кабинете, с каким толстым кейсом заходит, с каким выходит. Необходимо контролировать все телефонные разговоры. Контроль должен быть в ресторанах, в машине. Сегодня на расстоянии все можно контролировать, абсолютно все. Можно вести контроль через официантов в ресторанах, поскольку все рестораны, в которые ходят чиновники, известны, через водителей их автомобилей и т. п. Все это поможет в борьбе с коррупцией. Необходимо оборудовать видеокамерами квартиры, подъезды. Вы скажете: "Да не захочет чиновник такую жизнь". Тогда пусть не работает чиновником, пожалуйста! Обязательно найдутся честные, которые скажут: "Пусть меня контролируют, я взяток не беру". Чиновник должен понимать на что идет, но за такие жесткие условия работы государство должно ему обеспечить высокую зарплату, обеспечить жильем, машиной, дачей, отдыхом и пенсией. Чтобы он знал, что сумма льгот от государства выше грязных взяток. Только тогда он сможет честными глазами смотреть на мир, только тогда его дети будут гордиться, что их папа чиновник, что он честно идет по карьерной лестнице вверх, а не сидит в Бутырке. Вы понимаете, что другого пути просто нет. Сейчас в медицине есть понятие "геном" человека. Это глубочайший анализ крови, слюны и мочи, который дает полную картину о том, какие заболевания ждут человека на несколько лет вперед. Сделайте этот анализ. За рубежом его уже делают. Сейчас он стоит шесть тысяч долларов. Скоро будет стоит тысячу долларов. Вот такой же коррупционный анализ мы должны делать и чиновникам. Вот тогда он не будет брать взятки, он будет понимать, что каждый его шаг под контролем.
Ведущий: Финансирование партий в России - закрытая и поэтому самая компроматоёмкая тема. Когда и каким образом финансы в политике станут прозрачными для избирателей?
Жириновский В.В.: Здесь нужно сделать тоже самое. Нужен постоянный контроль. Например, мы 15 лет вообще ничего не получали. Сразу возникал вопрос, что имеет место элемент коррупции. На что существует эта политическая партия? Это же аппарат, штаб-квартиры, машины, оргтехника, выпуск газет - все это стоит минимум 30 миллионов в месяц. То есть, нужен миллион рублей в день в масштабах всей России. Государство ничего не дает. Таким образом, политические партии толкали к поиску денег со стороны. Последние пять лет ввели официальное финансирование партий, закрепили 20 рублей за каждый голос, полученный на выборах. В Европе эта сумма составляет в 2-3 раза больше. Но у нас и зарплата не как в Европе. В принципе, если платить партии 50 рублей за голос, этих денег будет вполне достаточно, чтобы перекрыть любые левые источники. Касьянов в своих показаниях в Европейском суде сказал, что ЮКОС финансировала все партии: "Единую Россию", "Справедливую Россию", КПРФ, кроме ЛДПР. Я ему за это благодарен. Если мы прекратим финансировать политические партии со стороны коммерческих структур, а это очень легко проверить, то это будет дополнительной существенной мерой по борьбе с коррупцией.
Ведущий: Спасибо, Владимир Вольфович. Дадим слово журналистам, которые присутствуют в зале. Коллеги, вы можете задать свои вопросы.
Вопрос из зала: Ходаков Владимир Владимирович, судья Федерального третейского суда. Владимир Вольфович, у меня к вам два вопроса. Первый вопрос шуточный. В 2002 году я читал вашу книгу, где вы писали о реформе центральной системы власти, где обозначили, что Россия должна быть поделена на семь федеральных округов. И тогда еще главный человек ФСБ России издал Федеральный Указ о делении России на семь федеральных округов. Может быть, наш главный юрист России должен прочитать вашу книгу, где вы рассказали о механизме противодействия коррупции, чтобы ввести это? И второй вопрос. Какие нужны полномочия депутатам, партии на местном, региональном, федеральном уровнях, чтобы противостоять коррупции на местах? Может быть, нужно проводить какой-то ежегодный аудит?
Жириновский В.В.: Отвечу по первому вопросу. Не знаю, почему вы говорите, что вопрос шуточный. Тут нет ничего особенного. Эти семь регионов представляют из себя отдельные действительные экономические зоны. Дальний Восток, Сибирь, Урал и т.д - это естественное деление. Это было при царе, при советской власти. Поволжье, север, центр и юг - здесь я не вижу ничего того, чтобы в чем-то кого-то упрекать, кто у кого подсмотрел, кто кому подсказал. Это история нашей страны. Отмечу, что у нас есть предложения по борьбе с террором, с коррупцией, по демографии и т.д., но исполнители плохие. Наступил коллапс управления, страна перестает быть управляемой. Мы должны арестовывать каждый день всех чиновников, замешанных в коррупции. Если мы хотим перейти к другой государственной экономической системе, нужно начать с диктатуры. Необходима не демократизация страны, а, наоборот, нужно ввести чрезвычайное положение и за несколько лет трансформировать страну, будет другая экономическая, социальная, политическая формация.
