Новости и аналитика Интервью Влияние сложившейся экономической ситуации на реформу жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

Влияние сложившейся экономической ситуации на реформу жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

23 октября в 10-00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция с генеральным директором - председателем правления государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константином Георгиевичем Цициным.

Тема интернет-конференции: "Влияние сложившейся экономической ситуации на реформу жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".

Вопросы, связанные с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспечением комфортным жильем граждан продолжают оставаться актуальными. Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны, обеспечение безопасных и комфортных условий для проживания граждан, привлечение частных инвестиций в отрасль, создание и запуск механизма устойчивого развития отрасли без участия государства. Сегодня в стране впервые развернута полномасштабная кампания по капитальному ремонту домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Денежные средства выделяются регионам только на условиях софинансирования.

В ходе интернет-конференции обсуждались сущность и цели жилищно-коммунальной реформы, приоритетные задачи, стоящие перед Фондом содействия реформированию ЖКХ в настоящее время. Участники мероприятия выяснили, каков на сегодняшний день в России объем аварийного жилья, как государство решает проблему аварийного жилого фонда, какие возникают проблемы при реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. каким образом последствия финансового кризиса сказываются на реализации указанной программы и программы капитального ремонта многоквартирных домов, каков порядок контроля расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. 

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответил генеральный директор - председатель правления государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Георгиевич Цицин.

Ведущий: Константин Георгиевич, расскажите, пожалуйста, каков на сегодняшний день в России объем аварийного жилья? Насколько критично вы как глава государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства оцениваете проблему наличия в стране аварийного жилья? Сколько времени, по вашему мнению, понадобится России для решения проблемы ветхого жилья?

Цицин К.Г.: Существует два взгляда на данную проблему. Официальные статистические данные и данные, которые находятся непосредственно в регионах на местах. Я буду больше опираться на статистику. В идеологии закона о государственной корпорации заложен постулат: аварийным считается жилье, признанное таковым по состоянию на 1 января 2007 года. Я подчеркиваю эту дату. На этот период в России имелось 11,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья. На средства, которые выделены нашей корпорации, проблему переселения можно решить примерно лишь на 30 %. На решение проблемы по переселению граждан Фондом уже выделено более 54,5 миллиарда рублей. На эти деньги должно быть переселено около 159 394 человек. На сегодняшний день уже переселено или находятся в стадии переселения порядка 55 000 человек. Надеюсь, что через 2 года количество переселенных людей увеличится в 2-3 раза.

Ведущий: Спасибо. В каких регионах России дела с расселением граждан из ветхого и аварийного жилья обстоят наиболее благоприятно, а в каких ситуация наиболее критична? Вопрос из Ростова-на-Дону.

Цицин К.Г.: В целом субъекты, участвующие в программах Фонда, поделились на три приблизительно равных группы. Первая группа активно принимает участие во всех программах. Вторая группа, обычно, заявки для участия в программах представляет не раньше середины года. Третья группа, к сожалению, достаточно пассивно принимает решения об участии в программах. На сегодня лучше всех работают по программам Фонда Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Белгородская и Пензенская области. Хуже всего обстоят дела, как ни странно, в Северо-Западном округе. Например, Мурманская область только в этом году вошла в программу Фонда. Это плохо, поскольку за каждым рублем стоят конкретные люди, которые хотят улучшить свои условия проживания или переехать в новые дома.

Ведущий: Ольга из Белгородской области спрашивает. Какой площади должно предоставляться жилое помещение при выселении из ветхого и аварийного жилья, занимаемого по договору социального найма? Какие требования предъявляются к предоставляемым жилым помещениям?

Цицин К.Г.: Согласно Жилищному кодексу РФ норма переселения метр в метр. Жилые помещения должны быть предоставлены с отделкой и с установкой всех сантехнических устройств.

Ведущий: Константин Георгиевич, разъясните, пожалуйста, в чем заключается программа "50 миллиардов"? На выполнение каких целей она направлена, насколько эффективно она реализуется в нашей стране?

Цицин К.Г.: В настоящее время в обществе много обсуждается тема эффективности госкорпораций, правильно ли они решают задачи, которые перед ними поставлены. В свете этого хочу отметить, что в период, когда начинался кризис, Фонду удалось достаточно быстро, локально перестроить свой механизм под определенные задачи. И программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья является тому доказательством. Одной из главных задач в конце 2008 года являлось поддержание строительной отрасли, чтобы строительный комплекс продолжал существовать и работать. Правительством РФ было принято решение на льготных условиях предоставлять регионам средства для переселения граждан из аварийного жилья. Речь идет о выкупе недостроенных квартир в домах, где процент готовности должен составлять не менее 70 %. Одновременно здесь решалась еще и другая задача, которая была связана с уменьшением количества потенциально обманутых дольщиков. На сегодняшний день 67 субъектов участвуют в этой программе. Общая сумма осваиваемых субъектами РФ средств составляет почти 40,5 миллиарда рублей.

Ведущий: Константин Георгиевич, в каком объеме и в каких пропорциях осуществляется софинансирование при участии Фонда капитального ремонта жилого фонда со стороны регионов?

Цицин К.Г.: Софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации и собственников жилья является одним из основных положений Закона о Фонде. На первоначальном этапе доля софинансирования субъектами составляла от 20 % до 50 %. В кризисное время было принято решение о снижении доли регионального софинансирования от 5 % до 20 %. Тем самым, регионам с учетом их выпадающих доходов было намного проще осуществлять софинансирование. Доля софинансирования со стороны собственников была и остается – 5 %. Если в первый год, согласно закону, мы могли оказывать финансовую поддержку только в размере 30 % от лимитов субъектов, то уже в 2009 году субъекты могли забрать практически все средства. У нас на сегодняшний день 18 субъектов получили все деньги до 2011 года, а сумма средств, выданных в 2009 году, в том числе и за счет того, что была снижена доля софинансирования, увеличилась в два раза.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос от Станислава из Псковской области. Насколько мне известно, в прошлом году все заявки регионов России, поступившие в фонд, были одобрены, однако, заявка одной лишь Псковской области была отклонена. По какому принципу возглавляемый вами фонд принимает решение о выделении финансирования на капитальный ремонт дома?

Цицин К.Г.: Все процедуры прописаны в законе. Да, такой случай в прошлом году у нас был. В этом году имел место еще один случай, когда мы отказали субъекту (Орловской области). Что касается Псковской области, то на конец 2008 года от них была подана третья заявка и сумма средств, которую они просили на продолжение программ, превысила их лимит на 2008 год. Поэтому, к сожалению, нам пришлось им отказать.

Ведущий: Спасибо. Расскажите, пожалуйста, какие субъекты РФ на сегодняшний день уже получили финансовую поддержку фонда?

Цицин К.Г.: Сегодня в программах Фонда участвует 81 субъект Российской Федерации, 2 субъекта не участвуют: это Чеченская Республика и город Москва. У Чеченской Республики на это имеются объективные обстоятельства, поскольку до 11 октября 2009 года до выборов у них не было муниципальных образований. А по закону необходимо, чтобы не менее 2-х муниципальных образований участвовало в программах Фонда. Мы с ними работаем практически целый год. Я знаю, что сейчас республика проводит значительную работу по решению вопросов аварийного жилья. Надеюсь, что в следующем году они войдут в программы Фонда. Город Москва не вошел в программы Фонда, поскольку столица реализует свою достаточно большую программу за счет средств городского бюджета. Участие в программах Фонда – дело абсолютно добровольное. Если у субъекта есть свои средства, он хочет идти своим путем, то никаких проблем в этом нет.

Ведущий: Константин Георгиевич, откуда фонд получает информацию о реальном состоянии местного жилого фонда?