Вопрос из зала: Сергей Васильев, агентство "Клерк.ру". Насколько я вас понимаю, надо наделить ФСБ дополнительными полномочиями? Или есть еще какая-то служба, которая может делать все то, о чем вы рассказали? Какое место в сложившейся системе коррупции занимает ФСБ наряду с МВД и Прокуратурой?
Жириновский В.В.: Конечно, органы КГБ подверглись глубокой перетряске. Шесть раз в КГБ СССР были заменены все кадры. Там не осталось преданных стране людей, честных, чистых. Пришли новые люди, которые не все это знают, умеют. Поэтому не обязательно, чтобы этим органом били КГБ, ФСБ. Пускай будет другой орган по борьбе с коррупцией. Но усиление репрессий не даст нам конечного результата. Я предлагаю убрать московское Правительство, соединить два субъекта: Московскую область и Москву-столицу и тогда это будет не субъект РФ, а федеральный центр. И его делами должен руководить министр центрального Правительства. разу рухнет вся вертикаль коррупции в городе Москве. Нет мэра, нет вице-мэра, нет всех остальных властных структур. Если мы освободим Москву от коррупции, тогда зачистка пойдет по всей стране. Если Москву не освободим, бесполезно заниматься периферией. Поэтому нужны организационные вопросы. Оттого, что мы усилим ФСБ Москвы, мы проблему не решим. Заменим прокурора Москвы – проблему не решим. Проблему решим только за счет организационных изменений.
Вопрос из зала: Сергей Васильев, агентство "Клерк.ру". Я сейчас зачитаю краткую цитату, скажите, вы с ней согласны или нет? "Система будет разрушена либо сверху, т.е. за счет усилий властей, которые приведут ее в соответствие с законодательством, либо снизу традиционным для России способом: снизу и кровью". Согласны?
Жириновский В.В.: Естественно, всегда есть два пути: сверху и снизу. Несмотря на то, что мы - оппозиционная партия, считаю, что все-таки лучше еще подождать и это произойдет сверху, потому что будет тупик, не будет развития. Даже те, кто наверху, скажут: "Ну что же, мы принимаем столько программ, создаем столько новых ведомств, говорим о модернизации, об инновациях, но все стоит". Т.е. конечно, это будет происходить сверху. И наверху уже есть определенный элемент воли. В нашей стране слишком много проблем, поэтому снизу сделать ничего не получится. Уже очень много чиновников, которые насытились, не хотят брать взятки, а коррупционные схемы остались. Вот в чем проблема. Нужно оттуда убрать чиновников, или же убрать эти коррупционные схемы. В России это сделать быстрее не получится, лучше - медленнее.
Вопрос из зала: Владимир Вольфович, то, что я сейчас прочитал – цитата из статьи Ходорковского в "Независимой газете". Ваш коллега по партии написал заявление в прокуратуру с призывом осудить газету и самого Ходорковского за экстремизм в этой статье. Прокомментируйте, пожалуйста.
Жириновский В.В.: Судить за свободомыслие никого не надо. Я не знал, чьи мысли вы зачитываете. Это идеология партии. Если бы фракция ЛДПР была в той последней царской Государственной Думе, мы бы были единственной фракцией, которая бы выступала против требования отречения царя. И, возможно, нашли бы офицеров в той царской российской армии и спасли бы царя, прогнали его эшелон до Царского села, до Петрограда. Если мы хотим жить богаче, то слово "социализм" нужно забыть. Партия ЛДПР не исповедует проблемы социализма.
Ведущий: Вижу, что ответы настолько подробные, что вопросов больше не возникает.
Жириновский В.В.: А почему не возникнет? Наверное, потому, что все питаются от коррупции. Многие боятся наступления того момента, когда коррупция будет искоренена Тишина там, где коррупция! Почему я поддержал ГКЧП, я же знал, что те, кто рвутся к власти, ничего хорошего не сделают. Прошло двадцать лет. Сделали ли они что-нибудь полезное? Ничего, все разворовали, опустили страну со 2-го места на 122-е по уровню коррупции. ГКЧП - это был вариант сохранить сверху контроль над страной, а сторонники Ельцина пришли снизу и ворвались в коридоры власти в рваных джинсах и напропалую стали воровать. Нельзя "улицу" допускать до коридоров власти, разворуют все до последнего, не сделают ничего хорошего.
Ведущий: Уважаемый Владимир Вольфович! Спасибо вам за объемные и интересные ответы. Желаем вам успехов в искоренении такого зла, как коррупция.