Цицин К.Г.: Мы смотрим на заявки, которые к нам поступают от субъектов. В них указаны адреса, по которым будет осуществляться ремонт. У нас имеется несколько источников для получения информации. Первый источник: ежемесячный отчет субъекта перед Фондом, который носит текущий характер. Второй источник: проверки, которые мы проводим в регионах. За 2 года было проверено 58 субъектов РФ. И, конечно же, основной поток информационное поле, которое нам дают граждане. Жалобы поступают к нам как в бумажном, так и в электронном виде. У нас есть портал reformagkh.ru, который работает в интерактивном режиме, и на который поступает достаточно большое количество информации о том, что происходит на местах.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос из Москвы. Константин Георгиевич, что вы думаете по поводу требований, предъявляемых Федеральным законом № 185-ФЗ к регионам? Насколько они выполнимы? Какие положения данного Федерального закона вы считаете неприемлемыми?

Цицин К.Г.: Когда мы начинали работать, то у нас не было особой уверенности в том, что программа заработает в том ключе, в котором она работает сейчас. Велись достаточно большие споры, многие субъекты говорили, что предъявляется очень много требований, которые выполнить практически невозможно. Но результат говорит сам за себя. Если на начало 2008 года порядка 5 субъектов соответствовало требованиям закона, то на сегодняшний день в программе участвует уже 81 субъект.

Ведущий: Спасибо, Константин Георгиевич. Как, по вашему мнению, мировой финансовый кризис повлиял на реформу ЖКХ в России? Сократился ли в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране выделяемый регионам объем средств на капитальный ремонт и расселение граждан?

Цицин К.Г.: Кризис программе только помог, поскольку именно программы капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья оказали определенную поддержку регионам. Наши граждане увидели, что государство не отказывается от тех амбициозных глобальных социальных программ, которые были приняты. Появились дополнительные рабочие места от реализации этих программ. Субъекты продолжают реформирование жилищно-коммунальной сферы, которое было начато 2 года назад. Вначале кризиса было принято решение о возврате определенной части средств Фонда в федеральный бюджет. На сегодняшний день эта сумма составляет 19 миллиардов рублей, но все эти средства будут возвращены обратно в корпорацию в 2010 и в 2011 годах.

Ведущий: Спасибо. Как вы оцениваете реализацию антикризисного плана Правительства РФ применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства? Чего уже удалось достичь? Какие моменты стоило бы скорректировать?

Цицин К.Г.: Вы задаете глобальный вопрос, который выходит за рамки нашей работы.

Ведущий: Мы говорим только о сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Цицин К.Г.: Что касается всего жилищно-коммунального хозяйства, то нам есть чем заниматься еще долгое время. К сожалению, за два года, что работает фонд, невозможно реформировать до конца такую отрасль, которая на сегодняшний день является, наверное, единственной непривлекательной для инвестиций отраслью. Только за счет средств бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ такую отрасль реформировать практически невозможно. Необходимо создать условия для того, чтобы туда пришел достаточно большой частный капитал. Такие попытки уже были предприняты. Мы не должны забывать, что отрасль должна работать. И средства госкорпорации, которые направлены в регионы, этому помогают.

Ведущий: Спасибо. В последнее время Президентом РФ Д.А. Медведевым уделяется большое внимание проблеме внедрения ресурсосберегающих технологий. Ведется ли какая-то работа в данном направлении применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства?

Цицин К.Г.: У нас это прописано в законе. В первую очередь мы вместе с субъектами при ремонтах должны применять ресурсосберегающие, энергосберегающие технологии и материалы. И, конечно, такая работа ведется. Мы с самого начала настаивали, предлагали регионам, чтобы они вели комплексный ремонт, поскольку в результате комплексного ремонта достигается наибольшая эффективность в энергосбережении. Не скрою, это происходит не везде. У многих муниципальных образований есть точечные локальные задачи, которые им просто необходимо решить в силу уже сложившейся ситуации. Но мы всегда на этом настаивали и в прошлом году ввели обязательное условие, согласно которому субъекты должны иметь у себя и предоставлять нам свои программы по поэтапному переходу на отпуск коммунальных ресурсов в соответствии с общедомовыми приборами учета. Это первый шаг к энергосбережению. Практика показывает, что, после установки общедомовых счетчиков платежи постепенно сокращаются на 20 %, а после проведения комплексного ремонта эта цифра может достигнуть 50 %. Мы планируем, что на следующий год субъекты примут у себя программы по увеличению энергоэффективности жилого фонда целиком по всем домам, не важно, участвуют они в программах фонда или не участвуют.

Ведущий: Следующий вопрос из Ростовской области. Почему не развивается конкуренция на рынке управления жилыми домами? Какими проблемами это чревато?

Цицин К.Г.: Очень хороший вопрос. На сегодняшний день конкуренция уже есть. Но в некоторых муниципальных образованиях она носит не слишком правовой характер, поэтому в ближайшее же время необходимо создать механизм, описывающий работу управляющих компаний многоквартирными домами. Мы разработали определенный пакет поправок в законодательные акты, и, надеюсь, он пройдет обсуждение, и тогда будут определены правила игры. В настоящее время таких правил не существует. Поэтому необходимо как можно быстрее принять законодательные акты, которые бы регулировали деятельность управляющих компаний. Тогда, действительно, это будет нормальный цивилизованный рынок.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос касается кадров. Каким образом фонд решает вопрос подготовки кадров для отрасли ЖКХ? Где Управляющим компаниям и ТСЖ находить подготовленные и высококвалифицированные кадры?

Цицин К.Г.: Это одна из проблем. Реформа не так быстро движется, поскольку квалифицированных, подготовленных кадров на сегодняшний день не хватает. Хотя с другой стороны, мы провели опрос и попросили Минобрнауки предоставить нам информацию: 212 ВУЗов страны готовят кадры в той или иной мере для работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такую же работу мы проводим для того, чтобы определить профессионально-технические училища, которые готовят непосредственно специалистов рабочей специальности. Кроме того, важным условием является то, что субъекты у себя должны иметь программу по стимулированию развития реформы жилищно-коммунального хозяйства. Одним из пунктов этой программы является проведение обучающих курсов для руководителей ТСЖ и управляющих компаний. Во многих регионах такие курсы существуют.

Ведущий: Насколько часто за выявленными нарушениями следует давление на сотрудников возглавляемой вами госкорпорации? Какова в связи с этим ситуация с коррупцией внутри вашей корпорации? Расскажите, пожалуйста, об антикоррупционных мерах, применяемых в отношении сотрудников фонда?

Цицин К.Г.: В корпорации работают достаточно высококвалифицированные люди, которых нам удалось привлечь с рынка. Заработная плата позволяет привлекать таких людей. Наши специалисты дорожат работой, поэтому пока проявлений коррупции внутри корпорации не было. Что касается давления, то в последнее время такие предпосылки появляются, поскольку в результате проверок мы стали вскрывать факты нецелевого, неэффективного использования средств. И, конечно, здесь нам стоит поработать вместе с правоохранительными органами, чтобы минимизировать давление на сотрудников.

Ведущий: Спасибо. Вы сказали по поводу контроля за целевым расходованием средств. Каким образом вы следите за целевым расследование этих средств?

Цицин К. Г.: С самого начала мы выстроили очень прозрачный и детальный механизм прохождения финансовых ресурсов. У нас на сегодняшний день действует три, программы: программа капитального ремонта многоквартирных домов, программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда и программа переселения с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. Финансирование этих программ идет по бюджетной системе страны. Мы отслеживаем движение средств вплоть до муниципального образования. Они идут по отдельным кодам бюджетной классификации и оттуда исчезнуть не могут.

Ситуация немного осложняется после того, как средства перечисляются ТСЖ или управляющим компаниям, которые привлекают подрядчиков. Нашими специалистами были разработаны определенные документы для муниципальных образований. Практически каждое муниципальное образование заключило договор с ТСЖ или с управляющей компанией. Мы ежемесячно получаем отчеты о том, какие средства, куда и в каком количестве уходят.

Было принято решение, что все счета управляющих компаний, ТСЖ должны располагаться в банках с государственным участием. С 1 октября 2009 года все счета находятся в четырех банках страны. Раньше можно было открыть счета практически в любом банке, и иногда возникали проблемы. Но поскольку сложилась ситуация, когда три банка просто прекратили свое существование и средства оттуда пока возвратить не удалось, было принято решение об открытии счетов только в банках с государственным участием.

Ведущий: 2009 год в России - год внедрения массовых государственных услуг, предоставляемых в электронном виде. Каковы основные направления деятельности вашей государственной корпорации в реализации этой цели? Расскажите немного о портале, на котором жители могут узнать, вошел ли дом, в котором они проживают, в адресную программу капитального ремонта.

Цицин К.Г.: Портал reformagkh.ru описывает то, что делается в корпорации и то, что делается субъектами, т.е. создана база данных по всем домам, которые участвуют в программах. На сегодняшний день эта цифра составляет 80 тысяч домов. Указаны все виды ремонта, которые осуществляются в доме, указываются средства с разбивкой по видам ремонта, дата вступления или начала ремонта, дата окончания, протокол собственников о приемке. Первая часть портала общая. Вторая часть предназначена только для специалистов. Здесь уже идет более детальная разбивка по всем позициям, где могут работать представители субъектов РФ и сотрудники Фонда. База достаточно уникальная. Портал работает чуть больше полугода. Не все отработано, но, надеюсь, до конца года мы выйдем на серьезный, нормальный режим работы, когда все позиции будут закрыты. Также на этом портале жители могут заводить свои домовые книги, общаться между собой.

Ведущий: Следующий вопрос очень общий. Константин Георгиевич, что вы считаете главным плюсом и главным минусом работы фонда за прошедший год?

Цицин К. Г.: Самый главный плюс заключается в том, что за 2 года нам удалось в какой-то степени изменить сознание наших граждан в том направлении, что они все-таки являются собственниками не только своей квартиры, а своего общего имущества или дома. Этот процесс набирает такие обороты, что в некоторых муниципальных образованиях его приходится даже немножко сдерживать. Исключительно из-за недостаточности средств. Необходимо отремонтировать не только дом, но и сделать придомовую территорию, поставить детскую площадку. По инициативе жителей все это начинает осуществляться. Любая реформа направлена на то, чтобы в результате жителям стало лучше, чтобы они могли реализовать свои права.

Минус, к сожалению, мы видим в том, что необходимо изменить мышление не только простых граждан, но и глав многих муниципальных образований. На сегодняшний день у нас участвует около 2 тысяч муниципальных образований. Зачастую наталкиваешься на конкретное непонимание, а может быть, и специальное непонимание. Некоторые города до сих пор не вошли в программы Фонда. Наверное, это тот минус, над которым еще надо работать.

Ведущий: Правомерны ли методы управляющих компаний, стремящихся принудить всех собственников жилых помещений многоквартирных домов устанавливать приборы индивидуального учета? Т.е. или люди платят за «мертвые души», или их принуждают устанавливать приборы индивидуального учета.

Цицин К.Г.: Нет, такие методы не правомерны. То, что приборы необходимо устанавливать, думаю, каждый может ощутить, зайдя к соседу, у которого такой прибор установлен. Другой вопрос заключается в том, что управляющая компания начинает это использовать. Как вы правильно сказали, плату за "мертвых душ" начинают перекладывать на всех. Это абсолютно неправильно. Здесь все зависит от собственника, т.е. если мы с вами начинаем разбираться в этом более детально и конкретно, то управляющей компании просто не будет шансов творить такие безобразия.

Ведущий: Какой порядок подбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта установлен на законодательном уровне? Может ли администрация города привлекать подрядные организации по своему усмотрению, не учитывая пожелания членов ТСЖ?

Цицин К.Г.: В соответствии с законом у субъекта РФ существует возможность создать свой порядок по привлечению подрядных организаций. Но производить это волюнтаристски муниципальные образования не вправе, навязывать свои кампании собственникам они не могут.

Ведущий: Константин Георгиевич, позвольте вас поблагодарить за интересные ответы и за участие в нашей интернет-конференции. Большое вам спасибо!

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и